Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предметом возрастной психологии является целостное психическое развитие человека




Понятие и характеристика психического развития. Стадии возрастного развития, их особенности

Возрастная психология, или правильнее психология развития человека связана с изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека (Сапогова Е.Е.)

Развитие психики можно рассматривать в двух основных аспектах:

· Филогенеза – от начального этапа проявления осознания у первобытных людей до его современного уровня;

· Онтогенеза – от рождения ребёнка до его зрелости.

Главное, что отличает возрастную психологию от других отраслей психологии, - акцент на динамику детского развития.

В области изучения возрастной психологии работали такие всемирно известные ученые, как В.М.Бехтерев, К.Бюлер, А.Валлон, Л.С.Выготский; П.Я. Гальперин, К.Каффка, К.Левин, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Дж.Уотсон, А.Фрейд, З.Фрейд, В.Штерн, Д.Б.Эльконин.

Разделами возрастной психологии являются: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология.

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей.

Биологический возраст – совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.).

Психологический возраст – определенный уровень развития психики, в который включается: умственный возраст, социальная зрелость - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает), эмоциональная зрелость (произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость).

Хронологический возраст – возраст отдельного человека, начиная с момента рождения и до конца жизни.

Социальный возраст – измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Психологический и хронологический возраст могут не совпадать.

Психическое развитие - процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности.

Условия психического развития – это внутренние и внешние постоянное действующие факторы, которые влияют на психическое развитие человека, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Источником психического развития (по Л.С. Выготскому) является социальная среда, культурный опыт человечества. Предпосылкой психического развития (по Л.С. Выготскому) является наследственность и врожденность. Врожденность – изменения, сформировавшиеся во внутриутробном развитии ребенка.

Возрастные особенности психического развития - типичные признаки развития психики в определенном возрастном периоде, выступающих нормативами для определения темпов психического развития индивида.

Индивидуальные особенности психического развития - специфические для конкретного индивида темпы и особенности развития его психики.

Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Л.С.Выготский различал: преформированный и непреформированный типы развития.

Преформированный тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет (эмбриональное развитие).

Непреформированный тип - это совершенно особый процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу.

Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть.

Движущие силы психического развития – это противоречия, возникающие в развитии ребенка. Противоречия возникают и разрешаются только в деятельности и определяют образование новых качеств познавательной сферы или(и) личности человека.

 

К основным противоречиям психического развития человека относятся:

1) противоречие между потребностями человека и внешними обстоятельствами;

2) между целостным характером формирования личности и степенью развития ее отдельных качеств;

3) между притязаниями личности и ее реальными возможностями;

4) между возросшими способностями и старыми формами деятельности;

5) между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

6) между уровнем психического развития и требованиями общества;

7) между потребностями личности и достигнутым уровнем овладения средствами, которые необходимы для их удовлетворения;

8) между уровнем психического развития и образом жизни, занимаемым методом в системе общественных отношений.

Указанные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором они проявляются. Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется — противоречие снимается. Неудовлетворенная потребность рождает новую потребность. Одно противоречие сменяется другим — развитие продолжается. Развитие психики связано с появлением в определенные возрастные периоды качественно новых особенностей, так называемых «новообразований», (чувство взрослости у подростков, потребность в жизненно-трудовом самоопределении в ранней юности).

Факторы развития: наследственность, среда, активность. Действие фактора наследственности проявляется в индивидуальных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности, то действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих.

· наследственность - организм в поколении за поколением повторяет сходные черты индивидуального развития, личностные задатки.

· социальная среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования (космос, планета, общество, региональные условия, тип поселения, семья, группа сверстников, воспитание).

· собственная активность личности, проявляющаяся в: уровне притязаний; волевых качествах; самообразовании; самовоспитании.

В психическом развитии человека можно выделить стадии. Стадия — определенная ступень, период, этап в развитии чего-либо, имеющие свои качественные особенности. Стадии психического развития отличаются друг от друга своеобразным сочетанием характеристик психических проявлений и поведения. Эти характеристики и определяют психологические особенности конкретного возраста. Очень часто между стадиями наблюдаются бурные переходные периоды, которые обозначаются возрастными кризисами.

· Возрастные кризисы – это резкие скачкообразные изменения психических черт ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.