КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальное государство в КитаеКитай – особая цивилизация. Для азиатского типа производства характерна коллективность, преданность общему делу. КНР – это страна во многом куда более социально стабильная, социально развивающаяся, чем иные страны Азии. Широта и глубина планирования реформ, в том числе и в социальной сфере – на невероятном уровне. В статье 6 Конституции КНР от 1982 года сказано: «Основа социалистической экономической системы Китайской Народной Республики – социалистическая общественная собственность на средства производства, то есть общенародная собственность и коллективная собственность трудящихся масс. Социалистическая общественная собственность ликвидирует систему эксплуатации человека человеком, осуществляет принцип «от каждого – по способностям, каждому – по труду». На начальной стадии социализма государство поддерживает экономическую систему, при которой общественная собственность доминирует и другие формы собственности развиваются параллельно, придерживается системы, при которой распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими способами распределения»[26]. По сути, из ст. 6 видно, что в Китае провозглашено социалистическое государство, но со своей спецификой – в Конституции КНР не отвергается частная и иные формы собственности, про них сказано, что они развиваются параллельно с общенародной собственностью. С точки зрения классического марксизма, данное противоречие не позволяет говорить о Китае как о социалистическом государстве в полном смысле этого слова. Китай находится как бы в коридоре между государственным капитализмом и социализмом. Ст.6 отражает одновременно и социальные и антисоциальные тенденции в построении в Китае стабильного социального государства. Отражая развитие системы социальной защиты КНР, в науке[27] отмечают 4 стадии такого развития. Первая стадия началась с момента становления Китайской Народной Республики и продолжалась практически до 1966 г. В 1951 г. государство приняло документ «Нормы (проект) КНР в области страхования рабочего класса», который регулировал нормы по рождению ребенка, заболеванию, уходу с работы, медицинскому сервису, травмам, смертельным случаям на производстве, а также по льготам для временно неработающих. Позднее этот законопроект был расширен и дополнен категорией указов и правоустанавливающих положений. В этот момент федерация профсоюзов Китая считалась значимой организацией, следующей принципам социальной защиты трудящегося населения. Надзорным органом в области обеспечения гарантий населению страны являлось Министерство труда. Система социальной защиты населения играла существенную роль в возобновлении и совершенствовании производства и сельского хозяйства в стране, регламентируя (гарантированный) уровень жизни, а также углубляя роль диктатуры народной демократии. Вторая стадия становления системы социальной защиты населения соотносится с периодом с 1966 по 1976 г. На протяжении 10 «неясных» лет произошли процессы и перемены, отбросившие все прежние заслуги. Правящие структуры в основном были распущены, федерации профсоюзов должны были свернуть собственную деятельность, которая была направлена на расширение социальных гарантий населению. Пособия по безработице были упразднены, а система социального страхования сведена к производственному только за счет и на решение работодателя. Третья стадия - период между третьей пленарной сессией XI съезда ЦК КПК в 1978 г. и XIV съездом КПК в 1992 г. Вместе с глубоким реформированием финансовой системы и предоставлением новых свобод и вероятностей происходит поиск и утверждение новейших программ и форм социальной защиты населения, гарантированных государством. В 1984 г. некие регионы в порядке эксперимента начали вводить иные модели пенсионного обеспечения по старости. Например, было принято решение ввести обязательные, общие отчисления от муниципальных и коллективных предприятий в пенсионные средства региона, также организовать пенсионные накопительные счета для каждого сотрудника. Муниципальные учреждения и некоторые коллективные сельские хозяйства помимо прочего обрели ряд мер по развитию системы пенсионного обеспечения пожилых горожан. В 1988 г. в докладе правительства страны на 1-й сессии Государственного народного конгресса Китая председатель Госсовета Ли Пэн заметил потребность ускорения реформы системы социальной защиты населения, установления и улучшения разных систем страхования и постепенного формирования комплекса мер и социальных гарантий, предусматривающих специфику китайского общества. Четвертая стадия развития начинается с XIV съезда КПК и длится по настоящее время. Потребность расширения и утверждения новых принципов социальной защиты населения была неразрывно связана с решением о введении модели социалистической рыночной экономики. В данный период процессы, связанные с повышением количества социальных гарантий населению и принятием новейших моделей страхования, значительно ускорились. Как видим, в этих 4 этапах также прослеживаются определённые противоречия, отражающие степень классовой борьбы. Китай то прогрессировал, то откатывался назад. В конечном итоге, как видится, одна из тенденций должна окончательно победить. Но даже в рамках долгосрочной перспективы никто из аналитиков не рискует точно предсказать, каким будет Китай в будущем. Поскольку в данной работе такой задачи не стоит, перейдем к следующему региону мира – к Европе.
§ 4. Социальное государство в Европе (на примере Финляндии и Швеции) На данном историческом этапе воплощение идей, связанных с социальным государством, в наибольшей мере реализовано в странах Северной Европы. Финляндия входит в так называемую Скандинавскую модель социальных государств, которая отличается от других типов социальных государств своим акцентом на максимизацию участия рабочей силы (всеобщая занятость), на гендерное равенство, эгалитарные и обширные социальные пособия, большую степень перераспределения богатства. Принято также говорить о «шведском чуде», что показывает значительность данной трансформации как для самого государства, так и для всего мира. Тем не менее, совместно с Данией, Исландией и Норвегией Финляндию нередко рассматривают как одно целое со Швецией в контексте реализации социальной политики. И вот почему. Как известно, Финляндия находилась под властью Швеции с XII по XIX века, что не могло не наложить определённый отпечаток на все сферы жизнедеятельности финляндского общества. Но отношения между Финляндией и Швецией всё-таки остаются особенными. В процессе исторического развития эти страны в различной степени взаимодействовали друг с другом, изменяли властные отношения друг между другом. В 1930-е гг. к власти в странах Скандинавии приходят социал-демократы, которые начинают проводить экономическую политику, сочетающую рыночную ориентацию национального хозяйства и высокую степень социальной защиты населения. Целью социал-демократов стало построение общества нового типа, достижение идеала, провозглашенного социалистами и российскими большевиками, но принципиально иным способом. Социально ориентированная экономика, по замыслу скандинавских социал-демократов, строится не через насилие, революции и социальные катаклизмы, а мирным ненасильственным путем в процессе длительных, постепенных реформ на базе компромисса между различными политическими силами и группами, а также их интересами. Здесь видно такое же противоречие, что и в Китайском социальном государстве, но, если в Китае господствует государственная собственность на средства производства, а в Финляндии и Швеции – частный сектор. Роль государства в построении и функционировании скандинавской модели очень велика. Оно выполняет ключевую роль, обеспечивая граждан бесплатным образованием и здравоохранением, развитой инфраструктурой, высокими пенсиями и др. При этом государству удается держать качество этих услуг на очень высоком уровне. Скандинавские страны находятся на первых местах в мире по уровню образования, продолжительности жизни и степени удовлетворенности населения. Налоговая нагрузка на граждан в Швеции и Финляндии высока, но люди доверяют государству, довольны предоставляемыми им услугами и поэтому не против высоких налогов. Люди видят высокую отдачу и не видят коррупции. Благодаря открытым данным и высокой политической культуре, скандинавские страны являются наименее коррумпированными в мире. Чиновники не позволяют себе ездить на дорогих машинах, и их чаще можно увидеть на велосипедах. Государство также дает возможность частным кампаниям свободно конкурировать в сфере образования и здравоохранения. Если частный бизнес лучше справляется с функциями государства, ему дают возможность это делать. Например, в Швеции много частных школ, которые соревнуются в качестве с государственными. Государство выдает семьям школьные ваучеры, которые можно использовать как для государственных, так и частных школ (образование остается, таким образом, бесплатным). Но в целом государственные услуги в здравоохранении и образовании доведены до такого высокого уровня, что частные компании сами не хотят конкурировать с государством в этих областях. Все это можно считать социальными тенденциями. Антисоциальная тенденция в Финляндии и Швеции крайне плохо просматривается, так как в этих странах традиционно высок уровень солидарности между антагонистическими классами.Тем не менее, это не означает, что антисоцильности в данных странах нет. Государство (хотя бы в силу господства частной собственности, а значит и буржуазного класса) все равно принадлежит капиталистам, а значит если вдруг изменятся внешние или внутренние условия, все социальные гарантии частный капитал вполне может свернуть, безо всякого права для своих антагонистов на борьбу, поскольку опять же – высок уровень солидарности между классами. Да, сейчас блага перераспределяются справедливее, нежели чем в иных странах, но, класс-эксплуататор может использовать буржуазный парламентаризм в своих целях, поскольку капиталисты в государстве также всегда борются между собой. На данный момент наличное бытие Финляндии и Швеции – это прогрессивные капиталисты, которые заинтересованы в стабильном развитии социального государства, а бытие-в-себе – это регрессивный капитал, который только и ждет возможности, чтобы использовать орудие подавления в своих целях, дабы распределять общественное благо в свою пользу. Если бы в Финляндии и Швеции осуществлялась диктатура рабочего класса, данные преобразования были бы невозможны в силу большого сопротивления народных масс.
Заключение Итак, подведем итоги проделанного исследования. Определяя место социального государства в общей теории государства и права, мы вывели понятие социального государства. Социальное государство – это зафиксированный в праве результат классовой борьбы в определенном обществе, который отражает степень его экономического, политического и социального развития, определяет расстановку сил в распределении общественных благ. Из понятия мы также выделили следующие признаки: высокая степень социальности в государстве; перманентность изменения социального государства; то, что социальное государство отражает степень цивилизованности общества; признак того, социальное государство – это одновременно и процесс, и результат общественного развития. На основе данных признаков в данной работе выделились следующие виды социального государства: абсолютно социальные государства (коммунистические), где классовая борьба завершена полным уничтожением классов, и абсолютно антисоциальные государства – как правило, это государства устаревших формаций (рабовладение, феодализм); социальные государева, через революцию (или революционно, снизу), либо социальные государства, развитые сверху – через реформы от существующей власти (эволюционно). Далее в рамках работы удалось выявить основные проблемы развития государства в современный период: постоянная нехватка финансирования социальных институтов в государстве; проблема мировоззренческой (философской) ориентации господствующего класса, который определяет развитие общества в целом; проблема недостаточности политической воли в вопросах принятия решений относительно развития социального государства; идеологическая проблема сдерживания развития социального государства; проблема низкой заинтересованности эксплуатируемого класса в политической борьбе. И, наконец, мы выделили, в чем состоят социальные и антисоциальные тенденции в развитии социального государства в различных регионах мира с точки зрения исторического материализма и единства и борьбы противоречий. Рассмотрели модели социального государства в США, Ливии, Китае, Швеции и Финляндии. Основной вывод по проделанной работе состоит в том, что для многих стран социальные завоевания имеют огромную ценность, а значит вопросы развития концепции социального государства с точки зрения как теории, так и практики на сегодня остаются актуальными и представляют огромный интерес. Список литературы 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398. 2. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч.1). - Ст. 7598. 3. Алексеев С. С. Теория государства и права: учебник / С. С. Алексеев. – М.: Норма, 2005. - 496 с. 4. Базарова Т. С., Дамбаева Д. Р. Особенности системы социальной защиты в Китае// Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - №5. С. 80-83. 5. Гегель Георг Вильям Фридрих. Наука логики: в 3 т. / отв. ред. М. М. Розенталь. – М.: Мысль, 1970. 6. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2000. - №2. - С. 46-59. 7. Гусов К. В., Толкунова В. Н. Трудовое право России: учебник / К. В. Гусов, В. Н. Толкунова. - М.: Проспект, 2004. – 492 с. 8. Добреньков В. И., Кравченко А. И. История зарубежной социологии / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко - М.: Академический проект, 2005. - 704 с. 9. Ленин В. И. Полное собрание сочинений: в 55 т. / Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. - М.: Издательство политической литературы, 1974. - Т. 38. - 580 с. 10. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения / Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. - М.: Издательство политической литературы, 1959. - Т. 13. – 772 с. 11. Николаева Н. С. Образование как социальный институт: функции и дисфункции / Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2011. - № 4. - С. 172-177. 12. Пьянов Н. А. Теория государства и права: учеб. пособие в 2 ч. / Н. А. Пьянов - Ч. 1. Теория государства. - Иркутск: изд-во ИГУ, 2011. – 220 с. 13. 13-я поправка к Конституции США, отменяющая рабство [Электронный ресурс]// ria.ru/ 2015. - URL: https://ria.ru/spravka/20151218/1343021947.html (30 нояб. 2016 г.) 14. Законодательство Китая [Электронный ресурс]// chinalawinfo.ru/ 2016. - URL: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution/constitution_ch1 (3 дек. 2016 г.) 15. Ольга Васильева на посту министра образования [электронный ресурс]// meduza.io/ 2016. - URL: https://meduza.io/feature/2016/09/29/olga-vasilieva-na-postu-ministra-obrazovaniya-glavnye-tsitaty (1 дек. 2016 г.) 16. СМИ о сокращении больниц и врачей в России: виновата реформа здравоохранения [Электронный ресурс]// medialeaks.ru/ 2014. - URL: http://medialeaks.ru/rbkmed (1 дек. 2016 г.) 17. Фурсенко честно рассказал о целях реформы образования [электронный ресурс]// Правда-TV.ru/ 2012. - URL: http://www.pravda-tv.ru/2012/04/19/14237/14237 (30 нояб. 2016 г.)
[1] Рос. газ. 1993. 25 дек. [2] Пьянов Н. А. Теория государства и права: учеб. пособие в двух ч. Ч 1: Теория государства. Иркутск, 2011. Ч. 2. С. 36-37. [3] Алексеев С. С. Теория государства и права: учебник. М., 2005. С. 43. [4] Пьянов Н.А. Указ. соч. С. 36. [5] Алексеев С. С. Указ. соч. С. 45. [6] Пьянов Н.А. Указ. соч. С. 37. [7] Гегель Георг Вильям Фридрих. Наука логики: в 3 т. М., 1970. Т 1. С. 11. [8] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., М., 1959. Т. 13. С. 7 [9] Маркс К., Энгельс Ф. Указ. соч. С. 7. [10] Маркс К., Энгельс Ф. Указ. соч. С. 7. [11] Добреньков В.И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии. М., 2004. С. 135. [12] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Указ. соч. С. 137. [13] Ленин В. И. Полное собрание сочинений: в 55 т. М., 1974. Т. 38. С. 419. [14] Николаева Н. С. Образование как социальный институт: функции и дисфункции / Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2011. № 4. С. 172. [15] Собр. законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). ст. 7598. [16] Фурсенко честно рассказал о целях реформы образования [электронный ресурс]// Правда-TV.ru/ 2012. URL: http://www.pravda-tv.ru/2012/04/19/14237/14237 [17] Ольга Васильева на посту министра образования [электронный ресурс]// meduza.io/ 2016. URL: https://meduza.io/feature/2016/09/29/olga-vasilieva-na-postu-ministra-obrazovaniya-glavnye-tsitaty [18] Там же. [19] СМИ о сокращении больниц и врачей в России: виновата реформа здравоохранения [Электронный ресурс]// medialeaks.ru/ 2014. URL: http://medialeaks.ru/rbkmed
[20] Там же. [21] Пьянов Н.А. Указ. соч. С. 175. [22] Гусов К. В., Толкунова В. Н. Трудовое право России: учебник. М., 2004. С. 92. [23] Рос. газ. 2001. 31 дек. [24] 13-я поправка к Конституции США, отменяющая рабство [Электронный ресурс]// ria.ru/ 2015. URL: https://ria.ru/spravka/20151218/1343021947.html [25] Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2000. №2. С.49. [26] Законодательство Китая [Электронный ресурс]// chinalawinfo.ru/ 2016. URL: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution/constitution_ch1 [27] Базарова Т. С., Дамбаева Д. Р. Особенности системы социальной защиты в Китае// Вестник Бурятского государственного университета. 2015. №5. С. 81.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 3135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |