Соединенные Штаты Америки во второй половине XX — начале XXI века
Оглавление:
1. На пути к лидерству
2. Демократы и республиканцы
3. Социальные движения
4. Начало XXI века: новые вызовы времени
Из Второй мировой войны Соединённые Штаты Америки вышли, значительно усилив своё политическое и экономическое влияние в мире. Континентальная территория США, в отличие от европейских стран, не была полем боевых действий; гораздо меньшими, чем у других участников войны, оказались людские потери (около 300 тыс. человек). Поставляя союзникам оружие и продовольствие, США поддерживали свою промышленность и сельское хозяйство и одновременно становились кредитором многих государств. Если в 1937 г. доля США в промышленном производстве так называемого капиталистического мира составляла 41,4 %, то в 1946 г. — 59,1 %. Получив в своё распоряжение атомное оружие, американские руководители использовали его для демонстрации силы, рассчитывая, что это также поможет им диктовать свои условия при устройстве послевоенного мира. В конце 1945 г. президент США Г. Трумэн заявил: «Хотим мы того или не хотим, мы обязаны признать, что одержанная нами победа возложила на американский народ бремя ответственности за дальнейшее руководство миром». Готовясь к осуществлению этой миссии, администрация занялась наращиванием военного потенциала. В 1947 г. были реорганизованы и подчинены единому управлению все военные ведомства, для руководства которыми вводился пост министра обороны, был создан Совет национальной безопасности при президенте. Тогда же начало свою деятельность Центральное разведывательное управление (ЦРУ). Одновременно стала разворачиваться сеть военных баз и объектов США в различных регионах мира: в Европе (в государствах — участниках НАТО), на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана, в Латинской Америке и зоне Карибского бассейна, на Ближнем Востоке и т. д. В 1980-е годы США имели почти 1600 военных баз и объектов на территории 34 государств, где находилось свыше 500 тыс. американских военнослужащих. Так экономическое лидерство дополнилось военным присутствием во всех частях света. Демократы и республиканцы
Раз в четыре года политическая жизнь в США достигает пика активности: американцы избирают президента страны. Главных кандидатов выдвигают две партии — Демократическая и Республиканская. Это не единственные, но самые влиятельные партии в стране. Хотя Демократическая и Республиканская партии возникли еще в XIX в., они отличаются от многих традиционных политических объединений. Одна из особенностей состоит в широкой социальной базе обеих партий. О них нельзя сказать, как часто делается в отношении известных европейских партий, что это организации крупной или мелкой буржуазии, рабочих или крестьянства. Ту и другую партию поддерживают люди самого разного социального положения. Обе партии не имеют формального членства (с билетами, членскими взносами и т. п.), централизованной структуры, долгосрочных политических программ. Это партии избирателей. Их главная задача — борьба за власть во время выборов. Общенациональные съезды демократов и республиканцев, как правило, созываются в год президентских выборов, чтобы утвердить предвыборную программу и кандидатов на посты президента и вице-президента. При этом не допускается никакого «разброда и шатаний», партия выставляет на выборы только по одному кандидату на каждый пост. Большую роль в исходе борьбы играет личность выдвинутого кандидата, избиратели нередко голосуют не столько за партию, сколько за будущего лидера страны. Поэтому, например, в 1948 г. обе партии, по определению историков, «ухаживали» за получившим известность в годы войны Д. Эйзенхауэром, уговаривая его стать кандидатом в президенты. Генерал, ранее вообще не поддерживавший ни одну из партий, отказался. Лишь в 1952 г. его склонили на свою сторону республиканцы, до этого уже 20 лет находившиеся в оппозиции, и Эйзенхауэр одержал победу на выборах с огромным перевесом голосов. При том что обе партии служат главным образом частью избирательного механизма и отражают в своих программах политическую ситуацию, сложившуюся к моменту выборов, их позиции по ряду вопросов заметно различаются. Демократы, которых всегда поддерживали широкие слои населения, в XX в. нередко выступали как сторонники государственного регулирования экономики, реформ, гибкой социальной политики. Республиканцы, традиционно занимавшие более консервативные позиции, защищали идеалы индивидуализма, частного предпринимательства, отстаивали свободную рыночную экономику. Приход к власти представителей одной или другой партии определял изменения политического курса в США. В момент окончания Второй мировой войны у власти находились демократы (Г. Трумэн), в 1953—1961 гг. — республиканцы (Д. Эйзенхауэр), в 1961 —1969 гг. — демократы (Дж. Кеннеди, Л. Джонсон), в 1969—1977 гг. — республиканцы (Р. Никсон, Дж. Форд), в 1977—1981 гг. — демократы (Дж. Картер), в 1981—1993 гг. — республиканцы (Р. Рейган, Дж. Буш), в 1993—2001 гг. — демократы (У. Клинтон), в 2001—2008 гг. — республиканцы (Дж. Буш-младший), с 2009 г. президентом является демократ Б. Обама. То, что за обе партии отдают свои голоса представители разных слоёв населения, не только не снижает, но, наоборот, обостряет борьбу за «среднего избирателя». В ход идут все средства. Во время предвыборной кампании 1972 г. были задержаны агенты республиканцев, проникшие в штаб-квартиру Демократической партии в Вашингтоне (она находилась в комплексе зданий, называющемся «Уотергейт»). Спустя год этот эпизод стал достоянием гласности, началось расследование. «Уотергейтское дело» и серия других разоблачений вынудили президента-республиканца Р. Никсона уйти в 1974 г. в отставку. Отличительная черта американской политической системы состоит в том, что значительные полномочия президента страны, возглавляющего исполнительную власть, уравновешиваются системой «сдержек и противовесов». Это означает, что органы законодательной (Конгресс) и судебной власти (Верховный суд) имеют возможность в установленном конституцией порядке приостановить или отменить выполнение решений президента, выдвинуть свои инициативы. Примером подобной ситуации стало принятие в 1947 г. при президенте-демократе Г. Трумэне далеко не демократического закона Тафта — Хартли, который ограничивал политическую и стачечную деятельность профсоюзов, лишал их ряда прав, завоёванных в 1930-е годы. В том же году начались преследования представителей отдельных политических партий и общественных организаций, государственных служащих и даже деятелей Голливуда по обвинению в «антиамериканской», «подрывной» деятельности. В первую очередь к ответственности привлекались люди с коммунистическими, антифашистскими убеждениями. Этот курс был продолжен в более широких масштабах при Д. Эйзенхауэре. В 1953—1954 гг. из государственных учреждений было уволено свыше 8 тыс. «подозрительных» служащих. Безудержную антикоммунистическую кампанию развернул сенатор Дж. Маккарти, которому везде мерещились враги и предатели нации. По его инициативе началось громкое расследование «шпионажа в армии», заседания трибунала передавались по телевидению ежедневно в течение месяца. Сторонники сенатора призывали к сожжению «неподходящих» книг. Маккартизм стал олицетворением крайне реакционной, антидемократической политики. Сенат был вынужден осудить Маккарти за «поведение, противоречащее сенатской этике». Особое место в истории США второй половины XX в. заняли те президенты, чья деятельность ознаменовала поворот в политической жизни страны. Один из них — Дж. Кеннеди. Джон Ф. Кеннеди (1917—1963)родился в семье богатого предпринимателя. Окончил престижный Гарвардский университет. В годы Второй мировой войны пошёл добровольцем во флот, участвовал в боевых действиях в Тихом океане. После войны занялся политической деятельностью, в 1947 г. избран в Конгресс США. Будучи новичком в политике, Дж. Кеннеди не имел связей в аппарате Демократической партии. Решающую роль в его карьере сыграла поддержка «клана Кеннеди» (Джон был вторым из девяти детей в семье, имевшей значительное состояние и влияние в северо-восточных штатах). В команду помощников честолюбивого и энергичного сенатора вошли и интеллектуалы — выпускники Гарвардского университета, и люди с большими организаторскими способностями. На президентских выборах 1960 г. Дж. Кеннеди победил республиканского кандидата Р. Никсона. Правда, перевес голосов в его пользу был минимальным. Поэтому судьба молодого президента в большой степени зависела от характера его политики. Придя к власти, Кеннеди провозгласил политику «новых рубежей». Речь шла об укреплении внутреннего положения и международных позиций США. Одной из главных задач стало ускорение темпов экономического роста, государство при этом контролировало уровень цен и заработной платы. В сфере производственных отношений поддерживались идеи «классового сотрудничества». Учитывая, что в результате автоматизации производства в тот период возросла безработица, правительство увеличило расходы на помощь безработным, а также поддержало программы переквалификации, дополнительного обучения рабочих. Дж. Кеннеди придавал особое значение совершенствованию среднего и высшего образования. Он говорил: «Мы собираемся с 1960 по 1970 год удвоить количество студентов, поступающих в колледжи. Это значит, что нам нужно построить за 10 лет столько же зданий для колледжей, сколько мы построили за истёкшие 160 лет... Мы не можем поддержать нашу промышленную, военную, научную и социальную мощь, не имея хорошо образованных граждан. В этом отношении должно сыграть роль федеральное правительство». Немалую роль в выдвижении подобных задач играли научные и технические достижения СССР в тот период. Один из создателей американской ядерной бомбы Э. Теллер подчёркивал: «Прогресс России вызвал восхищение коммунистическими методами... Советский Союз выиграл великое сражение в школьных классах... Я думаю, что через десять лет Россия будет общепризнанным лидером в области науки... Если мы не начнём действовать немедленно с целью дать образование нашим детям, подготовив их к задаче восстановления научного лидерства Соединённых Штатов, у меня нет никаких сомнений в том, что к концу столетия мир будет перестроен по планам коммунистов, а не в соответствии с нашими идеями». «Новые рубежи» намечались и во внешней политике. Кеннеди подверг критике доктрины «массированного возмездия» коммунистическим режимам и «освобождения Восточной Европы». Но он не собирался отказываться от военно-политического превосходства США в мире, считая, что его следует обеспечивать наращиванием военного потенциала страны и политикой «гибкого реагирования». При Дж. Кеннеди военные расходы США достигли 60 млрд долларов в год, тогда как до этого, при Д. Эйзенхауэре, который был профессиональным военным, они составляли 40 млрд долларов ежегодно. В стране нагнеталась атмосфера угрозы атомного нападения со стороны СССР, в 1961 г. правительство предложило повсеместно приступить к строительству убежищ (в том числе индивидуальных для каждой семьи). Дело не ограничивалось оборонными мероприятиями. В апреле 1961 г. была совершена подготовленная ЦРУ попытка вооружённого вторжения 1400 американских наёмников на Кубу. Она закончилась полным провалом. В октябре 1962 г. произошёл так называемый Карибский кризис. Он возник из-за размещения на Кубе советских ракет среднего радиуса действия. Кеннеди в ультимативной форме, угрожая применением термоядерного оружия, потребовал от советского руководства убрать ракеты. Мир оказался на грани войны. В этой ситуации два лидера, Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущёв, сумели сделать по шагу от края пропасти и урегулировать конфликт путём переговоров. Советские ракеты были вывезены с Кубы. По-видимому, этот случай стал некоторым уроком. Вскоре Дж. Кеннеди сказал в одном из выступлений: «Давайте пересмотрим нашу позицию в отношении Советского Союза... Вовсе не требуется, чтобы соседи любили друг друга, требуется только, чтобы они были взаимно терпимы». В августе 1963 г. представитель американского правительства подписал в Москве международный договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. Наметившаяся взвешенность в позициях президента поддерживалась далеко не всеми американцами. Крайне правые экстремистские группы (Ку-клукс-клан, «Общество Джона Бёрча» и др.) обвинили его в предательстве национальных интересов. 22 ноября 1963 г. во время поездки в город Даллас в штате Техас президента Дж. Кеннеди убили (спустя несколько дней был застрелен и его единственный официальный подозреваемый убийца Л. Освальд). Расследования обстоятельств убийства Кеннеди так и не дали ясного и убедительного заключения, являлось ли оно делом рук фанатика-одиночки или результатом заговора. Преемник Кеннеди на посту президента демократ Л. Джонсон, действуя под лозунгом создания в США «великого общества», провёл ряд социальных реформ, улучшивших положение беднейших слоёв населения. Вместе с тем в 1965 г. он направил американские войска во Вьетнам. К началу 1969 г. там находились уже около 550 тыс. военнослужащих США. Жестокая война, которую американские войска в течение почти десяти лет вели против вьетнамского народа, закончилась самым большим поражением в истории США. Президентом, с именем которого был связан другой поворот в послевоенной истории США, стал Р. Рейган. Рональд Рейган (1911—2004)родился в семье торговца. Закончив гуманитарный колледж, недолгое время выступал как спортивный комментатор, а затем стал киноактёром в Голливуде. В годы президентства Ф. Рузвельта являлся сторонником Демократической партии, но после войны перешёл на сторону республиканцев. Ультраконсервативные позиции при больших ораторских способностях снискали ему поддержку влиятельных предпринимателей и политиков-республиканцев. По их рекомендации с середины 1970-х годов он вступил в борьбу за президентский пост. Р. Рейган был избран президентом страны в 1980 г. (в 1984 г. переизбран на второй срок). Его политику назвали «консервативной революцией». Он отказался от принятой президентами-демократами ещё со времён Ф. Рузвельта тактики государственного регулирования экономики, социального компромисса. Курс Рейгана был направлен на подъём производства путём активизации предпринимательства в условиях свободной рыночной экономики. Для этого проводилось снижение подоходных налогов (от чего выиграли в первую очередь крупные корпорации), сокращение социальных расходов — на образование, медицину, пенсионное обеспечение и т. д. (в 1981 —1984 гг. их доля в государственном бюджете упала с 53,4 до 48,9 %). Как все неоконсерваторы, Р. Рейган выступал за усиление военных позиций США в мире. Его администрация выдвинула задачу модернизации стратегических вооружений США, а затем — «стратегическую оборонную инициативу» (СОИ), названную программой «звёздных войн». Доля военных расходов в государственном бюджете возросла с 23 % в 1980 г. до 27 % в 1985 г. Однако развитие международных отношений определяется позициями многих стран. Случилось так, что курс неоконсерваторов на обострение противостояния с Советским Союзом со второй половины 1980-х годов стал изменяться. Решающую роль в этом сыграла выдвинутая советским руководством концепция «нового политического мышления» в международных отношениях. Р. Рейган, ранее называвший Советскую страну «империей зла», в результате серии встреч и переговоров с М. С. Горбачёвым согласился заключить договор об уничтожении обеими державами части своих ядерных вооружений. Поворот в советско-американских отношениях, начавшийся в тот период, сказался в дальнейшем и на отношениях между Российской Федерацией и США.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление