Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Терминологического аппарата

ОТ РЕДАКТОРА

4309000000-84

ЛОГОПЕДА

Понятийно-терминологический

Ответы

Ситуационные задачи

1. У мужчины 22 лет после злоупотребления алкоголем была неоднократная рвота в ночное время. Утром рвота однократная, по типу «кофейной гущи». Мочеиспускание в норме. Стула не было. При осмотре цвет кожи обычный, влажность слегка повышена, тахикардия около 92 в мин. АД 120/75 мм рт.ст.

Какой предварительный диагноз? План обследования?

2. Женщина 56 лет перенесла 2 года назад операцию по поводу хронической язвы желудка. Доставлена в приемное отделение скорой помощью в тяжелом состоянии: бледная, тахикардия 120 в мин., АД 80/50 мм рт ст. Со слов родственников, потеряла сознание в ванной комнате, рвоты не было. Накануне 2 дня жаловалась на жидкий стул темного цвета.

Ваш предположительный диагноз и мероприятия по обследованию в приемном отделении?

3. Больной 39 лет, поступил в стационар с жалобами на общую слабость и дегтеобразный стул, появившийся у него после волнений на работе 3 дня назад. Гемоглобин при поступлении 70 г/л. Из анамнеза известно, что больной чрезмерно эмоционален, нередко конфликтует. Каждое сильное переживание сопровождается у него болями в животе, которых в другое время он не ощущает. Обследован год назад - при ФЭГДС на слизистой препилорического отдела была найдена небольшая, до 2 мм плоская язва.

Предположительный диагноз и причина заболевания?

1. На фоне неоднократной рвоты предполагается разрыв слизистой кардиального отдела желудка (синдром Мэллори-Вейсса). Необходимо взять анализ крови, определить группу и резус-фактор, выполнить ректальное исследование, завести зонд в желудок и сделать ФЭГДС.

2. Вероятнее всего, имеет место пептическая язва гастроэнтероанастомоза, осложненная кровотечением. Больная нуждается в госпитализации в отделение интенсивной терапии, где после введения зонда в желудок и попытки опорожнить его надлежит выполнить экстренную ФЭГДС.

3. Причиной кровотечения является стрессовая язва либо острый эрозивный гастрит. О таком характере патологии косвенно свидетельствует отсутствие типичной клиники язвенной болезни и явная связь возникающего болевого синдрома с психоэмоциональным напряжением.

 

 

 

СЛОВАРЬ

 

  проф. Под редакцией В. И. СЕЛИВЕРСТОВА  

 

 

Москва

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»

 

 

ЬБК 92 П 56

Под редакцией Д. И. Селиверстова

 

Составители: Д. Я. Селиверстов, Ю. Г. Гаубих, Л. Б Перчук, О. А. Братанова, Ю. В. Коркина, И. В. Попова, О. Ф. Мельникова, И. В. Кондукова,

Составители:

Гаубих, Л. Б

ова, О. Ф. Ме

Е. П. Зуденкова

 

Рецензенты:

академик РАО, доктор психологических наук,

профессор В. И. Лубовский,

Заслуженный деятель науки РФ, академик РАО,

доктор психологических наук, профессор В. А. Сластенин,

Заслуженный деятель науки РФ, академик АГН,

доктор педагогических наук, профессор Л. С. Волкова,

доктор медицинских наук, профессор Е. М. Мастюкова

 

 

Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под П56 ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издатель­ский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с. 15В1Ч[ 5-691-00044-6.

В словарь включено около 5000 терминов, отражающих содержание логопеди­ческой теории и практики и связь логопедии с разными отраслями научных зна­ний о человеке: лингвистикой, медициной, психологией, педагогикой, дефекто­логией и др.

Словарь предназначен для дефектологов, работников образования, здравоох­ранения и социального обеспечения, а также — для студентов педвузов и средних специальных учебных заведений, для слушателей курсов повышения квалифика­ции и переподготовки педагогических кадров.

14К(03)-97 ББК 92

1§1^ 5-691-00044-6 © Концепция, структурирование, редактирование:

В. И. Селиверстов

© Составление: В. И. Селиверстов, Ю. Г. Гаубих, Л. Б. Перчук, О. А. Братанова, Ю. В. Коркина, И. В. Попова, О. Ф. Мельникова, И. В. Кондукова, Е. П. Зуденкова

© М., «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997

 

Понятийно-терминологический словарь логопеда адресует­ся самому широкому кругу специалистов, связанных в своей профессиональной деятельности с проблемами развития язы­ка и речи человека, с различными нарушениями речи, их пре­дупреждением и преодолением.

Настоящий словарь — это первая в истории развития лого­педии попытка создания отраслевого понятийно-терминоло­гического словаря. По своему назначению он может рассмат­риваться как рабочая книга логопеда — как справочник и учебное пособие.

Специалист сможет найти здесь объяснение нового для себя слова, проверить себя, уточнить или дополнить свои представ­ления и понятия о содержательном значении того или иного термина и его происхождении (этимологии). В этом справочно-вспомогательная роль словаря.

Неплохо, если читатель вдумчиво и доказательно сможет уточнить или дополнить объяснение отдельного термина, су­меет по сходству или различию объединить, обобщить отдель­ные понятия и термины в однородные группы (гнезда поня­тий) и увязал ь все это с соответствующими литературными источниками или опытом собственных наблюдений. В этом учебно-познавательное значение данного словаря.

Логопедия как отрасль научных знаний (в широком пони­мании — о человеке с нарушенной речью и его социальной реабилитации и адаптации путем специальных, коррекционных психолого-педагогических приемов; в более узком понимании — о нарушениях речи и методах их преодоления) воз­никла на стыке и использует знания разных наук: лингвисти­ки, анатомии и физиологии человека, медицины, психологии, социологии, педагогики и др. В учебные планы вузовской профессиональной подготовки логопедов включены циклы соот­ветствующих учебных дисциплин.

Основополагающее и многофункциональное значение язы­ка и речи в социальном развитии человека, и сложность самой его речевой деятельности, связанной с ее физиологическими механизмами, с психологическими особенностями личности индивида, с особенностями его речевого общения и социаль­ного поведения — все это объясняет и подтверждает право­мерность: а) выделения логопедии в отдельную отрасль науч­ных знаний и б) наличия в словарном активе логопеда понятий и терминов из смежных наук (см. «Логика формирования лого­педического понятийно-терминологического аппарата»).

Профессиональный понятийно-терминологический аппарат современного логопеда — это новые и устаревшие, традици­онные и случайные новообразования и заимствованные слова и понятия. Мы полагаем, что они имеют право на представи­тельство в словаре, если они используются в специальной ли­тературе.

При этом, настоящий словарь — это не сборник каких-то раз и навсегда затвердевших правил и понятий, разрешенных или неразрешенных к использованию терминов, не нормативный и обязательный в работе логопеда указатель или документ. Сло­варь представляет собой живой, динамичный в своем использо­вании и трактовке, в своем постоянном совершенствовании, в дополнениях и уточнениях свод профессиональных понятий и терминов, используемых специалистом-логопедом. Это всего лишь языковое выражение и отражение динамики развития логопеди­ческой теории и практики. Другими словами — это живой про­фессиональный язык логопедии как отрасли развивающихся на­учных знаний.

В этом отношении мы понимаем, что настоящий словарь и недостаточно полон, и имеет ряд несовершенств. Но это пер­вая попытка создания подобного рода отраслевого словаря. И мы надеемся, что он будет в определенной мере способство­вать совершенствованию представлений о содержании и гра­ницах логопедической теории и практики, без чего невозмож­но существование и развитие любой науки.

Авторский коллектив предполагает продолжать работу по уточнению и дополнению «Понятийно-терминологического словаря логопеда» в свете современных научных достижений. Поэтому все предложения и замечания по его усовершенство­ванию будут приняты нами с благодарностью.

ЛОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОНЯТИЙНО-

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расписание СЕССИИ | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.