Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА




ВВЕДЕНИЕ

Любящие и небезразличные взрослые, творите вместе и рядом с детьми!

Кандидат педагогических наук, профессор

Забрамная С. Д.

 

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии. Даже небольшое на первый взгляд отклонение от нормы приводит современного ребенка в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому.

Избежать этого можно лишь в случае ранней диагностики нарушений и проведения комплексной развивающей и психокоррекционной работы.

Основной и обязательной составляющей такой работы являются особые виды гимнастики, позволяющие не только снять отдельный симптом, но и повысить продуктивность протекания психических процессов за счет нормализации функционирования всей биосистемы ребенка. Ведь только при нормально работающей системе жизнеобеспечения возможно соответствующее возрасту развитие памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, самоконтроля, работоспособности — всего того, без чего в дальнейшем невозможна продуктивная познавательная деятельность.

А без этого будет затруднен процесс обучения в школе, что может существенно сказаться на физическом и психологическом здоровье ребенка.

В специальной литературе (Dennison P., Dennison G.; Семенович А.В.; Сиротюк А.Л.; Шанина Г.Е. и др.) можно найти немало разработок на эту тему. Авторы настоящего издания опираются на многолетний успешный опыт работы в ННОУ «Школа Монтессори "Елиса,,» г. Мытищи, где используется комплекс «Гимнастика для мозга», адаптированный для работы с детьми, начиная с трех лет, а также школы №75 г. Черноголовка.

В пособии представлена программа, включающая в себя два комплекса упражнений — «Гимнастика для мозга» и «Волшебные обводилки».

В основе программы «Гимнастика для мозга» лежит представление о том, что ребенок способен развивать себя сам, используя внутренние механизмы своего двигательного потенциала. Предлагаемый комплекс упражнений за счет развития межполу-шарного взаимодействия, синхронизации работы глаз и рук повышает умственную работоспособность и интеллектуальную готовность детей, а также способствует развитию мелкой моторики, памяти и внимания, мышления и речи, создавая тем самым базу для любой умственной деятельности и, в частности, для овладения графомоторными действиями. Поэтому гимнастику желательно выполнять каждый день (по утрам).

Комплекс упражнений «Волшебные обводилки» направлен в первую очередь на формирование и развитие графомоторных навыков (плавности, ритмичности и точности выполнения движений; освоение оптимального способа удержания и нажима карандаша и т.п.), координации движений, синхронизацию работы глаз и рук. В основе работы лежит известный принцип копирования графических изображений (Bogdanowicz М., Зарин А.). Материалы для этого комплекса — 56 оригинальных рисунков-образцов — приведены на отдельных листах формата A3, а алгоритм работы сними описан в соответствующем разделе пособия (с. 21). Формирование графомоторных навыков». Работа по этой программе создает важнейшие предпосылки для полноценного овладения навыками письма и чтения, поскольку два этих процесса тесно взаимосвязаны: ребенку с плохо развитой рукой тяжело не только писать, но и читать. Эти процессы в значительной степени упрощаются на фоне предварительно сформированных и развитых графомоторных умений (плавность движений, степень уверенности и произвольности, ритмичность и точность выполнения; способ удержания карандаша, нажим). Именно они лежат в основе письма и рисования и зависят от зрительно-двигательной координации, зрительного и кинестетического восприятия объектов ребенком.



Принято считать, что для подготовки ребенка к письму достаточно дать ему возможность просто рисовать. Однако письмо — специфический вид графических действий, связанных с получением именно контурного изображения — букв. И для этого требуется умение уверенно, быстро и с достаточной силой проводить в заданном направлении неотрывные протяженные линии. Для письма следует развивать в первую очередь именно эти умения. Это становится возможным при выполнении большого количества упражнений, связанных с деятельностью, аналогичной процессу написания букв — воспроизведением именно контурного изображения объекта. В рисовании же прежде всего важна возможность переноса на бумагу представлений и впечатлений об этом объекте, но это уже тема другого издания.

Мы посчитали необходимым дать детям возможность отрабатывать графомоторные навыки на больших листах бумаги. Именно такие размеры листа позволяют проводить длинные линии, требующие долговременной и стабильной нагрузки настоль важные для письма группы мышц.

Следует иметь в виду, что любое отклонение в развитии ребенка неизбежно ведет к трудностям формирования графомоторых навыков. Отсутствие же возможности их развития и коррекции за счет обучения некоторым естественным видам деятельности (завязывание шнурков, пришивание пуговиц, заточка карандашей руками и пр.), по причине либо гиперопеки, либо, наоборот, недостаточного внимания к ребенку, лишь увеличивает количество проблем у детей. Поскольку формирование этих навыков сопряжено со значительными трудностями даже у благополучных детей, это приводит к значительному падению интереса к любой графической деятельности в целом.

В основе предлагаемых упражнений лежит принцип копирования в различных его вариантах. Задания на копирование рисунков решают одну из важнейших задач психомоторной коррекции — способствуют развитию ловкости, координации движений, что, в свою очередь, приводит к развитию высших психических функций ребенка. Копирование в значительной степени упрощает процесс не только рисования, но и письма. Для детей особый интерес представляет получение законченного изображения, поэтому они с удовольствием занимаются копированием рисунков.

Преимущество предлагаемых упражнений заключается и в том, что их без особого труда смогут выполнять как дошкольники (от 3 лет), так и учащиеся начальной школы.

С комплектом легко могут работать как специалисты — психологи, дефектологи, педагоги дошкольных и школьных учреждений, так и родители.

«ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА»

Автор программы — Ильичева О.С.

 

В основе программы «Гимнастика для мозга» лежит представление о том, что ребенок способен развивать себя сам, используя внутренние механизмы своего двигательного потенциала. Она включает в себя:

· упражнения на сжатие, растяжение и расслабление кистей, предплечий и плеч;

· изолированные упражнения для каждого из пальцев;

· изолированные упражнения для каждой руки.

 

В отличие от широко распространенной «пальчиковой гимнастики» особое внимание в предлагаемой методике уделено упражнениям, в которых используются одновременные, но разнотипные движения рук, так как именно они формируют более высокий, нежели симметричные и содружественные движения, уровень саморегуляции ребенка. Осуществление и автоматизация движений такого типа создают и развивают принципиально иные связи в коре головного мозга, что расширяет резервные возможности его функционирования.

Кроме того, при выполнении этого комплекса упражнений работают все пальцы рук, а не только большой, указательный и средний. Обычно в быту, а также при выполнении таких видов деятельности, как плетение, нанизывание бусин, составление мозаики, вырезание из бумаги и т.п., задействованы в основном эти три пальца. Они, а также смежная с ними часть ладони обозначаются как социальная зона руки. Безымянный же палец и мизинец в повседневной деятельности обычно пассивныи находятся вне социальной зоны. Поэтому так необходима дополнительная активизация именно этих пальцев, ведь и они участвуют в развитии навыков письма, чтения, познавательных процессов. Отсутствие гармонизации в работе пальцев рук у дошкольников в дальнейшем негативно сказывается на учебной деятельности.

У детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) при ряде речевых нарушений отмечается не только общая моторная недостаточность, но и отклонения в развитии движений пальцев рук. Установлена и обратная зависимость — уровень развития речи прямо пропорционален степени сформированности тонких движений пальцев рук, синхронизированных с работой глаз, что и учтено в предлагаемом комплексе. Кроме того, дополнительно введены упражнения, способствующие улучшению кровоснабжения глаз, укреплению глазодвигательных мышц, синхронизации работы рук и глаз.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ «ГИМНАСТИКИ ДЛЯ МОЗГА»

 

Гимнастику для мозга следует выполнять по утрам перед любыми обучающими мероприятиями. При этом обстановка должна быть спокойной, поскольку только тогда достигается наибольшее интегрирующее воздействие упражнений. Основным требованием при выполнении упражнений является точность выполнения специальных движений и приемов. При этом их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Результативность занятий зависит от системности их проведения. С каждым днем задания могут усложняться, увеличиваться в объеме; может повышаться и их темп. Кроме того, для достижения положительного результата, как и в любой другой обучающей программе, важна последовательность выполнения применяемых упражнений. Все, вместе взятое, приводит к расширению зоны ближайшего развития ребенка и способствует ее переходу в зону актуального развития.

В условиях группы детского сада, школьного класса или же домашних занятий комплекс приобретает большую эффективность, если воспитатель, учитель или родители владеют им в полном объеме сами и, выполняя упражнения одновременно с детьми, дополнительно помогают им овладеть навыками счета в пределах первой сотни в прямом и обратном порядке.

Перед выполнением комплекса необходимо промаркировать левую руку детей, путающих понятия «лево-право», например, цветной резинкой или же любым иным безобидным для ребенка способом.

Комплекс включает в себя 12 упражнений, а также подготовительный этап — ритмирование. (Термин «ритмирование» означает настройку организма на восприятие сенсорной информации с целью последующего вовлечения ребенка в активную и ритмичную работу).

Упражнения 3-8 способствуют развитию межполушарного взаимодействия; упражнения 4, 5, 7, 9, 12 — развитию мышления; упражнения 1-3, 5, 9, 12 — развитию памяти. Входе работы педагогу или родителям необходимо контролировать точность фиксации пальцев, головы, глаз, координации работы рук и ног ребенка.

Ритмирование

 

Ритмирование предшествует работе с основными заданиями комплекса «Гимнастика для мозга». Упражнения подготовительного этапа позволяют обрести позитивность, активность, ясность и способность концентрировать внимание. Их можно выполнять стоя, сидя, а при необходимости и лежа.

Ритмирование обязательно предваряется литьем чистой воды — это позволяет повысить энергетический потенциал тела и активизировать мозговые процессы.

 

Ритмирование включает в себя следующие процедуры:

 

1. Упражнение «Кнопки мозга», позволяющее привести в готовность вестибулярный аппарат, активизирующий работу мозга и подготавливающий его к восприятию сенсорной информации.

Для его выполнения необходимо массировать одновременно большим и средним пальцами левой руки парные точки в подключичных впадинах (рис. 1), положив при этом правую руку на пупок (малыши 3-4 лет могут массировать грудку круговыми движениями плотно прижатой левой ладошкой до легкого покраснения). Стимулирование точек следует провести 10 раз.

После этого надо поменять положение рук на противоположное и провести стимулирование точек еще 10 раз.

 

Затем следует повторить все упражнение ещё раз.

Рис. 1.

2. Упражнение «Перекрестные движения»,способствующее развитию интегрированных связей обоих полушарий.

Упражнение представляет собой медленную ходьбу на месте под счет педагога (начинать следует с 5-10 шагов с постепенным увеличением количества шагов до 100), при выполнении которой ребенок попеременно перекрестно касается правым локтем левого колена и левым локтем — правого с обязательной фиксацией положения «локоть — колено».

Модификация упражнения, пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет педагога.

 

3. Упражнение «Крюки», оказывающее влияние на сбалансированную работу моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга, состоит из нескольких частей:

Часть I

· скрестить ноги;

· последовательно соединить кончики пальцев широко раскрытых обеих ладоней (от больших к мизинцам), образовав тем самым «корзиночку» и развернув при этом кисти рук так, чтобы сомкнутые большие пальцы — «ручка корзиночки» были направлены к груди;

· развести локти в стороны, плечи расправить;

· держать голову прямо, взглядопуститьна «корзиночку»;

· фиксировать положение под счет педагога до 20.

Часть II

· скрестить ноги;

· вытянуть вперед руки, скрестить их, повернуть ладони друг к другу;

· соединить пальцы в замок;

· вывернуть соединенные в замок руки, прижав большие пальцы к груди;

· положение головы прямое, взгляд устремлен вверх;

· зафиксировать положение головы, рук и глаз под счёт педагога до 20.

Часть III

· соединить стопы и колени;

· выпрямить руки над головой, плотно соединив ладони (пальцы ладоней прижаты друг к другу и направлены вверх); взгляд обращен вперед;

· медленно опускать руки до тех пор, пока предплечья не образуют горизонтальную линию; взгляд обращен вперед;

· зафиксировать положение рук и глаз под счет педагога до 20.

 

После ритмирования тело и мозг подготовлены к проведению основной работы.

Основной комплекс упражнений

 

На начальном этапе занятия могут проводиться по укороченной схеме — ритмирование и первые 8 упражнений — в темпе, позволяющем детям качественно разучить упражнения, то есть отработать этапы фиксации всех перечисленных позиций.

 

1. «Ушки» — самомассаж ушных раковин.

Педагог под счет до пяти вместе с детьми проводит самомассаж ушных раковин: массирующими движениями «вверх и назад» для верхней части уха и «строго вниз» — на мочках. Упражнение повторить 5 раз. После правильно проведенного массажа ушки краснеют.

 

2. «Носики» — самомассаж кончика носа.

Под счет педагога до десяти дети массируют кончик носа круговыми движениями раскрытой ладошкой вначале правой руки, а затем и левой, но уже под обратный отсчет (от десяти до одного). Упражнение повторить 2 раза.

 

3. «ЗдравствуйтеУшки!» — циклы однородных перекрестных движений рук.

По команде педагога «Ушки» дети дважды перекрестно накладывают руки на ушки, слегка захватив мочки. Первый раз левую руку — на правое ушко и одновременно с этим правую руку — на левое. Правая рука при этом оказывается сверху. При повторном же касании правая рука должна оказаться снизу. Далее может следовать команда «Плечи». После чего дети дважды перекрестно, меняя «верхнюю» руку, захватывают руками именно плечи. Упражнение повторить 10-20 раз, произвольно чередуя команды «Ушки — Плечи — Колени — Локти».

При выполнении упражнения дети следуют только командам педагога, а не его движениям, так как ведущий может намеренно «путать» детей их несоответствием.

4. «Ушко - носик» — циклы разнородных перекрестных движений рук.

После команды «Ушки» педагог показывает и называет, какая именно рука должна коснуться ушка, а какая, перекрестно, носика. Например, правая — носика, а левая — правого ушка. После фиксации и следующей за ней очередной команды дети меняют положение рук. Теперь левая рука касается носика, а правая — левого ушка. Упражнение повторить 10 раз.

 

5. «Зеркальце и полочка» — синхронизация разнородных движений рук с работой глазодвигательных мышц (развитие зрительно-двигательной координации).

Позиция «Зеркальце» (рис. 2а) — ладонь правой руки раскрыта и поставлена вертикально; большой палец отставлен в сторону; взгляд направлен в центр ладони.

Позиция «Полочка» (рис. 26) — ладонь правой руки горизонтальна; большой палец руки плотно прижат к ладони; средний палец приставлен к ребру левой ладони у основания мизинца.

По команде педагога «полочка», приставленная к «зеркальцу», превращается в «зеркальце» и наоборот.

.

При выполнении упражнения особое значение придается контролю положения головы и глаз: взгляд перемещается с одной руки на другую без какого-либо движения головы.

Рис. 2.

6. «кулак-ребро-ладонь» — смена однородных позиций рук.   Позиция «Ладонь» (рис. 3 а) — обе руки лежат на коленях ладонями вниз; большие пальцы направлены друг к другу и соприкасаются.   Позиция «Ребро» (рис. 3 б) — обе ладошки ребром расположены на коленях (ладони обращены друг к другу); большие пальцы прижаты к ладони; четыре оставшиеся пальца выпрямлены и плотно прижаты друг к другу.   Позиция «Кулак» (рис. 3 в) — обе ладошки сжаты в кулак (большой палец прижат к кулаку сбоку); кулачки — на коленях. После команд педагога в произвольной последовательности дети меняют позиции рук, следуя исключительно командам педагога, а не его движениям, так как педагог может намеренно «путать» детей несоответствием своих движений и команд.

 

Рис. 3

7. «Солонышко и тучка» — смена разнородных позиций рук.

Позиция «Солнышко» — правая рука вытянута вперед; ладонь широко раскрыта.

Позиция «Тучка» — левая рука вытянута вперед; ладонь сжата в кулак.

После команды педагога дети меняют позиции рук. Упражнение повторить 10-12 раз.

 

8. «Колечки» — манипуляции с пальцами.

Педагог демонстрирует детям колечки, образованные за счет поочередного соединения кончиков большого и одного из четырех пальцев каждой руки — мизинца, среднего и т. д. (рис. 4).

Следующие за этим команды, например, «Указательный», «Безымянный» и т.п., означают, что дети должны образовать колечко между большим и названным пальцами.

 

Необходимо не только максимально задействовать в упражнении мизинец и безымянный палец, но и проконтролировать точность образованных при этом окружностей.

Рис. 4.

 

9. Рисуем в воздухе» — «рисование» в воздухе одновременно обеими руками контуров геометрических фигур или предметов.

Варианты упражнения:

Вариант 1. Одновременное «рисование» обеими руками общего контура (квадрат, солнышко, елочка и т.д.).

Вариант 2. Одновременное «рисование» каждой рукой одной и той же фигуры (ромб, квадрат, круг и т.д.).

Вариант 3. Одновременное рисование каждой рукой, но разных по форме фигур. Например, правая рука «рисует» квадрат, а левая — круг.

 

 

10. «Совушка-сова» —регуляция дыхания.

Упражнение состоит из двух циклов:





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 84; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.80.140.5
Генерация страницы за: 0.013 сек.