Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей




Права и обязанности супругов, родителей и детей традиционно подразделяются на личные (неимущественные) и имущественные.

Личных права супругов, то их перечень, определенны в Семейном кодексе:

• право на свободный выбор рода занятий, профессии, пребывания и места жительства (п. 1 ст. 31 Семейного кодекса РФ);

• право на совместное и равноправное решение вопросов жизни семьи, в том числе материнства, отцовства, воспитания и образования детей (п. 2 ст. 31 Семейного кодекса РФ);

• право выбора фамилии при заключении и расторжении брака (п. 1 ст. 32 Семейного кодекса РФ);

• право давать или не давать согласие на усыновление ребенка другим супругом (п. 1 ст. 133 Семейного кодекса РФ).

В области личных правоотношений супруги обязаны (п. 3 ст. 31 Семейного кодекса РФ):

• строить отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи;

• содействовать благополучию и укреплению семьи;

• заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Имущественные отношения супругов связаны с правом и обязанностью на содержание одним из супругов другого супруга (алиментными обязательствами), а также с вопросами владения, пользования и распоряжения общим имуществом, что определяется двумя видами режимов имущества супругов, установленными нормами Семейного кодекса РФ, – законным и договорным.

Согласно пункту 1 статьи 33 Семейного кодекса РФ и статьи 256 Гражданского кодекса РФ законным режимом имущества супругов является режим их общей совместной собственности, которую в соответствии со статьей 34 Семейного кодекса составляет имущество, нажитое супругами во время брака, а именно:

• доходы каждого из супругов от трудовой и предпринимательской деятельности;

• результаты интеллектуальной деятельности;

• пенсии, пособия и иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения;

• приобретенные за счет общих доходов вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в банки и иные кредитные учреждения или в иные предприятия или организации;

• другое имущество. Причем это имущество является общим, независимо от того, на чье имя оно приобретено или зарегистрировано. Даже если один из супругов в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода и тем самым не делал фактический вклад в общее имущество, данное имущество в силу закона является совместной собственностью супругов, владение, пользование и распоряжение которым, согласно статье 35 Семейного кодекса РФ и пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса РФ, должно осуществляться либо по обоюдному согласию супругов, либо одним из супругов с согласия другого.

Определяя виды имущества, составляющего общую совместную собственность супругов, законодатель в статье 36 Семейного кодекса РФ называет и объекты раздельной собственности каждого из супругов, которыми он имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться в своем интересе и по своему усмотрению. Это, во-первых, имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, во-вторых, имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам, в-третьих, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенных в период брака за счет общего имущества супругов.

Каждый из супругов имеет право требовать раздела общего совместного имущества, который при отсутствии согласия другого супруга производится судом, причем как в период брака, так и после его расторжения (ст. 38 Семейного кодекса РФ).

Договорный режим имущества супругов связан с заключением брачного договора между ними – соглашения супругов, устанавливающего имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Брачный договор, согласно пункту 2 статьи 41 Семейного кодекса РФ, обязательно должен быть заключен в письменной форме и нотариально удостоверен, причем несоблюдение требуемой законом формы влечет за собой недействительность брачного договора. Данный договор может быть заключен как во время брака, так и до его заключения, однако в последнем случае он вступает в законную силу с момента заключения брака. При определении условий брачного договора супруги, согласно статье 42 Семейного кодекса РФ, могут использовать в качестве основы законный режим супружеского имущества – режим совместной собственности, изменив и дополнив его теми или иными положениями в отношении части имущества, могут установить для себя режим раздельного имущества, при котором имущество, приобретенное в браке каждым из супругов, будет принадлежать этому супругу, возможен и иной вариант содержания данного договора.

Брачный договор может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению супругов, посредством обращения в нотариальную контору, а также в одностороннем порядке через суд, по правилам расторжения договоров в соответствии со статьями 450–453 Гражданского кодекса РФ.

Если личные и имущественные отношения между супругами возникают из факта заключения брака, то права и обязанности родителей и детей, согласно статье 47 Семейного кодекса РФ, основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

Согласно пункту 1 статьи 54 Семейного кодекса РФ и статьи 1 Федерального закона об основных гарантиях прав ребенка, ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Среди личных прав ребенка глава 11 Семейного кодекса РФ выделяет:

• право жить и воспитываться в семье, включающее в себя в том числе право знать своих родителей, право на родительскую заботу и совместное проживание с родителями, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов, его всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства (п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ);

• право на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. 55 Семейного кодекса РФ);

• право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 Семейного кодекса РФ);

• право выражать свое мнение (ст. 57 Семейного кодекса РФ), которое имеет юридическое значение по достижении ребенком возраста десяти лет (например, усыновление и передача его в приемную семью по достижении этого возраста осуществляется только с его согласия);

• право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ).

Имущественными правами ребенка в силу статьи 60 Семейного кодекса РФ является право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а также право собственности на полученные им доходы, на имущество, полученное в дар или в порядке наследования, и на любое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Реализация личных и имущественных прав ребенка связана с осуществлением родительских прав его родителями, а также с исполнением ими родительских обязанностей. Специфика родительских правоотношений состоит в том, что осуществление родительских прав является одновременно и обязанностью родителей. Неосуществление этого права представляет собой неосуществление родительской обязанности, за что установлены санкции юридической ответственности. Родители имеют право на воспитание детей, в том числе на заботу о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ), на выбор образовательного учреждения и формы получения ребенком основного общего образования (п. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ), на защиту прав и интересов своих детей в отношениях с иными субъектами права (п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ), требовать возврата своего ребенка от любого лица, незаконно удерживающего его (п. 1 ст. 68 Семейного кодекса РФ). В состав родительских прав входят и такие правомочия, как право выбора имени и фамилии ребенка, право дачи согласия на усыновление ребенка и некоторые другие права. Помимо рассмотренных родительских прав и обязанностей, к ним также относится предусмотренная статьей 80 Семейного кодекса РФ обязанность по содержанию несовершеннолетних детей.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей, злоупотребление своими родительскими правами, а также совершение преступлений против жизни или здоровья детей или супруга и другие, установленные в статье 69 Семейного кодекса РФ, деяния, лицо в судебном порядке может быть лишено родительских прав, что означает юридическую потерю всех прав, основанных на факте родства с ребенком. При этом родители, лишенные родительских прав, не освобождаются от обязанностей по содержанию ребенка. Таким образом, лишение родительских прав является семейно-правовой санкцией юридической ответственности, к которым также можно отнести и ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса РФ).

 

52. Особенности федеративного устройства Российской Федерации.

Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности.

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ:

1.Государственная целостность РФ.

2.Единство системы государственной власти.

3.Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов.

4.Равноправие и самоопределение народов.

5.Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации).

Особенности федеративного устройства РФ.

Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.

Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

Особенности статуса субъектов федерации

Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. В таблице приводятся особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов Российской Федерации. В скобках указаны статьи Конституции России, содержащие соответствующие положения.

БИЛЕТ 27


53. Предмет, метод, задачи административного права. Источники
административного права.

А дминистративное право, наряду с конституционным и гражданским правом, является ведущей отраслью в системе российского права, относится к публичному праву и играет в правовой системе системообразующую роль:

Во-первых, оно представляет и выражает один из двух главных методов правового регулирования – императивный, повелительный. Другой базовый метод – диспозитивный – олицетворяется нормами гражданского права. Своеобразное объединение в треугольник «конституционное право - административное право – гражданское право», формирующий фундамент всей системы российского права, показывает административное право как фундаментальную базовую отрасль права.

Во-вторых, административное право служит своего рода «материнской отраслью» для отраслей публичного права. Положения административного права о компетенции органов исполнительной власти находят свое отражение и воплощение в финансовом, налоговом и других отраслей права. Императивный подход административного права наиболее эффективно применяется, например, в экологическом праве как наиболее эффективный способ борьбы в настоящее время с правонарушениями в этой области общественных отношений.

В основе административного права лежат принципы, которые раскрывают его сущность:

= Федерализм (единство и разграничение полномочий);

= Законность (деятельность на основании, в рамках и по исполнению закона);

= Равенство граждан перед законом и перед правоприменителем;

= Взаимная ответственность государства и личности;

= Справедливость (соответствие между поведением субъекта и юридическими последствиями);

= Демократизм (непосредственное и опосредованное участие населения в правотворчестве и подконтрольность деятельности органов исполнительной власти представительным органам).

Указанные принципы закрепляются в законодательстве двумя способами: титульный (в конкретной норме права, статье закона) и смысловой (вытекает из анализа содержания нормативного акта).

В административном праве публичные интересы закрепляются, обеспечиваются и реализуются с помощью различных правовых средств:

a) нормативное фиксирование публичного интереса и его признаков;

b) закрепление видов публичных интересов;

c) признание приоритета публичных интересов;

d) установление порядка и гарантий обеспечения публичных интересов;

e) определение способов защиты публичных интересов и мер административной ответственности за их нарушение.

Административное право регулирует вопросы, связанные с порядком формирования органов исполнительной власти, определения их структуры и компетенции, формы и методы их деятельности и др. Административное право выступает как средство реализации государственной воли в отношениях «исполнительная власть – частное лицо» и как средство защиты частных лиц от возможного произвола государственной администрации. Задачей административного права является обеспечение баланса интересов в отношениях «государство – частное лицо», включая те, которые принимают конфликтную форму.

С амостоятельность административного права обусловлена целями, системным характером содержания и построения, собственным предметом и специфическим методом регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, а также собственной нормативной базы.

Предметом административного права, как и любой другой отрасли права, являются общественные отношения. Специфика предмета заключается в том, что регулируются только общественные отношения, которые складываются по поводу и в связи с осуществлением исполнительной власти в процессе государственного управления, наиболее важные и нуждающиеся в правовом регулировании.

Границы сферы государственного управления, в ко­торой возникают административно-правовые отноше­ния, определяются наличием специальных субъек­тов - органов исполнительной власти. Административное право регулирует отношения с участием субъектов исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществле­ния управленческих функций.

Общественные отношения в сфере государственного управления, можно классифицировать по различным основаниям или признакам:

a. по составу субъектов участвующих в отношениях:

ñвертикальные отношения – между соподчиненными субъектами исполнительной власти;

ñгоризонтальные отношения - между субъектами исполнительной власти не являющимися соподчиненными;

ñмежду субъектами исполнительной власти и нахо­дящимися в их организационном подчинении государ­ственными объединениями и т. д.;

ñмежду субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;

ñмежду субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

ñмежду субъектами исполнительной власти и гражданами;

ñ между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.

b. в зависимости от государственно-территориального устройства:

- между исполнительными органами федерального уровня и субъектов федерации;

- между исполнительными органами субъектов федерации одного уровня;

- между исполнительными органами субъектов федерации разного уровня;

c. по направленности воздействия:

= внутренние, внутриорганизационные, внутрисистемные;

= внешние, внесистемные;

d. по характеру юридических фактов:

ñпорождаемые правомерными действиями;

ñ порождаемые неправомерными действиями;

e. по содержанию:

ñматериальные – отношения, регулируемые материальными нормами административного права;

ñпроцессуальные – отношения, складывающиеся в сфере управления в связи с разрешением конкретных дел, регулируемых административно-процессуальными нормами.

В предмет административного права входят также отношения, возникающие в связи с осуществлением органами исполнительной власти функции контроля, который можно разделить на внутренний и внешний.

Внутренний контроль (административный) – он осуществляется внутри системы исполнительной власти её органами.

Внешний контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется со стороны двух других ветвей – судебной и законодательной.

Важнейшей составной частью предмета административного права является совокупность отношений органов исполнительной власти с физическими лицами.

Е сли категория «предмет права» определяет сферу правового регулирования, то понятие «метод права» устанавливает и раскрывает средства этого регулирования, обозначает совокупность приемов и способов воздействия на поведение участников отношений.

В теории права различают два противоположных метода правового регулирования:

Авторитарный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Субъекты правоотношений вправе совершать только разрешенные действия, следуя правилу «запрещено все, кроме прямо дозволенного».

Метод автономии предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. Стороны выступают как равные субъекты и добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, в соответствии с принципом «дозволено всё, кроме прямо запрещенного» или «разрешено все, что не запрещено законом».

Административное право как любая отрасль права использует в качестве средст­ва правового регулирования три юридические возмож­ности:

- предписание - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовыми нормами;

- запрет (фактически также предписание, но иного характера) - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовыми нор­мами;

- дозволение - юридическое разрешение совер­шать в условиях, предусмотренных правовыми нормами, те или иные действия, либо воздержи­ваться от их совершения по своему усмотрению.

Под источниками административного права можно понимать формы «административного правообразования» и внешнего структурного выражения административно-правовых норм. Источники права - способы нормативного выражения и структурирования правовых правил поведения.

С этих позиций источник права можно рассматривать в трех аспектах:

1) способствует зарождению правовых норм в соответствии с объективными условиями экономического и социального развития и для отражения общественных интересов;

2) означает импульс, своего рода начало формирования правовых норм (научные концепции, разрабатываемые учеными);

3) выступает как форма выражения и структурирования административно-правовых норм.

Правовой порядок в области государственного управления слагается из трех элементов:

ñюридические нормы или обычаи;

ñабстрактные правила поведения;

ñадминистративный акт, направленный на установление, изменение или прекращение юридических отношений.

Внешние конкретные формы (юридические источники) выражения административно-правовых норм могут носить разнообразный характер.

Обычно выделяют наиболее типичные источники права:

- общие принципы права;

- нормативно-правовой акт – юридический акт, принятый компетентным субъектом правотворчества и содержащий нормы административного права;

- административный договор – двух или многостороннее соглашение нормативного содержания между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права;

- правовой обычай - сложившееся исторически и вошедшее в привычку санкционированное государством правило поведения;

- идеи и доктрины – научные труды по административно-правовым вопросам, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным делам;

- судебный и административный прецедент – решение по конкретному юридическому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел в будущем;

- международное право.

Нормы административного права наиболее часто закрепляются в нормативных актах, которые могут издаваться соответствующими органами исполнительной власти, в связи с чем, они имеют различную юридическую силу и сферу их действия. Среди правовых актов различают:

1. Акты Федеральных органов:

- Законы (Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы текущего законодательствования, Постановления и иные акты Федерального собрания)

- Подзаконные акты (Указы, распоряжения Президента РФ, Постановления, распоряжения Правительства РФ, Нормативные акты министерств, ведомств и других центральных органов исполнительной власти РФ, Приказы, распоряжения, инструкции иных федеральных органов и руководителей федеральных предприятий, учреждений).

2. Акты субъектов федерации:

= Законы субъектов федерации (Конституции, уставы, законы);

= Подзаконные акты субъектов федерации (Указы, распоряжения президентов, губернаторов; постановления, распоряжения правительств, администраций; нормативные акты министерств и иных органов).

3. Нормативные акты (распоряжения, решения) органов местного самоуправления.

4. Законы и подзаконные акты органов бывшего СССР.

5. Международные акты (безвизовый въезд-выезд, таможенный контроль).

4. Взаимодействие административного права с другими отраслями права

Я вляясь одной из базовых отраслей всей системы российского права, административное право широко взаимодействует с другими отраслями. Предмет административного права не охватывает все общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. Эти отношения регулируются иными отраслями права. Так возникает взаи­модействие со следующими правовыми отраслями:

= конституционным правом. Конституционное право закрепляет основ­ные принципы организации и функционирования исполнительной вла­сти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые осно­вы их формирования, взаимоотношений с субъектами других ветвей государственной власти; права и свободы граждан, часть которых реа­лизуется в сфере государственного управления. Административное право берет начало внормах конституционного права, детализирует и конк­ретизирует их; определяет правовую реализацию прав и свобод граж­дан, компетенцию различных звеньев системы исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности и т. п.;

= гражданским правом. Нормами административного права регулируются правила движения имущества (передача, изъятие и т. д.) всфере государственного управления. Нормы гражданского права регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Если гражданское право регулирует отношения права собственности, то административное право регулирует правила движения имущества (передача, изъятие и т.п.) в сфере государственного управления;

= уголовным правом. Нормы административного права определяют, ка­кие деяния являются административными правонарушениями, и меры взыскания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями, и виды нака­зания за их совершение. В определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам могут перерастать в преступления и наобо­рот, что свидетельствует о «подвижности» границ между администра­тивным и уголовным правом;

= финансовым правом. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, налоговой системы и т. д.;

= земельным правом. Значительная часть отношений, отнесенных к пред­мету земельного права, регулируется нормами административного права;

= трудовым правом. Деятельность государственных служащих является смежной областью регулирования трудовым и административным пра­вом. Государственные служащие действуют от имени и по поручению государства. В процессе своей деятельности они выполняют организу­ющие функции. Поэтому деятельность государственных служащих от имени государства по выполнению организующих функций, относящихся к управленческой деятельности регулируется нормами административного права. Трудовые отношения служащего садминистрацией (оплата, нормирование, охрана труда) к управлению не относятся и регулируются нормами трудового права;

= уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. Рассмот­рение дел об административных правонарушениях в суде основывает­ся на общих процессуальных началах.

Свое проникновение административное право осуществляет и в другие отрасли права.

 


54. Финансовая система Российской Федерации, характеристика основных
финансовых институтов. Центральный банк России: функции и особенности его
финансово-правового статуса.

Финансы - денежные ресурсы, необходимые государству для удовлетворения потребностей, для развития расширения производства, решения социальных и культурных задач, содержания государственного аппарата, правоохранительных и т. д.
Аспекты финансов:
- Материальный (бытовой) - совокупность бюджета, внебюджетных и децентрализованных денежных средств, сосредоточенных в федеральных, региональных и местных органах власти.
- Экономический - система денежно-экономических отношений посредством которых на основе распределения и перераспределения национального дохода образуются вышеуказанные формы бюджета, внебюджетных и децентрализованных денежных средств.
- Правовой - часть отношений по распределению и перераспределения НД урегулированные нормами финансового права.

Функции финансов (основные 2):
- Распределительная - стоимости валового общественного продукта для обеспечения каждого субъекта финансовой системы денежными ресурсами.
- Контрольная - сбор налогов.

Виды финансовых фондов (основные):
1. По отношению к уровню власти:
а) Государственные:
• Региональный фонд.
• Федеральный фонд.
б) Государственные средства передаются в муниципальную собственность или в распоряжение органов местного самоуправления.
2. По отношению к бюджету:
а) Бюджетные фонды - это фонды денежных средств, организованные на общие нужды.
ДОХОДЫ -> количественный признак.
РАСХОДЫ -> Роспись по направлению на общие нужды.
б) Внебюджетные фонды - создаются ВБФ и носят целевой характер.
в) Децентрализованные (рассредоточенные) фонды – денежные средства, переданные в оперативное управление или хозяйственное веденье государственным (муниципальным) предприятиям или иным хозяйствующим субъектам.

Финансовая система России - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.
Финансовая система РФ включает в себя:
1.Государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;
2. Внебюджетные специальные фонды;
3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к
централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);
4. Фонды страхования (имущественного и личного);
5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).
Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.
Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.
Финансовые институты:
1. Бюджетные фонды (БФ).
2. Внебюджетные фонды ВБФ.

При переходе к рыночным условиям хозяйствования были образованы следующие внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы.
Внебюджетные фонды имеют целевое назначение - финансирование социальных услуг, предоставляемых населению.
3. Децентрализованные Фонды (ДФ).
4. Страховые фонды.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.

Финансы предприятий являются одним из важных звеньев финансовой системы Российской Федерации. Они функционируют в производственной и непроизводственной сферах экономики.
5. Государственный и муниципальный кредит.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный кредит - это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.
6. Валютно-денежная система (ВДС).

 

Центральный банк РФ занимает особое место в банковской системе, поскольку является главным банком страны и в связи с этим наделен особым правовым статусом.

Финансово-правовой статус Центрального банка РФ — это правовое положение этого банка в финансовых правоотноше­ниях с его участием, содержание которого выражается совокуп­ностью финансово-правовых прав и обязанностей, направлен­ных на выполнение поставленных перед ним целей и функций.

Отнесение Центрального банка РФ к субъектам финансово­го права обусловлено публичными целями деятельности этого органа. Он является главным денежно-кредитным органом го­сударства, что обязывает данный орган при решении вопросов, отнесенных к его ведению, руководствоваться в первую очередь публичными интересами финансовой деятельности государства, координировать свою деятельность с деятельностью иных орга­нов государства, а в определенных случаях оказывать им непос­редственное содействие.

Важная роль Центрального банка РФ обусловила и высокий уровень правового регулирования его положения. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных орга­низаций»1 с последующими изменениями, от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций»2, «О валютном регулировании и валютном контроле», от 13 ок­тября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании

1 СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1097.

2 СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3477.

 

БИЛЕТ 28




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.