Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
|
Раздел 1. 1.Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
|
|
|
|
Тема 1.1 Здоровье и здоровый образ жизни
| Содержание учебного материала
| 4
|
Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
| 1,2
|
Контрольные работы:эссе «Я и ЗОЖ»
Правила написания эссе
Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.
Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.
Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.
В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:
мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).
мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).
Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
вступление
тезис, аргументы
тезис, аргументы
тезис, аргументы
заключение.
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).
Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение дополнительной литературы по ЗОЖ
Примеры дополнительной литературы:
Акимов В.А., Дурнев Р.А., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2008.-285с.
АнастасоваЛ.П. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс: рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под ред. А.А. Плешакова; Российская академия образования, Российская академия наук. - М.: Просвещение, 2010. - 64 с.
Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: Методические рекомендации: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2009. - 143 с. - (Школа России).
Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы. - М.: Просвещение, 2006. - 32 с.
Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: Рабочая тетрадь для 4 класса начальной школы. - М.: Просвещение, 2006. - 36 с.
Безопасное поведение на улицах и дорогах. 1-4 классы: Пособие для учащихся / п.В. Ижевский, Б.О. Хренников, И.В. Александрова и др.; под ред. П.В. Ижевского. - М.: Просвещение, 2007. - 64 с.
Безопасность дорожного движения: Программы для системы дополнительного образования детей / В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О. Хренников и др.; под ред. П.В. Ижевского. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с. - (Безопасность дорожного движения).
Безопасность жизнедеятельности: Программы для общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования / Р.Л. Палтиевич, А.Т. Смирнов. - М.: Дрофа, 2006. - 32 с.
Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Михайлова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 462 с.: ил. - (Учебник для вузов).
Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко и др. - 5-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия»
|
|
|
Тема 1.2.Факторы, способствующие укреплению здоровья
| Содержание учебного материала
| 6
|
Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, влияющие на него. Здоровый образ жизни — необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья. Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Феде-рации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка».
| 1,2
|
Контрольные работы:Организация рационального питания и методы его гигиенической оценки.
.Общие требования
-Письменная работа (контрольная, курсовая) печатается на компьютере на одной стороне белой бумаги формата А4.
-Рекомендуемый объём контрольной работы 15-25 страниц..
-При оформлении работы на компьютере используются следующие параметры: шрифт -14, межстрочный интервал-полуторный, абзацный отступ-1,25 мм., поля: левое-30 мм,правое-20мм,верхнее-20мм,нижнее-20мм.
-Расстояние между заголовками и последующим текстом должно быть два интервала.
-Заголовки работы располагаются в середине строки без точки в конце и печатаются прописными буквами, выделяются полужирным шрифтом. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте.
-Страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Первой страницей является титульный лист, второй- содержание, но на них не ставится нумерация. Номер страницы начинают проставлять с третьей страницы «Введение». Нумерация страниц должна быть сквозной и проставляться в правом верхнем углу.
-Каждый раздел следует начинать с новой страницы.
Оформление иллюстраций в письменной работе
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются. На все иллюстрации должна быть информация в тексте. Иллюстрации обозначают словом-Рис.1 и нумеруются арабскими цифрами. Номер и наименование помещаются ниже иллюстрации.
Оформление приложений к письменной работе
Приложения оформляются после письменной работы и нумеруются отдельно. Приложения располагаются в том порядке, в каком на них давались ссылки в тексте. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть написано
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: Психосексуальная культура как фактор здоровья.
Составить тезисы и оформить в таблицу.
|
|
|
Тема 1.3. Вредные привычки и их профилактика
| Содержание учебного материала
| 4
|
Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.
| 1,2
|
Практические занятия: Презентация «Вредные привычки и их последствия»
Общие правила оформления презентаций
Общие требования:
- На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;
- Количество слайдов должно быть не более 20;
- При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем 1,5 минуты;
- Не стоит заполнять слайд большим количеством информации. Наиболее важную информацию желательно помещать в центр слайда;
- По желанию можно раздать слушателям бумажные копии презентации.
Примерный порядок слайдов:
- 1 слайд – Титульный (организация, название работы, автор, руководитель, рецензент, дата);
- 2 слайд – Вводная часть (постановка проблемы, актуальность и новизна, на каких материалах базируется работа);
- 3 слайд – Цели и задачи работы;
- 4 слайд – Методы, применяемые в работе;
- 5…n слайд – Основная часть;
- n+1 слайд – Заключение (выводы);
- n+2 слайд – Список основных использованных источников;
- n+3 слайд – Спасибо за внимание! (подпись, возможно выражение благодарности тем, кто руководил, рецензировал и/или помогал в работе).
Правила шрифтового оформления:
- Рекомендуется использовать шрифты с засечками (Georgia, Palatino, Times New Roman);
- Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);
- Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются для смыслового выделения ключевой информации и заголовков;
- Не рекомендуется использовать более 2-3 типов шрифта;
- Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по центру
Правила выбора цветовой гаммы:
- Цветовая гамма должна состоять не более чем из 2 цветов и выдержана во всей презентации. Основная цель – читаемость презентации;
- Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например, светло-зеленый, светло-синий, бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый);
- Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться, белый текст на черном фоне читается плохо);
- Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.
Графическая информация:
- Рисунки, фотографии, диаграммы должны быть наглядными и нести смысловую нагрузку, сопровождаться названиями;
- Изображения (в формате jpg) лучше заранее обработать для уменьшения размера файла;
- Размер одного графического объекта – не более 1/2 размера слайда;
- Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше чем картинок).
Анимация:
- Анимация используется только в случае необходимости.
|
|
|
Контрольные работы: Смоделировать ситуации предложения попробовать «запретное» и способы отказа от этого.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся:
|
|
Тема 1.4. Правила и безопасность дорожного движения
| Содержание учебного материала
| 4
|
Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.
| 1,2
|
Контрольные работы:Запрещающие и разрешающие дорожные знаки
|
Практические занятия:моделирование различных дорожных ситуаций: мультимедийная викторина «Безопасность дорожного движения».
Группа делится на три подгруппы, по очереди отвечают на поставленные вопросы, за каждый правильный ответ даются баллы.
|
Раздел 2 Основы обороны государства и воинская обязанность
|
|
|
Тема 2.1. История создания Вооруженных Сил России
| Содержание учебного материала
| 4
|
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.
| 1,2
|
Контрольные работы: Анализ современной политической обстановки на границах России и влияния её на безопасность страны.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: Терроризм. История развития терроризма. Особенности международного терроризма. Составить тезисы и оформить в таблицу.
|
|
Тема 2.2. Вооруженные силы Российской Федерации
| Содержание учебного материала
| 6
|
Правовые основы военной службы. Воинская обязанность, ее основные составляющие. Прохождение военной службы по призыву и по контракту Требования воинской деятельности, предъявляемые к физическим, психологическим и профессиональным качествам военнослужащего. Общие должностные и специальные обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Уголовная ответственность военнослужащих за преступления против военной службы.
| 1,2
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
Тема 2.3. Основы военно-патриотического воспитания
| Содержание учебного материала
| 6
|
Боевые традиции Вооруженных Сил России.
Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Дружба, войсковое товарищество - основы боевой готовности частей и подразделений.
Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы. Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
| 1,2
|
Контрольные работы:. Боевые традиции и символы воинской чести
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: Подбор фотоматериалов символов воинских частей. Составление презентации.
|
|
Раздел 3. Основы медицинских знаний
|
|
|
Тема 3.1. Оказание первой медицинской помощи
| Содержание учебного материала
| 12
|
Правовые основы оказания первой медицинской помощи. Некоторые юридические аспекты оказания медицинской помощи немедицинскими работниками. Ситуации, при которых человек нуждается в оказании первой медицинской помощи.
Первая медицинская помощь при различных жизнеопасных состояниях. Содержание и общие принципы организации первой медицинской помощи..
| 1,2
|
Практические занятия.Первая помощь при кровотечениях. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при переломах костей, вывихах, растяжениях связок и ушибах. Синдром длительного раздавливания. Нарушения дыхания, асфиксия. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при термических поражениях и электротравме. Первая помощь при поражении сильнодействующими ядовитыми веществами. Первая помощь при острых заболеваниях
|
|
|
Контрольные работы: Оказать ПМП пострадавшему при черепно-мозговых повреждениях.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: Использование фитотерапии при экстренном оказании ПМП. Разработка рекомендаций по оказанию ПМП.
При разработке рекомендаций следует помнить:
Структура регламента
Перечисленные выше цели регламента позволяют определить лишь самые общие требования к структуре документа:
Наименование
Содержание
1. Общие положения
1.1. Назначение
1.2. Область применения
1.3. Нормативные ссылки
1.4. Порядок утверждения, внесения изменений и дополнений
2. Термины, определения и сокращения
2.1. Термины и определения
2.2. Сокращения
3. Описание требований, процессов, методов работы
4. Ответственность
5. Контроль
6. Приложения
6.1. Классификаторы и справочники
6.2. Формы и правила оформления документов
6.3. Схемы процессов
6.4. Алгоритмы расчетов
6.5. Таблицы ролей исполнителей процессов
|
|
Тема 3.2. Негативное воздействие на организм человека вредных привычек
| Содержание учебного материала
| 4
|
Здоровье человека и здоровый образ жизни. Здоровье – одна из основных жизненны ценностей человека. Здоровье физическое и духовное, их взаимосвязь и влияние на жизнедеятельность человека. Общественное здоровье.
Факторы, формирующие здоровье, и факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика злоупотребления психоактивных веществ.
| 1,2
|
Контрольные работы: Оказать ПМП человеку при алкогольном опьянении. Оказать ПМП человеку при отравлении токсическими и наркотическими препаратами.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: Разработка рекомендаций по оказанию ПМП при отравлении алкогольными и наркотическими веществами.
|
|
Раздел 4.Государственная система обеспечения безопасности населения
|
|
|
Тема 4.1Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения
| Содержание учебного материала
| 4
|
Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
|
| Практические занятия:Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии.
Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте: автомобиль, самолет, морской транспорт.
|
|
Тема 4.2Гражданская оборона
| Содержание учебного материала
| 12
|
|
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны. Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. 2.5. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возни-кающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения.
Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении, ее предназначение. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Полиция Российской Федерации — система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор России). Другие государственные службы в области безопасности. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
|
| Практические занятия:Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих фак-торов в ЧС мирного и военного времени.
Ззадание№1 Правила надевания противогаза и отработка надевания на время
Задание №2 ОЗК, правила одевания и одевание на время.
Задание №3 Действия при поражении химическими отравляющими веществами.
| |
|
Тема 4.3Терроризм и экстремизм
| Содержание учебного материала
| 4
|
|
Понятие экстремизма и терроризма, их модели в современном обществе.
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Меры безопасности для населения, оказавшегося на территории военных действий.
|
| Практические занятия:отработка действий при возможном совершении террористического акта.
Смоделировать поведение при возможном захвате в заложники.
| |
|
| Дифференцированный зачет
|
|
|
| Всего:
|
|
|