Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План практического занятия № 2. 1. Понятие навыка чтения

Вопросы

1. Понятие навыка чтения. Качества навыка чтения, их характеристика. Этапы формирования навыка чтения.

2. Отражение в учебниках по литературному чтению работы, предполагающей формирование навыка чтения.

3. Упражнения по работе над правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью чтения.

 

Задания

1. Проанализируйте современные учебники по литературному чтению с точки зрения формирования навыка чтения. Сравните требования к уровню сформированности данного навыка в разных учебно-методических комплексах.

№ п/п Авторы УМК Требования к сформированности навыка чтения к концу начального обучения Выводы
       
       
       
       

2. Попытайтесь структурировать основные группы типичных ошибок, допускаемых учениками при чтении:

а) искажение звукового состава слова;

б) наличие повторов;

в) антиципация;

г) нарушение норм литературного произношения;

д) нехватка дыхания;

е) пропуски букв;

ж) интонационные ошибки;

з) орфографическое чтение.

Назовите причины ошибок.

3. Найдите ошибки в прочтении учащимися фрагментов текста. Сформулируйте причины данных ошибок:

В лесу только на опушке журчит вода, и канавы полны ею доверху. Вот здесь-то, над бурой весенней водой, на голых прудиках орешника и распустились первые цветы.

– Мы втроем – я, Мишка и Костя – приехали в пионерлагерь на день раньше всего отряда. У нас было задание: украсть помещение к приезду ребят.

– Всю ночь в горах свистело и уха΄ло.

– Аркадий Иванович подбежал к толпе подбежал к толпе мальчиков и девочек, схватил за руки и галопом помчался с ними вокруг елки.

 

4. На основе анализа учебников выделите типы упражнений, способствующих формированию навыка чтения у учащихся. Каковы цели их использования?

№ п/п Типы упражнений Цель использования Названия и авторы учебников, класс
       
       
       
       

5. Сформулируйте цели введения в урок следующих упражнений и дополните задания в соответствии с названными целями. Попытайтесь определить, на каком году обучения целесообразно их использование:

а) Чтение слов:

ВОЗвраЩА΄емСЯ, ПЕшеХО΄ды, РАСска΄ЗЫваЮТ, дождЛИ΄вый.

гро-мо-зди-лись – громозди΄лись;

за – иск – ри –лись - заискри΄лись.

разыгрались-заигрались-заискрились.

искра-искорка-искристый-искриться-заискриться.

б) Чтение на одном дыхании скороговорки:

Как на горке, на пригорке

стоят 33 Егорки:

раз Егорка,

два Егорка,

три Егорка и т. д.

в) Чтение диалога:

- Что сегодня делал?

- Рукавицы искал.

- Нашел?

- Нашел.

- Где ж они были?

- Да за поясом.

Подберите другие упражнения, направленные на достижение подобных обучающих целей.

6. Составьте перечень упражнений, используемых при работе над формированием навыка чтения.

№ п/п Качества чтения Виды упражнений Примеры упражнений
       
       
       
       

Подберите по 2-3 упражнения, используемых при работе над каждым из названных вами качеств. На каком году обучения целесообразно введение этих упражнений в урок?

7. Охарактеризуйте направления работы над выразительностью чтения в начальной школе.

Название направлений работы над выразительностью чтения Цели работы в данном направлении Примеры упражнений
Техническое    
Интонационное    
Смысловое    
Тренировочное    

Все ли направления отражены в заданиях, предлагаемых авторами учебников для формирования выразительности чтения? Оцените полученные факты.

Работа над какими качествами навыка чтения осуществляется параллельно с формированием выразительности чтения? Возможно ли обособленное формирование выразительности чтения? Почему?

8*. Ответьте на вопрос: «В достаточном ли объеме, на Ваш взгляд, представлены упражнения по формированию навыка чтения в учебниках разных авторов? Если бы Вы могли дополнить учебники, какие упражнения Вы включили бы в них?» По результатам Ваших размышлений заполните таблицу:

№ п/п Тип упражнения Содержание работы Цель использования
       
       
       

9*. Различаются ли понятия «формирование сознательности чтения» и «формирование имения адекватно воспринимать и анализировать художественное произведение»? Каким образом? Подберите несколько примеров упражнений по работе над сознательностью чтения, используемых:

⁃при чтении слов,

⁃при чтении словосочетаний,

⁃при чтении предложений,

⁃при чтении текста,

⁃при чтении слов и «псевдослов» (например, КАНАКА, РУБОВА),

⁃при использовании в материале для чтения словосочетаний, соединяющих не сочетающиеся по смыслу слова,

⁃при чтении предложений сон мыслимыми несуразностями,

⁃при чтении текста со смысловыми несуразностями.

10*. Опишите систему обучения младших шшкольников разметке текста для выразительного чтения, предложенную в учебнике Е.Н. Матвеевой «Литературное чтение» (1 класс). Обратите внимание на следующие аспекты:

• особенности выбора текстов для обучения разметке, их художественная ценность, соответствие данных текстов теме урока, роль их использования в реализации общей цели урока,

• задачи работы с данными текстами (образовательные, обучающие, воспитательные),

• формулировки заданий,

• постепенное усложнение упражнений,

• цели использования данной системы упражнений, формируемые знания, умения, навыки и др.

11*. Познакомьтесь с возможными вариантами разметки стихотворного текста для выразительного чтения (например, в кн.: Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. М.:САТ Астрель, 2004. С. 67-89; Оморокова М.И. Чтение в начальных классах. М.:АСТ АСтрель, 2003. С. 5-36 и др.). Пользуясь следующей системой помет, составьте партитуру стихотворного текста для выразительного чтения:

|, ||, - паузы различной длительности,

________ - логическое ударение,

➚ ➘ - повышение и понижение голоса.

Справа укажите, в каком темпе и с какой эмоциональной окраской следует читать строки произведения.

Прочитайте текст выразительно в соответствии с составленной разметкой.

 

Литература

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. Рыжкова, Т. В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студентов вузов / Т. В. Рыжкова. - М.: Академия, 2007.

3. Воюшина М.П. Программа по литературе для начальных классов общеобразовательной средней школы. – СПб.: Специальная литература, 1999.

4. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем: методическое пособие. - Тула: Родничок; М.: Астрель; Изд-во АСТ, 2004.

5. Методика обучения чтению / Под ред. Т.П. Сальниковой. - М., 2000.

6. Никольская С.Т. Техника речи. Методические рекомендации и упражнения для лекторов. - М.: Знание, 1978.

7. Никольская С.Т. Выразительное чтение: учеб. пособие для студентов пединститутов. - Л.: Просвещение, 1990.

8. Кубасова О.В. Выразительное чтение. - М., 1997.

9. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. - СПб.: Специальная литература, 1996.

 

«Учебный комплекс по русскому языку для начальной школы»

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
План практического занятия № 2 | Г. Москва, Капотня, 3-й квартал, д. 26
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.