КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трение твердых тел
Основные классы органических соединений, используемые в качестве основы для синтетических смазочных материалов Современные двигатели часто эксплуатируются в экстремальных условиях, в которых традиционные углеводородные смазки малоэффективны. Вместе с этим, недостаток смазок со специальными характеристиками и повышение требований к качеству масел обусловили необходимость разработки синтетических смазочных материалов. Сложное сочетание эксплуатационных характеристик смазок, сочетающее незначительное изменение вязкости и высокие смазочные характеристики в широком диапазоне температур, химическую стабильность, стойкость к старению и окислению, радиационную стойкость ит.п. не присущи традиционным нефтяным смазкам и может быть реализовано только в синтетических жидкостях. Синтетические масла в ряде случаев обладают высокой огнестойкостью, термической стабильностью, стойкостью к окислению, воздействию ионизирующих излучений (радиации). Они могут быть модифицированы путем введения присадок различной природы и назначения (с учетом класса вязкости, вязкостно-температурных характеристик, противозадирных свойств, низкотемпературных, антикоррозийных и антипенных характеристик). В настоящее время разработано несколько классов органических соединений, которые используют в качестве основы для синтетических смазочных материалов. К ним прежде всего относятся полиэфиры (полигликоли, простые полифениловые эфиры), сложные эфиры (одно- и многоосновных карбоновых кислот, одно- и многоатомных спиртов), сложные эфиры фосфорной кислоты, силоксаны, эфиры кремниевой кислоты, полигалогенпроизводные углеводороды, фторированные соединения (сложные эфиры), и такие синтетические углеводороды, как полиолефины и алкилированные ароматические соединения. Синтетические смазки обычно представляют собой смеси химических соединений одинаковой или сходной структуры. Однако в последние годы было установлено, что смеси различных синтетических масел также характеризуются высокими эксплуатационными свойствами. Эти продукты превосходят минеральные масла по вязкостным характеристикам и низкой испаряемости. Разработаны и испытаны специальные присадки, влияющие на свойства синтетических масел. Синтетические смазки более дороги чем нефтяные, однако совокупность высоких служебных характеристик обусловливает эффективность применения их в практике.
Современные представления о механизме трения твердых тел базируется на представлениях адгезионно – деформационной теории, согласно которой сила трения состоит из сопротивления деформированию микронеровностей контактирующих тел и сопротивления разрушению адгезионных связей между трущимися телами. При воздействии нагрузки на контактирующие материалы изменяется площадь их контакта W = P/d, где d – текучесть материала; W – истинная площадь контакта, P – нагрузка. Сила трения пропорциональна площади истинного контакта F = f W d При достаточно высоких нагрузках на пятнах фактического контакта образуются мостики сварки, которые разрываются при движении. Сила трения в этом случае зависит от сопротивления сдвигу мостиков сварки в точках фрикционного контакта F = W S, где S – сопротивление сдвигу. Задача твердых смазочных материалов, как и смазочных масел, заключается в предотвращении непосредственного контакта между поверхностями и образования локальных мостиков сварки. Под пленкой твердого смазочного материала микровыступы на поверхностях металла подвергаются пластической деформации, так что силы трения определяются главным образом сопротивлением к сдвигу смазочной пленки. Сила трениятвердых смазочных материалов характеризуется выражением F = W [ω Sm+ (1 - ω) SS], где ω – доля площади контакта, на которой происходит сваривание металла; Sm– сопротивление сдвигу металлических пар трения; SS– сопротивление сдвигу твердого смазочного материала. При отсутствии непосредственного контакта между трущимися металлами ω = 0, следовательно, F = W SS т. е. сила трения определяется сопротивлением сдвигу смазочного материала площадью истинного контакта, которая, в свою очередь, зависит от нагрузки. Следовательно, трение может быть снижено путем подбора твердого смазочного материала, имеющего низкое сопротивление к сдвигу. Постепеное истирание трущихся металлических поверхностей до полного удаления имеющихся на поверхностях пленок сопровождается увеличением трения и приводит к заеданию поверхности даже при малых нагрузках и низких температурах. Испытания поверхностей трения, обезгаженных в вакууме, показывает, что для таких поверхностей наблюдаются высокие коэффициенты трения, зависящий от температуры обезгаживания. При высоких скоростях скольжения коэффициент трения имеет тенденцию к снижению вследствие образования пленки расплава.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |