Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Несколько общих замечаний




 

Прежде всего, необходимо отметить традиционную для Китая концентрацию внимания не на вопросе «что есть», а на вопросе «как делать». «Когда шли по великому пути, Поднебесная принадлежала всем, [для управления] избирали мудрых и способных, учили верности, совершенствовались в дружелюбии. Поэтому родными человеку были не только его родственники, а детьми – не только его дети. … Нетерпимым [считалось] тогда оставлять добро на земле, но и не должно было копить его у себя; нестерпимо было не дать силам выхода, но и не полагалось [работать] только для себя. По этой причине не возникали [злые] замыслы, не чинились кражи и грабежи, мятежи и смуты, а люди, выходя из дому, не запирали дверей. Это называлось великим единением». …

Эти слова более чем двухтысячелетней давности взяты из конфуцианского канона Лицзы и повествуют о самой известной китайской утопии»[6]. Китайская утопия – это великий (правильный) путь, правильные действия. Конечно, это перекликается с библейским «праведным путем перед лицом Господа», но подобная полная концентрация на методе – особенность именно дальневосточных цивилизаций. И стратагема – специфический прием, выработанный теоретической мыслью для действий в определенной, модельной обстановке. Это ни в коем случае не программа, включающаяся при определенной оценке ситуации. Но и не «правила для руководства ума», не общие регулятивы познания, не зависящие от ситуации. Это скорее можно назвать «схемы понимания-действия» или «схемы анализа ситуации»: «… для китайцев 36 стратагем служат не только моделью поведения, но и прежде всего способом познания, помогающим выйти из рамок обычного, наивного, обусловленного требованием однозначности взгляда на вещи и обрести такой угол зрения, который позволяет с новой точки зрения открыть для себя уже известное и увидеть по-новому уже знакомое. … дополняется стратагемным восприятием действительности, позволяющим увидеть модель закулисного функционирования мира и увидеть действительно существующее за видимостью реальности»[7]. И здесь важно еще раз подчеркнуть отличие стратагем от европейских аналогов. Стратагема – модель большой по количеству участников, количеству осуществляемых действий и по временным границам ситуации в ее единстве, целостности (есть, конечно, и стратагемы для «маленьких» ситуаций, но они лишь подчеркивают общее правило). Ситуации, слишком многовариативной и многозначной для «европейца». Не потому, что китайцы умнее, а потому, что в Европе такими моделями не занимались. Впрочем, разница «западного» и «восточного» менталитета явно выходит за границы нашей темы.

Структура книги Харро фон Зенгера, не считая обширных пояснений общего характера во введениях в обоих томах, каноническая – 36 глав, в каждой из которых сначала указывается стратагема – 4 иероглифа, 4 китайских слова, 4 дословных перевода этих слов (несколько стратагем состоят из 3 иероглифов). Затем фраза – связный перевод и краткий комментарий фон Зенгера. После этого следуют несколько (от 5 до более 40) историй, иллюстрирующих применений данной стратагемы. По сути, это – формулы-схемы с комментариями, «сажающими» их на материал. Каждая формула содержит правило действия в определенной модельной ситуации («Спасти государство Чжао, осадив государство Вэй, войска которого осадили государство Чжао», «Грабить во время пожара», «Вынуть хворост из-под котла, чтобы прекратить кипение воды» и т.д.). Примеры (комментарии) показывают, как это формула работает в разных реальных ситуациях. Фон Зингер использует материал не только из классических китайских работ, но и собственные примеры из современной западной жизни и политики.

Разбирая стратагемы, я обнаружил как минимум один случай, когда, на мой взгляд, фон Зенгер ошибается и приводит «неправильный» пример. В случае, описанном им в качестве примера к Стратагеме 9, на самом деле реализовывалась другая стратагема, а не девятая. Любопытно, что сам фон Зенгер указывает, что ни один из китайских авторов не приводит данный широко известный исторический пример к девятой стратагеме и объясняет это тем, «… что в процессе многократного применения Стратагемы 9 образные выражения в краткой формулировке совершенно скрылись за абстрактным смыслом …». Поэтому, схематизируя стратагемы, я буду стараться опираться только на примеры, приводимые к ним китайскими авторами.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.