Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действия бывают трех видов – производимые телом, языком и умом




Слабая, недостаточная активность каждого из этих трех называется Хинайога, гиперинтенсивная активность – Атийога, осознанная задержка удовлетворения физиологических потребностей организма, вынужденная задержка удовлетворения физиологических потребностей организма, принятие физиологически не оправданных поз, скверные привычки в действиях (поведении, отношениях, мировосприятии и др.), резкие падения, прыжки и т.д., излишняя болтливость, особенно после и во время еды, подверженность аффектам (гневу, страху, депрессии и др.), действия, ставящие под угрозу здоровье и саму жизнь, десять греховных деяний (см. главу 2), карма из этой или прошлой жизни – все это Митхйайога.


Это причины (увеличения) доша. В этом состоянии они ведут к возникновению бесконечного числа заболеваний, проявляющихся в тканях, внутренних органах, костях и суставах.


Кровь и другие (ткани), а также кожа являются внешними путями проникновения болезни (бахйа рогайана). Через них проникают такие заболевания, как родимые пятна, гипопигментация, язвочки на лице, злокачественные опухоли, кровотечения, опухоли в кишечнике, опухоли и другие болезни.

 

Желудок с тонким кишечником (Амашайа) и толстый кишечник (Паквашайа), известные также как внутренние полые органы (Кощтха) или “Великий канал” (Маха шротас) являются их внутренним путем (Антармарга). Через него возникает рвота, понос, кашель, одышка, вздутие желудка, жар, водянка, кровотечения, опухоли в кишечнике, герпес (Висарпа), абсцесс и др.

 

Голова, сердце, мочевой пузырь и остальные внутренние органы, суставы, вены, апоневрозы (Снайу), нервы и связки являются срединным путем проникновения болезней (Мадхйама рогамарга). Из него возникают чахотка, гемиплегия, паралич лицевых нервов, болезни головы и других органов, боли, скованность (нарушение подвижности) суставов, костей, позвонков и др.

 

Птоз, увеличение размеров органов, колющая боль, режущая боль, продолжительная боль, расходящаяся боль, давящая боль, потеря чувствительности, слабость, загрязнение организма, сжатие, скручивание, жажда, дрожание, сухость кожи, образование полостей, сухость, пульсация, искривление, окостенение, вяжущий вкус во рту, посинение или побледнение кожи – симптомы дисбаланса Вата доша. Жжение, покраснение кожи, жар, усиленная пищеварительная активность, возникновение язв, гноя и т.д., испарина, влажность, экссудация, нагноение, слабость, обмороки, токсикоз, горький и кислый вкус во рту – симптомы дисбаланса Питта доша.

 

Тяжесть, маслянистость, чесотка (раздражение), похолодание (участков кожи или конечностей), уплотнение, загрязнение и зарастание каналов, нарушение подвижности, потение, снижение пищеварительной активности, увеличение продолжительности сна, бледность кожных покровов, соленый или сладкий вкус во рту и задержка, промедление с деятельностью – симптомы дисбаланса Капха доша.



 

Существует бесчисленное множество симптомов, проявляющихся при развитии болезней, которые определяются врачом путем обследования и другими (методами диагностики).

 

В целях получения информации по каждой стадии протекания болезни, врач должен непрерывно наблюдать за больным.


Правильное составление методики лечения того или иного заболевания складывается не только из знания шастр [Писаний], но из практического опыта, а также знания о свойствах драгоценных камней, мистических сил, астрологии и других наук.

 

Болезни бывают трех видов: возникающие под влиянием видимых греховных деяний (совершенных в этом воплощении),

невидимых греховных деяний (тянущихся из прошлых воплощений)

и возникающие за счет совместного влияния обоих факторов.

 

Болезни, возникающие из-за увеличения доша, называются дощоттха – рожденные из доша; возникающие без видимых причин называются кармаджа – рожденные из греховных поступков; глубоко проникающие и резко проявленные ужасные болезни известны как дощакармаджа – рожденные из сочетания дисбаланса доша и греховных поступков (совершенных в этом или прошлом воплощении).

 

Болезни, возникающие из-за увеличения доша, лечатся приемом (субстанций и т.д.) обладающих противоположными им качествами. Кармические болезни лечатся осознанием и отработкой кармы. Болезни смешанной природы лечатся одновременным использованием обоих принципов.

 

Болезни бывают двух видов – первичные (сватантра) и вторичные (паратантра). Дальше они подразделяются каждая на две подгруппы – продромальные (пурварупа) и развернутые (упадрава).

 

Сватантра заболевания имеют легко определяемые причины, четкое проявление и достаточно легко лечатся.

 

Паратантра заболевания обладают противоположными качествами. Старательным врачом каждая из доша при каждом заболевании также должна быть определена как сватантра или паратантра. Вторичные (доша или болезни) затихают только тогда, когда затихнут первичные; если же они не затихают, то надлежит начать их лечение. Если они очень сильны, то надо срочно начинать их лечить, ибо осложнения могут оказаться очень пагубными для организма, ослабленного болезнью.

 

Врач не должен комплексовать из-за незнания номенклатуры болезней, ведь не имеет большого смысла давать каждой болезни особое название.

 

Доша, в зависимости от природы патогенных факторов, могут двигаться по всем частям человеческого тела и порождать бесчисленное множество заболеваний, поэтому лечение стоит начинать после определения природы болезни, ее локализации, причин и др.

 

Врач, который каждую минуту следит за (диагностирует) дущйа (тканями и нечистотами, вышедшими из равновесия), деша (больным), бала (силой), кала (сезоном), анала (интенсивностью пищеварения), пракрити (конституцией), вайа (возрастом), сатва (сознанием), сатмйа (привычками), ахара (пищей и пищевыми привычками), авастха (стадией болезни), а затем сравнивает вышедшие из равновесия доша с назначенным лечением, никогда не допустит терапевтических ошибок.

 

Развитие тяжелых болезней и болезней средней тяжести зависит от силы или слабости тела и ума, поэтому врач должен быть очень внимателен.

 

Неразумный врач, который принимает тяжелую болезнь за болезнь средней тяжести, назначает не правильное лечение, принижая силу дисбаланса доша.

 

Он прописывает препараты в малых дозах и средней силы воздействия при лечении тяжелых заболеваний, и такое среднее лечение только усугубляет течение болезни в связи со скудным очищением организма. Если же прописаны сильные терапевтические действия для лечения средних или легких болезней, интенсивное очищение выведет из организма не только нечистоты и увеличившиеся доша, и сильно истощит больного.

 

Поэтому врач должен постоянно оттачивать знания, и назначать препараты или методы лечения, ведущие к выздоровлению больного, с учетом всех факторов и стадий болезни.

 

 

Давайте перечислим поподробнее доша в их состоянии увеличения и уменьшения. В состоянии увеличения по отдельности их три; в комбинации по две их три по трое, в общем девять; три в одинаковой пропорции и шесть, если доминирует одна из трех. Их тринадцать в сочетании всех трех; шесть с преобладанием двух из них и одно при совместном увеличении всех трех и шесть при непропорциональном увеличении. Таким образом, доша могут находиться в состоянии увеличения в одной из двадцати пяти вариаций. Число состояний их уменьшений также равняется двадцати пяти.

 

Общее количество сочетаний увеличения, уменьшения и состояния баланса доша возрастает на шесть позиций, их становится шесть в сочетании с уменьшением одной доша и увеличением двух доша.

 

Таким образом, число комбинаций равно шестидесяти двум, а если включить и состояние баланса, то шестидесяти трем.

 

В сочетании с дисбалансом семи тканей, число состояний увеличения, уменьшения и равновесия доша, в их значительных и незначительных изменениях становится бесконечно большим, поэтому врач должен оценивать их по симптомам, причем очень внимательно.


Так заканчивается глава Дощабхедийа (классификация доша), двенадцатая в Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагбхатой, сыном Шри Вайдйапати Симхагупты.

 

Глава 13. Балансирование доша


(ДОЩАПАКРАМАНИЙА АДХЙАЙА)


Сейчас мы поведаем главу Дощапакраманийа (балансирование доша), как поведал Атрейа и другие великие мудрецы.


Балансирование вышедшей из состояния равновесия Вата доша производят посредством промасливания, потения, среднего очищения организма (слабительное и клизма), приема пищи, обладающей сладким, кислым или соленым вкусом, теплых масляных ванн, общего массажа, растирания тела тканью, шоковой психотерапии, ванн (со всевозможными отварами, солями и т.д.), аюрведических вин, приготовленных из патоки и кукурузной муки, масляных клизм, трав с горячей Вирйа, прививания привычки к регулярной постановке клизм, приятной деятельности, специальных масел, приготовленных с травами, обладающими стимулирующим огонь пищеварения и увеличивающим аппетит действием.

Однако, наиболее сильным средством является масляная клизма, приготовленная из мясного бульона и масел (анувасана басти).

 

Снижение увеличившийсяПитты производят путем питья топленого масла, приема слабительных трав, обладающих сладким вкусом и холодных по Вирйа, употребления в пищу субстанций, обладающих сладким, горьким или вяжущим вкусом, умащения ароматическими маслами, которые приятны, прохладны и взбадривают человека, украшения гирляндами и драгоценными камнями, обладающими сходными качествами, натирания сандаловой, камфорной пастой и пастой из ветиверии зизаниевидной, пребывания на террасе под лунным светом, времяпрепровождения с близкими друзьями, не вызывающими у человека отрицательных эмоций, с сыновьями, говорящими сердечно и невинно, с женой, послушной, прекрасной и искусной.

При этом дисбалансе хорошо находиться в доме, окруженном фонтанами, из которых бьет холодная вода; парками и прудиками; смотреть на чистую воду из беседки, на песчаный пляжик, лотосы, цветы и деревья, успокаивающие ум.

Однако наиболее сильным средством из всего перечисленного является молоко, топленое масло и слабительное.

 

При увеличении Капхи – сильная рвота и слабительное, в соответствии с предписанием, прием сухой пищи, небольших ее количеств, проникающей и горячей, обладающей острым, горьким и вяжущим вкусом, очень старого вина, интенсивная половая жизнь, бессонные ночи, всевозможная физическая нагрузка, хлопоты, сухой массаж.

К наиболее сильным средствам относятся рвота, супы из бобовых, травы для похудения, ингаляции лечебными дымами, использование меда, пост, полоскание рта и жизненные сложности.

 

Всевозможные методы лечения прописываются индивидуально для каждой из доша, причем они могут комбинироваться и сочетаться между собой, в зависимости от сочетания двух или трех доша.

 

Обычно лечение Вата-Питта дисбаланса сходно с режимом для лета, а Капха-Вата – с режимом для весны. Это объясняется тем, что Вата доша обладает свойством, соединяясь с жаром действовать как жар, а, соединяясь с холодом, действовать как холод. Для Капха-Питта дисбаланса лечение соответствует осеннему режиму (глава 3).

 

Доша необходимо уравновешивать пока они находятся на стадии среднего увеличения. На стадии сильного увеличения необходимо так уравновешивать вышедшую из баланса доша, чтобы не затрагивались остальные.

 

При увеличении всех трех доша необходимо так подобрать лечение, чтобы не затрагивать менее увеличенные доша.

 

Если в процессе лечения одного заболевания от назначенного лечения рано или поздно возникает другое заболевание, то такое лечение считается не чистым. Чистым считается то лечение, которое не ведет к возникновению другого заболевания (или дисбаланса).

 

Из-за физической нагрузки, увеличения атмосферной температуры, нездоровой (греховной) деятельности и активности Ваты, увеличившиеся доша покидают желудочно-кишечный тракт и скапливаются в тканях, костях и Марма точках.

 

После очищения каналов, сильного увеличения количества, размачивания, трансформации и уравновешивания Ваты, доша из тканей и т.д. входят в желудочно-кишечный тракт, где они некоторое время ожидают следующего достаточно интенсивного возбуждающего фактора.

 

Благодаря соединению с силой сезона и другим факторам, доша могут накапливаться и в других местах тела.

 

Лечение необходимо начинать с той доша, которая переместилась и заняла место локализации другой доша, которая слабая или благодаря своей силе подавляет другие доша.

 

Доша, находящиеся в процессе перемещения должна балансироваться или после нормализации доша, находящихся на своем месте, или наоборот (в первую очередь).
Обычно доша, локализующиеся не в желудочно-кишечном тракте, а в тканях, долго беспокоят больного. Они не должны балансироваться на скорую руку, но только после восстановления сил организма и усиления огня пищеварения.

 

Они должны уравновешиваться по возможности самыми щадящими методами или с помощью столь же мягких методов переправляться обратно в кишечник. После определения их полного перехода в кишечник, необходимо через близлежащие ворота вывести их из организма.

 

Загрязнение каналов, потеря сил, чувство тяжести во всем теле, нарушение активности Вата доша, усталость, снижение пищеварительной активности, анорексия (отсутствие аппетита), увеличение количества мокроты (слизи), накопление нечистот, истощение – симптомы соединения доша и Амы (Амадоша). Противоположные же состояния – ее отсутствие (Нирама доша).

 

Первая из семи тканей (хилус [Напомню, что хилус это только что переваренная пища]) из-за слабости огня пищеварения недопереваривается, приобретает патологические свойства и накапливается в желудке и двенадцатиперстной кишке. Такой хилус называется Амой.
Некоторые авторы считают, что Ама формируется из смеси между собой сильно возбужденных доша, подобно тому, как яд образуется из смеси различных начал.
Доша, ткани и нечистоты, соединяясь с Амой, характеризуются как сама, также как и болезни, возникающие из-за них.

 

Самадоша, движущиеся по всему телу, закрепившиеся в тканях и оставшиеся в местах своей локализации не должны выводиться из организма. Подобно тому, как попытка извлечь сок из не созревшего плода ведет к разрушению его оболочки, также и выведение их из организма очень сложный процесс.

 

На них необходимо воздействовать травами, возжигающими огонь пищеварения и возбуждающими аппетит, затем проводится промасливание и потение, и только под конец их можно вывести с помощью очистительных процедур, правильно выбрав время и согласуясь с силой (организма).

 

Травы, принимаемые через рот, выводят доша из желудка и двенадцатиперстной кишки, принимаемые через нос – из органов, расположенных выше ключиц, через прямую кишку – из кишечника.

 

Самадоша, сильно увеличившиеся и начавшие самостоятельное движение за пределы организма через верхние или нижние ворота, должны быть остановлены посредством препаратов, использующихся для лечения соответствующих заболеваний (рвоты или поноса).

 

На ранних (легких) стадиях этого процесса его стоит проигнорировать, а больного кормить легкой пищей. На следующем этапе они должны подвергнуться воздействию увеличивающих огонь пищеварения трав или вывестись из организма посредством очистительных процедур.

 

Вата и остальные доша, слегка увеличивающие под влиянием соответствующих сезонов должны выводиться соответственно на шравану (середина июля – середина августа), картику (середина октября – середина ноября) и чаитру (середина декабря – середина января).

 

Лето, зима и сезон дождей очень жарки, холодны и дождливы соответственно. В промежуток времени между ними, называемый садхарана кала, необходимо выводить доша из организма (проводить очищение).
Это то, что касается режима, способствующего поддержанию здоровья, что же касается болезни, то в это время закладывается основа для их лечения.

 

После принятия мер по нейтрализации пагубного воздействия жара, холода или дождя, необходимо приступить к выполнению назначенных и необходимых процедур.

 

Болезням нельзя позволять прогрессировать.
Препараты надлежит принимать на пустой желудок, в начале, середине и конце еды, между переменой блюд, с каждым кусочком пищи, снова и снова, смешав с пищей, до и после еды и перед сном.

 

Болезни, вызванные увеличением Капха доша, особенно у людей этой конституции, лечатся лекарствами, которые принимаются на пустой желудок.

 

При дисбалансах Апана Вайу лекарства принимаются во время приема пищи, при дисбалансах Самана Вайу в середине еды, Вйана Вайу - после утреннего приема пищи, при болезнях Удана Вайу - в конце ужина, при дисбалансе Прана Вайу после приема каждой порции пищи.

 

Болезни, сопровождающиеся интоксикацией, рвотой, кашлем, жаждой, одышкой, икотой лечатся очень частым приемом лекарственного средства.

 

Болезни, сопровождающиеся анорексией, потерей вкусовой чувствительности, лечатся смешиванием лекарства с пищей, обладающей приятным вкусом и легко усваиваемой.

 

Болезни, сопровождающиеся тремором, конвульсиями, судорогами, лечатся препаратами, которые принимаются до и после приема легкой пищи.

 

Болезни органов, расположенных выше плеч, лечатся приемом лекарства перед сном.


Так заканчивается глава Дощапакраманийа (балансирование доша), тринадцатая в Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагбхатой, сыном Шри Вайдйапати Симхагупты.

Глава 14. Два метода лечения


(ДВИВИДХОПАКРАМАНИЙА АДХЙАЙА)


Сейчас мы поведаем главу Двивидхопакраманийа (два метода лечения), как поведал Атрейа и другие великие мудрецы.


Так как то, что должно быть вылечено (человеческое тело) бывает двух типов, существует два метода лечения.

 

Первый – диета (Саптарпана), второй – пост (Апартарпана). Их синонимы – Бримхана (сделать тяжелым) и Лангхана (сделать легким). Бримхана используется для увеличения объема тела, а Лангхана – для похудения.
Обычно Бримхана состоит из Земли и Воды, а Лангхана – из остальных первоэлементов.

 

Такие функции, как смазывание, иссушение, потение и закупорка также двоичны, ведь существует всего два типа элементов. Все функции и свойства проистекают только от них.

 

Лангхана бывает двух типов – очищение (шодхана) и временное облегчение (самана).

 

Очищение – это процесс выведения доша за пределы организма. Оно бывает пяти видов – декоктовая клизма (нируха басти), рвота (вамана), слабительное для тела (кайарека), слабительное для головы (широрека) и кровопускание (асра-висрути).

 

Временное облегчение – набор из семи терапевтических воздействий, не выводящих (увеличившиеся) доша за пределы организма, не вызывающих увеличения доша, а балансирующих доша, вышедшие из равновесия. Это пищеварительные травы (пачана), аппетитовызывающие травы (дипана), временное воздержание от приема пищи (кщут), временное воздержание от питья (трит), физические упражнения (вйайама), солнечные ванны (атапа) и воздушные ванны (марута).

 

К терапии, направленной на увеличение веса относится только временное облегчение, ведь она применяется только к Вата и Вата-Питта дисбалансу.

 

Терапия, направленная на увеличение веса, назначается тем, кто ослаблен болезнью, лечением, употреблением алкоголя, сексом, горем, переноской тяжестей, длительным переходом, имеет травму груди, субтилен, истощен, имеет Вата конституцию, пожилым женщинам, после родов, детям, старикам, всем без исключения в летнее время. Она должна включать в себя использование мяса, молока, сахара, топленого масла и меда, клизмы из сладких субстанций и жиров, сон на мягкой постели, масляный массаж, ванны, комфорт и радость.

 

Методы лечения, направленные на снижение массы тела должны ежедневно применяться тем, кто страдает диабетом, Амадоша, болезнями огня пищеварения, ожирением, жаром, нарушением подвижности суставов, лепрой и другими кожными болезнями, герпесом, гнойниками, болезнями селезенки, головы, груди, глаз, большой массой тела и всем без исключения в холодное время года.

 

Для того, кто очень толстый, сильный и обладает Питта или Капха конституцией, кто страдает Амадоша, жаром, рвотой, поносом, сердечными болезнями, запорами, ощущением тяжести в теле, отрыжкой, тошнотой и т.д. из-за начала применения очистительных процедур, кто в меру упитан, в первый раз применяет аппетитовызывающие и пищеварительные травы, кто только слегка толстоват благодаря самоограничению в еде и питье, кто страдает увеличением доша, кто не толстый, но и не худой, кто способен поститься и не пить, должен восстанавливать силы путем воздушных и солнечных ванн и физических упражнений.

 

Тот, кто применяет комплекс процедур, направленных на снижение веса тела, не должен использовать методы, относящиеся к процедурам, направленным на увеличение массы тела и наоборот, или одновременно применять оба этих метода. Они должны использоваться по отдельности, в зависимости от конституции, сезона, силы и т.д.

 

Процедуры, направленные на увеличение массы тела используются для восстановления сил, питания тела и лечения тех заболеваний, которые лечатся этими методами.

 

Острота органов чувств, выведение доша и нечистот, чувство легкости, прекрасное восприятие вкуса, одновременное возникновение голода и жажды, очищение кардиальной области [Зоны сердца], отрыжки и грудной области, облегчение болезней, появление энтузиазма и исчезновение ступора проистекают от процедур, направленных на снижение веса тела.

 

Если этот метод применяется более интенсивно, чем предписано, то возникают такие нарушения, как резкое снижение массы тела, истощение и другие, которые будут описаны ниже, одновременно с методами, их устраняющими.

 

Последствия этих двух методов (направленных на снижение и увеличение массы тела) определяются по ним (этим нарушениям).

 

Процедуры, направленные на увеличение массы тела в слишком большой дозе ведут к сильному увеличению веса, шейному лимфадениту, диабету, жару, опухолям в кишечнике, fistula-in-ano, кашлю, потере сознания, дизурии, снижению пищеварительной активности, лепре (и другим кожным заболеваниям), которые очень опасны.

 

Эти нарушения лечатся методами, направленными на удаление жира, Вата и Капха доша.

Необходимо использовать медовую воду, лошадиный горошек, ячмень, мунг-дал, cорго обыкновенный и ежовник хлебный.

 

Полезны хлопоты и очистительные процедуры, избегать длительного сна. Трипхалу, Гудучи, Абхайу или Гхану, на выбор, ежедневно принимать вместе с медом.

Можно также принимать Расанджану, Махат панчамулу, Гуггул или мумие, совместно со свежим соком Premna integrefolia, порошком имбиря, карбоната натрия, железа и Embelia ribes или смеси из порошков ячменя и эмблики лекарственной с медом.

 

Берется порошок Трикату, Трипхалы, аконита разнолепесткового, асафетиды, белого тмина, кориандра посевного, плюмбаго зейландского, черной соли, куркумы, барбариса, паслена, можжевельника, Picrorhiza kurroa, Moringa pterygosperma, Embelia ribes, Desmodium gangeticum, Carium copticum, корневища костуса красивого и циссампелоса парейра, смешивается с медом, топленым маслом и (кунжутным) маслом в равной пропорции, затем добавляется шестнадцать частей кукурузной муки. Эта смесь, принимаемая ежедневно, лечит ожирение и все болезни, перечисленные выше, и не перечисленные, но имеющие сходную природу, сердечные болезни, желтуху, лейкодермию, одышку, кашель, болезни груди, улучшает деятельность мозга, интеллект, память и возжигает угасший огонь желудка.

 

Сильное истощение, вялость, кашель, жажда, анорексия, снижение веса, пищеварительной активности, сна, зрения, слуха, семени, Оджаса, голода и голоса; головная боль, боль в области мочевого пузыря, сердца, ключиц, бедер и в боках; жар, бред, отрыжка, головокружение, рвота, острая суставная боль и боль в костях, анурия и отсутствие кала – все эти симптомы могут возникать при слишком интенсивном применении процедур, направленных на снижение веса тела.

Худоба лучше, чем полнота, ведь нет фундаментального метода лечения ожирения. Ни один из этих двух методов (направленных на снижение и увеличение массы тела) не подходит для снижения избытка жира, огня пищеварения или Вата доша.

 

Худоба лечится принятием в пищу сладких и жирных субстанций и комфортом, тогда как тучность лечится всем противоположным. В этом отношении противопоказаны субстанции, используемые при терапии, направленной на увеличение веса.

 

Худой человек растолстеет как боров, если уйдут все печали, придет счастье, пища будет питательной, а сон – долгий.

 

Нет никаких других продуктов, кроме мяса, особенно мяса животных, носящих рога, для быстрого набора веса.

 

Тяжелая пища и малокалорийная пища идеально подходит для тучных, а противоположная – для худых. Ячмень и пшеница подходят для обоих, если приготовлены в соответствии с природой человека.

 

Существует бесконечное множество состояний доша и бесконечное множество методов нормализации их баланса, например, сдерживание и др., однако все они делятся на две вышеупомянутые категории, точно также, как и болезни.


Так заканчивается глава Двивидхопакраманийа (два метода лечения), четырнадцатая в Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагбхатой, сыном Шри Вайдйапати Симхагупты.

Глава 15. Группы лечебных трав


(ШОДХАНАДИГАНА САМГРАХА)


Сейчас мы поведаем главу Шодханадигана самграха (группы лечебных трав), как поведал Атрейа и другие великие мудрецы.


Чардана гана – рвотные.

К рвотным травам относятся Randia dumetorum, солодка голая, Laganeria vulgaris, азадирахта индийская, кокциния индийская, арбуз-колоцинт, огурец посевной, холархена противодизентерийная, Marsedenia tenacissima, люффа эхината, Embelia ribes, ива козья, плюмбаго зейландский, Ipomea reniformi, люффа египетская, люффа гранистая, Pongamia glabra, перец длинный, аир болотный, горчица коричневая, а также черная соль.


Виречана гана – слабительные.

К слабительным относятся Baliospermum monatum, оперкулина терпетум, Трипхала, арбуз-колоцинт, Euphorbia nerrifolia, Euphorbia dracunculoides, Indigofera tinctoria, симплокос кистевидный, ежовник хлебный, малотус филлипинский, гарциния морелла, Euphorbia hirta и все виды мочи.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 101; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.91.171.137
Генерация страницы за: 0.036 сек.