Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и ситуации. 1. Определить показатели концентрации в нефтяной промышленности Название компании Выручка, млрд.долл. Доля рынка




 

1. Определить показатели концентрации в нефтяной промышленности

Название компании Выручка, млрд.долл. Доля рынка, % Доля рынка нарастающим итогом, %
Малые нефтяные компании, в совокупности 25,0    
Башнефть 4,2    
Русснефть 4,7    
Славнефть 6,6    
Татнефть 14,0    
Газпромнефть 21,1    
Сургутнефтегаз 24,8    
ТНК-ВР 38,1    
Роснефть 49,2    
ЛУКОЙЛ 81,9    
Всего по компаниям 269,6 100,00 Х

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение методологии отраслевых рынков стало играть значительную роль после перехода российской экономики на рыночные отношения, когда появилась необходимость учитывать факторы концентрации и интеграции. Логическая схема учебного пособия позволяет разобраться с сущностью предметной области и закрепить изученный материал при решении практических задач.

Так, в первой главе теоретического материала, подробно были рассмотрены цели, предмет и особенности экономики отраслевых рынков. Вторая глава пособия позволила охарактеризовать ассиметричность и ограниченность информации на рынке. В третьей главе раскрыта сущность концентрации, монополии и рыночной власти фирмы.

Наибольший практический интерес представляет четвертая и пятая глава учебного пособия, посвященные олигополии и вертикальной интеграции. Шестая глава посвящена типам и методам ценовой дискриминации. В седьмой главе рассмотрен феномен дифференциации продукта. Государственная отраслевая политика, в том числе антимонопольная, рассмотрена в восьмой главе. Специфика нефтегазового сектора Тюменской области, как пример отраслевого рынка, раскрыта в девятой главе.

Для углубленного изучения экономики отраслевых рынков необходимо, опираясь на представленную базу в учебном пособии, осуществить подбор информации по применению методологии в различных операциях. Этому может поспособствовать самостоятельная проработка рекомендуемой литературы, приведенной в списке источников учебного пособия.

Изменения экономики России в трансформационный период ставят новые задачи перед экономистами и вызывают необходимость исследований развития отдельных отраслей и регионов. Одной из таких дисциплин является экономика отраслевых рынков, раскрывающая особенности поведения предприятий в различных конкурентных условиях, складывающихся как на уровне отдельных отраслей, так и на уровне регионов.



Экономика отраслевых рынков является относительно новой областью экономических исследований, которая получила широкое развитие в наше время. Она изучает организацию отдельных рынков и отраслей, деятельность фирм в отрасли и влияние их решений на отраслевую организацию. Также она исследует закономерности формирования и функционирования ведущих рыночных структур, принципы поведения фирм в различных конкурентных условиях, основы формирования отраслевой и антимонопольной государственной политики.

Экономика отраслевых рынков предусматривает развитие инструментария экономического анализа, позволяющего применительно к более глубокому исследованию рыночных структур, углубление понимания закономерностей функционирования отраслей, рынков и фирм, более полное изучение возможности и необходимости государственного регулирования отраслевой структуры.

Одна из проблем, решаемых экономикой отраслевых рынков, заключается в идентификации факторов, определяющих экономическое положение фирм.

Обширная сфера применения экономики отраслевых рынков позволяет использовать результаты исследований экономистами, маркетологами, менеджерами, частными предпринимателями.

 


ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

 

Тесты для самоконтроля

 

ВАРИАНТ 1

1. Что не входит в общепринятую классификацию рыночных структур:

а) монополия;

б) олигополия;

в) теневой бизнес;

г) совершенная конкуренция.

2. Что не относится к нестратегическим барьерам отраслевого рынка:

а) стратегическое ценообразование;

б) вертикальная интеграция;

в) диверсификация деятельности фирмы;

г) дифференциация товаров.

3.Олигополия - это:

а) содружество частных предприятий;

б) тип рыночной структуры;

в) фирма монополист;

г) способ интеграции производств.

4. Какая из следующих характеристик относится к понятию «объединение вертикально типа»:

а) все предприятия объединения производят однородный продукт;

б) объединяет технологически не связанные между собой предприятия различных отраслей в целях получения стабильно высокой прибыли;

в) все предприятия объединения относятся к последовательным стадиям процесса производства общего конечного продукта.

5. Олигополия как рыночная структура характеризуется следующими чертами:

а) производство дифференцированных продуктов;

б) производство однородных продуктов;

в) наличие множества производителей;

г) функционирование нескольких крупных фирм;

д) концентрация производства в руках одного производителя;

е) все ответы неверны.

ВАРИАНТ 2

1. Что из ниже перечисленного не относится к типологии границ разделения рынков:

а) локальные;

б) финансовые;

в) временные;

г) продуктовые.

2. К нестратегическим барьерам входа на рынок относится интеграция:

а) горизонтальная;

б) прямая;

в) вертикальная;

г) условная.

3. В отношении каких из ниже приведенных случаев, с Вашей точки зрения, было бы целесообразно принять антимонопольное законодательство:

а) на основе тайного сговора директора нескольких фабрик по производству бытовых электроприборов устанавливают единые цены на свою продукцию, что позволяет им диктовать условия продаж в отрасли;

б) происходит слияние одной из многочисленных страховых компаний и завода по производству синтетических волокон;

в) происходит слияние нескольких заводов по производству синтетических волокон;

г) завод по производству химических удобрений, благодаря внедрению новой технологии и полученному эффекту экономии на масштабах производства, имеет возможность диктовать условия продаж в отрасли.

4. Факторами формирования монополии не являются:

а) авторские права;

б) лицензии;

в) контроль над единственным источником сырья;

г) производство и сбыт товара, имеющего заменителей.

5. Олигополия – это рыночная структура, где оперирует:

а) большое количество фирм, производящих однородный продукт;

б) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;

в) небольшое количество конкурирующих фирм;

г) только одна крупная фирма;

д) только один крупный покупатель.

ВАРИАНТ 3

1. Найдите соотношение:

1) Экономика отрасли. а) группа хоз. однородных единиц

2) Отрасль. б) совокупность институциональных единиц

3) Сектор экономики. в) наука об источниках рыночной власти

4) Отраслевая структура. г) состав отраслей входящих в промышленность

2. Какой из ниже перечисленных методов не относится к неценовой конкуренции:

а) более высокая надежность товара;

б) более современный дизайн;

в) зачет сданного старого товара в качестве первого взноса за новый;

г) продажа нового товара с существенно улучшенными потребительскими качествами и незначительным (по сравнению с улучшением) повышением цен.

3. Какие из ниже перечисленных факторов при прочих равных условиях усиливают, а какие ослабевают степень власти монопсониста:

а) развитие транспортной сети;

б) развитие трудосберегающих технологий в данной отрасли;

в) повышение квалификационного уровня работников данного предприятия.

4. Примером естественной монополии является:

а) ОПЕК – международный нефтяной картель;

б) компания IBM;

в) издательство «Известия»;

г) городской метрополитен.

5.Почему закупка яблок в отдаленной деревне обойдется Вам значительно дешевле, чем в городе?

ВАРИАНТ 4

1. Какое из определений фирмы является наиболее полным:

а) фирма – это организация под единым управлением учреждения в целях принесения прибыли ее собственникам посредством предложения на рынке одного или нескольких товаров и услуг;

б) фирма – это хозяйственная единица коллективного характера, обладающая всей полнотой прав для заключения контрактов, обеспечивающих все стороны ее деятельности;

в) фирма – это организационно-экономическая система, с помощью которой осуществляются производственные процессы по созданию товаров и услуг с целью дальнейшей их продажи.

2. Вы стали обладателем большого состояния, доставшегося Вам в наследство, и решили открыть собственное дело: создать завод (фирму) по производству автомобилей. Какие барьеры для вступления в эту отрасль Вам придется преодолеть:

а) эффект масштаба, б) финансовые барьеры, в) лицензии, г) связи с исполнительной или законодательной властью, д) необходимость дачи взятки, е) рекламная компания, ж) нечестная конкуренция со стороны уже функционирующих автомобильных фирм.

Одинаково значение этих пунктов для Вас в России и в стране с развитой рыночной экономикой (США, страны Европы)?

3.Продавцы любят раскладывать свой товар на рынке в разные кучки: яблоки покрупнее, помельче, совсем мелкие, и, соответственно, назначать разные цены. Какое отношение имеет этот пример к ценовой дискриминации?

4. К наиболее вероятным путям решения проблемы асимметрии информации относятся все перечисленные, кроме:

а) стандартизация и сертификация товаров;

б) принятие соответствующих законодательных актов;

в) отсутствие гарантий по обслуживанию;

г) введение института независимых экспертов.

5.Допустим, что в отрасли существуют всего 4 фирмы, т.е. представлен олигополистический рынок. Каким путем фирма-олигополист предпочтет максимизировать прибыль:

а) повышением цен на свою продукцию;

б) улучшением качества своих товаров;

в) активной рекламной политикой;

г) снижением цен на свою продукцию;

д) разработкой явного или неявного соглашения о совместной ценовой политике с другими фирмами этой же отрасли;

е) снижением издержек.

ВАРИАНТ 5

1. Какая из приведенных целей фирмы является наиболее важной:

а) получение прибыли;

б) максимизация прибыли;

в) повышение качества продукции;

г) увеличение заработной платы работников;

д) расширение рынка сбыта товаров и услуг.

2. Какой из барьеров входа на рынок является стратегическим:

а) дифференциация продукта;

б) эластичность и темпы роста спроса;

в) применение запретительных цен;

г) иностранная конкуренция.

3.Можно ли осуществить ценовую дискриминацию:

а) при продаже яблок одинакового качества в гастрономе?

б) при продаже учебников по курсу «Экономика» для студентов старших и младших курсов?

в) при продаже трикотажных женских платьев одинакового качества в престижном супермаркете в центре Москвы и в маленьком магазинчике на её рабочей окраине?

4. В каких пределах находится величина показателя монопольной власти – коэффициент Лернера? Какое он имеет значение в условиях совершенной конкуренции?

5. Представьте, что Вы – «чистый» монополист. Динамика средних издержек, валовой прибыли и прибыли на одну единицу продукции складывается следующим образом: при продаже 6 единиц продукции прибыль на единицу продукции снижается, зато максимальна валовая прибыль. Но если Вы будете продавать только 5 единиц продукции, то прибыль на единицу продукции будет максимальной. На каком варианте Вы остановитесь: продавать 5 или 6 единиц продукции?

ВАРИАНТ 6

1. Расположить понятия от более широкого к более узкому:

а) фабрика;

б) подотрасль;

в) отрасль;

г) межотраслевой комплекс.

2. К ценовым барьерам относится:

а) дополнительное инвестирование;

б) применение запретительных цен;

в) дифференциация продукции;

г) вертикальная интеграция.

3.Какие из перечисленных факторов можно отнести к источникам монопольной власти фирмы:

а) количество фирм и концентрация производства на отраслевом рынке;

б) вхождение (доступ) в структуры исполнительной и законодательной власти;

в) уровень средних издержек фирмы;

г) эластичность спроса на продукцию фирмы;

д) эластичность предложения;

е) взаимодействие (явный или неявный сговор) между фирмами данной отрасли.

4. Дифференциация продукта – это …товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность и обладают одними и теми же базовыми ….

5. Какая зависимость существует между эластичностью спроса на продукцию фирмы и степенью ее монопольной власти?

 

Ключи к тестам для самоконтроля

ВАРИ-АНТЫ ОТВЕТЫ
1.в; 2. а; 3.б; 4 в; 5.б,г
1.б; 2.в; 3.а и в; 4.г; 5.в
1.1-в, 2-а, 3-б, 4-г; 2.в; 3. а и в - ослабляют, б – усиливает; 4.г. 5. Возникает положение монопсониста, а в городе вам составляют конкуренцию многочисленные покупатели.
1.а; 2.а, б, в, е, ж – в странах с развитой рыночной экономикой. В России особое значение приобретают пункты г и д, хотя и остальные имеют значение. 3. Никакого отношения. Ценовая дискриминация – это установление разных цен на товары одинакового качества и произведенные с одинаковыми издержками. 4.а; 5.б,в,д
1.б; 2.в; 3.в; 4. от 0 до 1. в условиях совершенной конкуренции = 0.; 5. 6 единиц
1. г,в,б,а; 2. б; 3.а,г,е; 4. разнообразие, характеристиками; 5. обратная зависимость.

Задания для контрольных работ

 

Все студенты определяют свой вариант для написания контрольной работы по таблице

 

Вариант № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 №7 №8 №9
Первая буква фамилии А, Б, В Г, Д, Е Ж, З, И К, Л, Щ, М, Н, Я О, П, Ш, Ч Р, С, Э Т, У, Ю Х, Ц, Ч

 

В контрольной работе должно быть раскрыто пять вопросов из списка вопросов для подготовки к зачету (номера вопросов выбираются по номеру варианта) и решена одна задача (первая из той темы, номер которой соответствует варианту).

В качестве источников литературы для написания контрольной работы рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу, приведенную в списке источников информации данного учебного пособия. Рекомендуется не мене пяти источников литературы при ответе на теоретические вопросы. При написании работы обязательны сноски на источники используемой литературы.

Оформление работы согласно общепринятым требованиям.

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 165; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.225.3.207
Генерация страницы за: 0.023 сек.