XX век был наполнен многими масштабными событиями, изменившими облик мира. Если мы посмотрим на современную политическую карту, то вместо империй и колониальных владений, существовавших в конце XIX — начале XX в., увидим на ней свыше 200 суверенных государств, большинство из которых обрели независимость в течение XX столетия. Движения за национальное и социальное освобождение и самоопределение охватили в XX в. все континенты. Они привели к появлению новых государств и общественных систем. Провозглашение независимости в одних случаях означало восстановление существовавшей прежде и на время утраченной государственности, в других — рождение новых политических образований. Для многих народов эти события оказались связаны со сменой форм правления (например, установлением республики вместо монархии), введением конституционного строя, парламентских учреждений, местного самоуправления и т. д. Государства, вступавшие в ООН и другие международные организации, обязывались следовать определённым принципам и нормам международных и внутренних отношений. В документах ряда организаций и движений провозглашались положения, имеющие всеобщее значение для современного мира: о высшей ценности человеческой жизни, основных правах и свободах человека, равноправии людей и народов, уважении национального суверенитета, о защите мира и безопасности и др. Достижение международных договорённостей стало особенно необходимым в условиях усилившегося многообразия мира. Ведь значительно возросло число суверенных стран, в каждой из которых по-своему сочетаются традиционные ценности, основы общественных отношений и механизмы власти, сложившиеся в цивилизациях прошлого, с нормами, принятыми в современном обществе. Появление в XX в. сначала одного, а затем группы государств, избравших особый путь общественного развития, сделало картину ещё более сложной: многообразие социально-экономических и политико-идеологических отношений превратилось в противостояние двух систем — «капиталистического» Запада и «социалистического» Востока. В течение нескольких десятилетий в этом противостоянии сосредоточивались основные противоречия мирового развития. Государства, не входившие в указанные два блока, т. е. большинство стран Латинской Америки, Азии и Африки, назывались тогда третьим миром. Однако со временем становилось очевидным, что ограничение представлений о современном обществе понятиями «капитализм» и «социализм» было упрощением. В реальности в рамках каждой системы существовал индивидуальный и неповторимый опыт отдельных стран, например США и Японии, Франции и Испании, а в другой группе — СССР и Китая, ГДР и Югославии. Во второй половине XX в. стали проявляться противоречия между «Севером» и «Югом» — группой развитых индустриальных держав и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки. Они были обусловлены многими обстоятельствами, в том числе значительными различиями в уровнях экономического и социального развития, неоколониалистской политикой транснациональных корпораций, обострившимися проблемами народонаселения и использования природных ресурсов в развивающихся странах, их возраставшим внешним долгом и др. В мире суверенных, формально равноправных государств очень важными характеристиками оказались «развитость» и «неразвитость», «богатство» и «бедность». На страны третьего мира, занимающие около половины территории Земли с населением, превышающим половину всего человечества, в начале 1980-х годов приходилось 18% мирового валового внутреннего продукта (ВВП), 28% мирового экспорта, 15% потребления электроэнергии, 30% потребления зерновых, 17% мировых расходов на образование и 6% расходов на здравоохранение. За десятилетия независимости показатели экономического и социального развития в этой группе стран в целом далеко не всегда улучшались. Производство валового внутреннего продукта на душу населения, долл.
Страны
1950 г.
1977 г.
1990 г.
Развитые индустриальные
12 490
Развивающиеся
В середине 1980-х годов 20% населения мира, относившиеся к наиболее обеспеченным слоям, обладали 58% мирового богатства. На долю 20% беднейших приходилось всего 4 %. Эти люди проживали в основном в развивающихся странах. За чертой бедности в государствах Латинской Америки и Азии находилось от 40 до 60% населения, в Африке — около 70%. В странах Африки в конце 1980-х годов средняя продолжительность жизни составляла 49,4 года, 80% населения не были обеспечены медицинским обслуживанием, 91% сельских жителей не имели возле жилища источников питьевой воды. В большинстве стран свыше 50% населения были неграмотны, в отдельных странах этот показатель превышал 90%. Из книги Я. Тинбергена, голландского экономиста, лауреата Нобелевской премии: «Сегодня 2/3 всех людей в мире живут (если это можно назвать “жизнью”) менее чем на 30 центов в день. Сегодня перед нами такая ситуация, когда около 1 млрд человек в мире неграмотны, хотя мир располагает и средствами, и методами распространения образования. Почти 70% детей в “третьем мире” страдают от недоедания, хотя в мире есть достаточно средств, чтобы накормить их. Распределение мировых ресурсов до такой степени ненормально, что промышленно развитые страны потребляют приблизительно в 20 раз больше ресурсов на душу населения, чем бедные страны. Перед нами ситуация, при которой в “третьем мире” миллионы людей заняты тяжким трудом под палящим солнцем с утра до темноты за ничтожное вознаграждение, с тем чтобы преждевременно умереть, так и не успев понять, ради чего они жили». Развитие многих государств Латинской Америки, Азии и Африки сдерживается внешней задолженностью. В 1980-е годы в слаборазвитых странах сумма долга достигала 45—50% от стоимости их валового внутреннего продукта. На оплату долга уходило до 1/3 выручки от экспорта товаров и услуг. При этом часто уплачивались только проценты, а сам долг оставался и продолжал расти. Неслучайно это явление назвали «долговой петлёй». Наряду с противоречиями между «Западом» и «Востоком», «Севером» и «Югом» во многих государствах давали о себе знать проблемы отношений между национальными, этническими, религиозными группами. Это нередко приводило к острым конфликтам (вспомним об Ольстерском кризисе в Великобритании, ситуации в югославском крае Косово и др.). Во второй половине XX в. в ряде стран усилились сепаратистские движения (сепаратизм — стремление к обособлению, отделению тех или иных территорий по национально-этническому, религиозному или иному признаку). В течение нескольких десятилетий такие движения действуют, например, в Испании (в Стране Басков), Индии (среди сикхов — на севере страны и тамилов — на юге), Турции (среди курдского населения) и др. Сепаратисты чаще всего используют нелегальные, террористические методы. В Испании баскская организация ЭТА осуществляла убийства высших государственных чиновников и военных, в Индии от рук сепаратистских заговорщиков погибли руководители страны И. Ганди и Р. Ганди. Стремление утвердить свою самобытность, отстоять традиционные ценности и социальные отношения от чуждого влияния проявилось и в фундаменталистских движениях последних десятилетий XX — начала XXI в. Их сторонники выступают против следования западным образцам, против идей рационализма, технократизма, политического плюрализма и т. д. Они настаивают на строгом соблюдении исконных, «фундаментальных» для данного общества норм жизни и отношений между людьми. Нередко подобные движения приобретают жёсткий, наступательный характер. Так произошло с исламским фундаментализмом, в котором требование вернуться к истокам ислама сочетается с идеями объединения всех правоверных и решительной борьбы с отступлениями от предписаний мусульманской религии. В конце XX в. фундаменталисты активно действовали в Иране, Афганистане, Алжире, Пакистане и других странах. В некоторых случаях, например в Иране и Афганистане, они добивались значительного политического влияния, приходили к власти. Там, где не удавалось получить государственную поддержку (как в Египте, где группа «Братья-мусульмане» после убийства президента А. Садата была поставлена вне закона), возникали группы заговорщиков, осуществлявшие террористические акции против общественных деятелей, журналистов, иностранных туристов и т.д. Особенно значительным числом конфликтов на этнической и религиозной почве отмечена история стран Африки в период борьбы за независимость и в последующие десятилетия.
В большинстве этих государств вплоть до настоящего времени сохранились традиционные родоплеменные отношения. Семья, община, племя остались важнейшими ячейками общества, в рамках которых определяются место и статус человека, его обязанности и права по отношению к другим. Присущее родоплеменной организации деление людей на «своих» и «чужих» наложило отпечаток на социальные и политические отношения в африканских странах. Пришедший к власти лидер, как правило, назначает на руководящие посты представителей своей семьи, клана (так называют группу людей, тесно связанных родством, преданностью одному человеку, делу). Политические партии нередко образуются на племенной основе. Оппозицию власти, находящейся в руках людей одной народности, составляют представители других народностей. Стремление к разделению, обособлению людей на родоплеменной основе, получившее название трибализм (от латинского слова tribus — племя, встречается также вариант этого термина — «трайбализм», производный от сходного по значению английского слова), способствовало развязыванию многих вооружённых конфликтов и гражданских войн в африканских государствах. Результатом этих столкновений была гибель сотен тысяч человек, миллионы людей превратились в беженцев. Цифры и факты В крупнейшей африканской стране Нигерии (население — свыше 100 млн человек, более 250 народностей) после серии военных переворотов в середине 1960-х годов возникло движение за отделение наиболее экономически развитой провинции страны — Биафры. Два с половиной года велась война против повстанцев. В ходе её погибло свыше миллиона человек. В 1960 г. получила независимость бельгийская колония Конго (в 1971 — 1997 гг. — Заир). В стране проживали более 300 племён и народностей. В течение нескольких лет её раздирали политические (связанные с выбором ориентации) и племенные конфликты. В 1965 г. установился диктаторский режим генерала (с 1980-х годов — маршала) Мобуту Сесе Секо, подавлявший сепаратистские выступления. В 1997 г. власть перешла к лидеру партизанского движения Лорану Дезире Кабиле. Бойцы народности тутси стали расправляться с представителями народности хуту в отместку за преследования и геноцид (массовые убийства) тутси в соседнем государстве — Руанде. В Руанде столкновения между находившимися у власти хуту и оппозиционными тутси начались в 1991 г. После гибели в 1994 г. президента страны развернулись боевые действия, в ходе которых уничтожались целые деревни с мирным населением, погибли свыше 800 тыс. мирных жителей-тутси. Для расследования обстоятельств этих преступлений был созван Международный трибунал. В Либерии борьба за политическую власть переросла в междоусобную войну, длившуюся с 1989 по 1997 г. В результате погибли более 150 тыс. человек, свыше 850 тыс. жителей бежали в соседние государства. Наблюдая проявления цивилизационного, социального, этнонационального, религиозного многообразия мира в конце XX в., нельзя не заметить, что на протяжении этого столетия значительно расширились возможности людей избирать способ существования, путь развития — традиционный или новый, учитывающий опыт других, либо особенный. Вместе с тем стремление той или иной общности, группы людей утвердить свои ценности и законы, попирая права, свободу и жизнь других, приводило к самым тяжёлым, трагическим последствиям. Поэтому одной из актуальнейших проблем XXI в. является достижение баланса, равновесия между тенденцией к самоопределению и необходимостью сосуществования народов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление