КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История верховенства права. Реализация принципа в современных условиях
Зарождение и развитие верховенства права
Идея верховенства права зарождается в Лондоне 17 века. Д.Локк во множестве своих работ писал о том, что кто бы ни имел высшую власть в государстве, он с необходимостью должен управлять этой властью не с помощью воображаемых указов, а с помощью действительных и действенных законов, которые имею постоянный и абсолютный характер.[12] По прошествии некоторого времени, данная идея легла в основу конституций практически всех государств. Уже в 1791 году Конституция Франции провозглашает принцип верховенства права в качестве основополагающего принципа правового государства: «Ни одна власть не может стоять во Франции над законом. Король правит страной лишь в соответствии с законом и может требовать повиновения от народа только в соответствии с законом». Новый виток развития принципа верховенства права и идеи правового государства относится к послевоенному времени. В научных разработках того времени правовое государство рассматривалось как противоположное, прогрессивное явление по отношению к тоталитаризму, который в своих различных формах существовал во многих странах. Именно к этому времени и относят появление концепции правового государства в той ее форме, которая известна нам. Данная концепция вобрала в себя весь положительный опыт прошедших веков, идеи о верховенстве права, разделении властей. Принцип верховенства права имеет огромное практическое значение, а не только теоретическое. На практике он должен проявляться в том, чтобы: · деятельность абсолютно всех органов в государстве подчинялась только праву; · принимаемые нормативно-правовые акты не противоречили друг другу; · практика правоприменения судов обеспечивала в первую очередь защиту прав человека, пресекала неправомерные действия и решения органов власти и должностных лиц, исключала применение противоречащих праву нормативных актов. Принципы и критерии, на основе которых суды в необходимых случаях могут и должны разграничивать право и закон, обеспечивать действие права и его верховенство над законом, создавать правовую основу для разрешения тех или иных дел, содержатся в ст. ст. 1, 2, 7, 17, 18, 55 и некоторых других статьях Конституции РФ, а также — в общепризнанных принципах и нормах международного права.[13] Таким образом, указание в Конституции РФ на то, что Россия — правовое государство, не следует рассматривать только как цель. Оно: · во-первых, определяет границы поля, на котором могут действовать органы государственной власти, их должностные лица и которые они не вправе переходить, это — границы правового поля; · во-вторых, создает критерии, по которым должна оцениваться деятельность органов государственной власти, качество и содержание законов, правоприменительная практика (особенно судебная). Именно на образование такой практики были направлены усилия ВС РФ, который дал разъяснения по данному вопросу, содержащиеся в постановлении «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ» и постановлении от 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ». Одно из важнейших разъяснений было дано в пункте 2 первого из названных постановлений. Согласно позиции, сформированной в данном пункте, если суды общей юрисдикции сталкиваются с несоответствием федерального законодательства с положениями Конституции РФ, то они непосредственно применяют Конституцию РФ. Такое решение объясняется тем, что как основной закон государства Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на все территории Российской Федерации. То есть суды не применяют федеральное законодательство, противоречащее Конституции, в первую очередь с целью защиты прав человека, так как такое законодательство непосредственно их нарушает. Наряду с разрешением вопроса столкновения федеральных законов с Конституцией, Верховный Суд обязал суды разрешать возникающие коллизионные вопросы между федеральным законодательством и общепризнанными нормами и принципами международного права. В настоящий момент имеется немалое количество судебных прецедентов по вопросу разрешения дел на основе принципа верховенства Конституции и ее прямого действия, общепризнанных норм и принципов международного права и норм международных соглашений, договоров РФ. Таким образом, суды достаточно четко и точно подходят к вопросу обеспечения принципа верховенства права.[14] Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью утверждать, что в Российской Федерации достаточно последовательно и четко закреплены юридические основы деятельности ее органов на основе принципа верховенства права. Причем такого рода основы установлены на конституционном уровне. Конституция РФ содержит фундаментальное положение по данному вопросу, которое сформулировано в статье 120: «суды независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону». Однако, по нашему мнению, указанное положение требует определенного уточнения: суды подчиняются только тому федеральному закону, который не противоречит Конституции РФ, общепризнанным нормам и принципам международного права, а также и международным договорам РФ. Ведь суд не может с закрытыми глазами, не подумав применить тот или иной закон, так как он тем самым нарушит важнейшую свою задачу, вытекающую из положений Конституции – защита прав человека, в том числе и от необдуманных действий (бездействий) законодателя. Мы считаем, что на сегодняшний момент необходимо провести корректировку понимания и значения принципа законности в деятельности судов. Так как «законность» понимается всеми по-разному, мы считаем, что разумней было бы основываться на уже принятых и применяемых мировым сообществом положениях осуществления правосудия и правилах поведения судей. Это, несомненно, будет только содействовать формированию в РФ правового поля и развитию принципа верховенства права. Основополагающими идеями судопроизводства в РФ являются следующие:[15] · справедливость судебного разбирательства; · гласность судопроизводства; · законность, независимость, компетентность деятельности суда; · разумные сроки разбирательства согласно Международному пакту Организации Объединенных Наций о гражданских и политических правах. В отношении судей в 2002 году Комиссией по правам человека были выработаны «Бангалорские принципы поведения судей». Данные принципы были сформулированы на основе Всеобщей декларации прав человека и пакта о гражданских и политических правах. Бангалорские принципы выступают неким стандартом поведения судей, их руководства. Причем в Преамбуле документа ясно указывается, что данные принципы будут способствовать поддержанию верховенства права.[16]
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |