В 1830-е годы Кореиз славился усадьбой, принадлежавшей первой помещице здешних мест Княгине Анне Сергеевне Голицыной. О ее личности неизменно с уважением и почтением отзывался всякий, посетивший эти края. Именно она в 1824 г. купила часть земель в Кореизе и в течении более 10 лет возводила здесь богатое имение. На ее землях находился большой владельческий дом с хозпостройками, винными подвалами, Воскресенская церковь и так называемый увеселительный сад. Церковь во имя Вознесения Господня была сооружена в готическом стиле, а дом с открытыми террасами напоминал восточные постройки Крыма. Однако, уже к середине XIX в. поместье распродается, причем по частям. Одну из них приобрел московский миллионер-промышленник Тимофей Морозов, другую – Иван Гончаров – родной брат Наталии Гончаровой, жены Пушкина. Предприимчивый Иван Николаевич свою долю в 1867 г. перепродал генерал-адъютанту его Величества, участнику первой обороны Севастополя графу Феликсу Николаевичу Сумарокову-Эльстону. Его сын – Феликс Феликсович, генерал-лейтенант и губернатор Москвы, позже выкупил и «Морозовскую дачу», воссоединив, а затем и приумножив голицынские земли. Кстати, Юсуповым он стал в 1882 г., после удачной женитьбы на дочери князя Николая Борисовича Юсупова. Зинаида Николаевна была наследницей несметного богатства и последней представительницей этого знатного рода. Император Александр III позволил Сумарокову-Эльстону принять фамилию Юсуповых и титул жены.
Не стесненный в средствах Феликс Юсупов-старший задумал построить рядом со старым голицынским особняком дворец «поприличнее». Проект заказали модному тогда архитектору – Николаю Краснову (впоследствии автору знаменитого Ливадийского дворца). Здание в форме подковы – выпуклая сторона обращена к морю – возводили из серого гаспринского мраморовидного известняка. Строительство закончили в 1904 г. и на месте «Розового дома» княгини появился новый Юсуповский дворец – в неороманском стиле с использованием элементов итальянского ренессанса. Тогда же в Кореиз из подмосковного Архангельского была перевезена и часть их знаменитой коллекции живописи, в том числе несколько полотен Рембрандта. Входы-выходы и по сей день охраняют терракотовые и мраморные львы, которых доставили Юсуповым из Венеции. За арками и лестницами с выходом в парк «присматривают» скульптуры персонажей из древнегреческой мифологии, исполненные итальянскими и немецкими мастерами конца XIX века. Со всех сторон дворец окружен реликтовыми деревьями, клумбами с остатками роскошного розария, и миниатюрными фигурными бассейнами, которые вписаны в четкие террасы регулярного парка, расположенные на разных уровнях – перед парадным фасадом, и на выходе к морю. Перепад высот обусловлен тем, что дворец с парком находятся на склоне, и это обстоятельство учтено при устройстве многочисленных фонтанов, которые подпитываются водой горных ручьев. Наличие искусственных водоемов обеспечивают прохладу в тенистых уголках парка, когда летом стоит знойная погода. Изящные флигели и точки их обозрения продуманы со стороны южного фасада. Там из окон открывается захватывающая дух панорама моря, неба, а также дальних и ближних окрестностей дворца. Основная часть декора в интерьерах изготавливалась в стиле модерн: белые эмалевые панели с полочками для фарфоровой и бронзовой пластики, удобные венские стулья, угловые диванчики, обитые ситцем. Примечательно, что при строительстве дворца в целом сохранилась парковая планировка, которую разбивал еще в 1830 г. сам Карл Кебах – легендарный немецкий садовник, приложивший свой талант к облагораживанию Южного Берега Крыма во многих имениях благородных фамилий. А растения тогда же на голицынской земле прививал директор Императорского ботанического сада Николай Гартвис. Благодаря им здесь появились и остаются по сей день кипарисы пирамидальный и аризонский, туя западная, розмарин, акация белая, клен ясенелистный, мушмула, дуб пушистый, каштан конский, лавровишня, фотиния пильчатая, платан. И все эти экзоты высаживались там при бережном сохранении дикорастущих деревьев – можжевельника реликтового, фисташки, сосен. Настоящий зеленый рай!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление