Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие социальной перцепции

Социальная перцепция

 

Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция)

У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление.

Дон Аспромонте

Процесс восприятия одним человеком другого является обя­зательной составной частью общения. Эффективное общение не­возможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров.

 

Межличностное восприятие или социальная перцепция - это сложный процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и ин­терпретацию на этой основе поступков и поведения.

Термин «социальная перцепция» ввел американский психо­лог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социального восприятия, и его зависимости не только от характе­ра стимула - объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, осознания значимости ситуации.

Позже под социаль­ной перцепцией стали понимать целостное восприятие субъек­том не только предметов материального мира, но так называе­мых социальных объектов (других людей, групп, классов, народ­ностей), социальных ситуаций.

 

В социальном восприятии человека в целом всегда присутст­вуют оценка других людей и отношение к ним в эмоциональном и поведенческом планах.

На основе восприятия человека человеком формируется представление о

- намерениях,

- мыслях, способностях,

- эмоциях,

- установках партнера по общению

и определяется собственное поведение.

В целом в ходе социальной перцепции осуществляется:

Ø эмо­циональная оценка другого,

Ø попытка понять причины его по­ступков и прогнозировать поведение,

Ø создание собственной стра­тегии поведения.

Можно также выделить четыре основные функции социальной перцепции:

1. познание себя,

2. познание партнера по общению,

3. организация совместной деятельности на основе взаимо­понимания,

4. установление эмоциональных отношений.

 

При изучении процессов межличностного восприятия выде­ляют два главных аспекта:

1) психологические и социальные особенности субъекта и объекта восприятия;

2) механизмы и эффекты межличностного отражения.

 

В восприятии и оценке людьми друг друга существуют индивидуаль­ные, половые, возрастные, профессиональные различия.

Но наи­большее значение в формировании оценки партнера по обшению имеют психологические качества человека и имеющаяся у него система установок.

 

Внутренние психологиче­ские и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определенную схему социальной перцепции.

Особенно значительна работа таких установок при формировании первого впечатления о незнакомом человеке.

К наиболее существенным свойствам наблюдаемого человека можно отнести:

Ø выражение лица,

Ø способы выражения экспрессии (чувств),

Ø жесты и позы, походка,

Ø оформление облика (одежда, прическа),

Ø особенности голоса и речи.

 

Воспитываясь в определенной культурной и национальной среде, ребенок усваивает набор экспрессивных средств, с помо­щью которых среди взрослых принято выражать свои состояния и желания, и одновременно учится «считывать» с поведения и внешности других людей признаки, с помощью которых можно их понять и оценить.

Вместе с тем можно выделить ряд универсальных психоло­гических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека, позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

.

Механизмы межличностного восприятия

Процессы социального восприятия отличаются от воспри­ятия внешних объектов.

 

Это отличие состоит прежде всего в том, что социальные объекты не являются пассивными и безразлич­ными по отношению к субъекту восприятия, а социальные пред­ставления всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации.

 

Выделяют механизмы социальной перцепции - способы, по­средством которых люди интерпретируют действия, понимают и оценивают другого человека.

К механизмам познания и понимания относятся прежде всего идентификация, эмпатия и атракция.

 

v Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоя­нии строится на основе попытки поставить себя на место партне­ра по общению.

То есть происходит уподобление себя другому.

При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.

Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек.

Идентификация имеет особое личностное значение на опре­деленном возрастном этапе, приблизительно в старшем подрост­ковом и юношеском возрастах, когда она во многом определяет характер отношений между юношей и значимыми для него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру).

 

v Эмпатию можно определить как эмоциональное вчувствова­ние или сопереживание другому.

Через эмоциональный отклик человек достигает понимания внутреннего состояния другого.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он до­пускает право на существование этих разных точек зрения, тем выше у него эмпатия.

Эмпа­тия, эмпатийность в отношениие партнером по общению может рассматриваться как одна из наиболее важных профессиональных качеств медицинского работника.

В целом ряде случаев развитие способности к эмпатии представляется особой задачей для людей, связанных с такого рода деятельно­стью, и решается с помощью активного самообразования, уча­стия в различных группах профессионального развития.

 

v Аттракция (в дословном переводе - привлечение) может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.

В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.

 

Механизм самопознания в процессе общения получил назва­ние социальной рефлексии.

Социальная рефлексия - это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению.

Иначе говоря, это знание того, как другой знает меня.

Важно подчеркнуть, что полнота представлений чело­века о самом себе в значительной степени определяется богатст­вом его представлений о других людях, широтой и разнообразием его социальных контактов, позволяющих проанализировать отно­шение к себе со стороны различных партнеров по обшению.

Универсальный механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека - является механизм каузальной атрибуции.

Различают три типа каузальной атрибуции:

1. личностную - причина приписывается тому, кто совершает поступок;

2. объективную - причина приписывается объекту, на кото­рый направлено действие;

3. обстоятельственную - причина приписывается внешним обстоятельствам.

 

Люди не всегда правильно приписывают личностные качества другим.

 

Интересен пример: одно и то же фото было показано двум группам людей, первой сообщалось, что человек на фотографии преступник, второй - о том, что он крупный ученый. Каждой группе было предложено составить словесный портрет этого чело­века. В первом случае ему были приписаны отрицательные черты личности, во втором - положительные.

 

Таким образом, установка влияет на восприятие человека, что может привести к искажению содержания.

 

При этом степень приписывания зависит от таких ос­новных показателей, как:

Ø степень уникальности или типичности поступка

Ø и степень социальной желательности или нежелательно­сти.

 

Эффекты межличностного восприятия

 

В процессе восприятия возможны искажения воспринимае­мого образа, которые обусловлены социально-психологическими эффектами межличностного восприятия, носят объективный ха­рактер и требуют определенных усилий воспринимающей личности.

Наиболее значимой информацией о ком-то является первая и последняя, это выражается в эффекте первичности и новизны.

 

Эффект первичности и новизны подчеркивает важность определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Ø при противоречивой информации о незнакомом человеке боль­ший вес придается данным, полученным вначале,

Ø при общении со старыми знакомыми больше доверяем последней информации.

 

Важной сферой исследования социальной перцепции являет­ся изучение процесса формирования первого впечатления о дру­гом человеке.

На то, каким оно будет, могут оказывать влияние многие факторы, наиболее существенные из них:

§ превосходство партнера по общению,

§ привлекательность партнера по общению,

§ и отношение к наблю­дателю.

Ø Фактор превосходства - «запускает» схему социально­го восприятия в ситуации неравенства партнеров (наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для не­го параметру - уму, материальному, социальному положению и др.).

 

Ø Фактор привлекательности - реализует схему, связанную с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне.

 

Ø Фактор отношения к наблюдателю - ставит в зависи­мость восприятие партнера по общению от его отношения к на­блюдателю: людей, которые к нам хорошо относятся или разде­ляют важные для нас идеи, мы склонны оценивать позитивно.

 

Большое значение на формирование первого впечатления о человеке оказывает эффект положительного или отрицательного ореола.

Эффект ореола заключается в приписывании несущест­вующих черт человеку в зависимости от полученной информа­ции.

Австралийский психолог Пауль Р. Уилсон провел экспери­мент. Он представил пяти группам студентов Мельбурнского университета одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новые звания и титулы, а затем попросил студентов опреде­лить на глаз его рост. Результаты оказались поралельными. Ко­гда человек был представлен студентом, его рост определялся в среднем 171 см, ассистентом кафедры - до 176. При звании старший лектор ему был приписан рост 180 и наконец, рост профессора равнялся 184 см.

 

Таким образом на восприятие дру­гого человека часто оказывает влияние занимаемое им положение.

 

Эффект проекции связан с приписыванием собеседнику сво­их достоинств или недостатков.

Например. когда у человека за­мечательное расположение духа, все окружаюшие кажутся ему милейшими людьми.

 

Эффект стереотипизации обусловлен наличием специфических образов, имеющихся в опыте человека, - стереотипов.

Это чрез­мерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на отношения человека, суждения, способы поведения и т.д.

Они играют как положительную, так и отрицатель­ную роль:

Ø помогают принимать решения в типичной, повторяющей­ся ситуации, сокращая время реагирования и ускоряя процесс по­знания.

Ø в то же время стереотипное поведение препятствует приня­тию новых решений.

 

Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации.

 

В результате стереотипизации формируется социальнаая уста­новка - предрасположенность, готовность человека восприни­мать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом.

 

Сформировавшиеся социальные установки обладают устойчивостью и ведут к облегчению, алгоритмизации познания, а также приобщению индивида к системе норм и ценностей дан­ной социальной среды.

 

Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации:

 

I. Первый этап - период детства до 12 лет. Уста­новки, развивающиеся в этот период, соответствуют родитель­ским моделям.

 

II. Второй этап с 12 до 20 лет установки приобретают более кон­кретную форму. На этом этапе формирование установок связано с усвоением социальных ролей.

III. Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений.

К 30 годам установки человека приобретают стабильность и фиксированность.

 

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что на форми­рование модели партнера по общению влияют субъективные факторы.

 

Процесс общения и отношение к партнеру задается целью об­щения.

 

Ø Если общение нужно нам, то происходит «подстройка к партнеру снизу» (взгляд снизу вверх). Очень часто идет преувели­чение качеств партнера

Например, студент обращается к препода­вателю с просьбой пересдать экзамен, считая, что он справедливый, значит, разрешит.

Возникает эффект ореола - перенос уже извест­ных качеств на всю личность, что искажает восприятие.

 

Ø Если обще­ние нужно партнеру, то мы подстраиваемся к нему сверху (взгляд сверху вниз).

При этом предполагается, что тот, кому нужно, дол­жен вести себя соответственно, то есть смотреть на нас снизу вверх, в интонации должна слышаться просьба.

 

На формирование впечатления о партнере определенное влияние оказывает соотношение ролей и статусов.

Например, роль преподавателя, студента, декана.

Чем больше различия в статусах, тем больше искажается восприятие.

 

За счет установки идет достраивание образа партнера и по­строение своих ожиданий.

 

Посредством механизмов социальной перцепции (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипиза­ция, рефлексия, каузальная атрибуция) мы интерпретируем действия, понимаем и оцениваем другого человека.

 

Например: успех на экзамене однокурсника

§ мы можем приписывать его высоким умственным способностям (личностная атрибуция),

§ а можем приписывать факту, что билет достался легкий (объективная

ат­рибуция),

§ или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой (обстоятельственная атрибуция).

 

Знание закономерностей влияния субъективных факторов на восприятие партнера по общению помогает эффективному нала­живанию отношений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По степени близости отношений между членами групп различают | Учебно-экзаменационная сессия с 5.12.2016 по 24.12.2016
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 4338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.