КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Из главы следует запомнить. В развитии информационного обеспечения автоматизированных информационных технологий управления экономической деятельностью наибольший интерес представляют
БАЗЫ ЗНАНИЙ В развитии информационного обеспечения автоматизированных информационных технологий управления экономической деятельностью наибольший интерес представляют применения в области искусственного интеллекта. Одной из форм реализации достижений в этой области является создание экспертных систем — специальных компьютерных систем, базирующихся на системном аккумулировании, обобщении, анализе и оценке знаний высококвалифицированных специалистов — экспертов. В экспертной системе используется база знаний, в которой представляются знания о конкретной предметной области. База знаний - это совокупность моделей, правил и факторов (данных), порождающих анализ и выводы для нахождения решений сложных задач в некоторой предметной области. Выделенные и организованные в виде отдельных, целостных структур информационного обеспечения знания о предметной области становятся явными и отделяются от других типов знаний, например общих знаний. Базы знаний позволяют выполнять рассуждения не только и не столько на основе формальной (математической) логики, но и на основе опыта, фактов, эвристик, т.е. они приближены к человеческой логике. Разработки в области искусственного интеллекта имеют целью использование больших объемов высококачественных специальных знаний о некоторой узкой предметной области для решения сложных, неординарных задач. База знаний является основой экспертной системы, она накапливается в процессе ее построения. Знания выражаются в явном виде, позволяющем сделать явным способ мышления и решения задач, и организованы так, чтобы упростить принятие решений. База знаний, обусловливающая компетентность экспертной системы, воплощает в себе знания специалистов учреждения, отдела, опыт группы специалистов и представляет собой институциональные знания (свод квалифицированных, обновляющихся стратегий, методов, решений) (рис. 3.13). Знания и правила работы можно рассматривать в различных аспектах: • глубинные и поверхностные; • качественные и количественные; • приближенные (неопределенные) и точные (определенные); • конкретные и общие; • описательные и предписывающие. Содержание базы знаний может быть применено пользователем для получения эффективных управленческих решений. На рис. 3.14 показана структура базы знаний и ее функционирование. Рис. 3.13. Основные свойства базы знаний Рис. 3.14. Технология использования базы знаний Эксперт — это специалист, умеющий находить эффективные решения в конкретной предметной области. Блок приобретения знаний отражает накопление базы знаний, этап модификаций знаний и данных. База знаний отражает возможность использования высококачественного опыта на уровне мышления квалифицированных специалистов, что делает экспертную систему рентабельной в соответствии с нуждами бизнеса и заказчика. Блок логических выводов, осуществляя сопоставление правил с фактами, порождает цепочки выводов. При работе с ненадежными данными формируются нечеткая логика, слабые коэффициенты уверенности, низкая степень меры доверия и т.д. Блок объяснений отражает в технологии использования базы знаний пользователем последовательность шагов, которые привели к тому или иному выводу с возможностью ответа на вопрос «почему». К настоящему времени распространение баз знаний в значительной степени определяется темпом накопления профессиональных знаний. Та область профессиональной человеческой деятельности, которая пока поддается формализации, а значит, и автоматизации на базе ЭВМ, — это небольшая часть накопленных человеком знаний. В составе накопленных знаний огромный слой составляют индивидуально накапливаемые неотчуждаемые знания. Меньший объем составляют знания, которые доступны для традиционной передачи. И, наконец, едва различимые в общем объеме всех остальных знаний — это формализованные знания. Структуризация или формализация знаний основана на различных способах представления знаний. В современных системах самый популярный способ использует факты и правила. Они обеспечивают естественный способ описания процессов в некоторой предметной области. Правила обеспечивают формальный способ представления рекомендаций, указаний, стратегий. Они подходят в тех случаях, когда предметные знания возникают из опытных (эмпирических) ассоциаций, накопленных за годы работы по решению задач в данной области. Правила чаще всего выражаются в виде утверждений типа: Если... то.... Описание предметной области в базе знаний предполагает разработку способов представления и организации знаний, методов формулирования, переформирования и решения задач. Понятия (объекты) предметной области представляются с помощью символов. Например, для банковской системы это могут быть: клиент, фондовый инструмент, операция, задача и т.д. Между символьными понятиями определяются отношения, применяются различные стратегии (логические или полученные в результате опыта) для манипулирования понятиями. Представление знаний, их структуризация предполагает выбор понятий, сложных, неординарных задач. Поэтому и правила в базе знаний бывают либо сложными, либо множественными и объемными. Развитие концепции баз знаний связано с исследованиями и достижениями в области систем искусственного интеллекта. Области применения баз знаний и систем на их основе расширяются. Создается целый спектр баз знаний — от небольших по объему для портативных систем до мощных, предназначенных для профессионалов, эксплуатирующих сложные и дорогие АРМ. Очень большие базы знаний хранятся в централизованных хранилищах, доступ к которым осуществляется через сети пользователями различных систем, уровней, масштабов и т.д. Успехи в разработке баз знаний сделают их доступными для массового пользователя, что будет способствовать их появлению как актуального коммерческого продукта. • Информационное обеспечение характеризует состояние управляемого объекта, является основой для принятия управленческих решений и тесно связано с программным и технологическим обеспечением. • Создание информационного обеспечения включает сбор (выявление перечня) экономических показателей, составление классификаторов и кодов; разработку форм первичных и сводных документов, а также конструирование состава базы данных, размещенного на машинных носителях. • Классификаторы и коды предназначены для формирования сводных данных на ПЭВМ, группировки информации по каким-то реквизитам-признакам. Использование классификаторов тесно связано с ведением различных справочников в машине широко используемых при компьютерной обработке экономических задач. • Документы являются основными носителями информации при компьютерной обработке. Выделяют первичные и сводные документы. Несомненным преимуществом новой информационной технологии является формирование документов при помощи компьютера, что существенно сокращает время их создания и заполнения. • Применение штрихового кодирования значительно ускоряет процесс ввода данных в машину. Этот метод находит все большее применение при учете типовых операций. • Обработка экономических задач характеризуется большими объемами информации и сложным документооборотом. Совершенствование документооборота происходит на основе специально разработанных машинных программ, обеспечивающих электронный документооборот. • Внутримашинное ИО имеет организацию данных в виде файлов, баз и банков данных, баз знаний. • Для создания этих структур используются разнообразные подходы, выбор которых зависит от объемов данных, сложности поставленных задач, требований пользователей и конкретных условий реализации. • При небольших объемах информации (до 1 Гбайта) начинающему и квалифицированному пользователю целесообразно обратиться к Access, который позволяет обходиться без прикладного программиста и ускоряет внедрение системы удовлетворения информационных потребностей пользователя. • Для более сложных вариантов работы с информацией создание внутримашинного ИО должно быть эффективным прежде всего в соотношении «стоимость — производительность — надежность». Вопросы для самоконтроля 1. Сформулируйте понятие информационного обеспечения, его цели и задачи. 2. Назовите этапы создания информационного обеспечения. 3. Дайте определения классификатора и кодов, последовательность их составления. Какова роль экономистов-пользователей в этой работе? 4. Охарактеризуйте общегосударственные, отраслевые и локальные классификаторы. 5. Опишите построение различных систем кодирования. 6. В чем состоит технология применения кодов при обработке экономических задач? 7. Каково значение справочников в технологии обработки? 8. В чем смысл штрихового кодирования? Каковы его виды и области использования? 9. Приведите примеры технологии использования штрихового кодирования. 10. Дайте определение документа, унифицированной системы документации. 11. Какова структура документа, подготовленного к компьютерной обработке. 12. Приведите примеры форм ввода данных документа в ПЭВМ. 13. Дайте понятие документооборота. В чем заключается принципы электронного документооборота? 14. Каков состав и назначение элементов внутримашинного информационного обеспечения? 15. Дайте определение базы данных, охарактеризуйте ее функции и роль в работе пользователей. 16. Раскройте понятие автоматизированного банка данных и структуру его элементов. 17. Какова последовательность этапов создания базы и банка данных? 18. Охарактеризуйте технологию создания базы данных пользователем на примере СУБД Access. 19. Дайте определение базы знаний. В чем состоит ее назначение? ГЛАВА 4 ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭИС И АРМ КОНЕЧНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |