КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Досье 6.1. Агрессивность: врожденная или приобретенная мотивация?
Резюме Общий итог К. На уровне досуга Е. На уровне повседневной жизни Д. На уровне здоровья Г. На уровне личных установок В- На уровне профессиональной жизни Б. На уровне учебы 1. Поступление в колледж, университет, институт и т.п.- 50 2. Смена учебного заведения-50 3. Трудности учебы (связанные с преподавателями, с администрацией, с программой)- 44 4. Совмещение учебы с работой-43 5. Изменение профориентации или программы-41 6. Существенные изменения в степени занятости учебными делами-38 Промежуточный итог 1. Потеря постоянной работы-62 2. Изменение профессии или работы-50 3. Существенное изменение в ответственности на работе (рост по службе, понижение и т.п.)- 47 286 Глава 6 4. Значительные изменения в распорядке и условиях работы-43 5. Неприятности с начальством-48 Промежуточный итог 1. Значительное изменение в восприятии и познании самого себя-57 2. Изменение отношения к употреблению наркотиков (в благоприятную или неблагоприятную сторону)- 52 3. Серьезный конфликт или значительные изменения в области признаваемых ценностей-50 4. Значительные изменения в понимании личной независимости и ответственности-49 5. Значительные изменения в потреблении алкоголя (благоприятные или неблагоприятные)- 46 6. Изменение личных привычек (друзей, одежды, манеры поведения и т. п.)- 45 7. Значительные изменения в религиозной практике-36 Промежуточный итог
1. Серьезная болезнь или травма-65 2. Изменение в режиме сна (в его общей длительности или во времени его начала и конца)- 34 3. Существенные изменения в еде (в количественном отношении или во времени приемов пищи)- 30 Промежуточный итог
1. Заем денег или отдача в залог имущества на сумму менее 15000 американских долларов- 52 2. Переезд на другую квартиру или изменение квартирных условий-42 3. Личное достижение исключительного уровня-40 4. Значительное изменение финансового положения (в лучшую или в худшую сторону)- 33 5. Обвинение в незначительном нарушении закона (превышение скорости, проезд на красный свет и т. п.)- 22
Промежуточный итог Мотивационная и эмоциональная активация 287 1. Значительные изменения участия в общественной жизни-43
2. Значительные изменения в характере использования досуга-37 3. Развлекательная поездка-33 Промежуточный итог
Предшествующие исследования показали, что в выборке 17- и 18-летних студентов и студенток результаты для половины их были ниже 767 единиц, а для другой половины - выше этого числа. Если вы хотите узнать свой собственный уровень, отметьте оценки каждого события, которое было в вашей жизни за последние 12 месяцев (если за этот период оно случалось неоднократно, не забудьте умножить оценку на число повторений). Потом сложите различные оценки и сравните результат с числом 767 (средним для упомянутой выборки). 1. Чем выше поднимаешься по эволюционной лестнице, тем сложнее становятся мотивации и эмоции и тем больше они проникают друг в друга. 2. Теория биологических побуждений предполагает, что организм постоянно стремится к состоянию равновесия (процесс, называемый гомеостазом), т. е. к тому, чтобы удовлетворить свои потребности и таким образом свести к нулю побуждения, которые они порождают. 3. Теория оптимальной активации утверждает, что организм стремится сохранять постоянным воздействие раздражителей, либо ослабляя его, либо усиливая, с тем чтобы поддерживать оптимальный уровень бодрствования. 4. Когнитивные теории мотивации опираются на тот факт, что все наши действия внутренне мотивированы. Мотивацию следует рассматривать не как «силу», которая стремится восстановить равновесие, а как механизм выбора форм поведения, заставляющий нас действовать в соответствии с нашим физическим состоянием, с эмоциями и мыслями, а также с целями и планами, в которых реализуется наше чувство компетентности. 288 Глава 6 5. Голод вызывается как внутренними раздражителями, так и внешними. В некоторых случаях причиной голода может быть содержания сахара в крови. Поиски и потребление пищи контролирует также особый центр, расположенный в гипоталамусе. 6. Жажда появляется только тогда, когда механизм реабации -(обратного всасывания) воды в почках оказывается недостаточен, для того, чтобы справиться с ее дефицитом. Поиск питья в этом случае стимулируется соответствующим центром в гипоталамусе. 7. Боль определяется нервным сигналом, который зависит от противоположных воздействий вещества Р и эндорфинов. Это реакция приобретаемая в самый ранний период жизни. 8. Сексуальность у людей в большой степени зависит от воспитания, полученного в рамках данной культуры. Вместе с тем в ней есть особенности, присущие всему человеческому роду. Например, женщина отличается от самок многих животных тем, что может быть сексуально активна круглый год, а также тем, что способна испытывать оргазм. Гомосексуальное поведение тоже типично только для людей; но фактически речь здесь идет скорее об особом стиле жизни некоторых индивидуумов, чем об «аномалии» биологического или социального происхождения. 9. Чем выше мы поднимаемся по эволюционной лестнице, тем больше материнское поведение зависит от научения, и, наконец, у человека культура окончательно взяла верх над «инстинктом материнства». 10. Привязанность ребенка к своим социальным партнерам в большой степени зависит от опыта, приобретенного им в первые годы жизни. Она будет тем сильнее, чем более тесной и благотворной была его связь с родителями. 11. Исследовательское поведение является врожденным у всех млекопитающих. У человека оно выражается в любознательности, в желании познать как внешний мир, так и самого себя, а также смысл собственной жизни. 12. Самоуважение проявляется в желании занять достойное место среди других людей. Оно тесно связано с опытом, пережитым в детстве, от этого опыта будет зависеть, разовьется или нет у человека чувство независимости. 13. Самореализация - это, по мнению психологов гуманистической школы, врожденная тенденция, которая приводит каждого к тому, что он старается полностью использовать свои потенциальные возможности. Таким образом он может достичь удовлетворения своих важнейших потребностей, вплоть до полноценного включения в социальную жизнь и уважения со стороны других. 14. В основе эмоций лежит физиологическая активация, ответственная как за внутренние переживания, так и за эмоциональное поведение. Однако речь здесь идет о вещах, которые часто трудно бывает выявить объективно. 15. Интенсивность эмоций связана с уровнем активации органа их направленность зависит от восприятия ситуации в целом. Мотивационная и эмоциональная активация 289 Возникновение эмоции и ее положительная или отрицательная окраска различаются прежде всего количеством информации, которой располагает в данный момент (когда происходит какое-то событие достигается удовлетворение какой-то потребности). Стресс возникает, когда животное или человек попадает в тяжелое положение. Реакция организма при стрессе получила название «общего синдрома адаптации»; она включает три этапа: реакцию тревоги, фазу сопротивления и фазу истощения. Как мы уже отмечали в первой главе, этот вопрос – один из самых трудных. Здесь действует слишком много факторов, чтобы можно было дать однозначный ответ. С одной стороны, имеются биологические данные о существовании нервных механизмов, участвующих в агрессивном поведении; а с другой стороны, результаты исследований, проведенных в последнее десятилетие, говорят о первостепенной роли социальных факторов в развитии агрессивности. К тому же существуют самые различные теории, каждая из которых выдвигает свои аргументы в защиту того или иного положения, и их противоречивость никак не способствует пониманию интересующего нас феномена. Мы постараемся изложить важнейшие точки зрения.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |