Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историография современной истории Казахстана




Источники по современной истории Казахстана, их классификация, виды.

Современная история Казахстана как наука и учебная дисциплина (предмет, цели, задачи).

История наука, находящяяся в постоянном развитии. Изучение истории формирует историческое сознание, культуру, традиции поколений. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи. Основу исторического значение составляют источники – это вещественные предметы, письменные документы отражающие историю развитие человеческого общества. Целью явилось переосмысление истории казахского народа с древнейших времен до наших дней, концентрация внимания на её узловых проблемах, способствующих формированию цельного исторического сознания. Исходя из этого, были определены следующие исторические задачи: А) раскрыть роль и место казахского народа; Б) проследить основные этапы возникновения, формирования казахского этноса, его хозяйство, быт, социальный строй и политическую систему на длительном историческом отрезке времени; В) переосмыслить ключевые проблемы истории народов; Г) раскрыть роль различных сословий населения – султанов, биев, батыров, представителей культа и шаруа; Д) показать эволюцию духовного мира и их вклад в мировую цивилизацию, взаимосвязь и взаимовлияние культур степной кочевой с земледельческо-оседлой, с культурой соседних народов – России, Китая, Центральной Азии.

Исторические источники разделяются на на письменные и вещественные.Письменные источники: старинные книги, летописи, указы, всевозможные документы, художественная литература. Материалом для них может служить бумага, кожа, берёзовая кора, глиняная пластинка, камень, шелковая ткань и др. Люди научились писать около 5 тыс. лет назад. Поэтому письменные источники позволяют заглянуть в прошлое не далее указанного срока. Для изучения раннего периода используют вещественные источники, к ним которым относятся всевозможные предметы или обьекты, сделанные человеком. Их отыскивают на земле, под водой, в некогда обитаемых пещерах. Это жилищ и др. сооружений древних людей, предметы мебели, посуда, утварь, оружие, орудия труда, украшения и тд. С целью наиболее полного восстановления образа прошлого историки прибегают к помощи различных наук, которые объединены под общим названием “вспомогательные исторические дисциплины”.К ним относятся:

Археология - (от греческого “архайос” - древний и “логос” -наука) наука о древности.

Лингвистика – наука о языках.

Палеография – наука, которая изучает всё, что связанно с письменностью, письменами, письмом.



Сфрагистика – помогает установить имена царей, даты появления документов. Доказывают их подлинность, обнаруживает подделки по печатям на документах.

Метрология – наука об измерениях, о единицах измерения.

Геральдика – наука о гербах и символах.

Вексилогия – наука о флагах.

Этнография – наука, изучающая быт народов.

Историография – наука, изучающая развитие исторического знания в связи с анализом исторической литературы и источников.

Научное изучение истории Казахстана начинается с XVIIIв, связано с деятельностью российских историков. В 1832 году опубликована первая монография, посвященная истории, географии, этнографии Казахстана – «Описание киргиз-казачьих орд и степей» Левшина.

Самые известные исследователи – Ч. Валиханов, В. Радлов.

В 1920 году создано общество изучения Казахстанского края, в состав которого входили: Буденко, Грязнов, Самойлович и др.

В 1925 году М. Тынышпаев опубликовал труд «Материалы к истории киргиз-казачьего края».

Асфендияров – первый историк-профессор.

1935г. – «Прошлое Казахстана в источниках и материалах»

В период ВОВ в Алматы были эвакуированы крупнейшие советские историки: Греков, Вахрушев, Дружинин, Южнов, Панкратова и др.

 

 

4. Переселенческая политика царизма в конце XIX – начале XX вв. и её социально-экономические последствия.

Завершение завоевания Казахстана совпало с буржуазными реформами в России середины XIX в. Отмена крепостного права не разрешила аграрного вопроса. Крестьянские волнения продолжались. В этих условиях правительство приняло ряд мер по отвлечению крестьян от революционного движения. Одна из них - активизация переселенческой политики. Переселение крестьянства на восточные окраины не только разрешало земельный голод в центральных губерниях России, но и создавало в их лице опору правительства на новом месте. Поэтому царское правительство в середине 60-х годов XIX в. перешло от военно-казачьей колонизации к массовой. На местах подготавливались меры по колонизации казахской степи и заселению ее русскими крестьянами. По инициативе военного губернатора Семиреченской области Колпаковского в 1868 г. были разработаны "Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье", действовавшие до 1883г. По "Временным правилам" переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и всякого рода повинностей сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей.

Специальное положение "О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке причисления лиц, означенных сословий, переселившихся в прежнее время" от 13 июля 1889 г. допускало переселение только с предварительного разрешения министров внутренних дел и государственных имуществ. Размеры надела определялись местными властями.

Переселенческое движение в конце XIX в. Одним из проводников аграрной политики самодержавия в жизнь был Комитет Сибирской железной дороги. Транссибирская железнодорожная магистраль, строительство которой началось в 1891 г. должна была проходить по Северному Казахстану. "Особый комитет Сибирской железной дороги" в трех уездах Акмолинской области отводят 2 241 503 десятин земли для переселения 160 тыс. крестьян.

С середины 90-х годов XIX в. началось интенсивное переселение в Сибирь и Казахстан. Для выявления излишков земли и зачисления ее в "переселенческий фонд" была организована специальная экспедиция, руководимая известным исследователем Казахстана Ф. Щербиной. В 1896-1902 гг. были изучены 12 уездов Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской областей. На основе собранных материалов половина всей земли у казахского населения изымалась.

После завоевания Южного Казахстана Россией крестьяне переселились и в южные районы Казахстана. К 1882 г. было переселено около 14 тыс. крестьян, образовано 5 уездов и около 80 населенных пунктов.

Крестьянская колонизация охватила также Сырдарьинскую область, главным образом Чимкентский, Ташкентский и Аулие Атинский уезды. В конце XIX в. в области образовалось около 40 новых поселков, где проживало 2,5 тыс. семей. Голод 1891 г. в России вызвал особенно большой приток переселенцев в Казахстан. Масштабы переселения были столь велики, что царское правительство вынуждено было его ограничить.

В результате переселенческой политики царизма основные плодородные земли были переданы русским крестьянам, а казахи согнаны в безводные, малопригодные земли. Изменялось демографическое лицо Казахстана. Согласно данным всеобщей переписи 1897 г. удельный вес казахов сократился в Казахстане до 87,1% . Из проживавших 4 471,8 тыс. казахи составляли 3 399,5, русские и украинцы - 532,7, татары - 55,4, узбеки - 73,5 тысячи, уйгуры - 56 тыс. Переселенцы были заселены в основном на стратегических пунктах и вооружены огнестрельным оружием. Таким образом, они служили военно-агрессивной внешней и военно-феодальной внутренней политике России.

5. Зарождение и развитие промышленности в Казахстане в конце XIX – начале XX вв.

После окончательного превращения Казахстана в колонию, Россия приступила к более интенсивной разработке его недр. Начались усиленные поиски полезных руд. Русские капиталисты вкладывали свой капитал прежде всего в сферу горной промышленности. Продолжалось расширение заводов по первичной обработке сельскохозяйственного сырья.

Создавались горные управления, ведавшие горными предприятиями Казахстана, подчиненные Министерству финансов.

Путем обмана и подлога документов русские предприниматели арендовали и скупали у казахов за бесценок богатейшие месторождения полезных ископаемых. Так, например, казахские баи в 50-х годах продали за 255 рублей купцу Ушакову Карагандинское месторождение каменного угля. Саранское — за 114, Джезказганское месторождение меди — за 100 рублей.

Горная промышленность была сосредоточена в основном в центральной и восточных областях Казахстана. В начале 80-х гг. добыча металлов и угля в Казахстане по сравнению с 50-ми гг. возросла в несколько раз. Особенно заметен этот рост на примере Карагандинских копей. Успенского рудника и Спасского медеплавильного завода.

Доходной отраслью горной промышленности была добыча золота, которая развивалась особенно интенсивно в 70-80-х гг. Х1Хв. За период с 1882 по 1892 гг. добыча золота увеличилась с 13,31 до 23,38 пудов. Золотопромышленники чувствовали себя временными. Они стремились за короткое время получить большие доходы. Богатые прииски быстро истощались и забрасывались.

Уже в конце XIX в. Казахстан стал основным производителем меди в России после Урала и Кавказа.

Развивается и промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья, которая к концу XIX в. вытеснила на второй план более старую, горнодобывающую промышленность.

Большинство предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья являлось мелкими кустарными и полукустарными заведениями с примитивной техникой. Количество рабочих на таких предприятиях, как правило, не превышало 5-10 человек. Но число предприятий непрерывно росло, вместе с ним возрастало число рабочих и объем валовой продукции. Так, если на территории Казахстана, по неполным данным с 1886 г. насчитывалось 1028 мелких промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, то в 1895 г. их было уже 2 124, соответственно число рабочих увеличилось с 3 432 до 5 493.

Промышленность в Казахстане в конце XIX в. развивалась гораздо медленнее, чем капиталистическая промышленность в Центральной .России. Крупные предприятия в Казахстане создавались не на базе мелкого производства, а за счет привозного капитала. Колониальная политика царизма, превратившая Казахстан в рынок сбыта и источник сырья, обрекала промышленность края на вечную отсталость.

Русская буржуазия стремилась создать благоприятные условия для быстрой и дешевой переброски среднеазиатского хлопка во внутренние губернии, а во вновь присоединенные области Средней Азии — изделий русской промышленности.

Прокладывая железные дороги, правительство преследовало и военно-стратегические цели. Введенная в эксплуатацию Закаспийская железная дорога открывала быстрый и дешевый путь для русских купцов и промышленников к богатейшим источникам сырья и рынкам сбыта русских товаров. Уже во второй половине I началась прокладка железнодорожных магистралей по казахской степи. В 1874-1878 гг. была построена Оренбургская железная дорога (Самара-Оренбург), связавшая центральные губернии с Западным Казахстаном, в 1891-1893 гг. была проложена линия Покровская Слобода-Уральск, в 1897г. — Урбах-Астрахань. Однако эти линии пересекали лишь незначительную часть Казахстана. В конце XIX-начале XX вв. была проведена Сибирская магистраль, которая пересекла северную часть современной территории республики.

 

6. Положение рабочего класса в Казахстане во второй половине XIX в. – начале XX в.

Зарождение казахского пролетариата. Массовое обезземеливание казахов привело ко всеобщему обеднению. Источником пропитания для бедняков была в основном работа на предприятиях. Число наемных рабочих в разных регионах Казахстана было разным. Большие отряды национальных рабочих находились в центральных и восточных областях, где в 1855 г. насчитывалось около 1,5 тыс. горнорабочих, а в 1900 г. — 11 тыс. К концу XIX в. число рабочих в обрабатывающей промышленности достигло 18 тыс., около 70% которых составляли казахи.

Большая часть рабочих-казахов не порывала связей с аулом. Как только рабочий зарабатывал средства для покупки скота, он возвращался к родному очагу. Тем не менее, из года в год число казахов бедняков, не имевших самостоятельного хозяйства, росло.

Положение рабочих, особенно казахов, на фабриках и заводах было тяжелым. Законы о фабричной инспекции на территории Казахстана не распространялись. Обычно рабочие жили в тесных грязных землянках, получали от 3 до 10 рублей в месяц, подвергались оскорблениям и даже побоям со стороны мастеров и хозяев. Казахские рабочие, как и трудящиеся России, были бесправными. Они не допускались к специальностям, требующим высокой квалификации.

В особо тяжелом положении находились казахские рабочие, по отношению к которым применялась открытая дискриминация. За равноценную работу казахские рабочие получали значительно меньше. чем русские. Все это: низкая зарплата, многочисленные штрафы, обмер, обсчет и другие виды произвола властей и хозяев, тяжелые жилищно-бытовые условия труда толкали рабочих на борьбу за улучшение своего экономического и политического положения.

 

7. Развитие образования в Казахстане в XIX – начале XXвв.

В Казахстане было несколько видов школ: мектебы, существовавшие практически в каждом ауле, джадидские школы (в основном в центральном, западном и северо-восточном Казахстане), русско-казахские и русско-туземные школы (при администрациях, находились в городах).

Следующая форма образовательных учреждений – кадетские корпуса, в которых учились и юноши из богатых казахских семей. Неплюевский кадетский корпус открылся в Оренбурге в 1825г., а Омский – в 1846 г.

Престижным было обучение детей в гимназиях, например в Омской, основанной в 1876 году. Здесь преподавались такие предметы, как русский язык с церковнославянским, латинский, греческий, французский, немецкий языки, математика, история, география, естественная история, физика, рисование, черчение.

Действовали в Казахстане училища и семинарии. Туркестанская учительская семинария - 1879, Оренбургская, Актюбинская, Верненская, Семипалатинская, Уральская – готовили педагогов, были также сельскохозяйственные и фельдшерские школы.

Ко второй половине XIX века относится развитие женского образования в Казахстане. Инициатором открытия первых женских школ и училищ стал выдающийся казахский педагог Ыбырай Алтынсарин. Первое было открыто в Иргизе в 1887 году, позже – в Тургае, Актюбинске, Кустанае.

В начале ХХ века большинство казахских детей имели возможность учиться только в аульных медресе, где обучение ограничивалось заучиванием аятов из Корана. Накануне 1916 года на территории Казахстана было всего несколько русских и русско-казахских школ, в них обучалось свыше 19 тыс. казахских детей.

К 1932 в республике насчитывалось свыше 10 НИИ и опытных станций, сотни опорных пунктов, лабораторий и метеорологических станций, несколько геолого-разведочных организаций.

 

8. Развитие литературы в Казахстане в XIX – начале XXвв. (А. Кунанбаев, Ш. Кудайбердыулы, М. Дулатов, С. Торайгыров и т.д.)

Изменения происходившие в социально-экономическом и политическом развитии Казахстана во второй половине 19 века – начале 20 веков оказывали глубокое возведение на духовную жизнь казахского народа. Главенствующее значение получили произведения проникнутые освободительными стремлениями народа это – айтысы, исторические песни, бытовые сатирические сказки и пословицы. Значительно обогатили казахскую народную лирику – акыны. Особенно много для развития народной песни сделал Абай, который стал основоположником казахской реалистической литературы и национального литературного языка. Своими высокохудожественными, оригинальными произведениями и переводами лучших образцов русской и мировой классики Абай поднял казахскую культуру и литературу на новую историческую ступень. На казахском языке стали выходить несколько газет, среди которых наиболее популярной была газета «Казах» - ответственным секретарём этой газеты был М.Дулатов. Эта газета способствовала развитию литературы, языка и консолидации национального сознания. Богаче и разнообразнее стала казахская литература в жанровом отношении стали писаться казахские романы, драмы, появляются критические статьи, очерки. За короткий промежуток времени в начале века вышло 200 книг на родном языке. Издавались и переводились произведения русских писателей. Философ-мыслитель учёный-историк, поэт Шакарим Кудайбердиулы посвятил себя науке и творчеству. Его книги «Зеркало казахов», поэмы «Калкаман-Мамыр», и «Енлик-Кебек» были опубликованы в 1913-1921 годах в журналах «Абай», «Айкап», в газете «Казах». Его работой считается перевод «Дубровского» и «Метели» Пушкина, который был опубликован в 1936 году в Алматы в журнале «Эдебиет майданы». Виднейший представитель демократического направления в казахской литературе – Султанмахмут Торгайгыров. Он продолжал традиции Абая Кунанбаева, традиции русского реализма в своих произведениях, и в демократическом журнале «Айкап» высмеивал пережитки патриархально-родовых отношений, религиозный фанатизм, боролся за социальное равноправие, выступал против колониальной политики царизма и капиталистической эксплуатации, призывая народ к просвещению, оседлости и земледелию, ставил вопрос об эмансипации женщины.

 

9. Казахская национальная интеллигенция и её роль в политической жизни Казахстана в начале ХХ в. (М. Каратаев, А. Байтурсынов, А. Букейханов, Ж. Акпаев и др.)

Особо важно отметить значение казахской интеллигенции в национально- освободительном движении, которое тесно переплеталось с борьбой казахского населения за справедливое решение аграрного вопроса в крае. Ряды местных интеллигентов различались по своим воззрениям и действиям. Некоторые из них, в основном выходцы из низов, придерживались социалистических идей, сотрудничали с социал-демократами, эсерами. Так, например, Мухаммед-Максут Хамидуллин-Бекметов — телеграфист Омской почтово-телеграфной конторы,

 

Выходец из Каркаралинска, поддерживавший тесный контакт со своими земляками, в особенности накануне и в период всероссийской политической стачки в октябре 1905 г., занимался пропагандой революционных идей в Северном Казахстане. Другая, более значительная не только по численности, но и по влиянию, часть казахской интеллигенции стояла на либерально-демократических позициях. Это были в основном представители феодально-аристократической верхушки степи — А. Букейханов, Б. Каратаев и др., хотя среди них были и выходцы из среднихи низших слоев аула (А. Байтурсынов и др.). Они в декабре 1905 г. в Уральске провели съезд делегатов казахского населения пяти областей и пытались создать свою партию—филиал конституционно-демократической партии России, которая должна была отстаивать национальные интересы казахов. В феврале 1906 г. в Семипалатинске состоялся второй съезд казахов, который одобрил близкую к кадетам программу, но включил в нее требования о прекращении переселения в край крестьян, признания всех земель Казахстана собственностью коренного населения, открытия школ и т. д. Они выступали за свободу вероисповедания, развитие национальной культуры, распространение казахского языка наравне с другими языками в Казахстане.

 

10. Казахская периодическая печать начала XX века. (Дала уялаты, Айкап, Абай, "Казах" и др.).

Журналистика советского периода имеет свои особенности. В 1888-1908 году в Оренбурге печаталась газета «Дала уалая тынын газеты» - приложение к «Акмолинским областным ведомостям». С 1894 года на казахском языке газета выходит под прежнем названием, а на русском языке переименована на «Киргизскую степную газету». В редколлегии были Ешмухамбет Аблайханов, Днимухамед Султангазин. Газета публиковала распоряжения, указы царского правительства. Печатались заметки о внутренней жизни казахов, большое количество материалов было просвещенно литературным произведениям писателей, акынов. Появление газеты «Казак» (1907 году) свидетельствовало о политической активности казахской интеллигенции. Переселенческая политика царизма, обострение противоречий в казахском ауле, призывы к неповиновению властям были главной темой в этой газете. Газета выражая интересы казахского народа была его трибуной, правозащитников «Казах» являлась политическим центром передовой казахской интеллигенции. В 1911-1915 году на территории Казахстана выходит первый общественно-политический журнал «Айкап». Основателем и редактором журнала был М.Сералин. Основными сотрудниками издания были: Торайгыров, Сейфуллин, Кубеев и др. В журнале давалась полная история участия казахских депутатов в работе мусульманских фракций, освещалась работа Государственной Думы.

К началу XX века в Казахстане шел процесс формирования националь­ной казахской интеллигенции, часть которой получила европейское обра­зование. Она испытала на себе влияние не только национального движения Востока, но и буржуазных революций Запада, нарастающее давление оппо­зиционно настроенных царскому режиму своих соотечественников. После революции 1905 — 1907 гг. новые обороты набирало мусульманское движе­ние России, в том числе тюркских народов. Возникновению и развитию периодической печати способствовало и развитие капитализма, товарно-денежных отношений, транспорта и связи, дальнейшая колонизация края. Конкуренция нарождающейся национальной буржуазии с господствующей русской буржуазией, проникновение иностранного капитала вызвали не­обходимость реформы системы образования, печати и связи.

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.224.50.28
Генерация страницы за: 0.013 сек.