КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие социальной перцепции
Социальная перцепция
Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция) У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление. Дон Аспромонте Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров.
Межличностное восприятие или социальная перцепция - это сложный процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретацию на этой основе поступков и поведения. Термин «социальная перцепция» ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социального восприятия, и его зависимости не только от характера стимула - объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, осознания значимости ситуации. Позже под социальной перцепцией стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но так называемых социальных объектов (других людей, групп, классов, народностей), социальных ситуаций.
В социальном восприятии человека в целом всегда присутствуют оценка других людей и отношение к ним в эмоциональном и поведенческом планах. На основе восприятия человека человеком формируется представление о - намерениях, - мыслях, способностях, - эмоциях, - установках партнера по общению и определяется собственное поведение. В целом в ходе социальной перцепции осуществляется: Ø эмоциональная оценка другого, Ø попытка понять причины его поступков и прогнозировать поведение, Ø создание собственной стратегии поведения. Можно также выделить четыре основные функции социальной перцепции: 1. познание себя, 2. познание партнера по общению, 3. организация совместной деятельности на основе взаимопонимания, 4. установление эмоциональных отношений.
При изучении процессов межличностного восприятия выделяют два главных аспекта: 1) психологические и социальные особенности субъекта и объекта восприятия; 2) механизмы и эффекты межличностного отражения.
В восприятии и оценке людьми друг друга существуют индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные различия. Но наибольшее значение в формировании оценки партнера по обшению имеют психологические качества человека и имеющаяся у него система установок.
Внутренние психологические и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определенную схему социальной перцепции. Особенно значительна работа таких установок при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. К наиболее существенным свойствам наблюдаемого человека можно отнести: Ø выражение лица, Ø способы выражения экспрессии (чувств), Ø жесты и позы, походка, Ø оформление облика (одежда, прическа), Ø особенности голоса и речи.
Воспитываясь в определенной культурной и национальной среде, ребенок усваивает набор экспрессивных средств, с помощью которых среди взрослых принято выражать свои состояния и желания, и одновременно учится «считывать» с поведения и внешности других людей признаки, с помощью которых можно их понять и оценить. Вместе с тем можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека, позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу. . Механизмы межличностного восприятия Процессы социального восприятия отличаются от восприятия внешних объектов.
Это отличие состоит прежде всего в том, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия, а социальные представления всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации.
Выделяют механизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди интерпретируют действия, понимают и оценивают другого человека. К механизмам познания и понимания относятся прежде всего идентификация, эмпатия и атракция.
v Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. То есть происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек. Идентификация имеет особое личностное значение на определенном возрастном этапе, приблизительно в старшем подростковом и юношеском возрастах, когда она во многом определяет характер отношений между юношей и значимыми для него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру).
v Эмпатию можно определить как эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик человек достигает понимания внутреннего состояния другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения, тем выше у него эмпатия. Эмпатия, эмпатийность в отношениие партнером по общению может рассматриваться как одна из наиболее важных профессиональных качеств медицинского работника. В целом ряде случаев развитие способности к эмпатии представляется особой задачей для людей, связанных с такого рода деятельностью, и решается с помощью активного самообразования, участия в различных группах профессионального развития.
v Аттракция (в дословном переводе - привлечение) может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.
Механизм самопознания в процессе общения получил название социальной рефлексии. Социальная рефлексия - это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Иначе говоря, это знание того, как другой знает меня. Важно подчеркнуть, что полнота представлений человека о самом себе в значительной степени определяется богатством его представлений о других людях, широтой и разнообразием его социальных контактов, позволяющих проанализировать отношение к себе со стороны различных партнеров по обшению. Универсальный механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека - является механизм каузальной атрибуции. Различают три типа каузальной атрибуции: 1. личностную - причина приписывается тому, кто совершает поступок; 2. объективную - причина приписывается объекту, на который направлено действие; 3. обстоятельственную - причина приписывается внешним обстоятельствам.
Люди не всегда правильно приписывают личностные качества другим.
Интересен пример: одно и то же фото было показано двум группам людей, первой сообщалось, что человек на фотографии преступник, второй - о том, что он крупный ученый. Каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае ему были приписаны отрицательные черты личности, во втором - положительные.
Таким образом, установка влияет на восприятие человека, что может привести к искажению содержания.
При этом степень приписывания зависит от таких основных показателей, как: Ø степень уникальности или типичности поступка Ø и степень социальной желательности или нежелательности.
Эффекты межличностного восприятия
В процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, которые обусловлены социально-психологическими эффектами межличностного восприятия, носят объективный характер и требуют определенных усилий воспринимающей личности. Наиболее значимой информацией о ком-то является первая и последняя, это выражается в эффекте первичности и новизны.
Эффект первичности и новизны подчеркивает важность определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Ø при противоречивой информации о незнакомом человеке больший вес придается данным, полученным вначале, Ø при общении со старыми знакомыми больше доверяем последней информации.
Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. На то, каким оно будет, могут оказывать влияние многие факторы, наиболее существенные из них: § превосходство партнера по общению, § привлекательность партнера по общению, § и отношение к наблюдателю. Ø Фактор превосходства - «запускает» схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму, материальному, социальному положению и др.).
Ø Фактор привлекательности - реализует схему, связанную с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне.
Ø Фактор отношения к наблюдателю - ставит в зависимость восприятие партнера по общению от его отношения к наблюдателю: людей, которые к нам хорошо относятся или разделяют важные для нас идеи, мы склонны оценивать позитивно.
Большое значение на формирование первого впечатления о человеке оказывает эффект положительного или отрицательного ореола. Эффект ореола заключается в приписывании несуществующих черт человеку в зависимости от полученной информации. Австралийский психолог Пауль Р. Уилсон провел эксперимент. Он представил пяти группам студентов Мельбурнского университета одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новые звания и титулы, а затем попросил студентов определить на глаз его рост. Результаты оказались поралельными. Когда человек был представлен студентом, его рост определялся в среднем 171 см, ассистентом кафедры - до 176. При звании старший лектор ему был приписан рост 180 и наконец, рост профессора равнялся 184 см.
Таким образом на восприятие другого человека часто оказывает влияние занимаемое им положение.
Эффект проекции связан с приписыванием собеседнику своих достоинств или недостатков. Например. когда у человека замечательное расположение духа, все окружаюшие кажутся ему милейшими людьми.
Эффект стереотипизации обусловлен наличием специфических образов, имеющихся в опыте человека, - стереотипов. Это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на отношения человека, суждения, способы поведения и т.д. Они играют как положительную, так и отрицательную роль: Ø помогают принимать решения в типичной, повторяющейся ситуации, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания. Ø в то же время стереотипное поведение препятствует принятию новых решений.
Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации.
В результате стереотипизации формируется социальнаая установка - предрасположенность, готовность человека воспринимать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом.
Сформировавшиеся социальные установки обладают устойчивостью и ведут к облегчению, алгоритмизации познания, а также приобщению индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды.
Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации:
I. Первый этап - период детства до 12 лет. Установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям.
II. Второй этап с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму. На этом этапе формирование установок связано с усвоением социальных ролей. III. Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений. К 30 годам установки человека приобретают стабильность и фиксированность.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что на формирование модели партнера по общению влияют субъективные факторы.
Процесс общения и отношение к партнеру задается целью общения.
Ø Если общение нужно нам, то происходит «подстройка к партнеру снизу» (взгляд снизу вверх). Очень часто идет преувеличение качеств партнера Например, студент обращается к преподавателю с просьбой пересдать экзамен, считая, что он справедливый, значит, разрешит. Возникает эффект ореола - перенос уже известных качеств на всю личность, что искажает восприятие.
Ø Если общение нужно партнеру, то мы подстраиваемся к нему сверху (взгляд сверху вниз). При этом предполагается, что тот, кому нужно, должен вести себя соответственно, то есть смотреть на нас снизу вверх, в интонации должна слышаться просьба.
На формирование впечатления о партнере определенное влияние оказывает соотношение ролей и статусов. Например, роль преподавателя, студента, декана. Чем больше различия в статусах, тем больше искажается восприятие.
За счет установки идет достраивание образа партнера и построение своих ожиданий.
Посредством механизмов социальной перцепции (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация, рефлексия, каузальная атрибуция) мы интерпретируем действия, понимаем и оцениваем другого человека.
Например: успех на экзамене однокурсника § мы можем приписывать его высоким умственным способностям (личностная атрибуция), § а можем приписывать факту, что билет достался легкий (объективная атрибуция), § или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой (обстоятельственная атрибуция).
Знание закономерностей влияния субъективных факторов на восприятие партнера по общению помогает эффективному налаживанию отношений.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 4338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |