КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контрольной работы. Методические рекомендации по выполнению
Методические рекомендации по выполнению
Контрольная работа состоит из 4 тематических частей, соответствующих дидактическим единицам учебного курса «Русский язык и культура речи»: культура речи; стилистика; деловой русский язык; риторика. В конце контрольной работы студент должен составить библиографию, в которой указываются словари, справочники и пособия, использованные при выполнении заданий.
Задание 1 предполагает проверку владения орфографическими и пунктуационными нормами. Для его выполнения необходимо переписать текст, раскрывая скобки и вставляя, где необходимо, буквы и знаки препинания. Внесенные исправления необходимо выделить (подчеркнуть). При выполнении этого задания студенту следует помнить, что русская орфография представляет собой одну из наиболее организованных графических систем. Орфографическая система русского языка базируется на нескольких общих принципах: морфологическом, фонетическом, историческом и дифференцирующем. Базовым принципом русской орфографии является морфологический: значащие части слова (корень, приставка, суффикс, окончание) пишутся одинаково, независимо от произношения. Например: с гореть, с делать, с колоть, с шить; зап е ва'ть, зап е ва'ла, зап е 'ть. Фонетический принцип русской орфографии состоит в следующем: слово (или его значащая часть) пишется так, как слышится. Например, написание приставок на - з / -с: бе з рассудный, но бе с печный. Исторический (традиционный) принцип гласит: слово (или его значащая часть) пишется так, «как принято». Слова с традиционным написанием мы должны заучивать, например: чу в ствовать, к о рова, м я тежный, криста лл, к о нъю н ктура. Дифференцирующий принцип русской орфографии разграничивает написание пар слов, близких по звучанию, но разных по значению, например: подж о г сарая – подж ё г сарай; военная к а мпания - торговая к о мпания. Особые трудности вызывают правила слитного, раздельного и дефисного написания. Этот раздел русской орфографии недостаточно урегулирован, однако существуют два принципа, которые помогут вам (в 90 % случаев!) при выборе правильного варианта написания: 1) определите, что вы пишете – единый смысловой компонент (слово, обычно терминологического характера) или сочетание двух самостоятельных единиц (словосочетание). Например, вагоноремонтный завод или безупречно точное произношение. Часто формальным показателем словосочетания является наличие зависимых слов, сравните: глубокоуважаемый профессор и глубоко уважаемый студентами преподаватель. 2) определите, какие - подчинительные или сочинительные – отношения связывают компоненты сложного слова. При подчинительных отношениях компоненты слова пишутся слитно, при сочинительных – через дефис. Например: белокаменная столица или литературно-художественное издание. При выполнении 1 задания в тексте также необходимо расставить знаки препинания. Студенту следует помнить, что только правильное понимание смысла и структуры текста позволяет точно выбрать и расставить знаки препинания. При выполнении 1 задания рекомендуем обращаться к орфографическим словарям и справочникам по правописанию [7, 8, 9, 17, 18, 26].
Будьте внимательны, обязательно укажите в списке литературы те словари, которые вы использовал! Используйте комплексные словари, в которых сочетаются разнообразные сведения. Например, «Комплексный словарь русского языка» одновременно является толковым, синонимическим, антонимическим, омонимическим, орфоэпическим, акцентологическим, словообразовательным, стилистическим, фразеологическим и сочетаемостным. При выполнении контрольной работы могут использоваться материалы интернет-порталов www.gramma.ru и www.gramota.ru. При использовании интернет-источников ссылка на них обязательна.
Задание 2 предполагает работу со словарями: орфоэпическим, толковым, возможно, энциклопедическим. В задании 3 и 4 проверяется владение лексическими нормами русского языка. При выполнении 3 задания следует обратиться к толковому словарю или словарю паронимов. Задание 4 носит обобщающий характер: студентам необходимо найти лексические ошибки, определить и указать в скобках тип ошибки и предложить свой вариант исправления.
Задания 5, 6, 7, 8 направлены на определение уровня овладения грамматическими (морфологическими и синтаксическими) нормами. Задание 9 носит обобщающий характер: студентам необходимо предложить свою редакцию предложений, в которых допущены грамматические ошибки. При выполнении 10 задания необходимо опираться на знание стилистики. Задание 11 направлено на проверку умений и навыков в области компрессии научного текста. Научная речь для студента - это средство реализации профессионально значимой информации в конкретных видах учебной деятельности (выступления на семинарах и коллоквиумах, конференциях и дискуссиях, написание контрольных, курсовых работ). Однако даже студенты старших курсов часто испытывают затруднения при написании объяснительной записки к расчетной и экспериментальной части исследования. Для успешного выполнения заданий 12 и 13 следует изучить особенности официально-делового стиля. В задании 13 вам предстоит написать резюме. При составлении резюме изучите несколько образцов, предлагаемых в разных справочниках по делопроизводству, и выберите один, наиболее соответствующий вашим целям. 14 задание направлено на проверку риторической компетенции студента. Необходимо подготовить текст публичной убеждающей речи на основе одной из 10 заповедей человечности, выработанных известным ученым и общественным деятелем Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |