Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеграция якорей




Поведенческая терапия для женщин

Применяется тренинг мышц тазового дна (лонно-копчиковая мышца Кегеля). Ее стимуляция во время фрикций вызывает наступление вагинального оргазма. Следует научить женщину идентифицировать функцию этой мышцы (во время мочеиспускания широко развести ноги и выпускать мочу небольшими порциями), а затем тренировать мышцу без мочеиспускания. Упражнения можно проводить в любое время и в любом месте.

Секс-терапия аноргазмии включает следующие этапы:

ü мастурбация,

ü клиторальный оргазм в присутствии партнера,

ü коитальный оргазм.

Самостимуляция без партнера исключает давление со стороны партнера, в том числе ограничение во времени. Клиторальный оргазм в присутствии партнера достигается аналогично мастурбационному после того, как супруги совершили половой акт. Стимуляцию может проводить муж или сама женщина.

 

При коитальной аноргазмии используется прием «мост», который предполагает стимуляцию клитора (женщиной, мужчиной или вибратором), когда эрегированный член находится во влагалище. Перед появлением клиторального оргазма мужчина начинает фрикции и завершает половой акт. Формируется рефлекторная связь между ощущениями клитора перед оргазмом и фрикциями, которые в последующем сами «запускают» оргазм. Механизм терапии заключается в усилении возбуждения, с одной стороны, и ослаблении сексуального подавления - с другой.


Техники НЛП (чаще мужчины):

Якорь — это специфический стимул, предъявление которого позволяет перенести прошлый опыт человека в настоящий момент и воссоздать связанные с ним состояние и переживания. В основе применения техник «якорения» лежат классические работы И. П. Павлова об условных рефлексах.

Следует соблюсти следующие условия.

1. Выбранный стимул, чаще всего кинестетический (сжатие плеча, надавливание на колено либо на пястные кости), вводят в момент максимальной погруженности пациента в воспоминание на высоте связанных с ним эмоциональных проявлений.

2. Для быстрого возвращения в это воспоминание якорь должен быть воспроизведен максимально точно, вплоть до интенсивности давления.

Осуществляется следующим образом.

1. Вначале пациенту предлагают как можно ярче и ассоциированно оживить в памяти проблемную ситуацию (особенно запомнившуюся сексуальную неудачу). В момент возникновения наиболее дискомфортных представлений терапевт осуществляет постановку негативного якоря, например, путем нажатия пальцами руки на левое колено пациента в течение 25-40 секунд.

2. После короткого перерыва, уже на высоте приятных переживаний, связанных с удачным сексуальным опытом, на его правое колено аналогичным образом накладывается позитивный якорь.

Если в прошлом у клиента не было сколько-нибудь успешных половых контактов, в качестве ресурсного можно использовать любое воспоминание, где он проявил себя как стеничный, уверенный в своих силах человек, успешно справившийся с той или иной задачей. Иногда для формирования более мощной положительной альтернативы позитивный якорь последовательно сцепливают сразу с несколькими ресурсными воспоминаниями.

3 Далее производится собственно интеграция якорей. Для этого вначале накладывают негативный якорь, предлагая вновь погрузиться в сцену сексуального фиаско, а при возникновении отчетливых невербальных признаков страха перед близостью (побледнение кожи лица и изменение мимики, учащение дыхания, мышечное напряжение и т. п.) вводят позитивный якорь, причем не менее 30-40 секунд оба якоря удерживаются одновременно, а затем еще столько же — один позитивный.

Если в результате совмещения якорей отрицательное переживание ослабло, подверглось нейтрализации — это отражается в изменении внешних реакций пациента, а при расспросе он отмечает, что воспоминание о предшествующей сексуальной неудаче поблекло, воспринимается с меньшим драматизмом, порой отстраненно.

 

Широко используется в НЛП для работы с травматичными воспоминаниями и фобиями, в том числе сексуальными, техника трехместной визуально-кинестетической диссоциации.

Визуально-кинестетическая диссоциация (ВКД)

Обоснование:

Техника основана на представлении о том, что если индивид зрительно вспоминает драматичное или, наоборот, очень приятное событие так, как будто в нем находится (ассоциированно), он начинает испытывать прежние сильные чувства. Но если человек увидит себя участником этого события со стороны (диссоциированно), интенсивность переживаний оказывается значительно меньшей. Если сцена сексуального фиаско длительно удерживается в памяти мужчины ассоциированно, то она легко может всплывать в сознании при последующих интимных контактах, вызывая у него множество отрицательных чувств и эмоций, которые тормозят адекватные генитальные реакции. Применение ВКД способно обеспечить эмоциональную отстраненность пациента от прежнего негативного опыта, что приводит к редукции тревожного ожидания новой неудачи и позволяет достигнуть большей вовлеченности в реальную близость.

Предложенная модификация методики ВКД позволяет клиенту не только дистанцироваться от весьма болезненного опыта сексуального срыва, но нередко прояснить для себя непосредственные причины неудачной попытки полового контакта, а также создать в воображении новый, более адекватный сценарий дальнейших интимных отношений.

 

Рассмотрим последовательность выполнения элементов адаптированного нами варианта техники ВКД.

1. Формирование у пациента «базисного» состояния безопасности и уверенности в успехе коррекции, которое строится на взаимном уважении и доверии между ним и психологом.

2. Перевод пациента в позитивное состояние. Для этого просят его вспомнить ситуацию, когда он чувствовал себя особенно спокойно и комфортно, испытывал положительные эмоции. Достигнутое состояние внутреннего комфорта ставится на якорь, что обеспечивает возможность легко возвратиться к нему в ходе дальнейшей работы.

3. Удерживая позитивный якорь, клиенту предлагают представить себя в уютном безлюдном кинозале, где он чувствует себя в полной безопасности. Перед ним экран, где сейчас будет демонстрироваться черно-белый фильм о досадном эпизоде в его интимной жизни. Экран освещается, и он видит себя там, в прошлом, рядом с жен щиной, и еще ничто не предвещает возможное фиаско. На этой сцене делается стоп-кадр, превращая ее в слайд.

4. Далее пациент мысленно представляет себе, как он словно бы выходит из собственного тела и перемещается в задние ряды кинозала или в будку киномеханика. Фактически ему предлагается увидеть из третьего места себя в настоящем, сидящего в кинозале в ожидании предстоящего просмотра фильма о неприятном событии, произошедшем с ним в прошлом. После того как трехместная диссоциация осуществлена, она также ставится на якорь.

5. На следующем этапе работы пациент в своем воображении должен просмотреть этот фильм от начала (первый стоп-кадр) до самого конца, когда он потерпел очевидную неудачу и предстает на экране растерянным и подавленным, а женщина в той или иной форме проявляет свое недовольство (второй стоп-кадр). Принципиально важный технический момент — на протяжении всего фильма мужчина должен сохранять кинестетическую диссоциацию от травматического переживания. Он, как посторонний зритель, наблюдает за своими неудачными действиями, отделяя себя от тех чувств, которые испытал когда-то. Для этого терапевт, удерживая якоря внутреннего комфорта и диссоциации, время от времени подчеркивает, что пациент, ощущая полную безопасность, сохраняя спокойствие, видит себя сидящим в кинозале, где на экране идет фильм о нем в прошлом. Иногда, чтобы усилить кинестетическую диссоциацию от просматриваемого эпизода, можно предложить понаблюдать за разворачивающимися на экране событиями, как если бы они демонстрировались в режиме ускоренного показа (в несколько раз быстрее, чем в реальности).

6. Когда эпизод полностью просмотрен уже без прежнего оживления негативных чувств и эмоций по поводу пережитой неудачи, пациента просят вернуться с третьего места на второе, т. е. мысленно воссоединиться с собой, сидящим в кинозале.

7. Затем пациенту предлагают мысленно подняться с кресла в кинозале, подойти к экрану, где демонстрируется заключительный эпизод черно-белого фильма о ситуации фиаско (второй стоп-кадр). Он должен войти в этот завершающий кадр фильма и очень быстро прокрутить весь фильм назад (за 1,5-3 с), сделав его цветным. Пациенту разъясняют, что это похоже на то, как будто он заново оказался внутри сцены сексуальной неудачи и время быстро побежало назад. Тогда все события и действия разворачиваются в противоположном направлении и весь процесс происходит от конца к началу. Можно привести пример с видеомагнитофоном, в котором включена быстрая перемотка видеоленты назад с ее просмотром на экране. После быстрой прокрутки ситуации в обратном порядке (до первого стоп-кадра) клиент вновь возвращается в свое кресло.

8. Клиенту предлагается представить, что он «сам себе режиссер», поэтому у него имеется возможность переписать неудачный сценарий фильма так, чтобы все происходило по другому, к обоюдному удовольствию участников вновь отснятого эпизода. Затем он мысленно встает из кресла и переносится в прошлое, где оказывается наедине с самим собой незадолго до начала событий, закончившихся сексуальным срывом. Воображение мужчины должно нарисовать картину этой встречи, целью которой является предложение разыграть этот эпизод в соответствии с новым сценарием. В своих фантазиях пациент-режиссер может дать прямые инструкции не только самому себе как непосредственному участнику происходивших событий, но и партнерше, если ее поведение в реальной ситуации близости было не вполне адекватным.

Мысленно пациент вновь возвращается в свое кресло в кинозале и заново перепросматривает отрежиссирован ный эпизод, где все заканчивается благополучно. В ходе этого просмотра терапевт использует якорь комфорта и безопасности, всячески поощряя мужчину к тщательному выполнению данного этапа работы, и подчеркивает, что из прошлых ошибок важно извлечь необходимый опыт, который позволит ему в самом недалеком будущем вести и чувствовать себя иначе.

10. Заключительный этап данного варианта техники — проекция в будущее. С этой целью, удерживая якорь безопасности и комфорта, пациента просят нарисовать возможную сцену интимной встречи с актуальной партнершей, где события с самого начала развиваются по наиболее благоприятному сценарию. Ему предлагают дать волю своим фантазиям и представить тот чрезвычайно притягательный вариант близости, одна мысль о котором заставляет чаще биться сердце, вызывает растущее желание реализовать его наяву.

Бихевиоральные техники:

Автоматически возникающие мысли о возможной неудаче во многом влияют на дальнейший ход реального события, предопределяя его, и фактически становятся «самосбывающимися пророчествами». Их устранение возможно несколькими путями. Наиболее простой прием — раскрутка мыслей. Клиенту предлагают про себя проговаривать нежелательную фразу, начиная с очень медленной скорости (растягивая слова), затем медленно, средне, быстро и очень быстро. При этом он представляет себе, что мысль раскручивается как волчок, и когда достигает очень большой скорости, вылетает из головы, уносясь прочь. С короткими перерывами процедура повторяется 5-6 раз подряд, а для закрепления она реко­мендуется в форме домашнего задания.

 

Может использоваться техника остановки мыслей.

ü В ходе сеанса клиента просят закрыть глаза и проговорить мысль, подлежащую контролю.

ü Без промежуточной паузы терапевт резко и громко произносит слово «стоп!», которое должно прозвучать неожиданно и даже пугающе. Эта процедура повторяется несколько раз.

ü Затем клиент произносит негативную мысль про себя, каждый раз поднимая при этом палец. Терапевт реагирует немедленным восклицанием «стоп!». Процедура многократно повторяется.

ü Далее пациент обучается выкрикивать слово «стоп!» при преднамеренном вызывании у себя негативной мысли.

ü На заключительном этапе пациент мысленно говорит себе «стоп!» сначала при намеренном, а затем и в случае непроизвольного появления нежелательной мысли. Процедура повторяется до выработки у пациента полного автоматизма.

Возможен вариант, когда внутренняя команда «стоп!» сочетается с использованием легкого болевого раздражителя (например, сдавливания мочки уха) для резкого прерывания нежелательных мыслей. Для закрепления и поддержания необходимого уровня автоматизма клинту рекомендуется повторять упражнения самостоятельно 2-3 раза в день по 5 минут.

В качестве домашнего задания можно предложить следующее упражнение«диссоциирование от мыслей». Клиент, устроившись удобно, сосредоточивается на своем дыхании и добивается, чтобы оно стало спокойным. Затем он делает 4-5 глубоких вдохов и выдохов, ощущая, как с каждой выдыхаемой порцией воздуха негативные мысли выбрасываются из головы. Если мысли возвращаются, предлагается понаблюдать за ними со стороны, как будто это медленно плывущие облака или пролетающие птицы.

Техники визуализации болезненных симптомов:

Если человек создает в своем воображении некий образ неприятного ощущения, который затем подвергается трансформации вплоть до полного исчезновения, сцепленное с ним ощущение также ослабевает или полностью исчезает. Одним из таких приемов визуализации является техника «светового потока» (С. Левин).

Этапы данной техники.

1. Терапевт предлагает клиенту сосредоточиться на воспоминании сексуальной неудачи и погрузиться в ощущения, которые предшествовали ослаблению (ненаступлению) эрекции в ходе взаимных ласк. Когда неприятные ощущения возникают, пациента просят описать их локализацию. Его спрашивают: Каким видится вам это ощущение? Имеет оно форму? Каковы его размеры? Какого оно цвета? Какова его консистенция? Какая у него температура? В абсолютном большинстве случаев, часто совершенно неожиданно для себя, пациенты начинают отвечать на эти вопросы, постепенно создавая некий метафорический образ ощущения.

2. Терапевт спрашивает у клиента: «Какой из любимых вами цвет ассоциируется у вас с исцелением, избавлением от всего, что мешает вам чувствовать себя здоровым и уверенным в себе мужчиной?» Принимается любой ответ, даже если назван тот же цвет, который пациент избрал для описания ощущений в теле. В этом случае ему предлагают подумать и назвать еще один цвет.

3. Клиенту предлагают представить, что световой луч того цвета, который он выбрал, проникает в голову и постепенно начинает распространяться по всему телу. Источник этого света — космос, наполненный энергией, самое огромное из всего, что он может себе представить.

Свет устремляется в тело, пронизывает его, вибрируя и переливаясь, заполняет голову, затем, струясь и перетекая, мягко, без усилия опускается через шею в плечи, руки до самых кончиков пальцев. Свет проникает в груд­ную клетку, живот, струясь, спускается в область таза, потом через ягодицы идет в ноги и дальше к ступням. Пациенту предлагают обратить особое внимание, как исцеляющая световая энергия направляется в то место, где локализовано дискомфортное ощущение, образ которого начинает изменяться.

По ходу сеанса у него уточняют, что происходит с этим образом. Как меняются его форма, размеры и цвет? Необходимо продолжать внушение целебного воздействия светового потока, пока образ негативного ощущения не подвергнется существенным изменениям или полностью не растворится в исцеляющем свете. Параллельно меняются или исчезают сами ощущения. В ходе выполнения упражнения пациенты, как правило, достигают релаксации, после чего следует возвратить их в обычное состояние.

Если при выполнении техники не удается полностью убрать образ негативного ощущения, процедуру можно повторить на следующем сеансе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.