Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 15. Новая Россия 1 страница




План.

Лекция 14. СССР в середине 1960-х - 1991 гг.

 

Цели: показать кризисные явления в экономике и политической сфере Советского государства раскрыть основные причины неудачи реформирования в середине 1960-х - первой половине 1980-х гг. и распада СССР и мировой системы социализма.

Задачи:

1) Формирование понятий: стагнация, реформа, «перестройка», гласность, новое мышление, демократизация, «хозрасчет», АПК, АКС, фондоотдача, путч, народный фронт, «парад суверенитетов»;

2) Формирование представлений о сущности экономических реформ эпохи «застоя» и экономического и политического реформирования в период «перестройки», о причинах неудачи реформ; о личностном факторе в истории нашей страны; об условиях, причинах, осуществлении «перестройки»о попытке государственного переворота в 1991г; об изменениях во внешней политике СССР, о распаде социалистического лагеря; о предпосылках распада и факте СССР.

1. Советское государство в середине 1960-х – первой половине 1980-х гг.: политическая сфера; экономическое положение: негативные тенденции в экономике и попытки реформ.

2. «Перестройка» и распад СССР.

 

1. Советское государство в середине 1960-х - первой половине 1980-х гг.

 

Политическая сфера. Данный период жизнедеятельности Советского государства по-разному характеризовался в отечественной историографии. Современники называли его временем построения зрелого социализма, крупным шагом на пути к коммунизму. Со второй половины 1980-х гг. большинством он оценивался как «застой», стагнация. Стагнация - застой в общественной жизни, остановка в развитии. В настоящее время последняя из названных точка зрения продолжает господствовать, но появились утверждения, что вышеназванный период застоем не является, т. к. было сделано множество достижений во всех основных сферах жизни общества

В СССР являлся многонациональным государством. В состав его входило 15 союзных республик. Территория - 22,4 млн. кв. км, население - более 270 млн. человек. Территория РФ - 17,1 млн. кв. км, население - 145,3 млн. Существовала республиканская форма правления, глава правящей партии одновременно являлся главой государства. Конституция закрепляла федерацию как форму государственного устройства, но множество черт указывало на его унитарный характер. Степень централизации власти исключительно высока, как и число общесоюзных органов власти и управления. Верховная законодательная власть принадлежала Верховному Совету СССР, возглавляемому Председателем Президиума Верховного Совета СССР, исполнительная - Совету Министров СССР, во главе с Председателем Совета Министров, верховные судебные органы: Верховный суд СССР, Высший Арбитражный суд, высший надзор осуществлялся Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему прокурорами. В республиках СССР действовали соответствующие республиканские органы и конституции. Провозглашался принцип свободного самоопределения наций.

В стране продолжал существовать тоталитарный режим, но в смягченной форме, приближающей его к авторитаризму. Марксизм являлся официальной идеологией. Стратегической целью общества объявлялось построение коммунизма. Большинство представителей советского общества верило в правильность курса, хоть и считало коммунизм делом отдаленного будущего. Существовала однопартийная система. КПСС являлась правящей партией. Ее руководящая и направляющая роль в жизни общества была закреплена законодательно в ст. 6. Конституции СССР 1977 г. Сохранялось сращивание партийного и хозяйственного руководства. Борьба с оппозицией осуществлялась «мягкими» способами: административные переводы на нижестоящие должности, «лечение» в психиатрических клиниках и др. Культивировался образ В.И. Ленина как символ вождя. Закрытость информации была несколько нарушена во 2-й половине 1970-х гг.: прекратилось «глушение» ряда западных радиостанций, шире практиковались туристические поездки за рубеж, общение в сфере искусства и др.

Начало стагнации можно отнести к рубежу 1950-х - 1960-х гг., когда почти иссяк потенциал либеральных хрущевских реформ, произошел конфликт лидера государства с представителями культуры, события в Новочеркасске и др.

При отсутствии четкого конституционного механизма смены руководства государства и из-за опасения лиц, решивших сместить главу государства за свою дальнейшую судьбу, смещение Н.С. Хрущева готовилось в строжайшей тайне. Важная роль в группе заговорщиков принадлежала 2-му секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу, секретарю ЦК Н.В. Подгорному, руководителю КГБ В.Е. Семичасному. После отстранения Хрущева 14 октября на Пленуме ЦК КПСС выступлений в его поддержку не было. Очевидно, его смещение отвечало внутренним потребностям общества. Но оно произошло без глубокого анализа уроков «великого десятилетия», многие причины, приведшие страну к состоянию кризиса, вскрыты не были и продолжали действовать.

Должности 1-го секретаря ЦК КПСС и главы правительства были разделены. Первую занял Л.И. Брежнев, вторую - А.Н. Косыгин. Многие в руководстве рассматривали Л.И. Брежнева как временную фигуру, т. к. он (по их мнению) не обладал качествами руководителя державы ни по характеру, ни по интеллекту. Отсюда его осторожность в принятии решений, потребность в советниках и т. д. Это открывало широкие возможности для всевластия партийно-государственной бюрократии. Брежнев во многом исходил из тех же посылок, что и Хрущев: люди должны жить хорошо, спокойно, необходимо сохранять мир, развивать сельское хозяйство, ускорять развитие предприятий группы «Б». На начальном этапе деятельности вокруг него образовалась группа прогрессивных советников: Г.Арбатов, Н.Иноземцев, А. Бовин и др., воодушевленная идеей обретения социализмом «второго дыхания» и работавшая над проектами экономических реформ. Но вскоре наметился поворот к более консервативному курсу. Еще на октябрьском 1964 г. Пленуме ЦК был выдвинут лозунг «стабильности», подразумевавшей отказ от глубоких реформ и радикального обновления общества. В конце 1964 г. было отменено деление парторганизаций на промышленные сельскохозяйственные; в 1966 г. были восстановлены прежние названия высших партийных органов, лидер партии стал называться Генеральным секретарем ЦК КПСС, из Устава исключалось положение об ограничении пребывания на партийных постах конкретными сроками. Окружение Брежнева становилось все более консервативным. В 1965 г. Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Н.В. Подгорный, сменивший А.И. Микояна, который один поддержал Н.С. Хрущева на октябрьском 1964 г. Пленуме. Часть высшего руководства во главе с А.И. Шелепиным ориентировалась на консервативную линию, другая - на реформы. В итоге был принят в 1965 г. умеренный курс, который поддерживал Брежнев. Но поворот к консерватизму все же произошел, и в 1 очередь, в идеологии. Вновь встал вопрос о сталинском наследии. Из официальных документов постепенно исчезли упоминания о ХХ съезде, пошла на убыль реабилитация жертв ГУЛАГа, имели место попытки реабилитации Сталина и объяснения разоблачения преступлений сталинизма личными мотивами Хрущева. Руководство понимало, что «разоблачение культа личности» породило недоверие народа к власти, что Сталин для многих по-прежнему олицетворял победу в Великой Отечественной войне, построении социализма, что в преступлениях режима народ обвинял не самого Сталина, а местные власти. Отход от курса на десталинизацию оборвал линию на демократическое обновление общества.

Главенствующее положение в высшем эшелоне власти занимали Л.И.Брежнев (до ноября 1982 г.), А.Н.Косыгин (до октября 1980 г.) и М.М.Суслов (до 1982 г.) в велении которого находилась идеологическая работа. По мере укрепления позиций Брежнева другие участники «октябрьского переворота» оказались на второстепенных ролях, их место заняли люди, лично преданные Брежневу (по работе в Днепропетровске, Молдавии, Казахстане и др.). Л.И. Брежнев являлся Генеральным Секретарем ЦК КПСС, членом Политбюро, а затем и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, Главнокомандующим Вооруженных Сил СССР.

Пребывание в рядах партийно-государственной элиты, по существу, становилось пожизненным, а к 1980-м гг. появились черты, свидетельствующие о превращении бюрократии в семейную и наследственную. Например, к концу жизни Л.И. Брежнева в составе ЦК КПСС оказался его сын (первый заместитель министра торговли), его зять (тогда первый заместитель министра внутренних дел). Руководители областей и республик нередко находились на посту по 15-20 лет. Это вело к старению кадров, семейственности, повышению роли личных связей.

Правящая элита была представлена высшим эшелоном партийно-правительственной власти (где имелись группы), хозяйственной, региональной элитой, ВПК, КГБ, привилегированной творческая и научная интеллигенция и др. Между элитами имела место борьба, но их объединяла принадлежность к власти, привилегиям, сознание собственной исключительности, пренебрежительное отношение ко многим нравственным ценностям, официальной идеологии, к рядовым гражданам. Элита в целом постепенно трансформировалась. Формой отстранения от руководства стал перевод на нижестоящие должности и уход на пенсию. В период реформ Хрущева окрепла региональная и хозяйственная элита, несколько ослаблявшие власть центра, т. о. способствуя разрушению целостности советской системы. Изменялись интересы элитарных слоев, накапливались предметы роскоши. Погрязли в коррупции Узбекистан, Казахстан, Киргизстан, где огромные суммы перекачивались в виде «подарков» секретарям обкомов и их окружению. Элите мало становилось привилегий, она хотела не только пользоваться, но и владеть имуществом. Часть элитарных кругов была связана с «теневой экономикой», но узаконить свое положение частных владельцев при советской системе не смогла.

Особенностью общественно-политической жизни было создание иллюзорного мира показательного благополучия и единства советского народа: торжественные митинги, парады, и др. Съезды КПСС призваны были продемонстрировать успехи страны, мудрость партии, заслуги лидера и принять планы очередных пятилеток.

В общественно-политической мысли было несколько направлений, во многом не четко разграниченных. Наиболее мощным было консервативное, выступавшее за сохранение советской социалистической системы в неизменном виде, против всякого ее размывания. Их иногда называли сталинистами, среди них были представители самых разных слоев общества, от руководства партии и генералитета до рядовых граждан.

Появилось направление «шестидесятников». Они не выходили за рамки марксизма, выступали за демократизацию и усовершенствование строя в соответствии с идеями раннего Ленина, использовали его наследие для критики сталинистов. Это, прежде всего, интеллигенция, сформировавшая свои взгляды под влиянием «оттепели». Их идеалы: советская власть, коллективистская демократия, демократические нормы жизни партии, социалистическая собственность и т. д. Например, П.Г. Григоренко - генерал, заведовавший кафедрой при Академии Генштаба, член московского райкома партии возглавил одну из первых подпольных групп - «Союз борьбы за возрождение ленинизма». В нее входили 4 человека, его родственники. Срок деятельности таких групп был крайне невелик, их быстро выявляли и «перевоспитывали». В целом «шестидесятники» были лояльны к системе, но своей деятельностью раскачивали общественное мнение, сеяли сомнения в правильности системы.

Среди столичной интеллигенции зрела реальная оппозиция - диссидентство. Диссидент – отступник, так стали называть инакомыслящих с 1960-х гг. Движение диссидентов было немногочисленным и неоднородным по политической ориентации, взглядам. Формы деятельности: нелегальное издание и распространение бесцензурных произведений, письма протеста, контакты с иностранцами, организация кружков, своеобразные собрания, участники которых, боясь преследований власти, не произносили речей, а просто стояли, как правило, где-либо в центре столицы. Самиздатовским способом было опубликовано несколько сотен исследований, статей по экономическим, политическим, философским вопросам с критикой опыта социалистического строительства в СССР, монополии КПСС на власть и даже с призывами создать в стране «лояльную социализму» оппозицию. Глава КГБ Ю.В. Андропов признал, что «примерно в конце 1968 - начале 1969 года из оппозиционно настроенных элементов сформировалось политическое ядро, именуемое «демократическим движением», которое обладало тремя признаками оппозиции: имеет руководителей, активистов и опирается на значительное число сочувствующих».

К диссидентам относили движение правозащитников, требования их сводились к соблюдению законности и конституционных прав человека. Конституция СССР была одной из самых демократических в мире, но многие права и свободы носили лишь декларативный характер. По словам А.Амальрика правозащитники пытались вести себя как свободные люди в несвободной стране, осуществляя явочным путем права, предоставленные гражданам Конституцией: свобода слова, печати, демонстраций, др. Участниками правозащитного движения были такие известные люди как А.Д.Сахаров, С.Ковалев, Г.Якунин и др.

В 1970-х гг. движение инакомыслящих развивалось на основе хельсинских соглашений. Главными направлениями их борьбы стали: равноправие народов и право распоряжаться своей судьбой, свобода выбора места проживания, свобода выезда из страны и право возвращения в нее, свобода совести, право знать свои права и действовать в соответствии с ними, свобода контактов между людьми, право на справедливый суд. Они боролись за социально-экономические права, подтвержденные Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.) и международными пактами о гражданских и политических правах (одобренными СССР). Деятельность правозащитников пресекалась властями, осуждалась в СМИ. О них не было широко известно народу, многие советские люди осуждали их, не вникнув в суть их требований.

К оппозиционному движению относятся и национальные движения, которые были довольно массовыми (от десятков до сотен тысяч человек). В республиках они ставили задачей выход из состава СССР. Они имели связи с зарубежными национальными центрами. Депортированные народы (крымские татары) боролись за право постоянного проживания в Крыму. Немцы, евреи - за право беспрепятственного выезда на историческую родину. Формировалось и русское национальное движение, но более медленно, чем другие из-за довлевшего идеологического прессинга. Идеологами его стали А. Солженицын, И. Глазунов, В. Солоухин и др. Для этого движения характерны призывы к изоляционизму, критика влияния Запада, великодержавные настроения, пропаганда авторитарности, корпоративности (православная соборность, община).

Поступательное движение советского общества призваны были демонстрировать формально проводимые реформы и др. мероприятия, существенно ничего не менявшие. Это расширение полномочий Советов разных уровней, создание многочисленных комиссий по предварительному обсуждению важных вопросов, всенародное обсуждение новой Конституции СССР и принятие ее 7 октября 1977 г. и др. В целом период середины1960-х-середины 1980-х гг. можно был временем наиболее стабильной жизнедеятельности советского общества и государства.

Смерть Л.И. Брежнева 10.11.1982 г. большинство советского народа не восприняло как трагедию, но сожаление имело место. В борьбе в Политбюро за высший пост победил глава КГБ, секретарь по идеологии Ю.В. Андропов. Его избрание вызвало удовлетворение не только «нравственно здоровой» части руководства, но и большинства народа. Андропов был апологетом традиционного социализма, не являлся в полном смысле реформатором, не был ни сталинистом, ни антислалинистом, некоторыми действиями напоминал старый режим, осуждал коррупцию и злоупотребление властью, отсутствие дисциплины труда. Он понимал, что советская система окостенела, партийная жизнь формализована, в управлении государством, экономикой и др. сферах существуют недостатки. Пытался исправить недостатки, не разрушая, а совершенствуя систему. Вступив в должность, он произвел сокращение личного аппарата генсека, осторожную чистку партийного и государственного руководства, органов безопасности и начал кампанию по укреплению трудовой дисциплины, стимулировал расследование ряда дел, свернутых по указанию окружения Брежнева. За 15 месяцев его правления было сменено 18 министров СССР, переизбрано 37 первых секретарей обкомов, что насторожило элиту. Андропов возлагал надежды на демократизацию внутрипартийной жизни и творческий потенциал региональных и низовых парторганизаций. Он ввел в высшее руководство ряд региональных деятелей: М.С.Горбачева, В.И.Воротникова, Н.И.Рыжкова, Г.А.Алиева, Г.В.Романова и др. Было санкционировано проведение крупномасштабной экономической реформы. В фундаментальной статье «Учение Карла Маркса и некоторые проблемы социалистического строительства в СССР» Андропов высказал новые положения в марксистской теории и критические оценки социалистического развития. Отмечалось, что не полностью известны закономерности развития социализма, особенно в экономике, что часто власть действовала эмпирически, но определения цнынешнего состояния общества и намечаемые пути его развития даны не были. Происходило усиление контроля государства над обществом. Ужесточилась цензура, напр., в театрах был запрещен ряд новаторских постановок. Идеологической сферой занимались консерваторы: К.У.Черненко, М.В.Зимянин, П.Н.Демичев. В 1983 г. был принят ряд указов об усилении ответственности за антисоветскую, антигосударственную деятельность. Продолжались преследования оппозиции.

Ю.В. Андропов изучал опыт политической и экономической жизни ряда стран (Швеции, Китая, Венгрии и др.), добившихся высоких показателей и рассчитывал заимствовать приемлемое для СССР. Трудно сказать, какова была бы судьба нашей великой державы, если бы Ю.В.Андропов более длительное время руководил ею. В истории нет сослагательного наклонения, но ясно, что вариант Андропова был достаточно реален. Ю.В. Андропов умер 9 февраля 1984 г. В СССР не нашлось лидера, который сумел бы провести намеченные им реформы. Именно Ю.В. Андропов стал символом несостоявшейся модернизации и позитивной перестройки социализма.

Избрание нового Генерального секретаря шло в борьбе между М.С. Горбачевым, которого поддерживали Громыко, Воротников, Алиев, Соломенцев, и К.У. Черненко. Решающую роль в избрании последнего сыграл министр обороны, маршал Д.Ф. Устинов. К.У. Черненко стоял во главе партии и государства с февраля 1984 по март 1985 гг. Второй пост в государстве был отдан М.С. Горбачеву. Биография Черненко была незапятнанной, но по своим данным он навсегда остался исполнителем среднего звена. У него не было программы действий и здоровья. Его победу консерваторы встретили с ликованием, у большей части интеллигенции царило мнение, что наступила деградация всей советской системы. В конце 1984 г. от имени Черненко была опубликована платформа, где говорилось, что до развитого социализма стране далеко, она отстала от Запада по производительности труда; ставилась задача решить эту проблему в обозримом будущем, говорилось и о многом другом, но конкретность отсутствовала, высоко значимые дела - тоже. Время пребывания у власти К.У. Черненко было апогеем застойных явлений в СССР. В высшем эшелоне в ожидании скорой смены руководства шла борьба между М.С. Горбачевым и Г.В. Романовым. В марте 1985 г. К.У. Черненко умер и на пост главы партии и государства был избран М.С. Горбачев.

О кризисном состоянии в политической сфере СССР свидетельствовало многое:

- частая смена лидеров партии и государства;

- критика каждым новым руководством страны ошибок прежнего;

- отсутствие глубокого анализа этих ошибок;

- нежелание и боязнь глубоких реформ в любой сфере жизни общества;

- «загнивание» элит, их отход от провозглашаемых ими же принципов «морального кодекса строителя коммунизма»;

- недостаточная компетентность ряда партийно-хозяйственных руководителей; расшатывание идеологии;

- отход от принципов социализма, неверие в осуществимость его идеалов и в построение коммунизма;

- «успокоенность» руководства страны вследствие примерного паритета военных блоков НАТО и ОВД, положение СССР как сверхдержавы;

- наличие оппозиции внутри страны и др.

 

Экономическое положение. В экономике СССР середины 1960-х-середины 1980-х гг. имел место ряд явлений, характерных и для прошлых десятилетий, имевших и положительные и отрицательные стороны. В целом для экономического положения характерно:

- основу экономической системы составляла единая форма собственности на средства производства - социалистическая. Она была представлена государственной (общенародной), колхозно-кооперативной и личной собственностью граждан. В исключительной собственности государства находилась земля, недра, воды, леса, государству принадлежали основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства. Земля, занимаемая колхозами, была закреплена за ними в бесплатное и бессрочное пользование, собственностью колхозов и иных кооперативных организаций и их объединений являлись средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач. В личной собственности могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения, в пользовании граждан могли находиться участки земли, предоставляемые для ведения подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства.

- сохранялось сращивание хозяйственного и партийного руководства;

- принимались меры к укреплению централизации управления экономикой: уже в конце 1964 г. был организован единый Госплан СССР, затем Госснаб;

- восстановлено отраслевое управление через министерства и упразднены совнархозы;

- функционировало несколько сотен отраслей и подотраслей промышленности. Только в РСФСР их насчитывалось 400. Между ними существовали налаженные внутри- и межотраслевые связи;

- наличие ресурсов сырья и РС, гарантированный госзаказ, сеть государственных учебных заведений, готовивших кадры специалистов, ИТР и др. обеспечивало отлаженный механизм работы;

- отсутствие безработицы;

- в ряде отраслей (в первую очередь, в оборонной промышленности) были введены новейшие технологии производства; процесс модернизации оставался незавершенным, в экономике оставалось множество архаичных явлений;

- продолжался процесс урбанизации. Но большая часть городского населения по-прежнему несло на себе печать, маргинальности. Урбанизация не сопровождалась формированием развитой городской среды, ростом полноценного среднего класса;

- наметилась тенденция к снижению роста рождаемости, прирост населения происходил главным образом за счет народов южных республик,

- в середине 1960-х-в 1970-х гг. были проведены реформы в области промышленности и сельского хозяйства; приоритетной сферой оставались промышленные объекты группы «А», а легкая промышленность получала в 1970-е гг. капиталовложений даже меньше, чем аграрная сфера;

- одновременно велось строительство нескольких крупных экономических объектов, требовавших больших капиталовложений и окупающих себя в течение длительного времени;

- дефицит товаров широкого потребления и низкое качество продукции стали хроническим явлением;

- своеобразием брежневского периода стали крупные капиталовложения в сельское хозяйство, ослабление «давления сверху» на этот сектор;

- огромные средства оттягивала от других сфер оборонная промышленность. Это было обусловлено небывалой гонкой вооружений, вызванной противостоянием двух мировых систем, созданием и «усовершенствованием» ОМУ, размещением советских военных баз в разных регионах мира, а также размещение ядерного оружия в странах Восточной Европы;

- средства затрачивались на помощь коммунистическим партиям зарубежных стран, на помощь странам «третьего мира», провозгласившим социалистический или некапиталистический путь развития;

- больших затрат требовали программы освоения космоса, эта сфера в указанный период продолжала оставаться ареной соревнования США и СССР. Часть космических программ тоже носила характер военного противостояния;

- главными экономическими партнерами СССР были страны социалистического содружества. Основными предметами экспорта СССР оставались товары не выскотехнологичного производства, что показывало отставание СССР от Запада, Японии; стало обнаруживаться отставание технологий даже от «новых индустриальных стран».

- В 1970-х гг. имел место масштабный приток «нефтедолларов», использовались они нерационально;

- сохранились черты мобилизационного развития хозяйства и для решения определенной проблемы средства отводили из других сфер;

- экономика продолжала носить плановый характер. В стране существовала система недолгосрочного планирования развития хозяйства: вернулись к 5-летним;

- централизованная система планирования; процедуре утверждение их на съездах партии придавалась видимость демократического характера.

План 8-й 5-летки на 1966-1970 гг. разрабатывался с большим трудом и корректировался. Предусматривалось создание территориально-производственных комплексов (ТПК), усовершенствование аграрного сектора, выпуска потребительских товаров, рост реальных доходов населения. Осуществление задуманного было невозможно без кардинальных изменений в экономике. Прогрессивные советники Л.И. Брежнева: Г.Арбатов, А.Бовин, др. считали, что именно экономика и уровень жизни основной части населения были главными причинами отставания СССР. Они и разрабатывали проекты наиболее важных реформ.

Пленумы ЦК в марте и сентябре 1965 г. стали началом экономической реформы. Самой серьезной попыткой перестройки экономики стала реформа 1965 г. в промышленности. Ее называют «реформой Косыгина», т.к. глава правительства активно содействовал ее проведению. В основу ее легли идеи ученых-экономистов В.Немчинова. В.Новожилова, Е.Либермана о введении хозрасчета и расширении самостоятельности предприятий. Хозрасчет базируется на самоуправлении, самофинансировании, самоокупаемости предприятий. Реформа включала совершенствование системы управления (сокращение планируемых показателей, восстановление отраслевого принципа) и усиление роли экономических рычагов (себестоимость, прибыль, заинтересованность работников и др.). Оставалось 5 обязательных показателей: объем реализации продукции, основная номенклатура изделий, предприятие не должно было менять профиль своей основной деятельности; фонд заработной платы, взаимоотношения с бюджетом, показатели по централизованным капиталовложениям и вводу новой техники. Изменялись отношения между предприятием и государством: была введена плата за производственные, земельные, водные ресурсы; разрешалась реализация излишнего оборудования другим предприятиям. Главным показателем работы становился рост объемов реализованной продукции и прибыли. Расширились экономические права предприятий: получали развитие прямые связи между производителями и потребителями и предлагалось заключение хозяйственных договоров между предприятиями. За счет прибыли разрешалось создавать фонды экономического стимулирования: фонд материального поощрения работников, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонд развития производства. Реформа началась очень активно. К концу 1970 г. на новую систему хозяйствования и из 49 тысяч промышленных предприятий была переведена 41 тысяча. На их долю приходилось 95% прибыли и 93% общего выпуска промышленных товаров. Вскоре на принципы хозрасчета стали переводить предприятия строительства и торговли. Была даже сделана попытка введения их в сельское хозяйство, СМИ и СУ, строительство. В строительстве хозрасчет получил наибольшее развитие. В результате пересмотра оптовых цен 1955 г. в сторону повышения в 1968 г. почти все отрасли промышленности стали рентабельными. Для предприятий, переведенных на хозрасчет, был установлен государственный Знак качества, подтверждавший высокое качество изделий серийной и массовой продукции.

В 1965 г. началась реформа в аграрном секторе. Ее основные направления:

- устранение негативных последствий хрущевских «экспериментов»;

- развитие производства в Центральных Черноземных и Нечерноземных районах;

- восстановление приусадебных участков; отмена многих ограничений в использовании личного подсобного хозяйства;

- изменение системы закупок сельскохозяйственной продукции: вводились твердые и сравнительно низкие планы заготовок до 1970 г.; повысились закупочные цены на продукты земледелия; цены дифференцированы по зонам и районам; при сверхплановой продаже зерна государству устанавливалась 50%-я надбавка к основной цене;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.