Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эрих Фромм. Иметь или быть?




 

Эрих Фромм

Иметь или Быть?

 

Оглавление

Предисловие

Введение
Крах больших надежд и новые альтернативы

Конец одной иллюзии

Почему не оправдались Большие Надежды

Экономическая необходимость изменения человека

Существует ли какая-либо альтернатива катастрофе?

Часть первая
Понимание различия между обладанием и бытием

Глава I
Первый взгляд на проблему

Значение различия между обладанием и бытием

Разные поэтические примеры

Идиоматические изменения

Давние наблюдения

Современное словоупотребление

Происхождение терминов

Философские концепции бытия

Обладание и потребление

Глава II
Обладание и бытие в повседневной жизни

Обучение

Память

Беседа

Чтение

Власть

Обладать знанием и знать

Вера

Любовь

Глава III
Принципы обладания и бытия в Ветхом и Новом заветах и в сочинениях Мейстера Экхарта

Ветхий завет

Новый завет

Мейстер Экхарт (ок. 1260-1327)

Концепция обладания у Экхарта

Концепция бытия у Экхарта

Часть вторая
Анализ фундаментальных различий между двумя способами существования

Глава IV
Модус обладания -- что это такое?

Основа модуса обладания -- общество приобретателей

Природа обладания

Обладание -- Сила -- Бунт

Еще несколько факторов, на которых основана ориентация на обладание

Принцип обладания и анальный характер

Аскетизм и равенство

Экзистенциальное обладание

Глава V
Что такое модус бытия?

Быть активным

Активность и пассивность

Как понимали активность и пассивность великие мыслители

Бытие как реальность

Стремление отдавать, делиться с другими, жертвовать собой

Глава VI
Другие аспекты обладания и бытия

Безопасность -- опасность

Солидарность -- антагонизм

Радость -- удовольствие

Грех и прощение

Страх смерти -- утверждение жизни

Здесь и сейчас -- прошлое и будущее

Часть третья
Новый человек и Новое общество

Глава VII
Религия, характер, общество

Основы социального характера

Социальный характер и социоструктура общества

Социальный характер и "религиозные потребности"

Является ли западный мир христианским?

"Индустриальная религия"

"Рыночный характер" и "Кибернетическая религия"

Гуманистический протест

Глава VIII
Условия изменения человека и черты нового человека

Новый Человек

Глава IX
Черты нового общества

Новая наука о человеке

Существуют ли реальные шансы создать новое общество?

Список литературы

Именной указатель

Предисловие

В этой книге я вновь раскрываю две главные темы, рассматриваемые мной в предыдущих работах. Я, во-первых, продолжаю исследования в области радикально-гуманистического психоанализа, обращая особое внимание на анализ эгоизма и альтруизма -- двух основных ориентации характера. В третьей части книги, я продолжаю развивать тему, которая была затронута в книгах "Здоровое общество" и "Революция надежды", а именно: кризис современного общества и возможные пути его преодоления. Конечно, вполне вероятно, что я буду повторять некоторые высказанные ранее мысли, однако, как мне кажется, новая точка зрения, положенная в основу этой работы, а также то, что я расширил в ней рамки своих прежних концепций, послужат компенсацией даже для тех, кто знаком с моими предыдущими работами.

Название данной книги почти совпадает с названием двух ранее вышедших книг: "Быть и иметь" Габриеля Марселя и "Обладание и бытие" Бальтазара Штеелина. Все эти книги проникнуты духом гуманизма, однако подход к проблеме в них совершенно разный. Так, Марсель рассматривает ее с теологической и философской точек зрения; книга Штеелина -- это конструктивное обсуждение материализма в современной науке и своеобразный вклад в Wirklichkeitsanalyse1; данная же книга содержит эмпирический психологический и социальный анализ двух способов существования. Я рекомендую книги Марселя и Штеелина тем, кто серьезно интересуется данной темой. (До недавнего времени я не знал, что издан английский перевод книги Марселя, и читал прекрасный перевод, сделанный Беверли Хьюзом специально для меня. Но в Списке литературы я указал изданную книгу.)

1 Анализ действительности (нем.). (Прим. перев.)

Чтобы упростить чтение книги, я свел к минимуму число подстрочных примечаний и их объем. Полные названия книг, ссылки на которые в тексте взяты в скобки, приведены в Списке литературы.

Наконец хочу выполнить приятную обязанность и выразить признательность тем, кто оказал мне помощь в улучшении содержания и стиля данной книги. В первую очередь Райнеру Функу: наши продолжительные беседы дали мне возможность глубже понять тонкости христианской теологии; он безотказно снабжал меня рекомендациями по теологической литературе; кроме того, он прочитал рукопись несколько раз, и его блестящие конструктивные предложения и критические замечания помогли мне улучшить ее и устранить некоторые неточности. Я благодарю Марион Одомирок, чье тщательное редактирование во многом улучшило эту книгу. Я хочу поблагодарить также Джоан Хьюз, с терпением и добросовестностью печатавшую все многочисленные варианты рукописи и внесшую при этом несколько удачных предложений по совершенствованию языка и стиля книги. И наконец, я хотел бы выразить свою признательность Анни Фромм, которая прочитала несколько вариантов рукописи и каждый раз вносила много ценных идей и предложений.

Э. Ф.
Нью-Йорк, июнь 1976

Действовать -- значит быть.
Лао-Цзы

Люди должны думать не столько
о том, что они должны делать,
сколько о том, каковы они суть.
Мейстер Экхарт

Чем ничтожнее твое бытие,
чем меньше ты проявляешь свою жизнь,
тем больше твое имущество,
тем больше твоя отчужденная жизнь...
Карл Маркс




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.