Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия реализации учебной дисциплины




Содержание учебной дисциплины ОП.06. Безопасность жизнедеятельности

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:
практические занятия  
контрольные работы  
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
в том числе:  
Итоговая аттестация в форме зачета

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Объем часов Уровень освоения
       
Раздел 1. 1.Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья      
Тема 1.1 Здоровье и здоровый образ жизни   Содержание учебного материала 4
Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. 1,2
Контрольные работы:эссе «Я и ЗОЖ» Правила написания эссе Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка. Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок. Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом. В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями. Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т). мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли): вступление тезис, аргументы тезис, аргументы тезис, аргументы заключение. При написании эссе важно также учитывать следующие моменты: Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора). Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире.    
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение дополнительной литературы по ЗОЖ Примеры дополнительной литературы: Акимов В.А., Дурнев Р.А., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2008.-285с. АнастасоваЛ.П. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс: рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под ред. А.А. Плешакова; Российская академия образования, Российская академия наук. - М.: Просвещение, 2010. - 64 с. Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: Методические рекомендации: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2009. - 143 с. - (Школа России). Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы. - М.: Просвещение, 2006. - 32 с. Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: Рабочая тетрадь для 4 класса начальной школы. - М.: Просвещение, 2006. - 36 с. Безопасное поведение на улицах и дорогах. 1-4 классы: Пособие для учащихся / п.В. Ижевский, Б.О. Хренников, И.В. Александрова и др.; под ред. П.В. Ижевского. - М.: Просвещение, 2007. - 64 с. Безопасность дорожного движения: Программы для системы дополнительного образования детей / В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О. Хренников и др.; под ред. П.В. Ижевского. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с. - (Безопасность дорожного движения). Безопасность жизнедеятельности: Программы для общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования / Р.Л. Палтиевич, А.Т. Смирнов. - М.: Дрофа, 2006. - 32 с. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Михайлова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 462 с.: ил. - (Учебник для вузов). Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко и др. - 5-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия»    
Тема 1.2.Факторы, способствующие укреплению здоровья     Содержание учебного материала 6
Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, влияющие на него. Здоровый образ жизни — необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья. Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Феде-рации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка». 1,2
Контрольные работы:Организация рационального питания и методы его гигиенической оценки. .Общие требования -Письменная работа (контрольная, курсовая) печатается на компьютере на одной стороне белой бумаги формата А4. -Рекомендуемый объём контрольной работы 15-25 страниц.. -При оформлении работы на компьютере используются следующие параметры: шрифт -14, межстрочный интервал-полуторный, абзацный отступ-1,25 мм., поля: левое-30 мм,правое-20мм,верхнее-20мм,нижнее-20мм. -Расстояние между заголовками и последующим текстом должно быть два интервала. -Заголовки работы располагаются в середине строки без точки в конце и печатаются прописными буквами, выделяются полужирным шрифтом. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. -Страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Первой страницей является титульный лист, второй- содержание, но на них не ставится нумерация. Номер страницы начинают проставлять с третьей страницы «Введение». Нумерация страниц должна быть сквозной и проставляться в правом верхнем углу. -Каждый раздел следует начинать с новой страницы. Оформление иллюстраций в письменной работе Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются. На все иллюстрации должна быть информация в тексте. Иллюстрации обозначают словом-Рис.1 и нумеруются арабскими цифрами. Номер и наименование помещаются ниже иллюстрации. Оформление приложений к письменной работе Приложения оформляются после письменной работы и нумеруются отдельно. Приложения располагаются в том порядке, в каком на них давались ссылки в тексте. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть написано ПРИЛОЖЕНИЕ 1.    
Самостоятельная работа обучающихся: Психосексуальная культура как фактор здоровья. Составить тезисы и оформить в таблицу.    
Тема 1.3. Вредные привычки и их профилактика Содержание учебного материала 4
Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании. 1,2
Практические занятия: Презентация «Вредные привычки и их последствия» Общие правила оформления презентаций Общие требования:
  1. На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;
  2. Количество слайдов должно быть не более 20;
  3. При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем 1,5 минуты;
  4. Не стоит заполнять слайд большим количеством информации. Наиболее важную информацию желательно помещать в центр слайда;
  5. По желанию можно раздать слушателям бумажные копии презентации.
Примерный порядок слайдов:
  • 1 слайд – Титульный (организация, название работы, автор, руководитель, рецензент, дата);
  • 2 слайд – Вводная часть (постановка проблемы, актуальность и новизна, на каких материалах базируется работа);
  • 3 слайд – Цели и задачи работы;
  • 4 слайд – Методы, применяемые в работе;
  • 5…n слайд – Основная часть;
  • n+1 слайд – Заключение (выводы);
  • n+2 слайд – Список основных использованных источников;
  • n+3 слайд – Спасибо за внимание! (подпись, возможно выражение благодарности тем, кто руководил, рецензировал и/или помогал в работе).
Правила шрифтового оформления:
  1. Рекомендуется использовать шрифты с засечками (Georgia, Palatino, Times New Roman);
  2. Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);
  3. Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются для смыслового выделения ключевой информации и заголовков;
  4. Не рекомендуется использовать более 2-3 типов шрифта;
  5. Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по центру
Правила выбора цветовой гаммы:
  1. Цветовая гамма должна состоять не более чем из 2 цветов и выдержана во всей презентации. Основная цель – читаемость презентации;
  2. Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например, светло-зеленый, светло-синий, бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый);
  3. Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться, белый текст на черном фоне читается плохо);
  4. Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.
Графическая информация:
  1. Рисунки, фотографии, диаграммы должны быть наглядными и нести смысловую нагрузку, сопровождаться названиями;
  2. Изображения (в формате jpg) лучше заранее обработать для уменьшения размера файла;
  3. Размер одного графического объекта – не более 1/2 размера слайда;
  4. Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше чем картинок).
Анимация:
  1. Анимация используется только в случае необходимости.
 
   
Контрольные работы: Смоделировать ситуации предложения попробовать «запретное» и способы отказа от этого.  
Самостоятельная работа обучающихся:  
Тема 1.4. Правила и безопасность дорожного движения Содержание учебного материала 4
Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения. 1,2
Контрольные работы:Запрещающие и разрешающие дорожные знаки
Практические занятия:моделирование различных дорожных ситуаций: мультимедийная викторина «Безопасность дорожного движения». Группа делится на три подгруппы, по очереди отвечают на поставленные вопросы, за каждый правильный ответ даются баллы.    
Раздел 2 Основы обороны государства и воинская обязанность    
Тема 2.1. История создания Вооруженных Сил России   Содержание учебного материала 4
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. 1,2
Контрольные работы: Анализ современной политической обстановки на границах России и влияния её на безопасность страны.    
Самостоятельная работа обучающихся: Терроризм. История развития терроризма. Особенности международного терроризма. Составить тезисы и оформить в таблицу.  
Тема 2.2. Вооруженные силы Российской Федерации Содержание учебного материала 6
Правовые основы военной службы. Воинская обязанность, ее основные составляющие. Прохождение военной службы по призыву и по контракту Требования воинской деятельности, предъявляемые к физическим, пси­хологическим и профессиональным качествам военнослужащего. Общие должностные и специальные обязанности военнослужащих. Воинская дис­циплина, ее сущность и значение. Уголовная ответственность военнослу­жащих за преступления против военной службы. 1,2
Самостоятельная работа обучающихся    
Тема 2.3. Основы военно-патриотического воспитания Содержание учебного материала 6
Боевые традиции Вооруженных Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитни­ка Отечества. Дружба, войсковое товарищество - основы боевой готовно­сти частей и подразделений. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части - символ воин­ской чести, доблести и славы. Ордена - почетные награды за воинские от­личия и заслуги в бою и военной службе. Ритуалы Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации. 1,2
Контрольные работы:. Боевые традиции и символы воинской чести    
Самостоятельная работа обучающихся: Подбор фотоматериалов символов воинских частей. Составление презентации.  
Раздел 3. Основы медицинских знаний    
Тема 3.1. Оказание первой медицинской помощи Содержание учебного материала 12
Правовые основы оказания первой медицинской помощи. Некоторые юридические аспекты оказания медицинской помощи немедицинскими работниками. Ситуации, при которых человек нуждается в оказании первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при различных жизнеопасных состояниях. Содержание и общие принципы организации первой медицинской помощи.. 1,2
Практические занятия.Первая помощь при кровотечениях. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при переломах костей, вывихах, растяжениях связок и ушибах. Синдром длительного раздавливания. Нарушения дыхания, асфиксия. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при термических поражениях и электротравме. Первая помощь при поражении сильнодействующими ядовитыми веществами. Первая помощь при острых заболеваниях    
Контрольные работы: Оказать ПМП пострадавшему при черепно-мозговых повреждениях.  
Самостоятельная работа обучающихся: Использование фитотерапии при экстренном оказании ПМП. Разработка рекомендаций по оказанию ПМП. При разработке рекомендаций следует помнить: Структура регламента   Перечисленные выше цели регламента позволяют определить лишь самые общие требования к структуре документа: Наименование Содержание 1. Общие положения 1.1. Назначение 1.2. Область применения 1.3. Нормативные ссылки 1.4. Порядок утверждения, внесения изменений и дополнений 2. Термины, определения и сокращения 2.1. Термины и определения 2.2. Сокращения 3. Описание требований, процессов, методов работы 4. Ответственность 5. Контроль 6. Приложения 6.1. Классификаторы и справочники 6.2. Формы и правила оформления документов 6.3. Схемы процессов 6.4. Алгоритмы расчетов 6.5. Таблицы ролей исполнителей процессов  
Тема 3.2. Негативное воздействие на организм человека вредных привычек Содержание учебного материала 4
Здоровье человека и здоровый образ жизни. Здоровье – одна из основных жизненны ценностей человека. Здоровье физическое и духовное, их взаимосвязь и влияние на жизнедеятельность человека. Общественное здоровье. Факторы, формирующие здоровье, и факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика злоупотребления психоактивных веществ. 1,2
Контрольные работы: Оказать ПМП человеку при алкогольном опьянении. Оказать ПМП человеку при отравлении токсическими и наркотическими препаратами.    
Самостоятельная работа обучающихся: Разработка рекомендаций по оказанию ПМП при отравлении алкогольными и наркотическими веществами.  
Раздел 4.Государственная система обеспечения безопасности населения    
Тема 4.1Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения Содержание учебного материала 4
Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
  Практические занятия:Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии. Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте: автомобиль, самолет, морской транспорт.  
Тема 4.2Гражданская оборона Содержание учебного материала 12  
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны. Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. 2.5. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возни-кающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении, ее предназначение. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Полиция Российской Федерации — система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор России). Другие государственные службы в области безопасности. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
  Практические занятия:Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих фак-торов в ЧС мирного и военного времени. Ззадание№1 Правила надевания противогаза и отработка надевания на время Задание №2 ОЗК, правила одевания и одевание на время. Задание №3 Действия при поражении химическими отравляющими веществами.    
Тема 4.3Терроризм и экстремизм Содержание учебного материала 4  
Понятие экстремизма и терроризма, их модели в современном обществе. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Меры безопасности для населения, оказавшегося на территории военных действий.
  Практические занятия:отработка действий при возможном совершении террористического акта. Смоделировать поведение при возможном захвате в заложники.    
  Дифференцированный зачет    
  Всего:    




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.