Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка экономической эффективности природоохранных мероприятий




Основы экономики природопользования

Для рационального природопользования необходимы экономические “рычаги”: стимулы и система наказаний, которые заинтересовали бы конкретного производителя перейти на ресурсосберегающую и малоотходную технологию. Рассмотрим методы оценки экономической эффективности природоохранных мероприятий.

Экономическая эффективность двух вариантов одного и того же процесса определяется по разности их приведенных затрат

Э = З1З2,

которые вычисляют по уравнению

З = С + ЕК,

где С – себестоимость; Е – капитальные вложения; К – коэффициент эффективности.

Для оценки природоохранных мероприятий двух основных составляющих приведенных затрат оказывается недостаточно, и необходимо дополнить их величиной ущерба У. В этом случае эффективность мероприятия определяется формулой

Э = (З1 + У1) – (З2 + У2).

Ущерб содержит три аспекта: социальный, моральный и экономический. Нас будет интересовать лишь экономический ущерб – это практические (или возможные) потери либо отрицательные изменения в окружающей природной среде, вызванные антропогенными причинами и выраженные в денежной форме. В настоящее время утверждена временная типовая методика определения эффективности природоохранных мероприятий и оценка экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды.

Различают три вида экономического ущерба:

фактический – потери, нанесенные народному хозяйству в результате загрязнения окружающей среды;

возможный –ущерб народному хозяйству, который мог бы быть нанесен в случае отсутствия природоохранных мероприятий. Он зависит от масштабов производства и производительности общественного труда, изменения структуры загрязняемого района;

предотвращаемый – разность между возможным и фактическим ущербами.

Ущерб определяется, исходя из следующих моментов:

– технический, связанный с организацией контроля за состоянием окружающей среды;

– исследования медицинского, биологического, химического характера с привлечением специалистов других отраслей народного хозяйства;

– экономическая и теоретическая оценка ущерба.

5.2. Расчет экономического ущерба, наносимого окружающей среде
в результате загрязнения атмосферы

Экономический ущерб от загрязнения атмосферы рассчитывается по уравнению

У = Уз + Ус + Ук + Уп,

где Уз – ущерб, причиняемый повышенной заболеваемостью персонала (это оплата бюллетеней, затраты на медицинские услуги и т.д.); Ус – ущерб, наносимый сельскому и лесному хозяйству (потери урожайности, животноводства, лесного хозяйства и т.д.); Ук – ущерб, причиняемый коммунальному хозяйству (дополнительные затраты на содержание жилищного и коммунального хозяйства, на бытовые услуги); Уп – ущерб, наносимый промышленным объектам (дополни-тельные затраты на ремонт, потери сырья, топлива, текучесть кадров и т.д.).



Существуют два метода расчета экономического ущерба: прямой и эмпирический.

Прямой требует при каждом вычислении сбора и обработки множества данных. Он очень сложен и в силу своей трудоемкости непригоден для широкого применения в экономических расчетах. Чаще используют эмпирический метод, один из его вариантов носит название расчет с приложением удельных ущербов. Он, в свою очередь, осуществляется двумя путями: методика концентраций – расчет проводится исходя из концентрации вредных веществ и методика валовых выбросов – в основе лежат валовые выбросы. Оба метода подробно рассмотрены в учебнике
И.Г. Рекус и О.С. Шориной.

 

 

5.3. Укрупненная оценка экономического ущерба, наносимого
окружающей среде от загрязнения водоемов

 

Экономическую оценку годового ущерба в усл. ед./год от сброса загрязняющих примесей делают по уравнению

У = gsкМ,

где g – коэффициент, численное значение которого принимают равным 120 при расчетах, про-водимых до конца 1985 г., и 144 при расчетах ущерба от сбросов, которые поступят после 1985 г. (учет времени) (усл. ед./усл. т); s коэффициент, различный для всевозможных водохозяй-ственных участков; М – приведенная масса годового выброса сточных вод (усл. т/год);

M = еAimi,

где Аi– показатель относительной опасности сброса i-го вещества в водоемы (усл. т/т); mi– масса годового выброса примеси i-го вида (т/год).

Здесь Ai=1/ПДКрх; ПДКрх – предельно допустимая концентрация i-го вещества в водных объектах, используемых для рыбохозяйственных целей. Если ПДКрх отсутствует в справочниках, то можно использовать ПДК для объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения. Если ПДК вообще неизвестна, то условно принимают А = 5 10-4 (усл. т/т).

 

 

5.4. Расчет ущерба, наносимого окружающей среде
в результате загрязнения поверхности Земли

Укрупненную оценку ущерба, наносимого окружающей среде в результате загрязнения поверхности Земли твердыми отходами, проводят по уравнению

У = Уп m,

где У – ущерб, наносимый окружающей среде в результате загрязнения поверхности Земли твердыми отходами (руб/год); m – масса твердых отходов (т/год); Уп – удельный ущерб от поступления в окружающую среду 1 тонны твердых отходов (руб/т).

Удельный ущерб от поступления в окружающую среду твердых отходов производства и потребления (без учета вторичного загрязнения) может быть выражен через затраты на удаление, обезвреживание и захоронение твердых отходов, а также через стоимость отчуждаемой для этих целей земли и затраты на ее санитарно-гигиеническую рекультивацию:

Уп = Ууд + Ут,

где Ууд – затраты на удаление, обезвреживание и захоронение 1 т твердых отходов (руб/т);
Ут – ущерб, наносимый народному хозяйству при изъятии территории под складирование, соз-дание отвалов, захоронение 1 т твердых отходов с последующей их санитарно-гигиенической ре-культивацией (руб/т).

Для расчета Ууд используют выражение

Ууд = Зт + Сс +ЕнКс,

где Зт – текущие затраты на удаление 1 т твердых отходов (транспортировка отходов, погрузочно-разгрузочные работы) (руб/т); Сс – эксплуатационные расходы, связанные с содержанием 1 т твердых отходов на свалках или в отвалах, а также с обезвреживанием или уничтожением твердых отходов в специальных установках (руб/т); Кс – удельные капитальные затраты на сооружение систем удаления, обезвреживания, складирования или уничтожения твердых отходов (руб/т);
Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности удельных капитальных затрат.

Величину Ут рассчитывают по формуле

Ут = (Зз + Зр) S,

где Зз – экономическая оценка 1 га земли по нормативам затрат на возмещение потерь сельско-хозяйственного производства (руб/га); Зр – усредненные затраты на санитарно-гигиеническую рекультивацию 1 га земли; S – площадь, используемая для складирования 1 т твердых отходов. Величины коэффициентов можно найти в специальных справочниках.

 

 

5.5. Применение нормативов платы за загрязнение природной среды
на территории Российской Федерации

Порядок применения нормативов платы за загрязнение природной среды предусматривает взимание с природопользователей (предприятий, учреждений и организаций) средств независимо от их ведомственной подчиненности, видов и форм собственности за следующие вредные воздействия: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и нестационарных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, а также другие виды вредного воздействия.

Плату природопользователей за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышаю-щих установленные предельно допустимые нормативы, определяют по формуле

П = Кэ(j) mпд Нпд,

где П – плата за загрязнение окружающей среды (руб); mпд – фактическая масса загрязняющих веществ, не превышающая установленные предельно допустимые нормативы (т); Нпд – норматив платы за 1 т загрязняющих веществ, если фактическая масса загрязняющих веществ не превышает установленные предельно допустимые нормативы (руб/т); Кэ(j) – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости.

Плату природопользователей за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов) рассчитывают по формуле

П = Кэ(j) {mпд Нпд + [mвсmпд] Нвс},

где mвс – фактическая масса загрязняющих веществ, не превышающая установленные временно согласованные нормативы (т); Нвс – норматив платы за 1 т загрязняющих веществ, если факти-еская масса загрязняющих веществ не превышает временно согласованные нормативы (руб/т).

Плату природопользователей за сверхлимитное загрязнение окружающей среды определяют по формуле

П = Кэ(j) {mпд Нпд + [mвсmпд] Нвс + 5 [mmвс] Нвс},

где mвс – фактическая масса загрязняющих веществ, превышающая установленные временно согласованные нормативы (т); 5 – повышающий коэффициент за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.

Таким образом, оплата сверхлимитных выбросов в 25 раз превышает оплату выбросов в пределах установленных нормативов. В случае загрязнения окружающей среды без оформления разрешения в установленном порядке вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитная.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровень вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции, а платежи за превышение их – за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

 

 

5.6. Расчет платы за загрязнение земель химическими веществами
и несанкционированными свалками отходов

Порядок определения платы за ущерб, наносимый окружающей среде при загрязнении земель химическими веществами и несанкционированными свалками отходов, разработан и утвержден Министерством природы и Роскомземом в 1993 г.

Степень загрязнения земель характеризуется пятью уровнями: допустимым; слабым; средним; сильным; очень сильным. Под допустимым уровнем загрязнения понимают содержание в почве химических веществ, не превышающее ПДК.

Размер платы за ущерб от загрязнения земель определяют исходя из затрат на проведение полного объема работ по очистке. В случае невозможности оценить указанные затраты размер платы за ущерб, наносимый окружающей среде в результате загрязнения земель, рассчитывают в соответствии с выражением

П = УНс S(i) Кв Ка(i) Кэ(j) Кг,

где П – размер платы за ущерб, наносимый окружающей среде в результате загрязнения земель химическими веществами (тыс. руб); Нс – норматив стоимости сельскохозяйственных земель
(тыс. руб/га); Кв – коэффициент пересчета, зависящий от продолжительности периода восстановления загрязненных сельскохозяйственных земель; Ка(i) – коэффициент для расчета ущерба в зависимости от степени загрязнения земель i-м веществом (при допустимом уровне загрязнения коэффициент Ка(i) приравнивают к нулю, следовательно, в этом случае плата за нанесенный ущерб не взимается); Кэ(j) – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории j-го экономического района; Кг – коэффициент для расчета ущерба в зависимости от глубины загрязнения земель. Величины коэффициентов можно найти в специальных таблицах. При отсутствии в таблицах данных по фоновому содержанию в почвах неорганического химического вещества за фон берут его среднерегиональное содержание для незагрязненной территории. Для органических соединений их фоновое содержание в почвах приравнивают к 0,1 ПДК.

Размер платы за ущерб, наносимый окружающей среде в результате загрязнения земель несанкционированными свалками отходов, определяют по формуле

П = 25 Hn(i) M(i)Кэ(j) Кв ,

где П – плата за ущерб, наносимый окружающей среде в результате загрязнения земель несанкционированными свалками (тыс. руб); 25 – повышающий коэффициент за загрязнение земель отходами несанкционированных свалок; Hn(i) – норматив платы за захламление земель 1 т или 1 м3 i-х отходов (руб/т, руб/м3); M(i) – масса или объем i-х отходов (т, м3); Кэ(j) – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории j-го экономического района;
Кв – коэффициент пересчета, зависящий от продолжительности периода восстановления загрязненных сельскохозяйственных земель.

Класс опасности токсичных отходов определяют согласно “Временному классификатору токсичных промышленных отходов” и “Методическим указаниям по определению класса опасности токсичных промышленных отходов”.

 

 

6. Международное экологическое
движение и сотрудничество

6.1. Международное сотрудничество в решении
глобальных экологических проблем

 

В своей экологической политике Россия исходит из необходимости обеспечения всеобщей безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущих поколений. Именно поэтому в Законе РФ “Об охране окружающей природной среды” международное сотрудничество провозглашено одним из принципов охраны окружающей среды.

Основные принципы международного сотрудничества длительное время вырабатывались и формулировались мировым сообществом. В настоящее время эти принципы звучат так:

– каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;

– каждое государство имеет право на использование природных ресурсов и окружающей среды для развития и обеспечения нужд своих граждан (в этом проявляется суверенитет государства, возможность самостоятельно определять свою экологическую политику, устанавливать взаимоотношения между своей экономикой и экологией);

– экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других или без учета их интересов (природные ресурсы слаборазвитых стран не должны безудержно эксплуатироваться индустриальными государствами);

– хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории одних государств, не должна наносить ущерб окружающей среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

– недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;

– должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;

– должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам экологии и передовых природосберегающих технологий;

– государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;

– все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны решаться только мирным путем.

Объекты международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды делятся на: находящиеся в пользовании всех государств (атмосфера, озоновый слой, околоземное космическое пространство); используемые несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Черное, Каспийское моря); используемые двумя государствами –пограничные объекты (Беловежская пуща, реки Дунай, Амур и Уссури).

В целях охраны флоры и фауны учреждена Международная Красная книга, в которую включаются редкие и исчезающие виды растений и животных, нуждающиеся в особой охране. Национальные Красные книги заведены во многих странах мира, в том числе и в России, а также в ряде ее субъектов.

На международном уровне подписываются договоры в области охраны окружающей природной среды о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой; о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; о нераспространении ядерного оружия и ряд других.

Реализуются многочисленные конвенции в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов: о запрещении военного и любого иного враждебного воздействия на природную среду, о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха, об охране мигрирующих видов животных, морских живых ресурсов Антарктики и прочие.

Во многих странах создаются и активно действуют государственные и частные экологические фонды, деятельность которых направлена на поддержание и оздоровление природы. Сказанное позволяет дать следующее определение понятию международное сотрудничество в решении глобальных экологических проблем–это международная деятельность на правительственном и неправительственном уровнях, осуществляемая в рамках межгосударственных соглашений, международных программ ООН, ЮНЕСКО и др., экологических программ и проектов, осуществляемых частными и государственными экологическими фондами и направленных на объединение усилий государств, частных лиц и общественных объединений в преодолении глобальных экологических проблем человечества.

 

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 74; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.167.202.184
Генерация страницы за: 0.042 сек.