Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К симптомам, предвещающим проявления поноса, относятся колющая боль в сердце, прямой кишке и пищеварительном тракте, слабость, запор, метеоризм и расстройство пищеварения




Предварительными симптомами лихорадки являются усталость, утрата интереса к любым вещам, дурной вкус во рту, потеря аппетита, слишком частая зевота, слезотечение, боль во всем теле, нарушение пищеварения, слабость, чрезмерная сонливость, гусиная кожа, напряженность и поникание (от слабости) частей тела, режущая боль в икроножных мышцах и слабость (без какого-либо физического усилия). Предварительными симптомами также являются проявляющиеся без каких-либо ясных причин нетерпимость к добрым советам, желание веществ с кислым, острым и соленым вкусами, отвращение к сладкой пище и неприязнь к детям, сильная жажда, непереносимость звуков (приятной музыки и т.п.) или потребность в них, прохладного ветра, холодной воды, тени и солнечного света. За этими симптомами следует проявление лихорадки.

По истечении срока жизни или благой кармы (благоприятных плодов действий в этой и предшествующих жизнях) - либо и того, и другого - неизбежно наступление смерти. Однако и до истечения таковых (срока жизни и благоприятной кармы) может наступить смерть в результате несчастных случаев или стечения обстоятельств, над которыми человек не властен.

Во враче, познавшим законы жизни, явлена вся сила Аюрведы, но без знания ришта (признаков приближающейся смерти) его сокровище остается несовершенным. Поэтому ему нужно всегда быть сведущим в области ришта.

Когда человек уже готов умереть, слуги Ямы (бога смерти), пишачи (гоблины, домовые) и т.п. разрушают целительное воздействие лекарств. Следовательно, этому пациенту следует отказать.

Врачу не следует, несмотря на все расспросы, открывать подробности смерти пациента его друзьям и родственникам, которые могут быть сломлены горем и переживаниями.

Если у очень ослабленного человека внезапно исчезают симптомы болезни, он определенно не сможет сохранить жизнь, - так считает Атрея.

Если в доме пациента огонь угасает даже от слабого ветерка, оставляя ощутимый запах, если в большом количестве падают и разбиваются вещи (посуда, мебель и т.п.), сохранить жизнь пациента будет очень трудно.

Если назначенные и приготовленные для пациента лекарства или пища без каких-либо причин меняют свои свойства - цвет, запах и т.п. - на противоположные, пациент не выживет, даже если он здоровый человек.

Если хорошо известное лекарство, много раз оказывавшееся эффективным, назначенное в сочетании с надлежащими процедурами, не оказывает на пациента нужного воздействия, для этого человека не существует иного лечения.

Тот, ради которого врач стремится приобрести лекарство, но не имеет в этом успеха, - жизнь такого человека вряд ли удастся сохранить.

Комментарий: Арунадатта перечисляет следующие события (несчастные случаи), над которыми человек не властен: нападение диких зверей, нападение зверей, гонимых огнем или охваченных яростью, укусы змей, скорпионов и т.п., поглощение ядовитых корней, плодов и т.п., падение с обрыва, с горной вершины, с дерева, встреча с быстро бегущими животными, мчащимся транспортом и т.д. К этому списку мы можем добавить природные явления, такие как удары молнии и т.д., а также опасные для жизни людей социальные явления, такие как войны, эпидемии и т.д.

Так заканчивается глава, называемая Викрити виджнания, пятая глава Шарирастханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Шри Вайдьяпати Симхагупты.

 

 

Раздел 3. Нидана стхана (диагностика болезней)

Глава 1. Сарварога ниданам (диагностика болезней в целом)

Теперь мы изложим главу Сарварога ниданам - способы диагностики болезней,– так сказал Атрея и остальные мудрецы.

1. Рога, папма, джвара вьядхи, викара, духкха, амайя, якшма, атанка, гада и абадха – все эти названия обозначают болезнь (являются синонимами).

 

Комментарий: Каждый из этих терминов обозначает какой-либо аспект болезни. Болезни, именуемые “ рога ”, носят это имя из-за вызываемой ими боли; именуемые “ папма ” - из-за того, что порождены греховными действиями; болезни, именуемые “ джвара ” - из-за причиняемых страданий, “ вьядхи ” - из-за того, что вызывает различные нарушения, болезни“ духкха ” – из-за того, что они вызваны различными видами несчастий, “ амайя потому, что она вызывается амой (отсутствием надлежащего пищеварения, неправильными обменными процессами. “Я кшма ” именуется так из-за того, что является группой болезней (комплексом симптомов), “ атанка ” – из-за того, что делает жизнь полной несчастья, “ гада ” – из-за того, что вызывается множеством причин и “ абадха ” – из-за того, что вызывает постоянный дискомфорт (тела, разума и органов чувств). Следует добавить, что термин “ доша ” также используется для обозначения болезни.

2. Существуют пять методов (способов) диагностики. Нидана (причина), пурварупа (предварительные симптомы), рупа (характерные для болезни признаки и симптомы), упашайя (диагностические тесты) и сампрапти (форма проявления болезни) – вот пять способов получить ясное знание (диагностики) болезней.

Нидана (причина) обозначается такими синонимами как нимитта, хету, айятана, пратьяя, уттхана и карана.

Комментарий: Существует еще несколько редко используемых синонимов: мула, мукха, пракрити, атьятана и йони. У термина “ нидана ” есть еще два значения:

1). Та, что снабжает точной информацией. В этом смысле ее применяют для диагностики болезней, и в этом качестве (снабжения точной информацией о болезнях) ее используют в этом разделе текста (нидана стхана);

2). “Причина” чего бы то ни было. В контексте болезни это относится к причине болезни. Это второе значение является более распространенным.

3. Прагрупа (или пурварупа) – это появляющиеся перед наступлением болезни признаки и симптомы ее приближения. Поскольку по своей природе эти признаки не сильны и проявляются слабо, они не приписываются какой-либо отдельной доше. Далее будут перечислены особенности их проявления при каждой болезни.

Комментарий: Пурва рупа бывает двух разновидностей: 1. Саманья и 2. Вишишта. Первая из них включает в себя симптомы, вызванные одной или большим числом усилившихся дош. Эти симптомы обычно исчезают тогда, когда болезнь явственно проявилась, и являются общими для многих заболеваний. Вторая из них, включающая в себя признаки и симптомы надвигающейся болезни как таковой, проявляется умеренно и продолжает существовать в будущей стадии заболевания. Древние тексты описывают первую разновидность под одним именем “ пурварупа ” в отношении многих болезней, поскольку врачу трудно определить эти признаки и приписать их определенным заболеваниям. Вторая разновидность может упоминаться или не упоминаться, поскольку врачу не составляет труда распознать характерные особенности болезней.

5. Только после того, как эти (предшествующие признаки) становятся ясно выраженными (проявленными), они получают название рупа (характерные признаки и симптомы болезней). Они также называются самстхана, вьянджана, линга, лакшана, чинха и акрити.

6-7. Когда назначенное лечение, пища и деятельность являются випарита (противоположными) причине, болезни или им обеим, и приносят пациенту облегчение, они называются упашайя. Когда назначенное лечение, пища и деятельность не противоположны (тождественны, одинаковы по своей природе), но вызывают эффект противостояния болезни (випаритартхакари) и облегчают состояние пациента, они также называются упашайя. Их еще называют сатмья (подходящими для болезни и пациента). Противоположностью упашайя являются анупашайя и асатмья – методы лечения, неподходящие для болезни.

Комментарий: Диагностические тесты необходимы только в том случае, когда врач, применив другие методы, не может принять окончательного решения в отношении диагноза. Древние комментаторы приводят следующий пример. Пациент приходит к врачу, жалуясь на скованность (негибкость, утрату подвижности) бедер. Это является симптомом двух болезней: 1. Пакшагхата (паралич ног, гемиплегия), болезни, вызванной усилением ваты; 2. Урустхамбха – болезни, вызванной усилением капхи и меда (жира). Если после применения иных методов врач все еще не способен определить причину болезни, он назначает смазывание бедер растительным маслом. Если такое лечение облегчает состояние пациента (упашайя), болезнь его является пакшагхата, поскольку масло ослабило вату. Если же, напротив, лечение усилило страдания (анупашайя), тогда его болезнь диагностируется как урустхамбха, поскольку масло значительно усилило капху. Так эта процедура развеивает сомнения в отношении диагноза. Читатели найдут подробности этих разновидностей упашайя в комментариях к Мадхава нидане, Чарака самхите и т.п.

8. Происхождение (развитие и проявления) болезни, порожденной испорченными (усилившимися) и постоянно циркулирующими дошами, носит название сампрапти, а также джати и агати.

9-11. Сампрапти бывает пяти разновидностей: санкхья, викалпа, прадханья, бала и кала. Санкхья сампрапти – это перечисление разновидностей (видов) каждой болезни, например, когда говорят, что джвара (лихорадка) бывает восьми разновидностей (и так же для других болезней). Определение различных аспектов дош, включая их разновидность, количество, свойства и функции – это викалпа сампрапти. Определение болезни как независимой (первичной) или как зависимой (вторичной) является прадханья сампрапти. Обозначение болезни как сильной (острой, тяжелой) или слабой (легкой), основываясь на ее причине и прочем (проявлениях, симптомах, затронутых болезнью органах, природе патологии, общем состоянии здоровья, возрасте, поле и многих других аспектах), является бала сампрапти. Определение времени дня, ночи, времени года и усвоения пищи, во время которых усиливаются (преобладают) болезнь и определенная доша, являются кала сампрапти.

Так, вкратце, были изложены здесь нидана и прочее; их особенности будут описаны позднее.

12. Причинами всех болезней является ухудшение (увеличение) мала (дош). Доши склонны ухудшаться от злоупотребления различными видами неподобающих вещей (пищи, деятельности и т.п.)

13. Неподобающие вещи - это три разновидности йоги (связи, соединения) с тремя факторами, описанными ранее (в 12-й главе сутрастханы).

Комментарий: Три доши (вата, питта и капха) пребывают в трех состояниях по отношению к прамана (количеству), гуна (качеству) и карма (функционированию), таких как: 1. Стхана, сама или пракрита – нормальном; вриддхи или пракора – испорченном или усилившимся в сравнении с нормальным состоянием; 3. Кшайя или ослабленном в сравнении с нормой. Два последних состояния являются вишама или викрита или душта (патологическими). Доши в их нормальном состоянии поддерживают здоровье человека. Но эта норма очень нестабильна, доши подвержены усилению или уменьшению под воздействием пищи, деятельности, времени года и т.п. Из двух ненадлежащих состояний вриддхи или усиление является более мощным. Вышедшие из нормы (особенно усиленные) доши вносят нездоровые изменения в дхату (ткани) и вызывают болезни. Так объясняется вышеизложенное утверждение о том, что доши являются причиной всех болезней. Причиной нарушения дош являются три фактора: 1. Кала – время года, артха (объекты пяти органов чувств – свет, звук, запах, вкус и прикосновение) и карма (действия тела, разума и речи) в их трех видах ненормальных состояний (вишама йога): атийога (чрезмерное соединение), айога (недостаточное соединение или его отсутствие) и митхья йога (ненадлежащее соединение, превратное состояние и т.п.). Для обозначения этих трех причин также используются три технических термина:

1. асатмьендрийяртха самьйога (ненадлежащая, чрезмерная, недостаточная и превратная связь органов восприятия с соответствующими им объектами);

2. Праджнапарадха (нарушение или преступление нормального порядка всех действий тела, ума и речи; иными словами, вынуждение их работать чрезмерным, недостаточным или превратным образом).

3. Паринама – воздействие времени года, когда нормальное состояние климата становится чрезмерным, недостаточным или превратным.

Все они вкратце называются ахитахара вихара, митхьяхара вихара или асатмьяхара (неподходящие, ненадлежащие или непривычные) пища и деятельность.

14-15. Вата ухудшается (усиливается) от употребления пищи горького, соленого и вяжущего вкуса, недостаточной по количеству и сухой (невлажной, обезжиренной). Она усиливается в том случае, если пища была принята много позже надлежащего времени, от подавления или преждевременного стимулирования потребностей тела (мочеиспускания, испражнения, выведения газов и т.п.), от ночного бодрствования и долгих напряженных разговоров. Она также усиливается от чрезмерной (примененной в большей, чем требовалось, мере) терапии (рвотой, слабительными средствами и т.п.), от (внезапного) страха, горя и беспокойства, от чрезмерной физической активности и полового сношения. Она усиливается в летнее время, в конце дня, ночи и в конце переваривания пищи.

16. Питта ухудшается или усиливается от употребления пищи с острым, кислым и соленым вкусом, проникающей, горячей (или вызывающей жар) и причиняющей ощущение жжения во время переваривания. Она усиливается от приступов гнева, а также в осеннее время, в полдень, в полночь и середине пищеварительной деятельности.

17. Капха усиливается от употребления пищи сладкого, кислого и соленого вкусов, от маслянистой (жирной и влажной) пищи, тяжелой (трудно усваиваемой, большой по количеству) пищи, вызывающей в тканях большое количество выделений и холод. Ее также усиливает длительное сидение или чрезмерный сон, употребление сырой пищи, сон в дневное время, перенасыщение, а также от недостаточная степень проведенной терапии (такой как рвота и т.п.). Она усиливается вскоре после приема пищи (в начальной стадии переваривания), весной, в дополуденное время и ранней ночью.

18. Ухудшение двандва (двух) дош одновременно происходит от злоупотребления несколькими (смешанными) факторами, вызывающими их увеличение.

19-23. Злоупотребление сразу несколькими факторами, вызывающими усиление одной отдельной доши или применение неподобающего режима питания, употребление неприготовленной (тяжелой для усвоения), загрязненной, несовместимой, чрезмерной (по количеству) пищи, а также слишком частый прием пищи приводит к саннипата - усилению всех трех дош. Саннипата возникает также от употребления вина и других испорченных напитков, высушенных овощей, сырых побегов и клубней и пиньяка (высушенных семян кунжута и пальмового сахара, растолченных и скатанных в шарики, используемых как сладкий пудинг). Ее вызывает явасура (пиво, приготовленное из ячменя) и применение неблагоприятной пищи. Воздействие плохого сезона (необычных климатических изменений), направленного ветра, овладевших телом злых духов, естественного или искусственного отравления, загрязненной пищи, пребывание на горном склоне, расположение планет и звезд рождения (созвездий в момент рождения человека), которые склоняют к заболеваниям, воздействие ненадлежащей пищи и лечения, совершение различных греховных действий, родовые травмы и ненадлежащий ход родов у женщины – все это приводит к одновременному усилению всех дош.

Комментарий: Усилившиеся доши циркулируют в расадхату и скапливаются в таких местах, где расадхату нарушены засорением каналов (срото душти) в дхату (тканях). Такие места становятся источником болезней.

Так заканчивается глава, называемая Сарварога, первая глава Нидана стханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Шри Вайдьяпати Симхагупты.

 

Глава 2. Джвара нидана (диагностика лихорадки)

Теперь мы изложим главу Джвара нидана - диагностика лихорадки,– так сказал Атрея и остальные мудрецы.

1-2. Джвара (лихорадка) – это владычица всех болезней. Порождаемая греховными действиями, вызывающая смерть, питающаяся оджасом (сущностью, энергией тканей), ведущая к последнему концу (к смерти), истекающая из третьего глаза Рудры (Господа Шивы), который (своим гневом за нанесенное оскорбление) сделал тщетными жертвоприношения Дакши, она вызывает галлюцинации во время рождения и смерти (живых существ), характеризуется проявлением сантапа (жара) и вызывается ненадлежащим поведением (в отношении пищи, деятельности и т.п.). Жестокая, действующая на все виды живых существ, джвара носит различные имена.

Она проявляется восемью видами: порожденная каждой отдельной дошей (всего три разновидности), порожденная сочетанием двух дош (всего три), сочетанием всех трех дош (всего одна разновидность), и порожденная аганту (внешними причинами).

Комментарий: Эти восемь разновидностей – экадошаджа (порождаемая каждой из трех дош в отдельности, т.е. ватаджа, питтаджа и капхаджа), всего три; двидошаджа или двандваджа (порождаемая сочетанием двух дош, усилившихся одновременно – вата питтаджа, вата капхаджа и капха питтаджа), всего три: тридошаджа или саннипаттаджа (порожденная соединением всех трех дош, усилившихся одновременно), всего одна. И одна агантуджа (порожденная внешними причинами). Существует много более мелких вариантов в каждой из последних трех разновидностей, которые будут описаны позднее.

5. Мала (доши), усиливаясь в соответствующем порядке, входят в амашайя (желудок), соединяются с амой (непереработанной пищей или ненадлежащим процессом обмена в пищеварительном тракте), закупоривают каналы (раса дхату, находящиеся в пищеварительном тракте), перемещают огонь (пищеварительной силы) наружу (в кожу и другие ткани) и, двигаясь среди этого огня (жара), сильно увеличивают жар тела. Так порождается джвара (лихорадка). Из-за того, что соединившиеся с ама доши закупоривают каналы пота, потения (несмотря на усиление температуры тела) не происходит вообще.

10-17. Особенностями анила (вата) джвара – лихорадки, вызванной ухудшением (усилением) ваты являются неопределенность времени начала и окончания, очень сильное или слабое ощущение температуры тела. В разных частях тела она проявляется по-разному (слабо - в одних частях, сильно – в других, и т.п.), перемещаясь с одного места на другое. Для нее характерны потеря чувствительности и скованность ног (ступней), скручивающая боль в икроножных мышцах, напряжение, слабость в суставах, ослабленность бедер, режущая боль в талии, раскалывающая боль в спине, сдавливающая боль в животе, раскалывающая боль в костях, особенно в ребрах, режущая боль в области сердца, боль в груди (как если бы ее кололи острым инструментом), вскипающая боль в шее, режущая боль в руках, сдавливающая боль в плечах и неспособность нижней челюсти пережевывать пищу. Ей присущи также частая зевота, звон в ушах, перемежающаяся боль в висках, головная боль, дурной или вяжущий вкус во рту, отсутствие выведения отходов, сухость и краснота на коже, лице, в глазах, на ногтях, красноватый цвет урины и фекалий; а также – чрезмерное слюноотделение, утрата вкуса, потеря интереса к пище, нарушение пищеварения, отсутствие пота, бессонница (потеря сна), сухость в горле и сухость губ, жажда, рвота и (бесполезный, непродуктивный) кашель, сильное уныние, гусиная кожа и покалывание в зубах, дрожь, невозможность чихать, головокружение, неадекватная речь, желание солнечного света и поникание (вследствие слабости) частей тела.

18-20. Особенностями лихорадки, порожденной питтой, являются одновременное распространение (высокой температуры) по всем частям тела, неадекватная речь, горький вкус во рту, изъязвление носа и рта, желание холодного, головокружение, обмороки, отравление, нетерпеливость, выход желчи во время рвоты, мокрота с кровью, кислотность (усиление кислоты), появление красных пятен на коже, желтая или зеленоватая окраска кожи и т.п., одышка, дурной запах испарений и сильнейшая жажда.

21-22. Особенностями лихорадки, порожденной капхой, являются потеря вкуса (аппетита), усталость, нарушение проходимости каналов выведения урины и фекалий, слабая по силе лихорадка (температура), усиление слюнооотделения, сладкий вкус во рту, ощущение, что область сердца чем-то накрыта, одышка, насморк, сдавливание грудной клетки (тошнота), рвота, кашель, скованность частей тела, появление бледноватых пятен на коже, появление холодной сыпи на конечностях, оцепенение и холодный пот.

Начало и обострение каждой из всех (разновидностей лихорадки) происходит в присущее для них время, когда преобладает вызывающая лихорадку доша, в особый период дня, ночи, времени года, переваривания пищи и т.д.

23. Факторы, служащие причиной (каждой из разновидностей лихорадки), являются для каждой из них анупашайя (неподобающими, вызывающими страдания), тогда как противоположные им (причинные) факторы являются упашайя (подходящими, приносящими облегчение).

24. Когда одновременно проявляются соответствующие признаки и симптомы каких-либо двух дош, это обычно означает, что лихорадка порождена двумя дошами.

Если, дополнительно к этим признакам, наблюдается головная боль, обморок, рвота, ощущение жжения, галлюцинации, сухость в горле и во рту, нетерпеливость, боль в суставах, утрата сна, жажда, головокружение, гусиная кожа, частая зевота и болтливость, это означает, что лихорадка порождена ватой и питтой, соединенных вместе.

25. Невысокая температура, потеря аппетита, боль в суставах, головная боль, насморк, одышка, кашель, отсутствие выведения фекалий, урины и т.п., холод (озноб, дрожь), апатия, ослабление зрения, головокружение и оцепенение – это признаки шлешма (капха) вата джвара (лихорадки, вызванной одновременно капхой и ватой).

26. Ощущение холода (озноб), скованность тела, потливость, время от времени возникающее ощущение жжения, жажда, кашель, выход во время рвоты шлешма и питты (слизи и желчи), галлюцинации, оцепенение, шершавость языка и горький вкус во рту известны как признаки шлешма (капха) питта джвара (лихорадки, вызванной одновременным усилением капхи и питты).

27-33. При лихорадке, порожденной одновременным усилением всех трех дош, присутствуют симптомы всех дош, вновь и вновь возникает ощущение жжения и холода, тяжелый сон в дневное время и бессонница по ночам, постоянная сонливость или полное отсутствие сна, слишком сильное потение или полное отсутствие пота, неадекватная реакция на пение, танцы, юмор и т.п., неправильные движения (рук, ног, лица и т.п.). При такой лихорадке глазапокрасневшие, грязны, полны слез и несимметричны, а ресницы слипаются, боль в икроножных мышцах, боках, голове, суставах и костях, головокружение, звон и боль в ушах, горло словно бы утыкано шипами, язык шершавый и тяжелый и выглядит так, как если бы его по краям прижигали огнем, части тела поникают (от слабости) и происходит выход крови, питты и капхи. Сильная головная боль, метание головы на подушке, проступание на коже сыпи и появление черновато-красных пятен, боль в области сердца, отсутствие выхода выделений или их выход в очень небольшом количестве, маслянистость (сальность) лица, утрата силы, потеря голоса (отрывистость речи), неадекватная речь (бред), доша пака (вызревание дош) после долгого периода, оцепенение и постоянные клокочущие звуки в горле – все это признаки саннипата джвара одновременного усиления всех трех дош), называемой также абхиньяса джвара и хрито (хатоджаса) джвара.

Комментарий: “ Пака ” означает переработку, приготовление, вызревание или преобразование веществ теджасом (огнем или огнеподобным элементом). Доши также содержат в себе огнеподобный элемент и подвержены постоянному вызреванию или преобразованию; этот процесс ослабляет доши и возвращает их к нормальному состоянию. Время, которое требуется для надлежащего преобразования дош, зависит от силы или слабости находящегося в них огнеподобного элемента, который, в свою очередь, зависит от силы или слабости пищеварительного огня, присутствующего в коштха (пищеварительном тракте), а также от степени усиления. Доши, возвращающиеся к своему нормальному состоянию, приводят к смягчению и исчезновению болезни.

34. Саннипата джвара, при которой доши были разрушены прежде, чем вызрели или были преобразованы жаром, при которой полностью утрачен огонь (пищеварительного тракта), при которой ясно проявлены все симптомы и признаки, является неизлечимой. Если же, напротив, симптомы и признаки проявляются слабо или умеренно, происходит созревание дош, а пищеварительная деятельность, хотя и слабо, но продолжается, такую лихорадку тяжело излечить, и она может привести к уродствам.

35-37. При другом типе саннипата джвара (лихорадке, порожденной всеми дошами, усилившимися одновременно), питта, остающаяся на коже или в пищеварительном тракте, рано или поздно вызывает ощущение жжения; точно так же вата и капха вызывают холод (озноб). Такую лихорадку также тяжело излечить. Лихорадка, сопровождающаяся ощущением жжения, с трудом поддается излечению. Лихорадка, начало которой связано с ощущением холода, порожденная разжижением капхи питтой, после удаления холода вызывающая кислотность, обморок и жажду; лихорадка, начло которой связано с ощущением жжения, в конце (после удаления жжения) вызывающая оцепенение, выход мокроты, рвоту и истощение, - все они также с трудом поддаются излечению.

Комментарий: Множество вариантов саннипата джвара было описано в Мадхукоша – комментариях к Мадхава нидане, которую следует здесь упомянуть.

38-42. Аганту джвара бывает четырех разновидностей: абхигхата (возникающая от травм, повреждений), абхишанга (вызванная злым духами, инфекциями таких микроорганизмов как бактерии, вирусы и т.п.), абхишапа (вызванная проклятиями божественных существ, благочестивых людей, старших и т.п.) и абхикара (колдовством, заклятиями и т.п.)

Абхидхата - это повреждение, вызванное нанесением (оружейных) ран, разрезов и расколов, огненными ожогами, а также напряжением. При нем обычно павана (вата) и испорченная ракта (кровь) вызывают лихорадку, сопровождаемую болезненными, измененными в цвете опуханиями (в местах повреждений) и постоянную тупую боль.

Абхишанга возникает от одержимости злыми духами, от запаха растений (пыльцы и т.п.), от яда, гнева, печали, страха, похоти и т.п. При лихорадке, вызванной одержимостью злыми духами, пациент беспричинно смеется или плачет. При лихорадке, вызванной запахом растений, наблюдается обморок, головная боль, рвота и чихание. Вызванная отравлением, абхишанга вызывает обморок, понос, синюшность губ, ощущение жжения и боль в области сердца. Когда она вызвана гневом (раздражением), наблюдаются тремор частей тела и головная боль. Порожденная страхом и печалью, она вызывает неадекватную речь; порожденная похотью, она вызывает потерю аппетита, ощущение жжения и утрату (или отсутствие) сна, стыда, разума и смелости.

43-45. При трех разновидностях абхишанга, начиная с одержимости злыми духами (возникающей от нападения злых духов, запаха растений и ядов) происходит ухудшение (усиление) всех трех дош. При трех разновидностях абхишанга, начинающихся со страха (возникающих как следствие страха, печали и похоти) происходит ухудшение (усиление) марута (ваты). При разновидности абхишанга, возникающей вследствие гнева, происходит ухудшение (усиление) питты и всех трех дош. Две разновидности, вызванные наложением проклятия (божественных существ и т.п.) и магией (колдовством), порожденные усилением всех трех дош, являются тяжелыми и невыносимыми. Если во время совершения колдовского обряда имя человека, на которого направлено заклинание, упоминается при пении гимнов, лихорадка, вызванная колдовством, охватывает сначала разум, а затем – тело человека, сопровождаясь сыпью на коже, жаждой, головокружением, чувством жжения и обмороком; при этом она усиливается день ото дня.

46-49. Так были описаны восемь разновидностей лихорадки. Вкратце, они снова делятся на две разновидности: шарира (лихорадка тела) и манаса (лихорадка ума), саумья (слабая) и тикшна (острая), антах (внутренняя) и бахья (внешняя), пракрита (естественная для сезона) и ваикрита (неестественная для сезона), садхья (излечимая) и асадхья (неизлечимая), сама (вызванная амой) и нирама (не вызванная амой).

Разновидность лихорадки шарирака в первую очередь (усилением жара) истощает тело, тогда как лихорадка манасика в первую очередь истощает разум.

Поскольку павана (вата) является йогавахи (противоречивой), соединяясь с капхой, она вызывает холод (дрожь, озноб), соединяясь с питтой, она вызывает ощущение жжения, а объединяясь со всеми тремя дошами, вызывает смешанные симптомы.

В случае антар джвара (антарвега джвара – внутренней лихорадки) проявляется сильнейший жар внутри и другие нарушения, такие как шок и отсутствие выведения отходов, в то время как бахирвега джвара (внешняя лихорадка) проявляется больше в виде наружного жара (на коже) и легко излечивается.

50. Лихорадки, порожденные ватой в период варша (дождливого сезона), порожденные питтой во время шарат (осени) и порожденные капхой в период васанта (весны) являются пракрита (сезонными, естественными или одинаковыми с сезоном по своим свойствам).

Тогда как иные лихорадки являются вайкрита (не сезонными, неестественными, не подобными по свойствам времени года) и трудны в излечении. Обычно лихорадка, порожденная ватой, излечивается тяжело, даже если является пракрита.

Комментарий: Во время периода варша преобладает вата, во время шарат преобладает питта, во время васанта преобладает капха, поскольку эти сезоны естественны для них. Если порожденная ватой лихорадка возникает в период варша (дождливого сезона), такая лихорадка называется пракрита (дошей, одинаковой и для климата, и для лихорадки). Если во время варша лихорадка порождена питтой, ее называют вайкрита (дошей, неодинаковой для сезона и лихорадки). Такое различение необходимо для точного прогнозирования болезни, поскольку пракрита лихорадки излечиваются легко, в то время как вайкрита лихорадки излечиваются с трудом.

51-52. Во время варша (дождливого сезона) первой ухудшается (усиливается) вата, и вместе со следующими за ней питтой и капхой вызывает лихорадку. В период шарат (осени) первой подвергается усилению питта, и вместе со следующей за ней капхой вызывает лихорадку. При таких лихорадках отсутствие пищи не опасно (не рискованно), поскольку природа времени года является висарга (дакшиньяна). В период васанта (весны) первой подвергается усилению капха, и вместе со следующими за ней ватой и питтой вызывает лихорадку.

Комментарий: Упаваса (голодание или пост) – это один из важнейших методов при лечении лихорадки. Во время аданакала (уттарайяна) люди слабеют от сильного солнечного жара. Предписывать голодание в это время рискованно, поскольку это может еще более ослабить страдающего от лихорадки человека. Во время васаргакала (дакшиньяна), когда солнце слабое, а люди полны сил, назначение голодания не будет опасным для пациента.

53. Лихорадка является излечимой, если человек силен, если у него не сильно повышены доши и нет упадрава (вторичных заболеваний, осложнений). Лихорадка неизлечима, если она проявляет все признаки неизлечимости, перечисленные ранее (в 5-й главе шарирастханы).

54. Когда осложнения лихорадки проявляются в острой форме, отсутствует слабость, увеличено количество урины, фекалии не выходят или выходят в не переработанном виде, отсутствует голод – все это свидетельствует о сама джвара (острой, образующейся, молодой лихорадке, содержащей большое количество ама – непереработанных дош).

55. Усиление лихорадки (температуры, истощения, жажды, бреда, одышки, головокружения, тошноты и выхода фекалий) является признаками пачьямана джвара (лихорадки, при которой доши перерабатываются, возвращаясь к нормальному состоянию), или промежуточной стадии лихорадки.

Лихорадка, ставшая старой (из-за времени и слабости своей природы), проявляет свойства противоположные ама джвара (образующейся, развивающейся лихорадке). По истечении семи дней и после применения поста (голодания, которое полноценно перерабатывает доши и возвращает их к нормальному состоянию), лихорадка теряет признаки ама.

Комментарий: Описанные виды лихорадок известны как сама джвара (постоянные лихорадки) или саманья джвара (обычная лихорадка распространенного типа). Начавшись однажды, такие лихорадки продолжаются непрерывно до тех пор, пока не будут излечены или пока пациент не умрет. Далее будет описан иной вид лихорадок, называемый вишама джвара (перемежающаяся лихорадка), которая продолжается непостоянно, с периодами ремиссий (когда лихорадка утихает без какого-либо лечения), и проявляется вновь, с интервалом в несколько часов, день или два, без каких-либо внешних причин.

56-57. В зависимости от силы или слабости мала (дош) лихорадка делится на пять разновидностей. Несмотря на то, что все они обычно порождены саннипата (всеми тремя дошами, усилившимися одновременно), они продолжают приписываться преобладающей доше. Их имена - сантата, сатата, аньедью (ска), тритьяка и чатурдхака.

58-59. Доши, захватывающие каналы дхату (тканей), мутра (урины) и шакрит (фекалий) вызывают сантата джвара (непрерывную лихорадку), терзающую все тело, обостряющуюся вовлечением душья (испорченных тканей) и идентичными качествами (привычек, времени года, конституции тела). Властная, тяжелая (соединенная с большим количеством ама), устойчивая (неизменная по степени жара и других симптомов), особенно оседающая в раса дхату, не подвластная своим противникам (привычкам, времени года и т.п.), сантата джвара чрезвычайно тяжело переносится.

60-63. Жар такой лихорадки стремительно разрушает мала (доши), продукты выделения, а иногда и такие дхату (ткани) как раса дхату и т.п., после полного разрушения либо чистых (без всяких примесей) дош, либо дош, смешанных с дхату и мала, в соответствующем порядке. Она продолжается в течение семи, десяти или двенадцати дней, когда, соответственно, преобладают вата, питта или капха. Этот срок является предельным до окончания лихорадки, либо до гибели (пациента). Так считает Агнивеша. Харита удваивает семь дней (до четырнадцати), и считает предельным сроком существования лихорадки – четырнадцать, девять и двенадцать дней для трех дош соответственно, по истечении которого лихорадка либо прекращается, либо убивает пациента, будь она беспримесной (имеющий только испорченные доши) или смешанной (содержащей испорченные доши вместе с дхату и мала). С антата джвара может длиться и более долгий период.

Комментарий: Сантата джвара, несмотря на то, что продолжается непрерывно от семи до четырнадцати дней, позже ослабевает на день или два, и появляется снова на семь или четырнадцать дней. Такие передышки позволяют определять ее как вишама джвара – перемежающуюся лихорадку.

64-65. Если ослабленные люди, недавно избавившиеся от болезни, злоупотребляют неподходящей пищей и т.п., в них душья и т.п. (дхату, мала, время года) придадут силу даже слабым дошам, и таким образом они обретут врага в лице вишама джвары, проявляющейся слабыми или сильными температурой и другими признаками. Лихорадка проявляется у них во время усиления дош (в присущий каждой доше период усиления) и исчезает в то время, когда доши слабеют от силы своих противников (дхату, мала, месторасположения, времени года и т.п.)

66. Когда доши, породившие вишама джвару, уменьшаются, лихорадка слабеет и затаивается в раса и т.п. (раса дхату и других дхату). Пребывание лихорадки в таком убежище вызывает истощение, изменение в цвете, усталость и т.п.

67-68. Из-за близости и открытости проходов (очищеннных просветов) каналов раса распространение дош по телу происходит очень быстро. Поэтому сантата джвара длится постоянно (в течение семи, десяти или двенадцати дней), тогда как в протекании других (сатата, аньедьюшка, чатурдхака и чатурдхака випарьяя) бывают перерывы.

Вишама джвара является беспорядочной (несообразной) в арамбха (в начале, при появлении), крийя (в действии, проявлении симптомов) и кала (времени появления) и довлеющей (упорствующей в течение долгого времени).

Комментарий: Комментатор Хемадри объясняет, что некоторые виды вишама джвара начинаются с головы, некоторые проявляют свои симптомы сначала со спины, тогда как другие – с ног, т.е. беспорядочны при начале проявления. Некоторые виды вызывают чувство холода, некоторые – ощущение сильного жара, т.е. беспорядочны в проявлении симптомов. Некоторые виды вишама джвары начинаются утром, другие – в полдень, некоторые – вечером или ночью, т.е. беспорядочны при наступлении.

69-71. Доши, пребывающие в ракта (крови) обычно вызывают сатата джвару, которая проявляется дважды в течение дня и ночи (24 часа). Аньедья (ска) джвара вызывается дошами, оставшимися в каналах мамса (мускулах) и проявляется один раз (за 24 часа). Вовлекая каналы меда (жировой ткани), тритьяка джвара проявляется с интервалом в один день (через день). Когда при этой лихорадке преобладают питта и вата, она проявляется режущей головной болью, когда преобладают капха и питта, она проявляется режущей болью в верхней части спины, а когда преобладают вата и капха – режущей болью во всей спине.

72-73. Доши, осевшие в меда (жире), маджа (костном мозге) и астхи (костях), вызывают чатуртхака джвара. Некоторые считают, что они (доши) оседают только в костном мозге. Чатуртхака джвара появляется с интервалом в два дня (каждый четвертый день) и проявляется двумя путями: когда преобладает капха, симптомы проявляются вначале в икроножных мышцах, а когда преобладает вата – в голове.

Доши, осевшие одновременно и в астхи (костях), и в маджа (костном мозге), вызывают чатуртхака джвара, проявляющуюся в трех разновидностях в зависимости от преобладания какой-либо одной доши. Лихорадка появляется (непрерывно) на протяжении двух дней, и оставляет (исчезает) на день, перед тем как появиться снова.

74-75. В зависимости от силы или слабости дош, получаемых как от пищи и деятельности тела, так и от функционирования разума, такие лихорадки (вишама джвара или возвращающиеся или перемежающиеся лихорадки), проявляются в специфическое время, когда доши получают силу (преобладая над душья и вовлеченными дхату и мала).

Комментарий: Шесть описанных выше разновидностей лихорадки – сантата, сатата и т.п., вместе с их подвидами, – по всей вероятности, являются различными вариантами малярии, преобладавшей в древней Индии. Некоторые другие разновидности перемежающихся лихорадок, кроме малярии, также могут быть причислены к вишама джвара. Бхутабхишанга (инфекции, вызываемые бактериями, вирусами, паразитами и другими микроорганизмами) как причина лихорадки были описаны в Атхарва веде.

76-78. При стихании лихорадки доши создают беспорядки (нарушения) и становятся жидкими. Из-за этого человек тяжело дышит, сильно потеет, стонет, извергает рвоту, делает странные движения (руками, ногами, бровями, глазами, ртом и т.п.), дрожит и бессвязно разговаривает. Некоторые части тела человека горячие, некоторые – холодные, он теряет сознание, теряет цвет кожи, а его глаза выглядят гневными из-за сильной лихорадки (высокой температуры). Его фекалии жидкие, соединены с дошами (непереработанной амой) и выходят с трудом, с шумом, испуская дурной запах.

Комментарий: Лихорадка утихает двумя способами: внезапно (через кризис) и постепенно (лизис), вызывая опасения (за жизнь) и требуя тщательного ухода до тех пор пока она не станет безопасной и легко управляемой. Выше описаны признаки кризиса.

79. Чувство легкости тела, отсутствие изнеможения, галлюцинаций и воздействия жара, нормальная деятельность органов восприятия, отсутствие дискомфорта, появление пота, чихания, уравновешенное состояние ума, аппетит и появление зуда на коже головы – все это признаки человека, которого оставила лихорадка.

Так заканчивается глава, называемая Джвара нидана, вторая глава Нидана стханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Шри Вайдьяпати Симхагупты.

 

Глава 8. Атисара грахани доша нидана (диагностика поноса и заболеваний 12-перстной кишки)

Теперь мы изложим главу Атисара граханидоша нидана -диагностика поноса и заболеваний 12-перстной кишки,– так сказал Атрея и остальные мудрецы.

3. Существует шесть видов атисара (поноса): три вида порождаются тремя дошами по отдельности, один – от совместного усиления всех дош, и два вида порождаются страхом и горем.

В большинстве случаев понос возникает от питья чрезмерного количества воды, употребления слишком истощенного и сухого мяса, пудингов, тила (кунжутного семени), проросших зёрен, избытка вина, большого количества слишком сухой (не маслянистой) пищи, а также от арша (геморроидальных шишек), неправильного применения масляной терапии, глистов (кишечных паразитов), от подавления естественных потребностей тела и от других причин.

Анила (вата), усиливаясь, принуждает ап дхату (водянистые ткани) перемещаться в нижнем направлении, разрушает анала (пищеварительный огонь), вторгается в коштха (поражает пищеварительный тракт), делает фекалии водянистыми и вызывает атисара (понос).

5-7. При поносе, вызванном ватой, фекалии водянистые и очень скудные. Они выходят часто, с трудом, шумом и острой болью, могут быть сухими (не маслянистыми), смешанными с пеной, жидкими и сопровождаться зудом (чесоткой); они также могут напоминать пальмовый сахар (патоку) и быть смешанными с вязкими веществами. Человек при этом страдает от сухости во рту, выпадения прямой кишки, гусиной кожи и сильных позывов.

8. При поносе, порожденном питтой, фекалии желтые, черные, густо желтые (цветом напоминающие куркуму) или зеленые (цветом напоминающие водоросль), смешанные с кровью и зловонные. Человек страдает от жажды, изнеможения, потливости и чувства жжения. Испражнение сопровождается болью, ощущением жжения и изъязвлением прямой кишки.

9-10. При поносе, порожденном шлешманом (капхой), фекалии твердые, скользкие, нитеобразные, белые, жирные, не переработанные, смешанные с капхой (слизью), выходящие часто и издающие зловоние. Испражнение сильно затруднено и сопровождаются болью. При таком поносе человек постоянно сонлив, вял, испытывает неприязнь к пище, его позывы к испражнению (тенезмы) всегда слабы; он страдает от тошноты, ощущения тяжести в мочевом пузыре, прямой кишке и животе, и мурашек на коже. Несмотря на то, что фекалии уже вышли, человек испытывает ощущение не вышедших фекалий в прямой кишке.

11. Понос, вызванный всеми тремя дошами, проявит свойства всех дош одновременно.

12. Пораженный испугом, разум принуждает усиливаться питту и вайю (вату), которые разжижают фекалии и вызывают понос. Испражнение происходит быстро, исторгая теплые, жидкие и плавающие (в воде) фекалии. При этом виде поноса, как и при поносе, порожденном горем, проявляются симптомы, вызываемые ватой и питтой.

13-14. Вкратце, существуют две основные разновидности поноса: сама (смешанный с ама) и нирама (не смешанный с ама), и также сасра (смешанный с кровью) и ниcасра (не смешанный с кровью). При первом (сама) фекалии тяжелые (и поэтому тонут в воде) и испускают зловоние. Сама сопровождается бурчанием в кишечнике, застоем непереработанной пищи в желудке, болью в животе и обильным слюноотделением. При нирама (поносе, не имеющим ама) отсутствуют эти симптомы и проявляются обратные, а в выходящих фекалиях больше капхи.

15. Пациент, не прилагающий значительных усилий для излечения поноса, подвергается воздействию заболеваний грахани (12-перстной кишки), так же как и все те, кто неумеренностью в питании и деятельности разрушает агни (пищеварительную силу).

16-18. Чрезмерный выход фекалий, смешанных или не смешанных с ама, после переваривания пищи, является атисара (поносом) как таковым; такой понос может привести к скорой смерти. Тогда как при грахани доша (болезнях 12-перстной кишки) фекалии смешаны и с ама, и с пищей, испражнение происходит либо после усвоения пищи, либо во время переваривания или тогда, когда пища не переварена вовсе. Испражнения также может вообще не быть. Без каких-либо причин фекалии могут выходить иногда твердыми, иногда жидкими (утратившими крепость). Испражнение происходит только после скапливания значительного количества фекалий в толстом кишечнике. Упорствуя в течение длительного времени, эта болезнь приводит к смерти.

19-20. Существует четыре вида грахани доша (болезней 12-перстной кишки): три из них порождены каждой дошей в отдельности, и один – тремя совместно усилившимися дошами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.12 сек.