Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соответствие употреблению, обычаям и возможностям языковой системы

Общеупотребительность;

Распространенность;

Относительная устойчивость;

8) общеобязательность;

Охрана литературного языка и его норм является одной из основных задач культуры речи. Литературный язык объединяет народ в языковом плане. Ведущая роль в создании литературного языка принадлежит наиболее передовой части общества.

Каждый из языков, если он достаточно развит, имеет две основные функциональные разновидности: литературный язык и живую разговорную речь. Живой разговорной речью каждый человек овладевает с раннего детства. Освоение литературного языка происходит на всем протяжении развития человека, вплоть до старости. Литературный язык должен быть общепонятным, т. е. доступным к восприятию всеми членами общества. Литературный язык должен быть развит до такой степени, чтобы иметь возможность обслуживать основные сферы деятельности людей. В речи важно соблюдать грамматические, лексические, орфоэпические и акцентологические нормы языка. Исходя из этого, важной задачей лингвистов является рассмотрение всего нового в литературном языке с точки зрения соответствия общим закономерностям развития языка и оптимальным условиям его функционирования.

Вопроч6-Понятие о норме языка. Виды норм современного русского языка.

Основной признак литературного языка – это норма. Под нормой понимается совокупность правил употребления слов, их грамматических форм, правил произношения, словообразования, действующих в данный период литературного языка. Виды норм современного русского языка:

1) акцентологические (ударение)

2) орфоэпические

3) лексические (правильный выбор слов с учётом их значения)

4) фразеологические (правильное употребление устойчивых выражений)

5) словообразовательные (образование слов и их строение)

6) орфографические (единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных графических средств)

7) пунктуационные (регламентирует правила употребления знаков препинания)

8) грамматические (правила использования морфологических форм разных частей речи)

9) синтаксические (правила связи слов в предложении и словосочетании)

10) стилистические (стилевая принадлежность языковых элементов)

Процесс закрепления нормы – кодификация. Норма – это понятие подвижное, она изменяется со временем. Акцентологическая норма самая подвижная. Так как на норму влияют носители языка. Норма стабильна, так как её главная функция сохранение языка. Вариантность – это существование параллельных способов выражения. Литературная норма ограждает язык от внесения в него случайного и частного. Она обеспечивает взаимопонимания людей.



Вопрос 7-Русский язык советского периода и современная языковая ситуация

русс. яз в советское время
- резкое падение уровня культуры речи и её дальнейшеий подъём.

- появление общедоступгых словарей
- ужесточение языковой и политической цензкры

- идеалогизация лексики
-переход ряда авторов в разряд запрещённых
- языковое строительство ( создание алфавитов для народов, не имеющих письменности)
- изменение в системе собственных имён
- появление большого количества абревиатуо
- низкий уровень владения иностранными языками
- расширение тиражей, выпускаемой книжной продукции

.

Типичными грамматическими недостатками речи были следующие:

утеря глагольности предложения, замена глаголов именами (улучшение, совершенствование, повышение, в одном из выступлений на собрании - невыхождаемость);

превращение самостоятельных слов в формально-служебные, в том числе:

глаголов (сделали попытку, вести борьбу, подходить к учету),

существительных (задача, вопрос, дело, работа, линия, укрепление, усиление, углубление, строительство),

наречий (чрезвычайно, значительно);

нагромождение одинаковых падежей (возможность задерживающего влияния обложения дохода);

частое использование превосходной степени прилагательных (величайший, скорейший, замечательнейший);

неправильное согласование и управление;

неправильный порядок слов;

шаблонные обороты, вызывающие ненужное олицетворение абстрактных существительных.

Вопрос8- Современная языковая ситуация.

 

Исторические события ХХ века не могли не оказать влияния на историю русского

языка. Конечно, система языка за один век не изменилась - общественные события не

оказывают влияния на строй языка. Изменилась речевая практика говорящих на русском

языке, увеличилось число владеющих русским языком, изменился состав слов в

отдельных областях словаря, изменились стилистические свойства некоторых слов и

оборотов речи. Эти изменения в практике пользования языком, в стилях речи вызваны

крупнейшими общественными событиями времён становления и падения советского

общественно-политического строя.

 

Советский период в истории России начался событиями октября 1917 года и

закончился событиями августа 1991 года. Особенности русского языка

советского времени начали складываться раньше 1917 года - в период 2 мировой войны

и окончательно оформились в 20-ые годы ХХ века. Изменения в лексике и

стилистике русского языка, связанные с разложением и падением советского строя

начались примерно в 1987-88 годах и продолжаются по настоящее время.

 

Интересно отметить, что падение советского строя сопровождалось такими тенденциями

в речевой практике общества, которые во многом напоминают социально-речевые

изменения 20-ых годов.

 

Как 20-ые, так и 90-ые годы ХХ века характеризуются:

 

- политизацией языка;

 

- ярко выраженным оценочным отношением к словам;

 

- превращением многих слов в символы принадлежности человека к определённой

общественно-политической группе;

 

- расшатыванием языковых норм в массовом употреблении и речи заметных общественных

деятелей;

 

- ростом взаимного недопонимания между различными социальными группами.

Существенным фактором, определяющим устойчивость системы языка является наличие накопленных письменных текстов, широкая доступность которых служит гарантией сохранения тех норм, которые зафиксированы на письме. Вместе с тем, как и любое средство коммуникации, язык находится в постоянном изменении.

Как тенденцию в морфологии следует отметить увеличение количества сложносокращенных слов и названий, распространение случаев двоякого родового наименования, увеличение количества существительных общего рода (типа женщина-бизнесмен). Практически перестали склоняться сложные числительные, которые используются по образцу именительной формы во всех падежах (более триста человек). Продолжает сохраняться тенденция к замене глаголов и прилагательных существительными (субстантивация). У глаголов образуются видовые пары от заимствованных слов (типа профинансировать). Происходит активизация предлогов по (книга по литературе, управление по борьбе), относительно, слова вокруг, возросло участие отдельных морфем (типа гос-). Получают все большее распространение личные имена при уменьшении частоты использования отчеств. В современной словообразовании заметна также экспансия иноязычных слов, которые нередко переносятся и в русский язык напрямую в иностранной графике (про­исходит усиление варваризмов). Наблюдаются изменения в традиционных способах переноса слов, вызванные компьютерным набором. В целом возрастает грамматическая разорванность как антиконструктивный принцип.

Наблюдаемые в последние годы тенденции перемены в лексике связаны преимущественно с социокультурными изменениями, происходящими в обществе. Так, произошла активизация астрально-футуристической и религиозной лексики, Более всего расширился экономический словарь русского языка (ипотека, ликвидность). Заметно пополнилась политическая (державник, саммит) и административная (губернатор) лексика, большая часть которых — слова иностранного происхождения. При том, что появился ряд инноваций в лексике социальной сферы (бедствие, беспредел, ночлежка), ряд слов ушел из обихода социальности (благосостояние, дружба, равенство), устранились просторечные слова бытового уровня, описывающие ушедшие реалии (блат, дефицит, достать). Появились новые слова в сфере образования (богословие, грант) и в сфере культуры (диск-джокей, попса, клипмейкер), а некоторые слова ушли (ВИА, легкая музыка, смотр). Появляются (прав­да, в меньше степени) переименования, затрагивающие сферу собственных имен (Россия, Ичкерия, Соха). В названиях магазинов (типа «Лучшее место») и в рекламе появляется элементы языковой игры, которая нередко становится грубоватой (Мы обуем всю страну!). Официально отвергнуто обращение товарищ, не привилось господин, сударь, по-прежнему употребляются южно-русскиемужчина, женщина. Получило распространение слово-паразит как бы.

Исследования социолингвистического плана, предметом которых является изучение гендерных различий в языке, показывают, что в речи женщин преобладают уменьшительные суффиксы, они избегают использования непечатных выражений, для них характерно не­сколь­ко меньшее разнообразие лексических средств в их речи, меньшее количество грамматических ошибок, бо­лее частое использование восклицательных и вопросительных выражений, инверсии, эмоционально окрашенных слов и редкое использование причастий) синтаксиса (более длинные высказывания, как устные, так и пись­менные, преобладание у мужчин подчинительных а у женщин — сочинительных предложений и др.) касаются не системы языка, а его употребления.

Вопрос9- Язык - исторически сложившаяся на опред. территории естественная система знаков, фунукционирующая по определенным законам и выполняющая коммуникативную функцию.
фун. языка:
- коммуникативная - язык явл. основным средством общения в социуме
- социализирующая
- познавательная (когнитивная)
- накопительная (фун. передачи знания)
- информационная
- эстетическая (язык как орудие худ. творчества)
- воздействующая
- номинативная (реализует антиэнтропийную функцию)

Вопрос 10- 10. Теории происхождения языка.

Проблема происхождения языка относится к так называемым фундаментальным и связано с такими проблемами как:

1) Проблема происхождения человека

2) Происхождения человеческого общества

3) Функционирование головного мозга

4) Проблемы смерти

  1. Теория библейская

В Библии проблема происхождения языка раскрывается в трёх аспектах:

1) Появление человеческого языка

2) Творение мира словом

3) Появление национальных языков

  1. Античные теории

(зародились в древней греции)

Идеалистическая (Платон)

Платон считал, что названия вещей обусловлены их сутью.

Аристотель считал, что имена или названия вещей условны и явл. Результатом договорённости между людьми.

  1. Теория общественного договора (17 век)

Для устойчивого функционирования человеческого общества необходимо достижение договорённости о ключевых ценностях и интересах. Ведущую роль играет здесь язык, который сам является результатом общественного договора.

  1. Теория невербального происхождения языка (язык произошёл из жестов)
  2. Звукоподражательная теория

В процессе эволюции у человека развилась способность различать и имитировать звуки окружающего мира.

  1. Междометная теория

Первыми словами человека явились вербальные реакции на внутренние и внешние раздражители из этого сформировался язык

  1. Трудовая теория

Язык появился как средство координации совместной трудовой деятельности в ходе эволюционного развития

 

вопрос11-

Теперь поподробнее о каждом из них :

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ - 1) сфера - чаще всего употребляется в повседневной жизни , например , радио , газетах , телевидении и подобных средствах массовой информации. 2) жанры могут быть такими : всяческие интервью и репортажи , различные заметки и фельетоны , и др. 3) языковыми средствами являются обращения , побудительные предложения , риторические вопросы . 4) яркость , эмоциональность и призывность - основные стилевые черты публицистического стиля . 5) публицистика воздействует на поступки людей , убеждает их в чем - либо .

НАУЧНЫЙ - 1) сфера - чаще всего употребляется в учебниках , научных трудах , выступлениях на научных конференциях . 2) жанры могут быть такими : диссертация , реферат , доклад , научная статья и др. 3) языковыми средствами являются усложненный синтаксис , термины и абстрактные существительные .4)подчеркнутая логичность , точность , доказательность - основные стилевые черты научного стиля. 5) используя данный стиль речи следует обобщить , проанализировать , сообщить точные сведения и объяснить причины.

ОФИЦИАЛЬНО - ДЕЛОВОЙ : 1) сфера - чаще всего употребляется в международных документах и деловой документации . 2) жанры могут быть такими : характеристика , отчет , справка , протокол , заявление , расписка и др. 3) языковыми средствами являются безличные предложения и стандартные выражения, а также , слова со значением должествования . 4) бесстрашность , четкость , строгость - основные стилевые черты научного стиля . 5) используя данный стиль речи следует инструктировать , дать указания и проинформировать человека .

РАЗГОВОРНЫЙ : 1) сфера - употребляется в непринужденных беседак , как правило , на бытовые темы. 2) жанры могут быть такими :обычная дружесская беседа , телефонный разговор или бытовое письмо . 3) языковыми средствами являются разговорная лексика , прямая речь , обращения и т.д. 4) эмоциональность , непринужденность , неофициальность - основные стилевые черты разговорного стиля. 5) используя разговорный стиль люди обмениваются мыслями , передают бытовую информацию и деляться чувствами друг с другом.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ : 1) сфера - обычная художественная литература . 2) жанры могут быть такими : пьеса , басня , стихотворение , рассказ и др. 3) языковыми средствами являются метафоры . синонимы , антонимы , сравнения и олицетворения. 4) эмоциональность , образность выразительность и конкретность - основные черты художественного стиля. 5) используя художественный стиль нужно изобразить предмет , событие , передать чувства и впечатления , заставить сопереживать.

Функциональный стиль – это исторически сложившаяся и социально осознанная система языковых средств, служащих решению конкретных коммуникативных задач и закреплённая за определённой сферой профессиональной деятельности.

Функциональные стили:

- разговорный стиль

- книжный стиль (он в себя включает: художественный, публицистический, научный, офиц. Деловой стили)

Книжные стили русского языка

1. Используются преимущественно в письменной форме

2. Более высокая степень нормативности, чем в разговорном стиле

Большая консервативность по сравнению с разговорным стилем

Вопрос12-разговорный стиль.

Основные признаки: эмоциональность, экспрессивность, неподготовленность высказывания, прерывистость речи.
В основном это устная речь.
В разговорном стиле речи "глагольные слова" преобладают над "предметными".
Большое значение при передаче смысла сообщения имеют интонация,мимика и жесты.
Сфера использования: неофициальная, непринужденная обстановка, в которой происходит общение между людьми.

Вопрос13-официально-деловой стиль

Деловой стиль используется для сообщения, информирования в деловой обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок.
Этот стиль существует исключительно в письменной форме. Тип речи-рассуждение. Вид речи-монолог. Вид коммуникации-общественный.

Вопрос 14- Публицистический стиль - функциональная разновидность речи, обслуживающая широкую сферу общественных отношений: общественно-политических, культурных, спортивных и др. Наиболее полно публицистический стиль проявляется в газетах и общественно-политических журналах, отчего его называют также газетно- или журнально-публицистическим, а также на радио и телевидении, в документальном кино.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Соответствие употреблению, обычаям и возможностям языковой системы

Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 87; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.225.20.73
Генерация страницы за: 0.013 сек.