Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальные проблемы современности

Краткие выводы по теме

1. Глобальные проблемы проявляются в общемировом масштабе. Их повсеместное рас­пространение затрагивает жизненно важные интересы человечества в целом.

2. К глобальным проблемам относят совокупность проблем человечества, от решения ко­торых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации. Нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, необратимым последствиям для человека и среды его обитания.

3. Глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества, систематиче­ских, коллективных действий всех стран и народов. Они не могут быть полностью разрешены в рамках отдельного государства или региона.

4. Для осмысления различных подходов к определению глобальных проблем, их класси­фикации и изучения возникла необходимость в новой науке. Постепенно сформировалась осо-

бая область знания — теория глобальных проблем, или глобалистика. Она призвана выработать практические рекомендации для решения глобальных проблем.

Выполняем задания для углубления и систематизации изученного материала

1. Уточните по учебному словарю значение понятия «глобальные проблемы современности».

2. С какими процессами в общественном развитии связано появление глобальных проблем? Каковы основные направления их разрешения?

3. Известно, что больше всего людей во всем мире умирает сегодня не от рук террористов и не от СПИДа и наркомании, а от сердечно-сосудистых заболеваний. Тем не менее проблему лечения сердечно-сосудистых заболеваний не относят к числу глобальных. Как вы думае­те, почему?

4- Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Характер эволюционных преобразований, осуществленных обществом в течение XX века, принял такие масштабы и был настолько интенсивен, что поставил человечество на грань естественного выживания.

Представления же и рекомендации ученых оказываются, иной раз, бессильными пе­ред лицом непредвиденных последствий воздействия человека на природу.

Лавинообразному характеру воздействия человечества на природу, который принял масштабы биогеохимического преобразования облика нашей планеты, сопутствовали в XX веке резкие качественные изменения в социальной сфере, порой инициирующие этот характер изменений. Последние затрагивают практически все грани человеческого бы­тия: этические, эстетические, религиозные, научные и т.д. Общество конца XX столетия сталкивается с такими проблемами, о существовании которых раньше просто не подозре­вало.

В связи с глобальными изменениями, происшедшими к концу XX века, вызванными техногенными факторами, человечество осознало тот факт, что решение задач, связанных с сохранением земной цивилизации, является настолько сложным, что требует междуна­родного сотрудничества для их решения.

В 1972 году Конференция ООН в Стокгольме создает специальную структуру — ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде). Чуть позднее, в 1987 году, Всемирная

Комиссия ООН по окружающей среде и развитию сосредоточила свое внимание на поиске такой модели цивилизации, которая соответствовала бы гармоничному развитию приро­ды и общества на нашей планете.

Термин «устойчивое развитие» становится наиболее часто встречающимся в лексико­не государственных деятелей, экономистов, экологов, журналистов и т.д. при разработке стратегии экономического, природоохранного и других аспектов государственной поли­тики. Под устойчивым развитием понимается такая программа, когда развитие человече­ства и удовлетворение все возрастающих потребностей его не ведет к утрате перспективы пользоваться благами цивилизации будущие поколения <...>

Например, для решения проблем сохранения биологического разнообразия Междуна­родным союзом биологических наук (International Union of Biological Sciences — IUBS) еще в 1988 году инициируется программа исследований, координирующая исследования в этой области ради сохранения всего существующего на Земле. Решение этих задач в рамках традиционного разделения наук невозможно; требуется привлечение усилий уче­ных, чьи специальности находятся на стыке гуманитарных и естественнонаучных дисци­плин <...>

Данная особенность развития научного знания необходимо ведет к повышению инте-гративного статуса философского знания и методологической функции философии в рам­ках единства культурологии и естествознания, на стыке которых и обретает особую акту­альность проблема устойчивого развития и проблема сохранения».

(Е.Н. Ростошинский)

1) Опираясь на знания из обществоведческого курса, укажите преобразования, осуще­ствленные обществом в течение XX века, поставившие человечество на грань естественно­го выживания.

2) Как изменения в воздействии человечества на природу могут быть связаны с изме­нениями в социальной сфере общества XX века?

3) Какие примеры международного сотрудничества в целях решения глобальных про­блем приводит автор?

4) Опираясь на текст, раскройте значение термина «устойчивое развитие». Приведите авторский и любой собственный пример, иллюстрирующий реализацию программ устой­чивого развития общества.

Выполняем задания формата ЕГЭ

1. В настоящее время на Земле происходит систематическое увеличение площади пустынь, сокращение площади лесов («легких планеты»), увеличение количества углекислого газа и уменьшение количества кислорода, изменение климата, вызванное глобальным потеп­лением и парниковым эффектом. Это конкретные проявления глобальных проблем

1) сырьевых и энергетических ресурсов

2) демографических

3) установления справедливого международного экономического порядка

4) экологических

 

2. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А. Обострение глобальных проблем современности, нарастание универсализации инфор­мационного общества обуславливает процессы интеграции.

Б. Осознание глобальных проблем современности выдвинуло на первый план решение задачи выживания человечества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Известно, что за период с 3500 г. до н. э., т.е. фактически с момента возникнове­ния древнейших цивилизаций, произошло 14 530 войн. (2) Если в XIX в. в войнах по­гибло 16 миллионов человек, то в XX в. — более 70 миллионов. (3) Суммарная взрывная мощь вооружений составляет сейчас около 18 млрд тонн в тротиловом эквиваленте, т.е. на каждого жителя планеты приходится по 3,6 тонны, и если взорвется хотя бы 1% данных запасов, то наступит «ядерная зима», угрожающая уничтожением всей биосфе­ры, а не только человечеству. (4) Тем не менее усилия России на международной арене в плане разоружения не находят должного отклика у политиков наиболее развитых стран, обладающих ядерным оружием.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

       
       

 

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Проблема установления справедливого экономического порядка связана с _____________________________________________ (1) мирового развития. На планете существуют группы стран, резко различающиеся по ________________(2) общественно-экономического развития и соответственно по уровню _______(3). С одной стороны, это сравнительно небольшая группа ________(4), с другой — большое число государств, в которых экономическое развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким. Экономика________ (5) основывается на добыче и экспорте сырьевых ре­сурсов. Отсталые и среднеразвитые страны составляют подавляющее большинство насе­ления планеты — около пяти миллиардов из шести. Общая тенденция современного раз­вития, к сожалению, такова, что _______________________________ (6) между «золотым миллиардом» и остальной частью человечества не сокращается, а возрастает».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.

Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A) развитые страны Б) общество B) отсталые страны Г) неравномерность Д) решение   Е) уровень Ж) благосостояние З) разрыв И) социальный институт

 

В приведенной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

 

           
           

 

5. Запишите слово (словосочетание), пропущенное в схеме.

Опасность мировой термоядерной войны     Стремительный рост населения («демографический взрыв» в развивающихся странах) и опасность депопуляции в развитых странах
  ….. ….. современности
Опасность катастрофического загрязнения окружающей среды   Продолжающееся распространение наркомании и СПИДа Международный терроризм
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стратагема № 36 | Функции инновационного менеджмента. Понятие и содержание инновационного менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 6198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.