КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Возможные виды взаимодействия обычно делят на две противоположные группы: позитивные (кооперация, согласие, приспособление, ассоциация) и негативные (конкуренция, конфликт, оппозиция, диссоциация). В первом случае взаимодействие способствует организации совместной деятельности. Во втором – создает на ее пути препятствия. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. Поведение людей, например, в конфликтных ситуациях, обусловлено их предрасположенностью к ним и осуществляется в следующих формах. Соперничество – как стремление добиться удовлетворения собственных интересов за счет и в ущерб другого человека. Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека. Компромисс – означает взаимное согласие и уступки. Избегание – для него характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и стремления к достижению собственных целей. Сотрудничество – предполагает нахождение альтернативы, удовлетворяющей интересы обоих сторон. Оригинальный подход к описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе Э. Берна – направлении, предлагающем регулировать позиции участников взаимодействия (Родитель, Взрослый, Ребенок) и учитывать характер ситуации и стиль взаимодействия. В социальной психологии описываются следующие способы влияния в процессе общения: 1. Убеждение - это сознательное, аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения. Осуществляется убеждение с помощью предъявления адресату ясных, четко сформулированных аргументов в приемлемом для него темпе и в понятных для него терминах (метод развертывания аргументации). Открыто признаются как сильные, так и слабые стороны предлагаемого решения, адресату дается понять, что инициатор влияния сам видит ограничения этого решения (метод двусторонней аргументации). 2. Самопродвижение – открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества при отборе кандидатов, назначении на должность и др. При самопродвижении происходит реальная демонстрация своих возможностей, предъявление сертификатов, дипломов, официальных отзывов, патентов, печатных работ и др. Раскрываются личные цели, и формулируются запросы и условия. 3. Внушение – это сознательное, неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям. Внушение возможно при наличии таких специфических качеств, как личный магнетизм, умение вызывать доверие, чувствительность к внушаемым партнерам. Также важны такие качества, как личный авторитет, уверенность вербального и невербального поведения, отчетливая, размеренная речь. Суггестору (внушающему) необходимо использовать условия и обстановку, усиливающие суггестивное воздействие (приглушенное освещение, ритмические звуки, ритуальные прикосновения и др.). 4. Заражение – это передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться и усваиваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно. Заражение основывается на высокой энергетике, эмоциональности собственного поведения, артистизме в исполнении действий, интригующем вовлечении партнеров в выполнение действий. Часто такими способностями обладают политические деятели, известные ораторы. При индивидуальном воздействии заражению помогает постепенное наращивание интенсивности действий, индивидуализированный взгляд в глаза, прикосновение и телесный контакт. 5. Пробуждение импульса к подражанию – это способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть как произвольным, так и непроизвольным. Публичная известность, демонстрация высоких образцов мастерства, явление примера доблести, милосердия, служения идее, новаторство, "модное" поведение и оформление внешности, призыв к подражанию – все это может повлиять на появление такого импульса. 6. Формирование благосклонности – это развитие у адресата положительного отношения к себе. Это становится возможным при проявлении инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказываниях благоприятных суждений об адресате, подражании адресату, оказание услуги в обмен на благосклонность. 7. Просьба или обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия содержит ясные и вежливые формулировки. Удовлетворению просьбы может способствовать даже выражение уважения к праву адресата отказать в просьбе, если ее выполнение неудобно ему или противоречит его собственным целям. 8. Принуждение выражается в требовании выполнять распоряжения инициатора, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами. Субъективно принуждение переживается инициатором как собственное давление, адресатом – как давление на него со стороны инициатора или обстоятельств. Принуждению способствуют: объявление жестко определенных сроков или способов выполнения работы без каких-либо объяснений или обоснований, наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений, запугивание возможными последствиями, угроза наказанием, в наиболее грубых формах – физической расправой. 9. Деструктивная критика – это высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики состоит в том, что она не позволяет человеку "сохранить лицо", отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя. Деструктивная критика проявляется в принижение личности партнера по общению (например, по формуле: "Да что тебе объяснять, все равно ты не поймешь"), высказывании справедливых критических замечаний адресату, который находится в состоянии шока или подавленности, например, при неудачи. Также к такой критике относится высмеивание того, что критикуемый не в состоянии изменить: внешности, социального и национального происхождения, скорости реакций, тембра голоса и др. 10. Игнорирование, или умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако, в некоторых случаях игнорирование выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером. Часто выглядит как демонстративное пропускание слов партнера "мимо ушей", невербально поведение указывает на то, что присутствие партнера не замечается. Может выражаться в невыполнении обещаний или опоздании с отсутствием попыток что-либо объяснить, молчании и отсутствующем взгляде в ответ на вопрос, упрек или любое другое высказывание партнера, внезапными сменами темы разговора. 11. Манипуляция – это скрытое от адресата побуждение его к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. При этом для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не "наведенными" извне и признавал себя ответственным за них. Манипуляцию демонстрируют такие примеры как преувеличенная демонстрация своей слабости, неопытности, неосведомленности, "глупости" для того, чтобы пробудить у адресата стремление помочь, сделать за манипулятора его работу, передать ему ценную или даже секретную информацию, научить его делать что-либо и т.п. К манипуляциям относится "невинный" шантаж (например, "дружеские" намеки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные адресатом в прошлом; шутливое упоминание "старых грехов" или личных тайн адресата), "невинный" обман, введение в заблуждение, замаскированные под малозначительные и случайные высказывания, оговорки, клевета, которые могут быть приняты за таковые лишь по недоразумению и т.д.
Вопросы для самопроверки: 1. Дайте общую характеристику общения. 2. Какова структура общения? 3. Как осуществляется эффективная коммуникация? 4. Какова роль общения в педагогическом процессе? 5. Чем отличается деловое общение? 6. Вербальное и невербальное общение, их роль в процессе общения. 7. Общение как средство обучения и воспитания.
Литература: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997- С. 69-136. 2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - М., 1988. 3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. - М., 1996. - С. 132-153. 4. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Доронина. - Новосибирск, 1999. - С. 70-146. 5. Кузин Ф.А. Культура делового общения. - М., 1998. - С. 5-150. 6. Лисенкова Л.Ф. Психология и этика деловых отношений. - М., 1999. - С. 215-249. 7. Майерс Д. Социальная психология. - Спб., 1997. - С. 310-353. 8. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. - Ростов-на-Дону, 1997. - С. 309-414. 9. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - Спб., 1999. - С. 265-376.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |