КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подтема: Психология профессиональной деятельности
Психология как самостоятельная наука образовалась в 1876. Психология проф деят-ти появилась в 30е годы 20го века. Психология проф деят-ти – это дисциплина которая изучает психологические закономерности взаимодействия субъектов труда/орудий труда/процессов труда/условий организации деятельности/особенности формирования личности профессионала/адаптацию человека к профессиональной деятельности и к орудиям труда. Психологию проф деят-ти волнует практическое обоснование, полученных результатов исследования, изучение мира профессий, составление профессиограм, изучение проф пригодности человека к определенным видам деятельности, безопасность труда, проф здоровье и долголетие и проблемы изучения активности и работоспособности человека.
Профессионализм – это интегральная психологическая характеристика человека труда, которая отражает уровень овладения профессией. Сюда входит высокая результативность труда/эффективное выполнение проф деят-ти/наличие профессионально важных качеств. Три компонента профессионализма: 1) профессиональная деятельность – это род трудовой деятельности человека, кот предполагает наличие необходимых знаний/практических навыков, которые были приобретены в процессе планомерного обучения. 2) Профессиональное общение – это процесс установления и поддержания прямого или опосредованного взаимодействия с членами коллектива/субъектами труда для реализации поставленных целей и задач 3) Личность профессионала – это совокупность психологических свойств и качеств человека, которые способствует успешному профессиональному развитию их деятельности.
Профессионализм – это постепенный процесс Уровни профессионализма: 1) До профессиональный уровень – период, когда у человека формируется представление о профессии. Это период обучения в школе/проф ориентация/поиск себя/попытки реализовать себя в разных видах деятельности. 2) Профессионализм – это большой промежуток времени который охватывает значительную часть жизни человека, это период превращения простого специалиста в профессионала. Приблизительно это 2-3 года после начала устройства на работу. 3) Суперпрофессионализм – § люди данного уровня достигают максимальных или высочайших достижений в своем направлении деят-ти/могут опережать время и технологии/ставить новые прогрессивные задачи § это люди которые развиваются на стыке разных профессий (универсалы) 4) Псевдопрофессионализм – проявляется в том, что в человек на достаточно активном уровне проявляет себя в деятельности, но при этом у человека начинают проявляться признаки деформации личности, результаты больше количественны а не качественны. · Допускает больше ошибок даже чем профессионал на начальном уровне, · проявляет неприятие к критике. Нарциссы – чрезмерно ценят себя, · деформация личности 5) После профессиональный период – подготовка к уходу на пенсию. Наиболее тяжело переживается людьми, которые одиноки и всю жизнь посвятили работе. В процессе жизни человека в обществе, человек всегда является участником 2х процессов: 1) Социализация – постепенное вхождение в мир обществ. Его задача заключается в том, чтобы он понял, как строить свое поведение в зависимости от окружающей среды. В подростковом возрасте формируются эмпатия – способность понимать и чувствовать внутренний мир другого человека. 2) Профессионализация - это постепенное вхождение в мир профессии, знакомство с ней и ее особенностями. Профессия всегда изменяет человека. У человека начинают развиваться личностные черты. Стадии профессионализации: · Проф ориентация – мероприятия по знакомству с профессиями/поступление в университет · Проф отбор – период обучения в вузе и момент устройства на работу. · Проф образование – приобретение необходимых навыков и знаний. · Проф адаптация – период включения человека в трудовую деятельность и применение своих сил. · Специализация – повышение квалификации или углубление в рамках какой-то деятельности. · Расцвет проф деятельности – от семи лет после трудоустройства. · Завершение трудовой деятельности / подготовка приемника –
Профессиональное самосознание – формируется постепенно в процессе вхождения в мир «профессия» и представляет собой совокупность представлений и знаний о себе Самосознание существенно влияет на самоопределение. Самоопределения – процесс определения своего дальнейшего развития в различных направлениях. Компетентность – Признаки компетентности: умение брать ответственность за свои действия. Компетентность предполагает · наличие спец подготовки, · необходимых знаний умений навыков, · умение определять границы своих действий своей компетентности и · умение брать на себя ответственность за выполненное действие.
Виды компетенции (Элина Капиталиновна Маркова выделила): · Специальная (Профессиональная) компетенция – умение выполнять свою деятельность на высоком уровне. · Социальная компетентность – это владение человека коммуникативными навыками и умениями эффективно взаимодействовать и работать с др людьми. · Личностная (Индивидуальная) – это приемы личности и личностной само регуляции и развития человека, которая способствует развитию и препятствует деформации личности o Направленность на саморазвития o Самоорганизация · Профессиологическая(профессиональная) – это система знаний о других профессиях и требованиях к людям на данном производстве. Развивается эта компетенция в процессе социализации. Профессиональная компитентность ее структура: o Гностическая / когнитивная компетентность – образуется совокупностью тех знаний, которые человек приобрел в процессе своего обучения o Регулятивная - умение применять полученные знания в конкретных ситуациях o Рефлексивно статусная – формируется представлением о своем статусе с учетом его достижений o Нормативная – определяет круг полномочий и возможностей человека, формируется через расширение круга задач. o Коммуникативная – определяет взаимодействие внутри рабочего коллектива. Психология проф деят-ти – это раздел психологической науки, который основывается на · теоретических положениях, · методологических принципах и · практических результатах исследования из различных областей психологии ( o Психология труда o Общая психология o Психология личности o Социальная психология (конец 19 века и до сих пор актуальна – изучает процессы в сообществе) o Дифференциальная психология (изучет различия людей по признакам. Например выносливости и стрессоустойчивости) o Психология управления – грамотное руководство коллективом с целью получения хорошего результата) o Юридическая психология o Возрастная психология – психология людей в разные возрастные периоде. § Период юности (17-21 год) – идет накопление новых знаний/расширение границ во всех сферах/накопление опыта через экспериментами/накопление эмоций и переживаний ) Психология проф деят-ти реализуется в 2х направления - 1) Описательное - описание новых профессий и описание изменения старых. Описывается среда деятельности / требования /нагрузки/принадлежность людей к определенным системам. 2) Углубленный психологический анализ взаимодействия субъекта труда с профессиональной средой – это система человек и знаковая система Объект психологии проф деятельности – (на что обращено внимание науки –) · Это сам человек и его индивидуальные особенности. · Это группа людей коллективы/бригады существующие системы 1) Человек человек 2) Человек техника 3) Человек и знаковая система 4) Человек и художественный образ 5) Человек и природа Предмет психологии проф деятельности – (Какие процессы связаны с вкл чела в труд деят) · Это психологические закономерности трудового процесса · Особенности личности субъекта деятельности в непосредственном взаимодействии с орудиями труда или с процессами и условиями организации. o Влияние изменение цвета и тепла · Признаки и свойства деятельности и воздействия деятельности на человека Задачи психологии проф деятельности – · Анализ деятельности личности разного профиля (направления) · Разработка классификационных схем специальностей · Изучение механизмов психической регуляции в процессе проф деятельности (ПД) в нормальных и экстремальных условиях. · Исследование работоспособности человека в различных видах и условиях труда · Изучение особенностей функциональных состояний. · Виды мотивации людей /системы по стимулированию людей · Методы и приемы проф отбора специалистов · Изучение процесса формирования и становления специалиста.
Практическое занятие №1: Чтобы лучше воспринимать информацию ее нужно осознанной прочитывать. 1) Частое осознанное прочтение материала 2) Установка 3) Между дисциплинами делать яркую паузу (3часа)
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |