КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
V». Поэтому важно выяснять запрос, с которым они приходят -. Х-г- j г г j 2 страница
Для исследования активной грамматики в младшем Далее проводится подготовительное обучение. Детям пред- Навык согласования в самостоятельной речи может быть ответах детей, каждая из картинок загадывается два-три раза исследован как в процессе манипулятивной или игровой дея- в случайном порядке. тельности ребенка (Это какой кубик? Это какая пирамидка? Детям старшего дошкольного возраста, имеющим незна- Тебе не хватает какого кубика? Каким кольцом мы должны чительные отклонения в формировании грамматического строя закончить пирамидку?), так и в процессе использования спе- речи, предлагают более сложное задание корректорского типа — циально подобранных картинок {Рассмотри картинку и ска- прослушать словосочетание и исправить ошибки, если они есть. - ___________________________________________________ При этом требуется некоторое обучение ребенка, в ходе кото- 1 Эти существительные очень удобно использовать при исследо- Рого его У4^ ориентироваться прежде всего на звуковые пока- Кроме согласования, как мы уже упоминали, исследуется Для исследования понимания беспредложного упрайле- состояние навыка управления. В словосочетаниях, в которых ния полезно использовать тесты по изучению трудностей по- связь осуществляется по типу управления, главное слово тре- нимания логико-грамматических структур, предлагаемых бует от зависимого слова определенной грамматической фор- А. Р. Лурия (9, с. 390-392), но с обязательной адаптацией рече- мы, так, если зависимое слово выражено именем существи- вого материала к возможностям дошкольников. Так, задание тельным, то оно должно стоять в определенном падеже. Раз- на выявление понимания значения орудийности (показать личают управление беспредложное и предложное. Во втором карандаш ключом, ключ карандашом и т. д.) можно предъяв- случае связь реализуется за счет использования предлога и лять дошкольникам в неизменном виде, а вот тест на выявле- падежного окончания. Поэтому иногда такую связь называют ние понимания родительного принадлежности (отец брата и предложно-падежным управлением. Как правило, беспредлож- брат отца) лучше заменить чем-то более доступным для по- ное управление оказывается относительно более простым, по- нимания ребенка дошкольного возраста, например, где хозяин этому, чем ниже уровень развития речи, тем больше проблем велосипеда, а где велосипед хозяина. будет возникать с предложно-падежными конструкциями, чем Освоение предложно-падежного управления создает для выше уровень, тем меньше аграмматизмов мы будем отме- детей с проблемами в развитии речи большие трудности, так чать в беспредложном управлении. как при освоении этих конструкций должны быть сформиро- Состояние беспредложного управления выявляется в ходе ваны определенные предпосылки как на невербальном, так и исследования связной речи и уровня сформированности на- вербальном уровнях. Поэтому в ряде случаев, если у ребенка выка построения и оформления предложения. Однако иногда отмечается грубая несформированность предложно-падежных возникает необходимость более подробно изучить возможное- структур, логопед может рекомендовать родителям этого ре- ти сочетать слова в словосочетании, построенного по типу уп- бенка пройти дополнительное обследование у нейропсихолога равления. Эти тесты, как правило, направлены на исследова- или специального психолога с целью выявления сохранности ние не только синтаксиса, но и системы словоизменения, кото- зрительного гнозиса или уровня сформированности простран- рой владеет ребенок* ственных представлений. Обследование проводится с дошкольниками в виде игры. Кроме того, правильное употребление предложно-падеж- Лингвистический материал отбирается в соответствии с воз- ных конструкций предполагает владение семантикой предло- растом и речевыми возможностями обследуемого с учетом гов как лексических единиц. Однако в дошкольном возрасте, онтогенетических закономерностей формирования системы как свидетельствует научная литература, предлоги в качестве словоизменения. Для детей с низким уровнем сформирован- самостоятельных слов детьми без специального обучения не ности языковой системы предлагается материал следующего осознаются. Значение всей предложно-падежной конструкции характера: винительный падеж объекта (вижу стул, взял коф- воспринимается как единое целое. ту), творительный орудийности (резать ножом, пилить пи- Дети с нормой речевого развития на интуитивном уровне лой), родительный отсутствия (нет папы, нет стула), датель- осознают наличие определенного предлога как маркера про* ный адресата (дать зайцу, показать маме). странственной ситуации, а дети с системным недоразвитием Для детей более старшего возраста предлагается более речи предлоги в их обобщенной фонемной форме не выделя- разнообразный материал, включающий использование имен ют. Для этих дошкольников два словосочетания: положи книгу существительного множественного числа в косвенных паде- стол и положи книгу в стол, — обозначают одну и ту же жах. предметную ситуацию. Поскольку при произнесении предлог редуцируется и не звучит явно, ребенок интерпретирует инст- А вот если он затрудняется в употреблении предложно-па- рукции как абсолютно идентичные. дежных конструкций, тогда необходимо изучить состояние Обследование активной грамматики, как правило, прово- рецептивных навыков. И для этого детям в первую очередь дится на материале пространственных предлогов, условно предлагаются те предлоги и те конструкции, при использова- выделяемых в несколько групп, в соответствии с последова- нии которых ребенок испытывал наибольшие затруднения. С тельностью их становления в онтогенезе: этой целью используется моделирование предметной ситуа в, на, под, например книга и ручка. Ребенка просят показать, когда так • с, из, над: а ~ ^ говоря?: ручка на книге, ручка под книгой, ручка над книгой, к, от, из-за, из-под; ручка с книги й т. д. Как видите, необходимо свести к мини- • за, перед, между, через, около. муму подсказку в ВИде глагола для того, чтобы проверить, на- единственно возможную. Логопеду как специалисту по дет- шего дошкольного возраста можно заготовить серию картинок, ской речи необходимо помнить, что существуют разнообраз- на которых изображены одни и те же объекты в различных ные индивидуальные стратегии становления речевой деятель- пространственных соотношениях, нрсти у детей. Для того чтобы выявить уровень сформированности навы- Исследование состояния предложного управления у де- ка понимания падежных конструкций, детям старшего дош- тей младшего и среднего возраста проводится в процессе игры кольного возраста предлагается выполнить корректорскую про- или манипуляции с предметами, причем более подробно изу- бу, призвав на псшощь Незнайку, Буратино или еще какого- чаются две первые группы предлогов. При обследовании де- нибудь сказочного шалопая. «Послушай,— говорим мы тей старшего дошкольного возраста изучают состояние трех ребенку, — правильно ли сказал Незнайка? Книга лежит на групп предлогов. В качестве основы для обследования исполь- шкаф». Для того чтобы убедиться в том, что у ребенка в пас- зуются картинки. А вот детей, поступающих в школу, уже сивной грамматике имеется данная конструкция, достаточно проверяют по всему массиву пространственных предлогов. ограничиться ответами правильно — неправильно, не требуя Очень важно отметить, что в ряде случаев один и тот же от ребенка проговаривания" правильного варианта. Однотип- предлог, в зависимости от его значения, может быть использо- ный материал должен быть предъявлен ребенку в разных ван с различными падежными окончаниями. Например, пред- вариантах несколько раз, для того чтобы избежать случайных лог «в» в значении местоположения объекта сочетается с пред- совпадений. ложным падежом имени существительного (в столе, в ко- В ходе исследования синтаксиса логопед выясняет состо- робке), а в значении направления движения — с винительным яние навыка словоизменения в целом, отмечая количество и (е стол, в коробку). Поэтому в процессе обследования детям качество аграмматизмов в речи ребенка, задаются вопросы: «Где лежит?», «Куда положили?», «Откуда Однако будет рациональным специально проверить навы- взяли?» и проч. При этом обращается внимание не только на ки образования некоторых грамматических форм с целью адекватное употребление предлогов, но и на правильное ис- выявления состояния языковой способности ребенка и нали- пользование падежных окончаний. чия первичной речевой недостаточности. Особенно это важно Если ребенок правильно использует предложное управле- при обследовании детей, которые плохо овладели русским ние, то исследовать состояние его понимания необязательно. языком в качестве второго или третьего. Не секрет, что в настоящее время в России не ослабевает разование слов по аналогии или образцам. Длительность про- поток беженцев и мигрантов. В детские сады и школы посту- цедуры обучения грамматическим действиям по аналогии яв- пают дети, порой совсем не владеющие русским языком. При ляется достаточно достоверным показателем сформирован- этом патология формирования речевой деятельности может ности (несформированности) языковой способности и сохран- отмечаться у любого ребенка, в том числе и такого. Каким же ности (дефектности) основных механизмов, обеспечивающих образом отличить ребенка, который попал в чуждую ему язы- грамматическое оформление языковых единиц, следователь- ковую среду и не успел выучить новые для себя средства и н0> отсутствие (наличие) патологии грамматического строя законы речевого общения1, и ребенка, имеющего патологию речи, речи. усугубленную тем, что обследование и обучение ведется на При обследовании словоизменительных и словообразова- незнакомом языке? Дифференциальная диагностика принци- тельных навыков логопеду необходимо исключить из перечня пиальна, поскольку позволяет определить для ребенка адек- языкового материала супплетивные формы, у которых корне- ватный образовательный маршрут: либо дополнительные за- вые части не совпадают, например: ребенок — дети, хорошо — нятия русским языком как средством общения, либо коррек- лучше, корова — теленок. Эти формы относятся к обследова- ционно-развивающие занятия по восполнению пробелов в нию лексического запаса, поскольку заучиваются как готовые развитии ребенка. единицы. Такая диагностика возможна при исследовании состоя- Обследование состояния пассивной грамматики проводится ния некоторых механизмов, обеспечивающих освоение грам- в тех случаях, когда ребенок демонстрирует невозможность матики в онтогенезе. Это прежде всего механизм генерали- образования новых форм или слов в процессе обследования зации, о котором мы упоминали выше. Он действует при активной грамматики. В качестве текущего контроля за про-, условии функционирования сохранного неосознанного фо- цессом понимания словообразовательных форм и конструк- нематического анализа и сохранной речемыслительной де- Чий можно попросить ребенка объяснить, когда так говорят, ятельности: процессов анализа, синтеза, обобщения, класси- или составить предложение (словосочетание) с данным сло- фикации и др. процессов языковой действительности. При вом- Например, «когда можно говорить глаза, а когда лучше этом формальный анализ сочетается с семантическим ана- сказать глазки», «составьте словосочетания со словами мед- лизом, что позволяет ребенку не просто выделять законы ведь и медвежонок». грамматического оформления языкового материала, но и ПРИ грубом недоразвитии речи у ребенка в активной грам- делать это адекватно значениям грамматических форм и матике резко ограничен набор грамматических средств, поэто- конструкций и высказывания в целом. МУ ПРИ обследовании этих детей рационально использовать Поэтому в рамках обследования словоизменения, а затем специальный дидактический материал, рассчитанный на про- и словообразования детям можно предложить изменение/об- верку понимания наиболее простых грамматических катего ------------------------------------------------------------------------------------- рукций. Используются инструкции типа «Покажи, где (на 1 Каждый из нас может попасть в чуждую языковую среду, на- какои картинке) карандаш, а где карандаши...», «Покажи, пример во время туристической поездки в которой мы испыты- на какой картинке бегут> а на какои бежит...», «Дай куби- ваем коммуникативные ограничения, обусловленные уровнем _ „ ки. Дай кубик...» и т. д. туация автоматически выводит нас в разряд лиц с речевой пато- В хоДе исследования лексико-грамматическои стороны логией. речи мы рекомендуем вести протокол обследования, куда за- носятся данные о предъявленном материале, о том, с каким * в самостоятельной (спонтанной) речи; материалом ребенок справляется успешно, и фиксируются * на специально отобранном материале (в словах, слогах) ошибки ребенка. Это необходимо делать по следующим при- под контРолсм сознания; чинам* * изолированное произнесение. 1. У специалиста формируется представление об индивиду- Выявление уровня владения звуком позволяет логопеду альной картине дефекта речи. ' в дальнейшем избегать лишней ненужной работы. Например, 2. Анализ протокольных записей позволяет выявить харак- если У Ребенка звук недостаточно автоматизирован (отмечает-тер ошибок на данном этапе обследования и наметить пути ся Дефектное произношение только в самостоятельном выс-дальнейшего обследования. казывании), то ни к чему заниматься вызыванием звука и 3. Это, в свою очередь, позволяет спланировать адресную кор- первичной его автоматизацией. рекционную помощь ребенку с учетом его проблем. При- Обследование звукопроизношения проводится в процессе чем эта помощь будет строиться на сочетании фронталь- деятельности ребенка и в совместной деятельности с логопедом. , - До недавнего времени считалось, что обследовать звуко- ных и индивидуальных форм обучения. " *, произношение, так же как и говорить о его дефектности, можно только после пяти лет — контрольного времени для фор- ^ мирования звуковой стороны речи. В настоящее время воз- Звукопроизношение раст пяти лет как рубеж для становления звукопроизношения _> подвергается сомнению. Кроме того, большое внимание уде- Обследование звукопроизношения проводится только в „ - „ Z -- ляется ранней диагностики развития речи детей, том случае, если у ребенка в процессе беседы с ним, обследова- т, - „ * ^„ „ _ В ряде случаев наличие патологических тенденции в раз * витии звукопроизношения можно уверенно диагностировать ся недостатки звукопроизношения. в м(шент становления ра3вернутой фразовой речи, различая В качестве дефектов звукопроизношения рассматрива- патологию и физиологическую дислалию, т. е. несовершенства ются: звукопроизношения, обусловленные особенностями становле-* • отсутствие звука* ния эт°й системы в онтогенезе. К показателям дефектности • искажение звука* звукопроизношения можно отнести;, прежде всего, различного • замены звуков (устойчивые или неустойчивые); Р°Да искажения, свидетельствующие о формировании заведо-. смешения звуков (устойчивые и неустойчивые). мо неверного артикуляционного уклада: боковые звуки, велярные звуки, межзубные согласные. Логопед отмечает в протоколе, какие звуки имеют дефек- Иногда дефекты этого рода являются результатом завы- ты. При наличии пропусков звуков, их замен или смешений шенных требований к ребенку со стороны родителей. Скажем, обязательно проводится углубленное обследование фонемораз- родители любыми способами пытаются добиться от трехлет- личения. Причем дефектные звуки включаются в языковой него малыша правильного произнесения звука «р». Посколь- материал в обязательном порядке! ку его артикуляционный аппарат в этом возрасте не готов к Для оценки качества звукопроизношения и определения устойчивой артикуляции сложного звука, а ребенку хочется направлений коррекции определяется уровень, на котором угодить родителям, то в результате он производит велярно- звукопроизношение сформировано недостаточно: увулярный звук, который обрадованные родители успешно закрепляют в речи малыша1. В подавляющем большинстве тей с менее грубой речевой патологией предлагаются слова случаев причиной аномалий формирования звукопроизноси- сложной слоговой структуры. тельных навыков является несовершенство строения и дви- При обследовании отмечается* гательных функций артикуляционного аппарата. л. какими слоговыми структурами владеет ребенок; Обследование проводится в игровой форме. В качестве. какими слоговыми структурами он не владеет (многослож- ка в области замен и смешений (особенно неустойчивых вари-. отмечается характер типичных ошибок, насыщенных этими звуками, а детям старшего дошкольного слогов в слове, их характер, но и акцентный контур слова, по- возраста — доступные по содержанию скороговорки. этому в обследование включаются задания по определению количества слогов в слове и ударного слога. Конечно, эти задания можно давать только детям старшего дошкольного возра- 11 Слоговая Структура слова СТа' пР°шеДшим специальное обучение. В остальных случаях Р можно ограничиться заданиями на восприятие акцентного Если у дошкольника обнаруживаются проблемы с исполь- контура: ребенку можно дать для различения слова, отличаю- зованием в самостоятельной речи слов различной слоговой щиеся ударением, типа: замок — замок, глазки — глазки, структуры, обследование проводится как при самостоятель- кружки, — кружки. ном назывании предметов, в том числе, по картинкам, так и в При наличии у ребенка проблем в воспроизведении слов отраженном проговаривании отдельных слов, словосочетаний различной слоговой структуры и восприятия акцентного кон- или предложений. В ряде случаев еще при обследовании зву- тура слова, необходимо провести обследование ритмико-мело- копроизношения вербальный материал отбирается таким об- дических структур на невербальном уровне, Ры- характера процедура обследования далее разворачивается по При отборе языкового материала необходимо соблюдать двум направлениям: и возрастных особенностей произношения. 1' Обследование строения и двигательных функций артику- Для детей с грубым речевым недоразвитием создаются ляционного аппарата, специальные альбомы, в которых слова расположены в соот- 2- Обследование состояния фонематического восприятия, 1 Необходимо отметить, что наиболее частая причина обращения Ш Отроение И фунКЦИИ к логопеду со стороны родителей до сих пор остается та же, что w арТИКуЛЯЦИОННОГО аппарата и лет двадцать назад: «Ребенок не произносит звук "р"». И хотя на самом деле у ребенка могут отмечаться другие более серьез- Построение системы коррекционной работы по восполне- ные проблемы в развитии речи, родители замечают только звук - л.,- .£ у v A * нию пробелов в формировании зиукопроизношения требует, на обследование чтобы логопед достаточно четко представлял себе причину появления этих проблем — клиническую форму речевой па- ем эти тесты на тот период, когда между ребенком и специ- тологии: дислалию, дизартрию, ринолалию, моторную алалию. алистом установятся доверительные отношения1. Обследо- При каждой из них звуковая сторона речи страдает специфи- вание лучше проводить, не прибегая к зондам и шпателям, ческим образом. Перед тем как осмотреть ротовую полость ребенка, руки не- Определить клиническую форму патологии возможно обходимо тщательно продезинфицировать, завершив дезин- только при обнаружении конкретных диагностических при- фекцию протиранием рук спиртом. Разумеется, у логопеда знаков, обуславливающих появление недостатков звукопро- должны быть коротко подстрижены ногти, отсутствовать на изношения. них лак. Одной из причин могут быть отклонения или дефекты в В первую очередь необходимо изучить состояние двигатель- строении артикуляционного аппарата. Строение органов ных функций артикуляционного аппарата. Детям предъявля- артикуляции имеет достаточно высокую вариабельность в ется небольшое количество упражнений, направленных на пределах физиологической нормы. Ребенок, овладевая фо- принятие позы, переключения с одной позы на другую, удер- нематической системой языка в онтогенезе, ориентируется, жание позы и многократное ее повторение. Нагрузка дается прежде всего, на акустическое соответствие своей речи ре- на все подвижные органы артикуляционного аппарата: губы, чевому социуму. Высокий уровень компенсаторных возмож- щеки, язык, нижнюю челюсть, мягкое небо. Особое внимание ностей в раннем дошкольном возрасте позволяет это еде- уделяется тем органам и тем мышцам, которые участвуют в лать достаточно успешно независимо от индивидуальных произнесении дефектного звука и не участвуют в произнесе- особенностей строения органов артикуляции. Однако неко- нии сохранных звуков. торые отклонения в строении артикуляционного аппарата Сначала упражнения проводятся в игровой форме на уровне могут препятствовать формированию правильного звукопро- непроизвольных движений — имитации витальных артику- изношения. ляционных позиций: «Покажи, как ты целуешь маму, как Другой причиной может быть нарушение двигательных кошка язычком лакает молоко, оближи ложку с вареньем, Некоторые данные о возможных причинах недостаточно- инструкции, т. е. на осознанном уровне. Полученные данные сти звукопроизносительной стороны речи логопед получает в выполнения движений сопоставляются, за ребенком. Наличие рубцов губы после операции, усиленной 5-7 минут одноразово. При этом упражнения на удержание саливации или снижение тонуса мышц, своеобразное выраже- выполняется не дольше 10 секунд (каждая поза), а количество ние лица ребенка и др. — это признаки, которые могут послу- повторений упражнения при его многократном воспроизведе- жить пусковым моментом для углубленного исследования нии составляет 4-6 раз. функции артикуляционного аппарата. i Расположение стакана с зондами и шпателями непосредственно Немногие дошкольники позволят вам при первом зна- перед глазами дошкольника приводит к развитию у него чув- комстве осмотреть их ротовую полость (эта процедура напо- ства тревоги. Поэтому данный инструментарий производит хо- минает им о визите к стоматологу), поэтому мы откладыва- рошее впечатление на родителей и плохое — на дошкольника. Кроме упражнений, позволяющих наблюдать за работой Как правило, обследование начинается с того, что детям артикуляционных мышц при различных нагрузках, для уточ- предъявляются для отраженного проговаривания ряды сло- нения заключения логопед должен предложить ребенку уп- гов, содержащие оппозиционные согласные, которые они уме- ражнения для выявления состояния двигательных функций ют произносить. Для детей младше 5-5,5 лет предлагается мимических мышц: «Покажи, какой ты сердитый, какой кис- прослушать и воспроизвести 2 слога, детей старше 5,5 лет — лый лимон, ты удивлен» и др. три. Количество слогов в каждом случае зависит от уровня В ходе выполнения этих упражнений можно осмотреть развития речи ребенка, строение органов артикуляции. В эти слоги включаются согласные, которые наиболее ча- Для этого попросите ребенка широко открыть рот. Ребе- ст0 страдают на письме, противопоставленные по признакам: чие субмукозной расщелины или для обследования послеопе- * мягкость - твердость (на примере носовых согласных «м'», рационного шва при открытой ринолалии). В ряде случаев «м»), могут потребоваться дополнительные клинические данные * место образования (на примере взрывных «б», «д»); специалистов (ортодонта, отоларинголога, рентгенолога и др.). * место и ™осо6 образования (на примере аффрикат «ц», Порекомендуйте родителям пройти консультации врачей, «ч»,щ»). прежде чем вы сможете сделать окончательное заключение о В обследование включаются прямые слоги, в которых пред- пары дается несколько раз, каждый раз в ряду слогов меняется порядок их следования.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |