КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Горнопромышленный техногенез. Виды воздействия на окружающую среду
Факторы риска Многие факторы риска оказывают сходные воздействия неспецифического характера на все сенсорные системы. Неспецифическое воздействие - это воздействие прежде всего на центральные структуры мозга сенсорных систем. Специфическое воздействие - это непосредственное влияние на саму сенсорную систему. Оно связано с особенностями деятельности периферических систем данного сенсорного аппарата. Среди неспецифических факторов риска наиболее распространенными являются злоупотребление алкоголем, курение, гипокинезия, стресс, нарушение питания. Разнообразие и сложность функций, выполняемых глазом человека, коррелируют со сложностью его строения, и сама эта сложность создает основу для высокой функциональной ранимости органа зрения. В пренатальном периоде фактором риска в развитии глаза являются воздействие на плод различных токсичных физических и химических веществ, поступающих в организма матери, и инфекционные процессы, происходящие в ее организме. Они могут задерживать обратное развитие сосудов вокруг хрусталика или в стекловидном теле, что нарушает оптику глаза. При этом нарушается развитие сосудистой оболочки глаза, сетчатки, что может привести к неполному развитию цветового зрения или его отсутствию (ахроматопия). Наиболее уязвимыми структурами глаза являются роговица и хрусталик. Эта уязвимость обусловлена как особенностями строения этих структур (отсутствие кровоснабжения), так и влиянием внешней среды: соприкосновением с агрессивными факторами химической и физической природы (загрязнение воздуха, электромагнитное излучение). На снижение функциональных возможностей роговицы и хрусталика влияют и происходящие в них возрастные изменения. Так, изменение белкового состава хрусталика вызывает снижение его эластичности и прозрачности, а следовательно, остроты зрения. Для другой сенсорной системы - слуховой наиболее существенным фактором риска являются сильные звуковые раздражения. Непрерывный или периодически повторяющийся шум снижает способность к концентрации внимания, обучению, вызывает нарушение ночного сна. У женщин, живущих вблизи шумных центров (аэропорт, железнодорожный вокзал) чаще, чем у неподвергающихся шумовому воздействию, рождаются дети с дефектами тела, низким весом. Шумное производство вызывает необратимое снижение слуховых функций; бытовые приборы, радио, телевидение, настроенные на сигнал больший, чем достаточный для его восприятия, также нарушают слуховые функции. Сильные звуки монотонного характера приводят к нарушению регуляции центральной нервной системой работы внутренних органов. Безопасным для слуховой системы является шум в 20-30 дБ. В городах уровень шума, как правило, превышает 85 дБ. У 30% молодежи, постоянно слушающей «агрессивную» музыку высокой громкости, слух снижается и становится примерно таким, как у 85-летних стариков. Звук интенсивностью 130 дБ вызывает болевые ощущения и, несомненно, снижает остроту слуха. Алкоголь пагубно воздействует практически на все сенсорные системы. Его воздействие на зрительный анализатор снижает чувствительность сетчатки к восприятию цветных изображений, особенно зеленого и красного цветов. Одновременно имеют место нарушения оценки расстояния между предметами, особенно движущимися, нарушается возможность зрительной экстраполяции. Из-за нарушения содружественности в движении глаз у пьяного человека двоится изображение предметов и лиц. Алкоголь сказывается на состоянии центральной цветовосприни-мающей части сетчатки, у злоупотребляющих спиртным часто наблюдаются дистрофии элементов сетчатки, зрительного нерва. Если алкоголем постоянно злоупотребляет беременная женщина, у плода замедляется развитие рецепторной системы кожи, в результате новорожденный не имеет достаточно зрелых рецепций - тактильной, болевой, температурной и др. Это, в свою очередь, обусловливает несовершенство связей рецепторов кожи со спинальными и стволовыми структурами нервной системы. Отсутствие адекватной стимуляции центральных отделов мозга замедляет их созревание. Помимо этого, отставание созревания центральных структур мозга обусловлено и прямым влиянием алкоголя на сосуды мозга, синаптические процессы подкорковых и корковых нейронов. В целом все это затрудняет межанализаторное взаимодействие. Частый прием алкоголя женщиной в процессе беременности приводит к задержке развития у новорожденного сосательного рефлекса, а развившись, он длительно сохраняется, причем на раздражение не только околоротовой области, но и других участков поверхности головы и шеи. Точно так же - более длительно, чем в норме - у младенца сохраняются хватательный рефлекс, рефлекс Бабинского, реципрокный коленный рефлекс конечности, на которую раздражение не наносилось. Все эти данные свидетельствуют о задержке развития тормозных процессов в центральной нервной системе у детей, родившихся от женщин, злоупотреблявших алкоголем. Алкоголизм матери замедляет созревание вкусового анализатора у плода. В результате ребенок хуже сверстников распознает вкусовые раздражители, для возникновения вкусовой реакции ему требуется большее время и большая сила стимуляции. У взрослых людей при длительном употреблении алкоголя снижается вкусовая чувствительность, нарушается дифференцирование вкусовых раздражений, что увеличивает потребность в использовании пищи с большими добавками острых приправ. Хроническое употребление алкоголя может за счет действия паров спирта разрушать рецептирующую систему обоняния, а при ее сохранности, раздражая слизистую, вызывает ее пролиферацию, в результате чего затрудняется восприятие запахов. Слуховая система под воздействием злоупотребления алкоголем тоже страдает: снижается костная проводимость среднего уха, ухудшается активность рецепторного аппарата внутреннего уха, генерализованность реакций человека на звуковые сигналы. Последнее обусловлено тем, что нарушается пространственный анализ источника раздражения и его интенсивности, а также ориентация на него. Вследствие этого у лиц, страдающих алкоголизмом, удлиняется время слухомоторной реакции, время распознавания сигнала, снижается способность различать звуки по тембру и высоте. Существенное влияние на сенсорные системы оказывает табакокуре-ние. В частности, никотин снижает вкусовую, обонятельную рецепцию, затрудняет рефлекторное сокоотделение в желудке. Острота зрения у курящих табак снижается во время курения. У них же быстрее развивается зрительное утомление. Распознавание образов у курильщиков с большим стажем замедленно и требует длительной фиксации взгляда на объекте. Гипокинезия является неспецифическим фактором в изменении функционирования сенсорных систем. В каждой из них она увеличивает пороги чувствительности, снижает лабильность перехода к оптимуму реагирования.
Вопросы для повторения и самоконтроля: 1. Перечислите органы чувств, дайте каждому из них функциональную характеристику. 2. Расскажите о строении оболочек глазного яблока. 3. Назовите структуры, относящиеся к прозрачным средам глаза. Какое назначение имеет каждая из этих сред? 4. Перечислите органы, которые относятся к вспомогательным аппаратам глаза. Какие функции выполняет каждый из вспомогательных органов глаза? 5. Расскажите о строении и функциях аккомодационного аппарата глаза. 6. Опишите проводящий путь зрительного анализатора, от рецепторов, воспринимающих свет, до коры большого мозга. 7. Расскажите об адаптации глаза к свету и о цветовом зрении. Вопросы для повторения и самоконтроля: 1. Опишите барабанную полость, находящиеся в ней органы. Назовите стенки барабанной полости. 2. Перечислите анатомические образования, относящиеся к внутреннему уху. 3. Расскажите, какие структуры внутреннего уха и каким образом воспринимают статические и динамические изменения положения тела. 4. Опишите строение улитки, ее лестниц и улиткового протока. 5. Расскажите о расположении и назначении перилимфы и эндолим-фы. 6. По каким проводящим путям и к каким подкорковым и корковым центрам поступают нервные импульсы от вестибулярных и слуховых рецепторов внутреннего уха?
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |