Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Построение занятия по заучиванию стихотворения




В начале занятия необходимо создать эмоциональный на­строй, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Поводится неболь­шая беседа, связанная с темой стихотворения. По сути она аналогична беседе, которую проводят перед чтением прозаи­ческого произведения. В ходе ее используются вопросы, на­поминание о событии из детской жизни, близком к содержа-


нию текста. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспи­татель называет жанр, автора («Я прочитаю стихотворение Сергея Александровича Есенина «Поет зима — аукает».)

После такой беседы происходит выразительное чте­ние стихотворения (наизусть) без установки на за­поминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музы­кальности, напевности, красоты стихотворения. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит воспри­ятие его детьми. Воспитатель не имеет права, писала Е. И. Тихеева, умалять поэтическую и воспитательную ценность произведения: «Ее речь, произношение, дикция, вырази­тельность ее чтения должны являться той художественной оправой, от которой выигрывает в блеске самый ценный алмаз. Только в такой оправе алмазы родной поэзии долж­ны вводиться в жизнь маленьких детей»1.

Пауза после чтения педагога дает детям возможность пережить минуты эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии.

С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится анализ про­изведения. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства вырази­тельности). В ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетичес­кие оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, крат­ким, эмоциональным. Сначала выясняется, о чем стихо­творение, понравилось ли оно, что запомнилось. Затем идет анализ словесных характеристик, выявление музыкально-ритмической структуры произведения («Какими словами говорится о зиме в стихотворении И. Сурикова «Зима»? Как описывается лес? Какими словами начинается и заканчи­вается стихотворение?»).

Необходимо помочь детям понять трудные места, дать воз­можность еще раз их послушать. Вопросы лучше формулиро­вать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста.

Повторно произведение читается с установ­кой на запоминание. Для того чтобы заучить стихотворе-

1 Тихеева Е. И. Развитие речи детей. — М., 1967. — С. 146.


ние, ребенок должен овладеть приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать логическую связь между частями.

После повторного чтения следует воспроизведение сти­хотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше за­поминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Не следует оценивать выразительность исполне­ния, пусть даже она сначала будет и не очень удачна.

Занятие заканчивается выразительным чтением воспи­тателя или детей. После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку.

В последующие дни следует вновь обратиться к этому произведению уже вне занятия, почитать его, оценить ка­чество чтения. Необходимо добиваться, чтобы каждый ре­бенок запомнил текст и умел читать его выразительно.

Лучшему запоминанию стихов способствуют такие при­емы, как:

— игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);

— досказывание детьми рифмующегося слова;

— чтение по ролям стихов, написанных в диалогичес­кой форме;

— частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна репли­ка или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказ­ке К. Чуковского «Мойдодыр» один ребенок или воспита­тель читает текст, а все дети продолжают: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто чисто, чисто. Будет, будет трубо­чист чист, чист, чист, чист». Коллективное чтение застав­ляет прислушиваться к чтению и читать именно те строч­ки, которые нужны в этом месте;

— драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

— воспроизведение игровых стихов методом игры («Те­лефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Мар­шака)'.

На формирование выразительности направлены следую­щие приемы: образец выразительного чтения, пример выра-


зительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации. Напоминание о похожем случае из жизни ребен­ка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика пер­сонажей, помогающая подобрать нужные интонации.

Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладе­ния орфоэпией. С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое про­изношение звуков и слов; упражнения на развитие инто­национной выразительности, воспитание умения опреде­лять смысл логических ударений и др. (см. литературу)1.

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте для заучивания исполь­зуются коротенькие потешки и стихи (А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик» и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.

Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.

Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточ­но развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5—6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игро­выми действиями, которые совершают дети. Так, читая сти­хотворение Е. Благининой «Флажок», воспитатель предла­гает детям походить с флажком по комнате; при чтении педагогом стихотворения А. Барто «Лошадка» дети изобра­жают, как они едут на лошадке. В дальнейшем чтение сти­хов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок.


 


' См.: Жуковская Р. И. Чтение стихотворений в детском саду. — М., 1951.


1 Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. — М, 1960.


 




В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и вы­разительно читать стихи, пользуясь естественными инто­нациями.

Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведе­ние. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.).

Методика заучивания усложняется, вводится единая для средней и старшей групп структура занятия, рассмотрен­ная выше. Конечно, длительность занятия, содержание и форма анализа, приемы обучения выразительному чтению на каждом возрастном этапе различаются. В средней груп­пе, особенно в начале года, большое место занимают иг­ровые приемы; используется наглядный материал.

Чем старше дети, тем больше надо опираться на пони­мание и осознанное освоение приемов запоминания и вы­разительного чтения. При чтении стихотворения в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафо­ры, эпитеты (в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» — образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).

Надо постараться довести до ребенка понимание смысла. Когда он понимает, о чем читает стихотворение, то есте­ственно справляется с расстановкой логических ударений. В противном случае возникает привычка выделять рифмован­ные слова, отчего может искажаться смысл произведения.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется уме­ние осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»). В подготовительной к школе груп­пе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». При­емы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображе­нии картины природы или обстоятельства, которым по­священы стихи.


Большое значение в этом возрасте имеет подготовитель­ная работа, обеспечивающая полноценное восприятие про­изведения. Занятие усложняется за счет более глубокого ана­лиза стихов. Вместе с тем не стоит увлекаться работой по осмыслению поэтического текста. Это снижает художествен­ный образ, его влияние на детские эмоции. Эстетическое воздействие снижается и при объяснении образных выра­жений. Невозможно также объяснить юмор. К поэзии нельзя подходить только с познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в художественной форме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.