Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и ситуации. 1. «Расходы на рекламу расточительны с точки зрения общества




 

1. «Расходы на рекламу расточительны с точки зрения общества. Законодательное ограничение расходов на рекламу привело бы к повышению эффективности использования ограниченных ресурсов». Обсудите это утверждение.

2. Предположим, что в модели «кругового города» фирмы, уже действующие на рынке, в состоянии определять сумму необратимых издержек входа (f). Предположим, что на рынке действуют 4 фирмы. Максимальная готовность покупателей платить за товар составляет 10 долл. Транспортный тариф равен 4. Рассмотрим две стадии принятия решений фирмами. На первой стадии фирмы, уже действующие на рынке, устанавливают величину необратимых издержек входа. На второй – выбирают цены. Определите:

а) какую величину необратимых издержек входа должны выбрать продавцы, чтобы предотвратить вход на рынок потенциальных конкурентов?

б) равновесную рыночную цену во втором периоде и сумму прибыли фирм, действующих на рынке, предполагая, что уже действующие на рынке фирмы не несут необратимых издержек входа.

3. Фирма, продающая зубную пасту, стремится определить оптимальную стратегию в области рекламы. В октябре фирма увеличила цену тюбика пасты с 30 до 35 рублей. При этом объем продаж сократился с 25 до 22 тыс. тюбиков в неделю. В ноябре фирма увеличила расходы на рекламу на 10% по сравнению с уровнем октября. При этом объем продаж увеличился с 22 до 22,5 тыс. тюбиков в неделю. Определите оптимальную долю расходов на рекламу в выручке фирмы

4. Фирма работает в условиях остаточного спроса на свой товар: , где р – цена единицы товара. Функция издержек производства имеет вид: . Руководство фирмы оценивает развертывание рекламной кампании. Публикация одного рекламного объявления стоит 70 денежных единиц и по оценкам экспертов приводит к увеличению спроса на 1 единицу товара.

1) Сравните параметры равновесия до и после развертывания рекламной кампании.

2) Оцените возможность и эффективность проведения рекламной кампании.

3) Подтверждается ли основной результат Дорфмана-Штайнера относительно расходов на рекламу?

 


ГЛАВА 8. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОТРАСЛЕВАЯ ПОЛИТИКА

 

1. Отраслевая политика: понятие и характеристика типов

 

Эффективная организация отраслевых рынков в реальном мире невозможна без осуществления оптимальной промышленной политики государства. Именно деятельность государства определяет ту экономическую среду, в которой принимает решения современная фирма. Государство определяет правила, по которым совершаются деловые операции экономических агентов, оказывает воздействие на потоки товаров и ресурсов в экономике, поддерживает или препятствует той или иной деятельности индивидов и институтов экономической системы.



С точки зрения микроэкономической теории, базовой причиной необходимости государственной отраслевой и промышленной политики служат так называемые провалы рынка. К провалам рынка относятся монопольная власть, внешние эффекты (экстерналии), общественные блага и несовершенство системы информации. В целом провалы рынка снижают эффективность спонтанной рыночной конкуренции.

Применительно к конкретным рынкам они проявляются в высоком уровне необратимых издержек входа и трансакционных издержек.

Общей целью государственной отраслевой политики служит решение проблем, связанных с провалами рынка, для повышения общественного благосостояния. Основными концепциями, составляющими базис отраслевой политики, служат:

1) экономическая эффективность. Предполагается, что достижение экономической эффективности общества возможно при наличии конкуренции. При этом достигается эффективная аллокация ресурсов и осуществление динамического межвременного выбора всех экономических агентов. Конкуренция является средством создания среды, способствующей снижению издержек, созданию новых продуктов, новых фирм, новых видов деятельности, новых методов производства и реализации, технического прогресса и инноваций.

2) оптимизация поведения экономических агентов. Создание конкурентной среды - это процесс, а не результат. Поэтому не следует опираться на застывшие рыночные структуры для увеличения общего благосостояния. Конкурентный процесс позволяет фирмам самостоятельно оптимизировать свое поведение. Так как рынки находятся в процессе постоянной эволюции, отраслевая политика должна только создавать условия благоприятные для конкуренции: свобода выхода и входа, стимулы к инновациям, поддержка определенной степени соперничества между фирмами.

3) лучшее функционирование общества в целом. Отраслевая политика государства преследует более общие общественные интересы:

· защита национальной промышленности;

· помощь фирмам и отраслям в трудных ситуациях;

· развитие регионов;

· защита занятости;

· стимулирование фирм-лидеров;

· защита от иностранного капитала;

· развитие мелкого и среднего бизнеса;

· защита прав потребителей;

· установление правил добросовестной конкуренции.

Отраслевая политика государства осуществляется различными методами, с разной степенью непосредственной вовлеченности государства в принятие экономических решений. С известной долей условности по мере возрастания государственной активности в экономике можно выделить следующие типы отраслевой политики:


  По используемым методам
    Пассивная Активная
По выдвинутым целям     Защитная Конкурентная политика путем контроля над доминирующими фирмами, антимонопольное регулирование Антимонопольное регулирование в сочетании со структурной и внешнеторговой протекционистской политикой
Наступательная Конкурентная политика, сочетающая антимонопольное регулирование с созданием благоприятного экономического климата путем использования методов фискальной, финансовой, монетарной и правовой политики Структурная политика в целях ускорения экономического роста, разработка системы координации экономических решений (вплоть до создания системы индикативного планирования), контроль над потоками капитала в экономике

 

Пассивная защитная отраслевая политика ставит основной целью борьбу с монополиями, деятельность которых приводит к неэффективному размещению ресурсов и создает потери общественного благосостояния. Непременной частью такой политики служит антимонопольное регулирование, контроль над горизонтальными и вертикальными слияниями и поглощениями.

Эта политика классифицируется как защитная, поскольку большинство ее мероприятий лишь противодействуют возникновению и использованию монопольной власти. Но пассивная защитная политика не создает специальных благоприятных условий для развития конкуренции. Она лишь ограничивает монополию. Энергичные и решительные действия применяются только при условии существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной. Этот тип отраслевой политики не вызывает производственной активности. В связи с этим, для большинства развитых стран пассивная защитная отраслевая политика, являющаяся по существу антимонопольной политикой, пройденный этап и является лишь частью отраслевой политики.

Несмотря на неоспоримое достоинство такой политики – минимальное вмешательство государства в экономику, у нее есть существенный минус. Проведение такой политики ставило бы конкретную страну в неблагоприятное положение в системе международной торговли. Более активное антимонопольное регулирование другой страной при водит к снижению прибыли отечественных фирм в пользу зарубежных монополий как на внутреннем рынке, так и на рынке третьих стран.

Концепция «благоприятного экономического климата» (наступательная, но пассивная отраслевая политика) предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности.

Так, например, налоговые и финансовые льготы для мелких и средних предприятий не укладываются в рамки собственно антимонопольного регулирования, но безусловно содействуют развитию конкуренции. В качестве другого примера политики, содействующей развитию конкуренции, можно привести антиинфляционную политику.

Наличие позитивных целей экономической активности государства позволяет классифицировать эту модель как «наступательную». Пассивность такого типа отраслевой политики состоит в том, что она улучшает лишь условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения.

Такой тип отраслевой политики наиболее близок правительствам, отвергающим активное вмешательство в экономику. Однако осуществление такой политики наталкивается на такие проблемы, как, например, проблемы структурной безработицы и несбалансированного экономического роста, которые все же могут потребовать от государства принятия более конкретных мероприятий.

Активная защитная отраслевая политика использует мероприятия, имеющие конкретную направленность, но не в целях создания благоприятных условий для принятия решений, а в целях влияния на эти решения вплоть до предотвращения. Этот тип отраслевой политики представляет собой сочетание антимонопольной и протекционистской политики. Протекционистская политика направлена на ограничение монополизма зарубежных фирм на внутреннем рынке и реализуется путем установления импортных тарифов и импортных квот.

Активная наступательная отраслевая политика представляет собой направленное воздействие государства на решения экономических агентов. Она характеризуется сочетанием общих (например, создание благоприятного экономического климата для развития конкуренции в целом по стране) и конкретных целей (например, приоритетное развитие определенной отрасли). Глубина и формы вмешательства государства в отраслевое развитие могут быть различны. Рассмотрим лишь некоторые сферы отраслевой политики государства: регулирование естественных монополий, внешнеторговую политику в условиях несовершенной конкуренции, а также проблемы антимонопольного регулирования.

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 122; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.166.232.243
Генерация страницы за: 0.009 сек.