Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законотворческий процесс 3 страница




Правовую идеологию и правовую психологию достаточно трудно четко отделить друг от друга, поскольку они переплетаются и взаимопроникают друг в друга. Обе эти сферы правосознания тесно связаны и взаимодействуют между собой. И эмоциональные, чувственные элементы правосознания имеют огромное значение для развития правовой идеологии: они могут или содействовать, или тормозить распространение тех или иных юридических идей.

Итак, правосознание представляет собой своеобразный фильтр, через который пропускаются все факторы, влияющие на право и правовое поведение.

Основные функции правосознания – познавательная, оценочная и регулятивная. Все другие практически охватываются ими, например, прогностическая (моделирования) или информативная.

Познавательная функция связана с отражением в сознании человека правовой действительности. В результате мыслительной деятельности индивиды познают реальную правовую жизнь, приобретают правовые знания и т.д.

Знания всегда вызывают у человека определенное отношение, то есть оцениваются. Поэтому следующая функция – оценочная.

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

Регулятивная функция определяет мотивацию лица совершать правомерные деяния (страх, порядочность, честность).

В результате деятельности правового сознания у лица формируется правовая установка, правовая ориентация. Регулятивная функция осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций. Результатом этой регуляции является поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения.

 

2. Различают отдельные виды правосознания. Классификация обычно проводится по двум основаниям – по субъектам и по уровням правосознания.

В зависимости от субъектов (носителей) правосознания выделяют индивидуальное, групповое и общественное правосознание.

Индивидуальное правосознание – это представления, взгляды, эмоции отдельного человека, индивида. Оно неповторимо, однако можно говорить о том, что у определенных категорий граждан (молодежи, студентов, пенсионеров, педагогов, судей и т.д.) есть сходные черты правового сознания.

Поэтому выделяют и исследуют групповое правосознание, особенности представлений о праве определенной социальной группы.

Различают отдельные виды правосознания. Классификация обычно проводится по двум основаниям – по субъектам и по уровням правосознания.

В зависимости от субъектов (носителей) правосознания выделяют индивидуальное, групповое и общественное правосознание.

Индивидуальное правосознание – это представления, взгляды, эмоции отдельного человека, индивида. Оно неповторимо, однако можно говорить о том, что у определенных категорий граждан (молодежи, студентов, пенсионеров, педагогов, судей и т.д.) есть сходные черты правового сознания.

Поэтому выделяют и исследуют групповое правосознание, особенности представлений о праве определенной социальной группы.

В зависимости от уровня, от глубины знания правовых норм различают обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное правосознание.

Обыденное (или эмпирическое) правосознание складывается под влиянием непосредственных жизненных обстоятельств, стихийно, на основе конкретных условий жизни человека, его жизненного опыта, повседневных факторов. Наибольшую роль в обыденном правосознании играют психологические элементы, т.е. чувства, эмоции, переживания.

Обыденное правосознание является более распространенным, поскольку основная масса населения не имеет специальной юридической подготовки.

Научное (теоретическое) правосознание в отличие от обыденного формируется на основе глубоких исследований правовой действительности, широких обобщений. Оно представляет собой теоретическое осмысление права и правовых явлений. Именно научное правосознание является непосредственным источником правотворчества, служит совершенствованию юридической практики. Содержание научного правосознания составляют в основном правовая идеология, система теоретических правовых знаний.

Профессиональное правосознание представляет собой специализированное правосознание юристов (судей, прокурор, адвокатов, юрисконсультов и т.д.). Его особенность состоит в доскональном знании правовых норм, регулирующих тот или иной вид юридической деятельности, определенных юридических процедур.

 

3. Единого подхода к трактовке категории «правовая культура» и ее структурных компонентов, содержания не существует в силу того, что понятие правовой культуры многогранно. Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

К определению правовой культуры принято подходить с двух сторон: со стороны идейно-партийного состояния общества на определенном этапе его развития и со стороны совокупности знаний права, умения применять закон и уважать его, что обеспечивает соблюдение всеми лицами правовых требований.

Можно сделать вывод о том, что правовая культура – обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой действительности, юридических актов, правосознания в целом в уровне развития субъекта.

На индивидуальном уровне правовая культура проявляется в глубоком знании и понимании права, высокосознательном исполнении его предписаний как осознанной необходимости и внутренней потребности. На общественном уровне правовая культура представляет собой признание правовых ценностей данным обществом, и как следствие этого, достаточно высокий уровень законодательства, юридической практики.

Государство и общество заинтересованы в повышении уровня правовой культуры населения, в распространении юридических знаний, в формировании у граждан убеждений в необходимости исполнения требований права. Одним из основных средств формирования должного уровня правовой культуры является правовое просвещение. Среди форм правового просвещения следует выделить прежде всего правовое обучение и правовую пропаганду.

 

Контрольные вопросы к теме 19

1. Что понимается под правосознанием?

2. Какова структура правосознания?

3. Что понимается под правовой идеологией?

4. Что понимается под правовой психологией?

5. Какие виды правового сознания выделяют?

6. Перечислите функции правового сознания

7. Что понимают под правовой культурой?

8. Какие формы правового просвещения можно выделить?

 

Тема 20.

Право и личность

Л. 20.1.

1. Понятие личности

2. Классификация прав личности

3. Гарантии прав и свобод личности

 

Основные понятия и определения:

Личность, человек, гражданин, правовой статус личности, права личности, классификация прав личности, личные (гражданские) права и свободы, политические, экономические, социальные права, гарантии прав и свобод личности.

 

1. Общество состоит из конкретных людей, которые находятся в системе многообразных природных и социальных связей – отношений, в которые они вступают. В зависимости от характера таких отношений человеческий индивид выступает в различных ипостасях – либо как живое существо, отличающееся от других живых существ своими природными признаками (человек), либо как субъект, обогатившийся социальными качествами и способный отличать себя от других людей, выделять себя из коллектива (личность).

Личность – это человек, обладающий совокупностью определенных социально-значимых свойств, проявляющихся в его отношениях с другими людьми.

Таким образом, понятия «человек» и «личность» представляют собой разные аспекты единого явления – человеческого индивида, входящего в определенную систему общественных отношений. Необходимо различать понятия «человек» и «личность». Человеком рождаются, а личностью становятся.

Исходя из этого можно сделать вывод, что личность, с точки зрения ее индивидуальных, субъективных особенностей, обусловленных ее природными и социальными истоками, - это индивид, сознательно определяющий свое деятельное отношение к окружающему его миру.

Каждый человеческий индивид в современном мире характеризуется не только с точки зрения его природных черт и приобретенных социальных качеств, но и как гражданин, т.е. лицо, отличающееся своей правовой принадлежностью к тому или иному государству.

Приобретение человеком качеств гражданина становится важным юридическим условием, характеризующим его положение в обществе.

 

2. Существует множество теорий и взглядов, касающихся природы прав человека и их юридического выражения, которые значительно различаются между собой. Некоторые авторы предлагают свести их обилие к двум основным подходам. Один из них состоит в том, что права человека принадлежат ему от рождения (определены природой или Богом) и неотъемлемы от него. Задача же государства состоит в том, чтобы закреплять эти права юридически. Другой подход состоит в том, что права человека носят октроированный характер: человек получает их от государства, и их содержание устанавливается определенными властными органами. Такой подход характерен для недемократических обществ.

Но нельзя забывать и еще об одном подходе к проблеме прав человека, который рассматривает права человека в социальном смысле. Здесь права не являются продуктом природы или божественным даром, не дарованы государством, а формируются в результате и по мере общественного развития.

Впервые законодательное выражение представления о естественных правах человека получили в Конституции американского штата Вирджиния (Вирджинская декларация 1776 г.), в Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776)), а затем в Билле о правах 1791 г., представлявшего собой десять поправок к Конституции США 1787 г. В 1789 г. была принята французская Декларация прав человека и гражданина, которая оказала огромное влияние на развитие многих стран.

Принципиальной особенностью названных документов явилось разграничение закрепленных в них прав на две категории – права человека, присущие ему от рождения и рассматриваемые как естественные, неотчуждаемые и не зависящие от государства, и права гражданина, которые устанавливаются государственной властью, т.е. зависят от законодателя.

Начиная с ХVIII в. как права человека, так и права гражданина получают юридическое выражение в конституционном законодательстве, т.е. в позитивном праве. Иными словами, можно сколько угодно говорить о неотъемлемости естественных прав человека, о их приритете над правами гражданина и даже государства, но их реальная обеспеченность и защищенность возможны только в случае должного правового оформления.

В современном обществе высшей формой юридического выражения прав человека является их закрепление в международно-правовых актах. 10 декабря 1948 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой эти права изложены в наиболее обобщенном виде. Важную роль играют также Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и политических правах (1966 г.).

Важным условием осознания смысла, содержания и социального назначения прав человека и гражданина является их классификация. Главным общепринятым критерием такой классификации выступают основные сферы человеческих отношений, в которых права и свободы чеовека реализуются. По этому основанию принято выделять четыре группы прав и свобод: личные (гражданские), политические, социально-экономические и социально-культурные.

Личные права и свободы – это возможности индивида, позволяющие ему оградиться от нежелательного и незаконного вмешательства кого бы то ни было в его личную жизнь и способные обеспечить свободное существование личности.

Политические права и свободы – это возможности человека в общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение, свободное участие в управлении государством и обществом.

Социально-экономические права – это возможности человека в сфере производства и распределения материальных благ, направленные на обеспечение хозяйственной самостоятельности, достойного уровня жизни и социальной защищенности индивида.

Социально-культурные права и свободы – это возможности человека пользоваться духовными благами и культурными достижениями, а также участвовать в их создании в соответствии со своими способностями и склонностями.

 

3. Обязанности государства, возникающие в связи с предоставлением прав и свобод своим гражданам, находят свое выражение в совокупности зафиксированных в законе гарантий, т.е. тех условий и возможностей, которые государство обязуется создать и предоставить гражданам для практического осуществления ими своих прав и свобод.

Таким образом, гарантии – это объективные и субъективные условия, а также организационные и иные средства, с помощью которых обеспечиваются охрана и защита.

 

Контрольные вопросы к теме 20

1. Дайте определение личности.

2. Существует ли различие между понятиями «человек» и «личность»?

3. Перечислите основные международные документы, в которых зафиксированы права человека.

4. Какие группы прав и свобод человека принято выделять?

5. Что понимается под гарантиями прав и свобод человека?

 

Тема 21.

Право в системе социального регулирования

Л. 21.1.

1. Понятие и виды социальных норм

2. Право и мораль

Л. 21.2

3. Право и справедливость

4. Право и экономика

5. Право и политика

 

Основные понятия и определения:

Социальные нормы, мораль, религиозные нормы, справедливость, экономические нормы, политика, политические нормы,

 

1. Под социальными нормами понимаются правила поведения, регулирующие общественные отношения. Социальные нормы регулируют не любые, а наиболее типичные группы общественных отношений.

Система социальных норм отражает уровень экономического, социального, политического и культурного развития общества, поэтому она не остается неизменной. С развитием общества совершенствуются и его социальные нормы, меняется их характер и содержание.

Для классификации социальных норм используются различные критерии. Например, такие, как специфика возникновения, сфера действия и особенности регулирования общественных отношений, способы обеспечения.

В зависимости от специфики действия норм и от качественных характеристик правил поведения социальные нормы делятся на нормы морали, экономики, политики, права, религии и др.

К основным признакам социальных норм относятся следующие: регулируют общественные отношения; являются правилами поведения, т.е. определяют каким может или должно быть поведение субъекта с точки зрения интересов общества и его собственных интересов; носят общий характер, т.е. обращены к неопределенному кругу лиц, неперсонофицированы и обладают многократностью действия; носят объективный характер, т.е. базируются на базисных социально-экономических отношениях; субъективны, поскольку создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей.

 

2. Формула взаимодействия морали и права представляется таковой “Мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах и требовать исполнения безнравственных поступков”. Мораль как и нравственность воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения. Мораль по этой причине правомочна оценивать право с точки зрения его соответствия требованиям справедливости и моральным ожиданиям. По большому счету мораль первична, право вторично.

Право и мораль поддерживают друг друга в деле упорядочения одних и тех же общественных отношений.

Требования морали и права во многом совпадают, так, например, мораль осуждает все виды правонарушений, один и тот же поступок в глазах окружающих получает и правовую и моральную оценку. Тенденция же в соотношении права и морали -- их сближение. Более того, исходя из нравственной концепции правопонимания, право есть нормативно закрепленная справедливость. И вместе с тем сближение права и морали не означает, что право должно превратиться в саму мораль. Такое сближение имеет свои границы, за пределами которых право рискует утратить свою уникальность.

И в тоже время мораль и право опираются на единый экономический и политический фундамент, имеют один и тот же объект регулирования – поведение человека и его отношения с другими людьми в обществе, основываются на свободе воли индивидов, являются показателями социального и культурного развития общества и содержат такие общечеловеческие ценности как жизнь, свобода, равенство.

Основные различия между правом и моралью сводятся к следующему: так право регулирует только те общественные отношения, которые поддаются правовому регулированию, т.е. сфера более узкая, избирательная, в то время как мораль регулирует практически все поступки и действия человека, т.е. сфера ее действия более широкая. По степени детализации правовые правила поведения точные, детализированные, они выступают как мера возможного и мера должного поведения, нормы морали абстрактные, не содержат точных предписаний, форма выражения права формально определенная, закреплена в правовых источниках как правило, письменная, в то время как форма выражения морали обычно устная, ее нормы живут в сознании людей. Единственный способ обеспечения права – это государство, через его специальные средства, механизмы и учреждения, мораль обеспечивается через общественное мнение, общественное воздействие. Меры принуждения представлены в виде предусмотренных в виде уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной и материальной и других видов юридической ответственности. Мораль обеспечивается общественными мерами, такими например, как осуждение, порицание, предупреждение и другими. Наконец, категории используемые в праве это такие, как “юридически допустимо”, “юридически закреплено”, “правомерно”, “законно”, “незаконно” и т.д. В то время как мораль оперирует категориями: “справедливо”, “несправедливо”, “честно”, “бесчестно”, “добро”, “зло”, “человечно”, “бесчеловечно” и т.д. Правовые нормы легко и быстро можно модернизировать, изменить, в то время как моральные - более стабильны.

 

3. О соотношении права и справедливости можно было бы говорить и в рамках соотношения права и морали, поскольку справедливость считается основной и общей для морали и права категорией.

В общей теории права понятия права и справедливости рассматриваются как очень близкие и взаимодополняющие. В латинском языке – это слова одного корня (jus – право и justitia – справедливость). Это слово вошло во многие языки как правосудие, правда, правильно и т.д.

С древнейших времен предпринимались попытки найти справедливость в праве. Однако сущность и содержание справедливости всеми понимается по-разному. Интуитивно под справедливостью подразумевается уравнивание, согласование, соответствие.

В позитивных теориях права понятие справедливости выражается в формальных правовых институтах – равенство всех перед законом, презумпция невиновности, соответствие между преступлением и наказанием и т.д.

 

4. Требования экономических законов (Закон денежного обращения, производства и сбыта, спроса и предложения и другие) находят свое выражение в государственно-правовых актах. Так, конституции различных стран фиксируют принципы экономического базиса государства и задачи экономического развития. Законы, как правило, определяют формы собственности, гарантируют ее защиту, устанавливают систему налогов, бюджет, кредитную систему, финансовую и денежную политику. Гражданский кодекс каждого государства – это своеобразная экономическая конституция.

В результате различного соотношения права и экономики возможны три различных способа управления экономикой. Первый – командный, административный, характеризирующийся тотальным государственно-правовым регулированием экономики. Закон регламентирует все процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Все объективные закономерности развития экономики игнорируются. Второй – стихийный, рыночный, основанный на стихийном саморегулировании экономики, когда правовой и государственный механизмы самоустраняются от всякого вмешательства в экономику. В абсолютном виде в настоящее время нигде не наблюдается. Наконец, третий – смешанный, сочетающий рыночные законы с разумным юридическим регулированием экономики, налогов, рынка сбыта, рабочей силы и т.д. Этот способ государственно-правового управления экономикой способствует ее поступательному развитию, поскольку государство защищает свободное предпринимательство от кризисов, предпринимает меры по предотвращению спада производства, кризиса хозяйственной жизни используя при этом юридические формы таких экономических рычагов как налоги, кредит, инвестиции и другие. Политика приватизации собственности, либерализации экономимики, бюджетная политика, плата за производственные фонды и природные ресурсы, кредитная политика, совершенствование финансовой системы – реальные правовые средства в оптимальной хозяйственной жизни.

Говоря о соотношении экономических и правовых норм важно определить пределы государственно-правового вмешательства в экономику. Юридические нормы должны определить цели, задачи, принципы рыночных отношений, законодательным путем, зафиксировать рамки и пределы вмешательства государства в экономику, закрепить и гарантировать все формы собственности, запретить монополию и недобросовестную конкуренцию, определить порядок разрешения хозяйственных, гражданско-правовых и иных споров.

 

5. На соотношение права и политики существует две точки зрения. Первая состоит в том, что право доминирует над политикой, такое понимание сложилось в период буржуазно-демократических революций, выдвинувших идеи равенства, прав человека, правового государства, ограничения всевластия государства правами человека. Правовые нормы сдерживают и обуздывают политическую власть, которая зачастую стремиться удержаться неправовыми методами. Вторая точка зрения состоит в том, что политика доминирует над правом. Это аксиома марксизма: “Политика – концентрированное выражение экономики, а право – концентрированное выражение политики”. Такое соотношение характерно для тоталитарных режимов, которые возникают там, где политические нормы не имеют правовой опоры, где право не является ограничителем политической власти, где естественные права человека не выступают в качестве цели, осуществления политики.

Несомненно, категория собственности является основой и правовых и политических норм, поскольку тот, кто обладает собственностью, обладает и юридической свободой и политической властью. Правовые нормы возникают из отношений людей, собственности и в результате правотворческой деятельности государства становятся юридическим, а политические нормы, как бы абстрагируясь от своей первоосновы – собственности, выступают как нормы, регулирующие отношения партий по поводу политической власти.

Исторически признано, что в демократическом обществе соотношение права и политики должно быть таким: с одной стороны право должно стать средством осуществления государственной политики через нормы публичного права, с другой стороны, политическая деятельность всех субъектов должна быть жестко регламентирована правом и не выходить за его рамки.

Гражданин как объект политических отношений обладает свободой слова, правом на объединения, на участие в собраниях, шествиях и демонстрациях, правом на участие в управлении государством, правом, на равный доступ к государственной службе и другими.

 

Контрольные вопросы к теме 21

1. Что понимается под социальными нормами?

2. Назовите признаки социальных норм.

3. Перечислите виды социальных норм.

4. От чего зависит соотношение права и морали?

5. Как соотносятся право и справедливость?

6. Какие способы управления экономикой возможны в результате различного соотношения права и экономики?

7. Какие точки зрения существуют по поводу соотношения права и политики?

 

Тема 22.

Право и свобода

Л. 22.1.

1. Понятие свободы: многообразие подходов

2. Соотношение свободы и права как идеальных сущностей и реальных понятий

 

Основные понятия и определения:

Свобода, мера свободы, позитивное право, тип правового регулирования.

 

1. При соотношении права и свободы возникают проблемы, связанные не только с определением понятия «право», но и с понятием «свобода». Нет слова, которое получило бы столь разнообразное значение и не производило бы столь различное впечатление на умы.

Если в советские времена под правом понималась «возведенная в закон воля господствующего класса», то уже в конце 80-х ему противопоставлялось понятие о праве как о воплощении свободы, равенства, справедливости. Поэтому право иногда определялось как «мера свободы». Эти теоретические позиции были порождены стремлением связать общее понятие права с концепцией прав и свобод человека, получившей признание в период так называемой «перестройки» общества.

Понятие права как воплощение свободы порождает ряд сомнений. Оно подходит для определения так называемого естественного права, содержащегося в общественном правосознании, оказывающего влияние на оценку проектов законов, на выработку законодательных предположений и т.д. Однако для определения сущности действующего (позитивного) права такое определение не годится. Если право – воплощение свободы, то логичен вывод – чем больше права, тем больше свободы. Однако истории известны правовые системы, настолько дотошно определявшие все сферы жизни общества, что свободному усмотрению людей места практически не оставалось. Тотальное регулирование всех общественных отношений и главное - пресечение новшеств идеализировались некоторыми политико-правовыми доктринами.

 

2. Соотношение права и свободы зависит от типа правопонимания, а также от метода, при помощи которого исследуется категория свободы.

Например, в философской системе Канта понятия право и свобода неразрывно связаны. Нет свободы, нет и права. Свобода – тот всеобщий критерий, на основании которого можно отличать правовое от не правового. И этот критерий содержится не в эмпирической действительности (в реально существующей жизни), а только в разуме.

Если говорить о соотношении исторически конкретного права и степени свободы в том или ином государстве, то речь пойдет уже о соотношении позитивного права и свободы.

Однако в этом случае возникают проблемы в силу неясности самого слова «свобода». Нет слова, которое получило бы столь разнообразное значение и не производило бы столь различное впечатление на умы.

Как было отмечено, в позитивистских теориях соотношение права и свободы переходит в более практическую плоскость – как способность права обеспечивать политическую, экономическую степень свободы и социальные права граждан.

В данном случае степень свободы зависит от типа правового регулирования:

1. Разрешено все, что не запрещено законом. В этом случае обеспечивается максимум свободы.

2. Запрещено все, что не разрешено законом. Здесь уже можно говорить об отсутствии свободы.

 

Контрольные вопросы к теме 22

1. Какие проблемы могут возникать при соотношении права и свободы?

2. Докажите, что соотношение права и свободы зависит от типа правопонимания.

3. Назовите определения права через категорию свободы.

4. Как соотносятся право и свобода в позитивистских концепциях?

5. Назовите типы правового регулирования.

 

Тема 23.

Правовая система. Основные правовые системы современности

Л.23.1.

1. Понятие и проблемы классификации правовых систем

2. Англосаксонская правовая система

Л. 23.2

3. Романо-германская правовая система

5. Религиозные и традиционные правовые системы

 

Основные понятия и определения:

Правовая система, критерии классификации правовых систем, англосаксонская правовая система, общее право, право справедливости, судебный прецедент, романо-германская правовая система, нормативный правовой акт, закон, религиозные и традиционные правовые системы, мусульманское право, источники мусульманского права, обычное право.

 

1. Правовая система представляет собой совокупность юридических ценностей, действующих в этой стране, например, как система права и система законодательства, правовые институты и правовые учреждения, правовые понятия, принципы, символика, правовая политика, идеология, юридическая практика. Эти правовые ценности находятся во взаимодействии и согласованности и характеризуют уровень правового развития страны. Правовая система интегрирует всю правовую действительность конкретного государства.

Правовая семья – категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем отдельных стран, имеющих сходные юридические признаки и историю развития. Существует несколько оснований объединения правовых систем различных государств в правовые семьи. Прежде всего – это общность возникновения и развития, т.е. правовые системы стран общей правовой семьи происходят из одного древнего государства, основаны на сходных правовых началах, принципах, нормах (например, рецепция римского права в странах Западной Европы). Другое основание -- общность источников права, их роль в правовой системе, соотношение, так в одних странах преобладают судебные и административные прецеденты, в других – нормативные правовые акты. Третье основание -- структурное сходство правовых систем государств одной правовой семьи как на микроуровне – строение нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция), так и на макроуровне – построение всего нормативного материала (институт, подотрасль, отрасль права, право частное и публичное и т.д.). Четвертое основание -- общность принципов, методов, способов, типов правового регулирования, так, где-то преобладают теологические, религиозные начала, где-то, например, -- методы децентрализованного регулирования, а где-то -- жесткого централизованного, императивного регулирования; в одних странах преобладает общедозволительный тип правового регулирования: “Можно все, что не запрещено”, в других – разрешительный: “Запрещено все, кроме прямо разрешенного”.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.