Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые слова: научное наблюдение, измерение, эксперимент, научный факт, эмпирическая зависимость. 2 страница




Значит ли это, что приемы, наработанные философией в русле диалектики, должны быть целиком отброшены? Например, сегодня говорят о таких методологических принципах как сочетание противоположностей, антитетичность, которые перекликаются с законами диалектики. Антитетичность состоит в необходимости организовать диалог между тезисом и антитезисом. Если формулируется некоторая сильная идея, то всегда обнаруживается ей противоположная, не менее сильная. В их диалоге и осуществляется философия. Антитетичность на уровне метода может предстать как соотношение естественнонаучного и гуманитарного подходов, рационального и эмоционального понимания. Исходя из этого подхода можно выделить три основные предметные позиции, которыми пронизаны все социальные науки: индивид-общество, действие-структура, микроанализ-макроанализ. А тенденции к универсальности в науке и коммуникативный поворот расцениваются как тезис и антитезис, что тоже соотносимо с диалектическими идеями. По мнению известного специалиста в области синергетики Чернавского Д.С., диалектика Гегеля права, говоря, что количество переходит в качество, но когда оно возникает, почему и каким образом, знает синергетика.

К синергетике мы обратимся чуть позже, теперь же отметим следующее. В философии наработано многовековая традиция диалектически смотреть на вещи, которая плодотворно может работать при анализе социума. Диалектический взгляд на общество может помочь избежать серьезных потерь при переходе от одного состояния в развитии общества к другому. Умение сохранить все жизнеспособное является гарантом для успешного дальнейшего развития. Философский взгляд на вещи с позиций диалектики предполагает умение видеть их во взаимосвязи устойчивости и изменчивости. Это означает, что человек и общество должны быть готовы к постоянным эволюционным изменениям, если они хотят избежать катаклизмов революционного характера.

Необходимо помнить, что любое желаемое социальное качество требует времени для своего вызревания, целенаправленных, сознательных, творческих усилий. Попытка гнать лошадку-историю усиленными темпами чревата опасными последствиями: культурный слой, как и гумус в природе, растет очень медленными темпами, в авральном режиме социальные проблемы не решаются.

Солидную эвристическую нагрузку несет в себе видение общества через призму диалектических понятий: часть и целое; единичное, особенное и общее; содержание и форма; сущность и явление; возможность и действительность; необходимость и случайность; структура и элемент; единое и многое и др.

Философский взгляд на мир предполагает умение видеть его системную организацию. Системный подход в анализе общества дополняется структурным и функциональным. Каждый из элементов системы выполняет специфические функции, гармоничное соотношение которых порождает ее целостность. Причем, если ранее основой целостности общества считалось материальное производство, сегодня склонны на первый план выдвигать духовные ценности, например, для гражданского общества системосозидающими являются права и обязанности личности.



Человек может выступать частью различных проявлений целого: семья, социальная группа, нация, государство. Важность национальной самоидентификации, в частности, может быть проанализирована с помощью понятий единичное, особенное, общее. Нация может быть рассмотрена как такая органичная социальная общность, которая, являясь «домом» для взращивания личностного начала в человеке, выстраивает мостик для его связи с человечеством в целом.

Если же мы посмотрим на это с позиции взаимосвязи содержания и формы, то можем сказать, что лишь неформальная, а содержательная, внутренняя связь с великими произведениями национальной культуры будет основанием для личностного роста. Взгляд на эту проблему через призму взаимосвязи единого и многого позволяет сделать вывод, что чем разнообразнее национальные культуры, тем успешнее достигается единение народов. Единое теряет от однообразия как наций, так и личностей.

Действительность всегда чревата различными возможностями развития – известна идея в диалектике, которая, однако, осталась на периферии ее поля зрения в отличие от синергетики как теории развития самоорганизующихся систем.

Если говорить о взаимосвязи необходимости и случайности, то общество в этом плане является очень сложным объектом научного исследования. Выявление необходимости предполагает фиксацию закономерного, устойчивого, повторяющегося в поведении огромных масс людей, каждый из которых действует неповторимо, целенаправленно, сознательно. Если в недавнем прошлом в поисках закономерностей общество рассматривали подобно процессам и явлениям природного мира, то сегодня о закономерностях общественной жизни философия говорит в более мягких тонах. Опираясь на методы социальной статистики, можно выявлять определенные тенденции жизни социума.

Преодолевая с помощью синергетики однолинейный стиль мышления классической философии, современные мыслители более высоко оценивают роль случайности в обществе как самоорганизующейся системе.

Синергетика описывает развитие мира как спонтанное, нелинейное, поливероятностное, которому присуще определенное соотношение между хаосом и порядком. В идеале речь должна идти о том, чтобы порядок позволял состояться свободе, изменению, а последние не перечеркивали бы порядок. Синергетика, как и диалектика в прошлом, претендует на описание некоего варианта мироупорядочения, где провозглашается общность законов природы, общества и мышления.

В отличие от диалектики, с помощью которой сконцентрировали внимание на исследовании закономерностей общества, синергетика прокладывает дорогу к личности, перед которой она ставит проблему мировоззренческого поиска, определения своего места в становящемся мире. Говоря о новом диалоге между человеком и природой, синергетика отводит роль творчеству как ведущему фактору в этом процессе. Один из основоположников синергетики И.Пригожин считает, что поиск нового единства между человеком и природой является выражением фундаментальной тенденции во Вселенной. Причем, мир воспринимается как нерасчлененная реальность, материальная и духовная одновременно. Это очень важный момент для нового этапа в философии, т.к. во многих своих вариантах в прошлом она тяготела либо к материализму, либо к идеализму.

Ставя вопрос о необходимости формирования целостного мировосприятия, синергетика говорит о магистральном поиске смысложизненной целостности «Человек-Вселенная», где человеку отводится роль старательного ученика, который выстраивает свое индивидуальное бытие по законам универсального миропорядка. Возвышая организацию себя до уровня Абсолютных смыслов, человек способен встраивать свою жизнь в общий поток гармонизации и упорядочения бытия.

В таком контексте самоорганизация духовного развития человечества рассматривается как одна из форм мироупорядочения. А все предыдущее развитие философии представляет собой инструментарий для осмысления вечных, абсолютных, метафизических смыслов бытия.

Формирование правильного мировоззрения является спасительной соломинкой, за которую может схватиться человечество перед угрозой возможной глобальной катастрофы. Усвоение философского взгляда на общество позволит мыслить с позиции единства социального пространства и исторического времени. Философия смещает человека с «кочки» зрения частичного индивида и призывает мыслить как «гражданин мира» (И.Кант) и «от имени свершившейся истории» (Гегель).

Многовековая философская традиция в лице диалектики не отвергается синергетическими исследованиями, а корректируется, уточняется, дополняется. Синергетика в отличие от диалектики исходит из субъект-субъектной парадигмы, благодаря чему происходит закладка аксеологических оснований культуры диалогического типа.

Синергетика преодолевая бинаризм (видение мира через соотношение противоположностей), к которому тяготела диалектика, собирает в рамках глобального эволюционизма воедино то, что было разделено на части. Необходимость этого процесса осознается не только в синергетике, но и в триалектике, которая развивает идее диалектики, но уже в рамках постнеклассической науки. Если диалектика исходила из дилеммы как принципа классической науки, то в триалектике ее заменяет трилемма, в которой исследователь является обязательной частью организованного им поиска. Примеры трилеммы:

«поиск» «жизнь»

 

«вопрос» «ответ» «рождение» «смерть»

 

В трилемме имеет место принцип двойной соподчиненности: благодаря горизонтальной упорядоченности система является жесткой, а благодаря вертикальной – пластичной. Применительно к человеку из этой идеи вытекает нравственный принцип принятия и учета двух логик: согласно одной, он, опираясь на интуицию, осуществляет поиск возможного решения, а используя классический принцип «или-или», реализует его.

В современных условиях нельзя априорно решать, где и как работает та или иная методология. Велением времени является гибкая рациональность и методологическая толерантность. Ныне размываются границы не только между социально-гуманитарными дисциплинами, но и между науками об обществе и науками о природе. Происходят интегративные процессы не только в науке, но и в мировоззрении. Перед философией сегодня вырисовывается перспектива формирования нового синтеза с наукой, религией, моралью, что призвано обеспечить опережающее духовное развитие общества по отношению к техническому. Конечная цель событийного ряда во Вселенной – это возвращение к первопричине, единству, которое человек зафиксирует с помощью любви как мировоззренческого чувства.

 

Вопрос 2. Экономические, политические, духовные отношения в обществе: индивидуальное и общественное сознание.

 

Ключевые слова.

 

Индивидуальное сознание, общественное сознание, обыденное сознание, теоретическое сознание, общественная психология, общественная идеология, формы общественного сознания: наука, философия, искусство, мораль, религия, правовое сознание, политическое сознание, культура, духовная культура, личность.

 

 

В теме «Общество как предмет философского анализа» мы говорили, что важнейшим аспектом предмета социальной философии является специфика взаимодействия личности и общества. В данном вопросе внимание будет сосредоточено на одной из сторон этого взаимодействия – сознании.

Индивидуальное сознание – это живое сознание отдельного человека. Оно формируется под влиянием его собственной жизненной ситуации в мире. На её основе складывается личностный опыт, который корректируется под влиянием образования, воспитания, общения с другими людьми, усвоения социальных ценностей, погружения в мир культуры, мир природы. На него влияют также природные задатки каждого отдельного человека, его характер, его вкусы и т.д.

Каждый человек создаёт себя сам и в то же время он – творение эпохи. До поры до времени, пока у него не выросли крылья собственного духовного полёта, он как в коконе, формируется в колыбели уже существующего социального опыта. В последствии человек и сам уже будет в состоянии обогатить эту копилку своим собственным творчеством.

Индивидуальное сознание – это неповторимый духовный мир, который включает в себя знания, взгляды, интересы, чувства, переживания и т.д., которые однако могут объединять его с другими людьми. В каком-то отношении индивидуальное сознание может проигрывать по сравнению с общественным, выражая ближайшие, повседневные интересы, оно может недотягиваться до той полноты охваты социального опыта, который там имеется. Но временами оно может бросить вызов консервативным установкам общества, обеспечивая прорыв к более высоким уровням осмысления реальности, обогащая тем самым общественное сознание.

Общественное сознание – это предмет работы сознания многих поколений людей, который сохранился благодаря общественному признанию и приобрёл статус общезначимой ценности. Поэтому для общества очень важно умение своевременно заметить, по достоинству оценить такие завоевания индивидуального сознания, сохранить и развить их. Процесс социализации новаторских идей чреват и опасностями, связанными с тем, что общество может быть ещё не готово к адекватному пониманию оригинальных идей. Они могут быть искажены в угоду политическим соображениям, популистским настроениям и просто в силу мифотворческих процессов, присущих массовому сознанию.

С другой стороны, какими бы авторитетными ни были определённые идеи, личность должна их подвергать самостоятельной критической проверке, чтобы не быть заложником идеологических спекуляций. Для этого очень важна возможность и способность получать и самостоятельно анализировать достоверную информацию.

Не только индивидуальное сознание может пострадать от незрелости общественного, но и последнее зависит от готовности, духовной зрелости, умения отдельных людей распорядиться накопленным духовным богатством. Таким образом, взаимодействуя, индивидуальное и общественное сознание обогащают друг друга.

Общественное сознание имеет свою структуру: в условно «вертикальном» ракурсе – это уровни, в «горизонтальном» - формы. Говоря об уровнях, выделяют обыденный и теоретический. Обыденное сознание отвечает непосредственно жизненно практическим запросам, оно оперирует житейскими понятиями и представлениями. Ему присущ некий вариант целостного жизнепонимания, но оно стихийно, несистематизировано, что служило поводом не так давно принижать роль обыденного сознания по сравнению с теоретическим. На уровне «здравого смысла» обыденное сознание позволяет фиксировать глубинный срез бытия, что даёт возможность человеку, не владеющему в достаточном объёме теоретическими знаниями, вести себя достойно, по житейски мудро.

Теоретическому сознанию, несмотря на его систематичность, доказательность, порой не хватает живой связи с действительностью, полноты и цельности мировосприятия. Обыденное и теоретическое сознание в процессе взаимодействия обогащают друг друга. Теоретическое черпает в обыденном неиссякаемые источники своего развития, а обыденное постоянно пополняется популярным изложением теоретических идей.

Особый интерес философии в качестве специфических граней этих уровней привлекают общественная психология и общественная идеология. Общественная психология включает мысли, чувства, настроения, привычки, склонности, некую преобладающую мотивацию в поведении той или иной социальной группы. Например, примечательной чертой белорусов является толерантность, хотя за определёнными пределами она может противоречить коренным интересам народа.

На групповых, классовых интересах акцентирует свое внимание общественная идеология. В своё время Маркс дал резкую отповедь буржуазной идеологии, которая, защищая узкоклассовые интересы буржуа, утрировала картину общественной жизни. В противовес реакционной идеологии нужно выработать, по его мнению, прогрессивную идеологию, которая защищает интересы передовых классов, имелся в виду в первую очередь рабочий класс.

Таким образом идеологи, став на позиции определённого класса, создают более или менее логически выверенный вариант обоснования интересов этой группы. В данном случае учитывается и общественная психология этой группы и общества в целом. В результате идеология представляет собой систематизированное описание и оценку социальной действительности и путей её преобразования с позиции определённого класса, партии. В политике идеология может представлять собой систему политических взглядов, анализирующих определённые пути завоевания власти. Обоснованность этих взглядов может быть сомнительной, например в идеологии фашистских, экстремистских партий и движений.

Термин идеология может употребляться и в другом смысле, исходящем из термина «идея». В данном случае имеется в виду своеобразная регулятивная идея, которая могла бы консолидировать общество, придать его движению организованный, системный характер. В любом случае общественное мнение должно чувствовать, где идеология во втором смысле соскальзывает на рельсы пропаганды идеологической иллюзии, когда интересы господствующего класса выдаются за единственно разумные, всеобщие и общезначимые.

В годы перестройки был особенно популярным термин деидеологизация, который предполагал необходимость преодоления коммунистической идеологии в силу того, что она, предлагая высокие принципы социальной справедливости, зачастую выдавала желаемое за действительное и поэтому закрывала глаза на реальные противоречия социальной жизни, не соотносила адекватно гуманные цели и средства их достижения. В результате особенно пострадали общественные науки, философия, искусство, которые вынуждены были заниматься апологетикой социального строя.

В современных условиях, когда человечество консолидируется в рамках новой единой социальной общности, особенно актуальными становятся общечеловеческие ценности. Поэтому их системное обоснование как своеобразного идеала развития личности и общества может иметь место в виде идеологии, если мы будем помнить о тех подводных рифах, которые имеют место на этом пути.

В духовной деятельности людей можно выделить различные сферы. Сообразно с ними можно обозначить следующие формы общественного сознания:наука, философия, искусство, мораль, религия, правовое и политическое сознание.

На ранних ступенях развития человеческого общества имело место синкретичное, не расчленённое на отдельные формы общественное сознание. Затем начинают формироваться такие формы, как мораль, искусство, религия. С разделением труда и возникновением классов и государства появляются условия для возникновения политического и правового сознания, науки и философии.

Будучи взаимосвязанными, формы общественного сознания относительно автономны. У каждой из них свой профессиональный язык, свои способы и средства влияния на духовную ситуацию времени, в том числе и в её практических проявлениях на уровне конкретных социальных событий. Поначалу каждая из идей, входящих в содержание той или иной формы, имеет чёткую печать индивидуального творчества, но затем, включаясь в межличностные отношения, она приобретает самостоятельную жизнь и может далеко уходить от своего автора, претерпевая перипетии социализации в тех или иных условиях. Можно привести в качестве примера судьбу философских идей Ф.Ницше. истинная ценность тех или иных идей проверяется временем.

В различные исторические эпохи преимущественное развитие получают те или иные формы общественного сознания. В античности философия занимала ведущие позиции, в эпоху Средневековья – религия, в условиях Возрождения – искусство, Новое время знаменует собой первенство науки, 20-ый век – век политических катаклизмов, сегодня фиксируют выдвижение на первый план религии и её сближение с политикой. Как видим, у общественного сознания богатые возможности ответить адекватно на вызовы истории.

Созидательные возможности общественного сознания работают и на отдельного человека, и на культуру в целом. Личность не может состояться без погружения в поле культуры, которая формируется общественным сознанием, без принятия ценностей культуры в качестве камертона собственной духовной жизни. С другой стороны, культура лишается своих созидательных возможностей, они костенеют, застывают, не воплощаясь через творческие возможности личности в те или иные социальные события. Таким образом, зазор между духовными ценностями и социальными реалиями заполняет личность, обладающая сознанием и свободой выбора.

Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно возникают политические отношения, функционируют политические организации, формируются политические идеи и теории.

Обобщим, политика - это функционирование в равной мере и политической мысли, и волеизъявления тех или других классов и социальных групп общества. Недостаточно каким-либо идеям только промелькнуть в нескольких головах, надо, чтобы они получили социальную реализацию. Это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, государствами и другими большими социальными группами. Поскольку объектом больших социальных групп общества является экономическая, социальная и политическая власть, то экономические интересы больше и чаще других выступают социальной причиной политических действий.

Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она представляет собой совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, профсоюзы, различные общественные организации (церковь, поскольку в нашем обществе она отделена от государства, не входит в политическую организацию). Все это механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть в обществе.

Политическая власть существует в каждой организованной общности людей, возникает вместе с образованием самого человеческого общества, существует на протяжении всей его истории. Каждое общество - это управляющаяся и воспроизводящаяся система, требующая координации его частей и элементов. Власть - это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов, посредством экономических, идеологических, правовых механизмов, также с помощью авторитета, традиции, насилия. Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения. Термин 'власть' используется в самых различных ситуациях: может обозначать орган власти; человека, наделенного властью; силу, обеспечивающую подчинение и порядок в обществе. При этом на каждом конкретном историческом этапе развития власть обогащается новым содержанием, что приводит к изменению содержания понятия "власть".


Власть в общем смысле понимается как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия. Наиболее важным видом власти является политическая власть, то есть реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Таким образом, власть как социальное явление свойственна всякому организованному обществу. Без власти в различных формах ее проявления (вождя над племенем, лидеров общественных организаций над рядовыми членами, государственных органов над гражданами и так далее) не могла бы существовать ни одна из общностей. Власть рассматривается не как определенное качество или свойство, а как отношение между субъектами, как функциональная связь между ними, то есть она предстает в виде полномочий и способностей осуществлять управляющие, регулирующие действия, важные для всей политической системы. Согласно такому подходу, существует две стороны "властной медали" - руководителя и подчиненного. Если нет двух субъектов, то нет и власти.

Итак, власть рождается не до, а в ходе отношения между субъектами. В обществе устанавливаются и функционируют отношения управления и подчинения, которые основываются на разных принципах легитимности.

Политическая власть реализуется для достижения определенных целей:

1. согласование социальных процессов, удовлетворение интересов людей,

социальных групп в процессе социального производства;

2.поддержание устойчивого функционирования и развития социальной системы;

3.придание социальным отношениям определенной направленности в соответствии

с целями общества или господствующих слоев;

4.осуществление принуждения в предусмотренных нормами случаях.

Виды и формы власти

Эффективность власти связана с тем, как она воспринимается и отражается в сознании граждан, то есть от того, насколько она легитимна.

Легитимность - это признание гражданами обоснованности и необходимости данной власти как законной. Легитимация власти зависит от того, на что она опирается, что является ее источником. Наиболее применяемой является классификация источников и легитимности политической власти, данная М. Вебером. Таким образом, возможны три вида власти: традиционная, харизматическая и рационально-легальная.

Традиционная власть опирается на веру в ее священный характер, вечность, незыблемость. Действия лиц, осуществляющих такую власть, считаются правомочными, если они соответствуют традициям. Если лидер нарушает традиции, массы могут отказать в легитимности. Традиции также препятствуют произволу власти.

Харизматическая власть. Название этого типа власти происходит от греческого термина "харизма", означающего особое свойство, которое придает личности магическую силу. Харизматическая власть основывается на личности вождя, которому приписываются сверхъестественные способности. В своей деятельности харизматический лидер опирается не на традиции или законы, а на собственное предчувствие, энергию, ясновидение.

Легальная власть возникает на том этапе исторического развития, когда в обществе сложились определенные нормы, регулирующие отношения господства и подчинения. Легальный тип власти характеризуется следующими признаками: наличием права, регулирующего все сферы общественной жизни; формированием социального управления, как процесса применения права; существованием бюрократии как субъекта управления; наличием элиты, как субъекта власти, деятельность которой ограничена правом; подчинением масс нормам права, которые они принимают.

Все эти типы власти (традиционная, харизматическая, легальная) не существуют в чистом виде, в жизни власть представляет собой различные сочетания их элементов в зависимости от конкретной исторической обстановки.

Таким образом, политическая власть свойственна всякому организованному обществу. Это сложное, динамичное и многоаспектное явление. В реальной жизни она представляет собой, определенным образом, организованную деятельность людей, направленную на согласование различных, часто противоречивых, интересов, путем подчинения их единой общественной воле.

Формы правления и государственного устройства. Политический режим

Истории известно большое разнообразие форм государственного устройства, а прежде всего формы правления, устройство основных институтов политической власти. Различают монархические и республиканские формы правления. Монархия - государство, главой которого является монарх. Республика- форма правления, осуществляемого выборными органами, т.е. источником власти выступает народное большинство.

Формы государственного устройства подразделяют на унитарные (единые) и федеративные (союзные).

Форма государства не исчерпывается формой правления, следует также иметь в виду и политический режим, т.е. методы осуществления государственного руководства обществом. Так, власть может осуществляться демократическими методами парламентаризма и антидемократическими методами тоталитаризма. Демократия - это

метод осуществления государственной власти, основанный на принципах подчинения меньшинства большинству. Понятие права

Существенный признак государства - его неразрывная связь с правом. Отношения между людьми в экономической, социальной, политической и других сферах общественной жизни регулируются государством с помощью законов, которые являются официальным выражением норм права и объявляются обязательными для всех. Т.о. право - это форма регулирования поведения людей, совокупность норм поведения, которые устанавливаются и санкционируются государством с целью сохранения существующих в данном обществе экономических, социальных, политических и иных порядков, это воля господствующего класса, возведенная в закон. Возникновение идеи правового государства

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя». Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.

Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.

После октябрьской революции идея правового государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из действительности. В последнее время в результате реформ вновь все заговорили о правовом государстве.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 59; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.143.210
Генерация страницы за: 0.018 сек.