КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
План практического занятия № 2. 1. Понятие навыка чтения
Вопросы 1. Понятие навыка чтения. Качества навыка чтения, их характеристика. Этапы формирования навыка чтения. 2. Отражение в учебниках по литературному чтению работы, предполагающей формирование навыка чтения. 3. Упражнения по работе над правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью чтения.
Задания 1. Проанализируйте современные учебники по литературному чтению с точки зрения формирования навыка чтения. Сравните требования к уровню сформированности данного навыка в разных учебно-методических комплексах.
2. Попытайтесь структурировать основные группы типичных ошибок, допускаемых учениками при чтении: а) искажение звукового состава слова; б) наличие повторов; в) антиципация; г) нарушение норм литературного произношения; д) нехватка дыхания; е) пропуски букв; ж) интонационные ошибки; з) орфографическое чтение. Назовите причины ошибок. 3. Найдите ошибки в прочтении учащимися фрагментов текста. Сформулируйте причины данных ошибок: – В лесу только на опушке журчит вода, и канавы полны ею доверху. Вот здесь-то, над бурой весенней водой, на голых прудиках орешника и распустились первые цветы. – Мы втроем – я, Мишка и Костя – приехали в пионерлагерь на день раньше всего отряда. У нас было задание: украсть помещение к приезду ребят. – Всю ночь в горах свистело и уха΄ло. – Аркадий Иванович подбежал к толпе подбежал к толпе мальчиков и девочек, схватил за руки и галопом помчался с ними вокруг елки.
4. На основе анализа учебников выделите типы упражнений, способствующих формированию навыка чтения у учащихся. Каковы цели их использования?
5. Сформулируйте цели введения в урок следующих упражнений и дополните задания в соответствии с названными целями. Попытайтесь определить, на каком году обучения целесообразно их использование: а) Чтение слов: ВОЗвраЩА΄емСЯ, ПЕшеХО΄ды, РАСска΄ЗЫваЮТ, дождЛИ΄вый. гро-мо-зди-лись – громозди΄лись; за – иск – ри –лись - заискри΄лись. разыгрались-заигрались-заискрились. искра-искорка-искристый-искриться-заискриться. б) Чтение на одном дыхании скороговорки: Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д. в) Чтение диалога: - Что сегодня делал? - Рукавицы искал. - Нашел? - Нашел. - Где ж они были? - Да за поясом. Подберите другие упражнения, направленные на достижение подобных обучающих целей. 6. Составьте перечень упражнений, используемых при работе над формированием навыка чтения.
Подберите по 2-3 упражнения, используемых при работе над каждым из названных вами качеств. На каком году обучения целесообразно введение этих упражнений в урок? 7. Охарактеризуйте направления работы над выразительностью чтения в начальной школе.
Все ли направления отражены в заданиях, предлагаемых авторами учебников для формирования выразительности чтения? Оцените полученные факты. Работа над какими качествами навыка чтения осуществляется параллельно с формированием выразительности чтения? Возможно ли обособленное формирование выразительности чтения? Почему? 8*. Ответьте на вопрос: «В достаточном ли объеме, на Ваш взгляд, представлены упражнения по формированию навыка чтения в учебниках разных авторов? Если бы Вы могли дополнить учебники, какие упражнения Вы включили бы в них?» По результатам Ваших размышлений заполните таблицу:
9*. Различаются ли понятия «формирование сознательности чтения» и «формирование имения адекватно воспринимать и анализировать художественное произведение»? Каким образом? Подберите несколько примеров упражнений по работе над сознательностью чтения, используемых: ⁃при чтении слов, ⁃при чтении словосочетаний, ⁃при чтении предложений, ⁃при чтении текста, ⁃при чтении слов и «псевдослов» (например, КАНАКА, РУБОВА), ⁃при использовании в материале для чтения словосочетаний, соединяющих не сочетающиеся по смыслу слова, ⁃при чтении предложений сон мыслимыми несуразностями, ⁃при чтении текста со смысловыми несуразностями. 10*. Опишите систему обучения младших шшкольников разметке текста для выразительного чтения, предложенную в учебнике Е.Н. Матвеевой «Литературное чтение» (1 класс). Обратите внимание на следующие аспекты: • особенности выбора текстов для обучения разметке, их художественная ценность, соответствие данных текстов теме урока, роль их использования в реализации общей цели урока, • задачи работы с данными текстами (образовательные, обучающие, воспитательные), • формулировки заданий, • постепенное усложнение упражнений, • цели использования данной системы упражнений, формируемые знания, умения, навыки и др. 11*. Познакомьтесь с возможными вариантами разметки стихотворного текста для выразительного чтения (например, в кн.: Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. М.:САТ Астрель, 2004. С. 67-89; Оморокова М.И. Чтение в начальных классах. М.:АСТ АСтрель, 2003. С. 5-36 и др.). Пользуясь следующей системой помет, составьте партитуру стихотворного текста для выразительного чтения: |, ||, - паузы различной длительности, ________ - логическое ударение, ➚ ➘ - повышение и понижение голоса. Справа укажите, в каком темпе и с какой эмоциональной окраской следует читать строки произведения. Прочитайте текст выразительно в соответствии с составленной разметкой.
Литература 1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. 2. Рыжкова, Т. В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студентов вузов / Т. В. Рыжкова. - М.: Академия, 2007. 3. Воюшина М.П. Программа по литературе для начальных классов общеобразовательной средней школы. – СПб.: Специальная литература, 1999. 4. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем: методическое пособие. - Тула: Родничок; М.: Астрель; Изд-во АСТ, 2004. 5. Методика обучения чтению / Под ред. Т.П. Сальниковой. - М., 2000. 6. Никольская С.Т. Техника речи. Методические рекомендации и упражнения для лекторов. - М.: Знание, 1978. 7. Никольская С.Т. Выразительное чтение: учеб. пособие для студентов пединститутов. - Л.: Просвещение, 1990. 8. Кубасова О.В. Выразительное чтение. - М., 1997. 9. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. - СПб.: Специальная литература, 1996.
«Учебный комплекс по русскому языку для начальной школы»
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |