Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины, закономерности и основные теории происхождения права




Сущность и содержание права.

ПРАВО – система общеобязательных формально определённых норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе.

Признаки: сознательно-волевой характер (проявление воли и сознания людей), нормативность (право возведено в закон), формальная определенность (норма права официально закрепляются в законах и иных нпа), обеспеченность государством (осуществление принуждения, именно государство придает праву общеобязательность, стабильность, строгую определенность), системность (право делится на частное и публичное, на нормы, институты и отрасли).

Двойственный характер сущности права: с одной стороны, право выражает и охраняет интересы власти - классовая сущность, с другой стороны, является средством защиты интересов всех членов общества - общесоциальная сущность.

Классовая сущность - право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса).

Общесоциальная сущность служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Конкретизируется в его понимании как меры свободы.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Сущность права многоаспектна.

Содержание права - это единство всех составляющих его элементов, свойств, их взаимодействие между собой и регулируемыми общественными отношениями.

В содержании права выделяют три уровня:

а) специально-юридическое;

б) интеллектуально-волевое;

в) социально-политическое.

Основными составными элементами специально-юридического содержания права являются:

- юридические нормы;

- субъективные права и юридические обязанности;

- меры юридической ответственности за правонарушения;

- юридические гарантии соблюдения норм права и обеспечения прав и свобод граждан;

- правосубъектность и правовой статус граждан.

Интеллектуальную сторону содержания права составляют принципы права - общеотраслевые, межотраслевые и отраслевые, раскрывающие право как форму правового сознания. Волевая сторона содержания права характеризует государственно-властное начало в праве, общеобязательность правовых норм.

Также выделяют социально-политическое содержание права. Его образует все то, что составляет предмет правового регулирования: трудовые, хозяйственные, имущественные, земельные, финансовые, конституционные, административные и другие правоотношения. Содержание права напрямую связано с его назначением - быть регулятором общественных отношений, поэтому следует отметить, что содержание права обусловлено также содержанием тех общественных отношений, обеспечивать стабильность которых оно призвано.

 

 

32. Право и закон – проблемы соотношения.

Право – система общеобязательных формально определённых норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Закон – это нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке высшими представительными органами государственной власти или народа и, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Право и закон.

Это особенно важно в теории естественного права. Право – категория естественного права. Закон – категория позитивного права. Закон – форма права. Закон может выражать естественные нормы права, тогда закон правовой. В современных условиях закон отождествляется с правом, потому что принципы, как естественного права, так и юридического уважаются и полноценно реализуются.

Два подхода:

1. Узконормативный подход – право = система юридических норм. Право = закон; вне закона права нет и быть не может. НО если под правом понимать только норму права (позитивистская теория), то вывод о тождестве права и закона неизбежен, т.к. вне источников права юр. нормы не существуют.

2.Широкий – право включает не только нормы, но и правовые отношения + правовое сознание (Явич, Янковский, Кичикьян); Право – нормы, есть права, субъективные права. Содержание создается обществом, и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т. е. «возведение его в закон», осуществляется гос-вом.

Если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использование юридических возможностей, реальное исполнение обязанностей).

Право есть и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений, представляющих бытие общества.

При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т.е. «возведение его в закон», осуществляется государством.

Формула «Право создается обществом, а закон – государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол государственной власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т.е. право с точки зрения формы, но не содержания.

При различении права и закона обращают внимание на одну сторону проблемы - на возможность неправового содержания у правовой формы (закона). Однако правомерен и другой вопрос: а может ли вообще право существовать вне какой-либо формы объективирования? На этот вопрос следует ответить отрицательно: не может быть права до и вне своей формы (закона). Ведь то, что называют "естественным правом", на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом в собственном смысле (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не является. Тем более что, как справедливо замечает проф. B.C. Нерсесянц, различение естественного права и позитивного права - лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона. В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права позитивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой самого позитивного права.

С этих позиций можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона:

1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) - это форма выражения, объективирования права вовне, а право - единство этой формы и содержания (правил поведения).

2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма - способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: "Все современные системы права одеты в мундир законодательства".

3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - "неправовым законом". (Правовое содержание у закона или неправовое - это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества.)

Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые следует, с точки зрения авторов - сторонников данных суждений, считать правовыми. Здесь право и закон совпадают. Но есть также и законы, которые не отвечают правовым критериям и, следовательно, с правом не совпадают.

Два различных взгляда и подхода.

1. Государство является единственным и исключительным источником права, все то, о чем говорит государство через свои законы, - это и есть право.

2. Право как регулятор общественных отношений считается относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону.

 

Право – система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Ряд исследователей считают, что право возникло с появлением государства, другие же считают, что право существовало еще при первобытнообщинном строе, т.е. доклассовое (примитивное право, традиционное право). По их мнению, правом являлись любые правила поведения людей, их племенные обычаи, их взаимоотношения, которые регулировались определенными лицами, на первоначальном этапе ими были вожди, старейшины, затем церковь. Однако обычаи, различные религиозные ритуалы, нормы морали не могли отражать интересы всего общества, не могли определять права и обязанности человека в обществе.

Право возникло как классовое явление, оно выражало волю экономически господствующего класса.

Основными причинами возникновения права были: экономические, политические, социальные, духовные, т.к. с возникновением частной собственности произошло имущественное расслоение общества на классы, между которыми велась ожесточенная классовая борьба.

Право организует политическую власть в государстве, выступает средством политики конкретного государства, также является выражением воли и интересов общества, оно получает свое внешнее выражение и закрепляется в виде нормативных актов, договоров, правовых обычаев. Право обеспечивается аппаратом принуждения и управления, а это является одним из главных принципов характеризующих государство – наличием публичной власти. Право, как и государство, возникает для необходимости управления в государстве!!!!

Основные теории происхождения права.

Теологическая теория (Аквинский): объясняет происхождение права божественным промыслом. Она обосновывает свои утверждения свои утверждения о существовании высшего божественного закона на основе толкования Библии и других религ.книг (например в качестве законов – библейские заповеди – не убий, не укради)

Естественная: теория предполагает, что существуют основы жизненно необходимые для человека и неотчуждаемые от него естественные права присущие ему от рождения (право на жизнь, здоровье, свободу, равенство, собственность, честь, достоинство). В совокупности эти правомочия составляют естественное право, которое должно быть стержнем действующего права и все нормативные положения должны соответствовать естественно правовым установкам.

Историческая теория (Гуго,Пухта): с одной стороны отражает естественное историческое (временное) развитие права, с другой духовно-социальные аспекты становления анализируемого явления. Представители этой теории утверждают, что право появляется самопроизвольно в процессе развития народного духа, оно органическое выражение духовной общности конкретного народа, объективный результат исторического развития.

Марксистская теория (Маркс, Энгельс): связывает происхождение права с расслоением общества на противоположные классы, развитием материального производства, появлением частной собственности и государства. На определенной стадии общественного развития возникает потребность и необходимость охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена.Мононормы постепенно заменяются правилами поведения общего характера, закрепляемыми в письменных актах, обеспеченных принудительной силой гос-ва.

Психологическая (Петражицкий) – теория рассматривает право как результат психологических установок, переживаний, его возникновение и действие объясняется психологией личности.з

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.