Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культуры Азии и Африки в истории антропологических исследований. Особенности полевых антропологических исследований

· совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах;

 

Антропология бывает:

· физической - изучает происхождение человека (антропогенез), его эволюцию (эволюционная антропология) и физическое разнообразие;

· культурной - наука, изучающая культуру и структуру первобытных, традиционных и современных обществ; культурное разнообразие в мире => Возрастание роли антропологических исследований в современном мире. Культурная антропология – США; Социальная антропология – Великобритания (Франция).

· социальной

· этноса - обладает гомогенными функциональными и общеразделяемыми характеристиками (язык, культура, самосознание, психический склад), отличающими его от других групп, имеющих иной набор подобных характеристик или, как конфигурации, одних и тех же признаков, но с разными «весовыми коэффициентами». Предполагается, что он первоначально возникает на ранних стадиях социогенеза в виде рода (племени), затем эволюционирует в народность, что связывается с рабовладельческой и феодальной формацией, или даже обозначает этнические общности и группы, населяющие страну и имеющие те или иные формы национально-территориальной экономики. Третий тип этноса — нация — возникает с развитием капитализма и всемерной интенсификацией связей при единстве территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также с очень тесными связями экономическими. В современной западной антропологии понятие «этнос» почти не употребляется, но существует концепция

· этничности. Она исходит из мультикультурности большинства современных обществ, из практического отсутствия гомогенных групп с «характером», «волей» и «интересом», а тем более культурных изолятов. Этничность складывается на основе групп, которые определяются прежде всего по характеристикам, значимым для их членов и конструирующих их самосознание. Таким образом, этничность — это форма социальной организации культурных различий.

Основные черты:

- этничность — это не «исторически сложившиеся устойчивые общности людей»;

- признак этнической общности — не общее происхождение, а представление или миф об общей исторической судьбе членов этой общности;

- вера в то, что это — «наша культура», и есть этот признак, а не сам по себе очерченный культурный облик, который без этой веры ни о чем не говорит, т. е. культура сама по себе «молчалива».

· психологическая - в отечественной науке, как правило, базируется на примордиалистской теории этноса, в которой группа, как отмечалось, рассматривается в качестве своего рода коллективного тела, характеризующегося не только едиными культурными, но и биологическими свойствами. В результате этнопсихологические опусы, в изобилии появившиеся на российском книжном рынке, похоже, переносят индивидуальные «психологические особенности» представителей групп (особенности характера, темперамента, чувств и воли) на всю группу (этнос или нацию) и др.



 

Примеры (к психологической): у белорусов выявляется такая национально-психологическая черта, как «любовь к технике». У турков наряду с религиозным фанатизмом обнаруживаются выносливость и терпеливость, а также крайняя неприхотливость в быту и способность однообразно проводить свободное время. В деловых же отношениях «турки часто не держат своего слова, вводя партнера в заблуждение, отстаивая собственные выгоды. Англичан и французов турки в целом не любят, к немцам относятся с уважением. Большинство их недолюбливает американцев. Арабы не любят строгой логики и объективных доказательств, а больше всего ценят афористичность, многообразие впечатления. Японцы, оказывается, могут общаться без слов. И в этом нет ничего мистического. Они так обременены правилами и условностями, что подчас просто не способны сказать что-либо. Китаец же «отдаст предпочтение простым интеллектуальным построениям как наиболее доступным и рациональным для запоминания, жизни и деятельности.

 

Этнография и антропология

Этнография и антропология – науки тесно связанные между собой на протяжении новейшего периода развития гуманитарного знания. Несмотря на различия в трактовке объекта и предмета этих наук, сегодня они представляют собой двуединое направление исследования человека в его коллективных и индивидуальных проявлениях.

Этнография (от др.-греч. έθνος — «народ» в отношении не говорящих на греческом языке и γράφω — «пишу») первоначально представляла собой сумму описаний культуры неевропейских народов. При этом научная ценность таких описаний определялась, прежде всего, степенью их экзотичности. На протяжении XX века этнография пережила серьёзные трансформации.

В англоязычной литературе под этнографией всё более и более подразумевался полевой метод сбора материалов, причём именно в неевропейских странах и в индейских сообществах Америки. С рубежа XX-XXI веков появляется дополнительное расширение научного поля за счёт исследования этнокультурных процессов в сообществах европейских иммигрантов. Из сказанного видно, что при всем разнообразии предметной области, объект изучения (неевропейские культурные традиции) сохраняется в неизменном виде.

В отечественной науке в первой половине XX века этнография приобрела вид науки о происхождении народов и развитии их традиционной культуры (историческая этнография). А со второй половины этого века приобрела ещё более широкую трактовку, включив этносоциологический, этногеографический и этнолингвистический дискурсы. В этом смысле она стала сближаться с европейской наукой, получившей название антропологии.

 

Этнология и антропология

Этноло́гия (греч. ἔθνος, народ + -логос — учение, наука) — наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. В современной российской науке термин употребляется лишь с начала 1990-х годов, наряду с более традиционным названием дисциплины этнография. В западной науке зачастую этнография представляется как описательная, региональная дисциплина, а этнология — как теоретическая, обобщающая наука.

К этнологии довольно близка антропология: для той и другой общим предметом исследований являются вопросы происхождения рас, их распределения по планете, изменения физического облика людей в результате культурно-исторического прогресса, антропологического состава этносов. Но нельзя ставить знак равенства между понятиями «этнология» и «антропология», так как предметом антропологии никогда не были проблемы этногенеза, этничности, демографических процессов; антропология была и остаётся наукой о биологической и физической природе человека. Этнология значительно шире по своему предметному полю, чем антропология, что не позволяет говорить об их тождестве.

Возможные направления исследований:

ü антропология родства

ü антропология детства

ü антропологическое изучение повседневности

ü проблемы социальной памяти

ü антропология религии

ü антропология этничности

ü антропологическое изучение города

ü антропологическое исследование взаимодействия человека и техники, в частности, в сфере современных информационных технологий

ü антропология инвалидности

ü антропология гендера и др.

Производство антропологического знания и его этапы.

· Полевая работа (сбор эмпирического материала).

· Описание и интерпретация материалов (анализ)

 

Методы полевой работы:

· Включенное наблюдение, холистический подход

· Анкетный опрос

· Интервью (глубинные)

· Контекстуализация и стремление понять мир аборигенов так, как они понимают его сами.

 

Возможные трудности:

· Элементы этноцентризма

· «Трудности перевода», языковой барьер

· «Слепота к привычному»

· Деконтекстуализация, фрагментация

· Временная затратность

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Культуры Азии и Африки в истории антропологических исследований. Особенности полевых антропологических исследований

Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 75; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.166.245.10
Генерация страницы за: 0.013 сек.