Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V». Поэтому важно выяснять запрос, с которым они приходят -. Х-г- j г г j 2 страница




Для исследования активной грамматики в младшем Далее проводится подготовительное обучение. Детям пред-
дошкольном возрасте преимущественно отбираются слова лагается сыграть в «Угадайку», но перед этим надо потрени-
первого типа, а для более взрослых детей можно использовать роваться в умении отгадывать задуманное логопедом. Для этого
слова второго и третьего типов, поскольку у детей шире опыт сначала логопед четко, в несколько замедленном темпе произ-
общения, в результате которого происходит усвоение норма- носит словосочетания по одному, выделяя голосом окончания
тивных грамматических единиц. Однако, если ребенок счита- в их орфографической форме, и просит ребенка внимательно
ет, что девочку зовут Лёня, это еще не означает наличие аграм- вслушиваться в предъявляемый материал. Можно попросить
матизма, просто у ребенка нет знакомых с этим именем, и по- ребенка произносить отраженно эти словосочетания. Таким
этому он не знает его адекватного способа употребления. В образом, каждое из словосочетаний повторяется три-четыре
качестве материала для заключения о состоянии граммати- раза. Затем логопед просит ребенка угадать и показать на кар-
ческого строя могут быть использованы системные регуляр- тинке, что он задумал, и называет прилагательное или глагол в
иые ошибки, а не отдельные оговорки. нужной форме. Чтобы исключить случайность совпадения в

Навык согласования в самостоятельной речи может быть ответах детей, каждая из картинок загадывается два-три раза

исследован как в процессе манипулятивной или игровой дея- в случайном порядке.

тельности ребенка (Это какой кубик? Это какая пирамидка? Детям старшего дошкольного возраста, имеющим незна-

Тебе не хватает какого кубика? Каким кольцом мы должны чительные отклонения в формировании грамматического строя

закончить пирамидку?), так и в процессе использования спе- речи, предлагают более сложное задание корректорского типа —

циально подобранных картинок {Рассмотри картинку и ска- прослушать словосочетание и исправить ошибки, если они есть.

- ___________________________________________________ При этом требуется некоторое обучение ребенка, в ходе кото-

1 Эти существительные очень удобно использовать при исследо- Рого его У4^ ориентироваться прежде всего на звуковые пока-
вании пассивной грамматики для выявления умения понимать затели грамматических категорий, а затем зачитывают мате-
связи слов в словосочетаниях. риал для аудирования, четко проговаривая окончания.


Кроме согласования, как мы уже упоминали, исследуется Для исследования понимания беспредложного упрайле-

состояние навыка управления. В словосочетаниях, в которых ния полезно использовать тесты по изучению трудностей по-

связь осуществляется по типу управления, главное слово тре- нимания логико-грамматических структур, предлагаемых

бует от зависимого слова определенной грамматической фор- А. Р. Лурия (9, с. 390-392), но с обязательной адаптацией рече-

мы, так, если зависимое слово выражено именем существи- вого материала к возможностям дошкольников. Так, задание

тельным, то оно должно стоять в определенном падеже. Раз- на выявление понимания значения орудийности (показать

личают управление беспредложное и предложное. Во втором карандаш ключом, ключ карандашом и т. д.) можно предъяв-

случае связь реализуется за счет использования предлога и лять дошкольникам в неизменном виде, а вот тест на выявле-

падежного окончания. Поэтому иногда такую связь называют ние понимания родительного принадлежности (отец брата и

предложно-падежным управлением. Как правило, беспредлож- брат отца) лучше заменить чем-то более доступным для по-

ное управление оказывается относительно более простым, по- нимания ребенка дошкольного возраста, например, где хозяин

этому, чем ниже уровень развития речи, тем больше проблем велосипеда, а где велосипед хозяина.

будет возникать с предложно-падежными конструкциями, чем Освоение предложно-падежного управления создает для

выше уровень, тем меньше аграмматизмов мы будем отме- детей с проблемами в развитии речи большие трудности, так

чать в беспредложном управлении. как при освоении этих конструкций должны быть сформиро-

Состояние беспредложного управления выявляется в ходе ваны определенные предпосылки как на невербальном, так и

исследования связной речи и уровня сформированности на- вербальном уровнях. Поэтому в ряде случаев, если у ребенка

выка построения и оформления предложения. Однако иногда отмечается грубая несформированность предложно-падежных

возникает необходимость более подробно изучить возможное- структур, логопед может рекомендовать родителям этого ре-

ти сочетать слова в словосочетании, построенного по типу уп- бенка пройти дополнительное обследование у нейропсихолога

равления. Эти тесты, как правило, направлены на исследова- или специального психолога с целью выявления сохранности

ние не только синтаксиса, но и системы словоизменения, кото- зрительного гнозиса или уровня сформированности простран-

рой владеет ребенок* ственных представлений.

Обследование проводится с дошкольниками в виде игры. Кроме того, правильное употребление предложно-падеж-

Лингвистический материал отбирается в соответствии с воз- ных конструкций предполагает владение семантикой предло-

растом и речевыми возможностями обследуемого с учетом гов как лексических единиц. Однако в дошкольном возрасте,

онтогенетических закономерностей формирования системы как свидетельствует научная литература, предлоги в качестве

словоизменения. Для детей с низким уровнем сформирован- самостоятельных слов детьми без специального обучения не

ности языковой системы предлагается материал следующего осознаются. Значение всей предложно-падежной конструкции

характера: винительный падеж объекта (вижу стул, взял коф- воспринимается как единое целое.

ту), творительный орудийности (резать ножом, пилить пи- Дети с нормой речевого развития на интуитивном уровне

лой), родительный отсутствия (нет папы, нет стула), датель- осознают наличие определенного предлога как маркера про*

ный адресата (дать зайцу, показать маме). странственной ситуации, а дети с системным недоразвитием

Для детей более старшего возраста предлагается более речи предлоги в их обобщенной фонемной форме не выделя-

разнообразный материал, включающий использование имен ют. Для этих дошкольников два словосочетания: положи книгу

существительного множественного числа в косвенных паде- стол и положи книгу в стол, — обозначают одну и ту же

жах. предметную ситуацию. Поскольку при произнесении предлог


редуцируется и не звучит явно, ребенок интерпретирует инст- А вот если он затрудняется в употреблении предложно-па-

рукции как абсолютно идентичные. дежных конструкций, тогда необходимо изучить состояние

Обследование активной грамматики, как правило, прово- рецептивных навыков. И для этого детям в первую очередь

дится на материале пространственных предлогов, условно предлагаются те предлоги и те конструкции, при использова-

выделяемых в несколько групп, в соответствии с последова- нии которых ребенок испытывал наибольшие затруднения. С

тельностью их становления в онтогенезе: этой целью используется моделирование предметной ситуа­
ции, в которых объекты манипуляции остаются неизменными,

в, на, под, например книга и ручка. Ребенка просят показать, когда так

с, из, над: а ~ ^

говоря?: ручка на книге, ручка под книгой, ручка над книгой,

к, от, из-за, из-под; ручка с книги й т. д. Как видите, необходимо свести к мини-

за, перед, между, через, около. муму подсказку в ВИде глагола для того, чтобы проверить, на-
Причем нельзя принимать эту последовательность как сколько ребенок понимает значение предлогов. Для детей стар-

единственно возможную. Логопеду как специалисту по дет- шего дошкольного возраста можно заготовить серию картинок,

ской речи необходимо помнить, что существуют разнообраз- на которых изображены одни и те же объекты в различных

ные индивидуальные стратегии становления речевой деятель- пространственных соотношениях,

нрсти у детей. Для того чтобы выявить уровень сформированности навы-

Исследование состояния предложного управления у де- ка понимания падежных конструкций, детям старшего дош-

тей младшего и среднего возраста проводится в процессе игры кольного возраста предлагается выполнить корректорскую про-

или манипуляции с предметами, причем более подробно изу- бу, призвав на псшощь Незнайку, Буратино или еще какого-

чаются две первые группы предлогов. При обследовании де- нибудь сказочного шалопая. «Послушай,— говорим мы

тей старшего дошкольного возраста изучают состояние трех ребенку, — правильно ли сказал Незнайка? Книга лежит на

групп предлогов. В качестве основы для обследования исполь- шкаф». Для того чтобы убедиться в том, что у ребенка в пас-

зуются картинки. А вот детей, поступающих в школу, уже сивной грамматике имеется данная конструкция, достаточно

проверяют по всему массиву пространственных предлогов. ограничиться ответами правильнонеправильно, не требуя

Очень важно отметить, что в ряде случаев один и тот же от ребенка проговаривания" правильного варианта. Однотип-

предлог, в зависимости от его значения, может быть использо- ный материал должен быть предъявлен ребенку в разных

ван с различными падежными окончаниями. Например, пред- вариантах несколько раз, для того чтобы избежать случайных

лог «в» в значении местоположения объекта сочетается с пред- совпадений.

ложным падежом имени существительного (в столе, в ко- В ходе исследования синтаксиса логопед выясняет состо-

робке), а в значении направления движения — с винительным яние навыка словоизменения в целом, отмечая количество и

(е стол, в коробку). Поэтому в процессе обследования детям качество аграмматизмов в речи ребенка,

задаются вопросы: «Где лежит?», «Куда положили?», «Откуда Однако будет рациональным специально проверить навы-

взяли?» и проч. При этом обращается внимание не только на ки образования некоторых грамматических форм с целью

адекватное употребление предлогов, но и на правильное ис- выявления состояния языковой способности ребенка и нали-

пользование падежных окончаний. чия первичной речевой недостаточности. Особенно это важно

Если ребенок правильно использует предложное управле- при обследовании детей, которые плохо овладели русским

ние, то исследовать состояние его понимания необязательно. языком в качестве второго или третьего.


Не секрет, что в настоящее время в России не ослабевает разование слов по аналогии или образцам. Длительность про-

поток беженцев и мигрантов. В детские сады и школы посту- цедуры обучения грамматическим действиям по аналогии яв-

пают дети, порой совсем не владеющие русским языком. При ляется достаточно достоверным показателем сформирован-

этом патология формирования речевой деятельности может ности (несформированности) языковой способности и сохран-

отмечаться у любого ребенка, в том числе и такого. Каким же ности (дефектности) основных механизмов, обеспечивающих

образом отличить ребенка, который попал в чуждую ему язы- грамматическое оформление языковых единиц, следователь-

ковую среду и не успел выучить новые для себя средства и н0> отсутствие (наличие) патологии грамматического строя

законы речевого общения1, и ребенка, имеющего патологию речи, речи.

усугубленную тем, что обследование и обучение ведется на При обследовании словоизменительных и словообразова-

незнакомом языке? Дифференциальная диагностика принци- тельных навыков логопеду необходимо исключить из перечня

пиальна, поскольку позволяет определить для ребенка адек- языкового материала супплетивные формы, у которых корне-

ватный образовательный маршрут: либо дополнительные за- вые части не совпадают, например: ребенок — дети, хорошо

нятия русским языком как средством общения, либо коррек- лучше, корова — теленок. Эти формы относятся к обследова-

ционно-развивающие занятия по восполнению пробелов в нию лексического запаса, поскольку заучиваются как готовые

развитии ребенка. единицы.

Такая диагностика возможна при исследовании состоя- Обследование состояния пассивной грамматики проводится

ния некоторых механизмов, обеспечивающих освоение грам- в тех случаях, когда ребенок демонстрирует невозможность

матики в онтогенезе. Это прежде всего механизм генерали- образования новых форм или слов в процессе обследования

зации, о котором мы упоминали выше. Он действует при активной грамматики. В качестве текущего контроля за про-,

условии функционирования сохранного неосознанного фо- цессом понимания словообразовательных форм и конструк-

нематического анализа и сохранной речемыслительной де- Чий можно попросить ребенка объяснить, когда так говорят,

ятельности: процессов анализа, синтеза, обобщения, класси- или составить предложение (словосочетание) с данным сло-

фикации и др. процессов языковой действительности. При вом- Например, «когда можно говорить глаза, а когда лучше

этом формальный анализ сочетается с семантическим ана- сказать глазки», «составьте словосочетания со словами мед-

лизом, что позволяет ребенку не просто выделять законы ведь и медвежонок».

грамматического оформления языкового материала, но и ПРИ грубом недоразвитии речи у ребенка в активной грам-

делать это адекватно значениям грамматических форм и матике резко ограничен набор грамматических средств, поэто-

конструкций и высказывания в целом. МУ ПРИ обследовании этих детей рационально использовать

Поэтому в рамках обследования словоизменения, а затем специальный дидактический материал, рассчитанный на про-

и словообразования детям можно предложить изменение/об- верку понимания наиболее простых грамматических катего­
рий: числа, рода, времени, некоторых падежных форм и конст-

------------------------------------------------------------------------------------- рукций. Используются инструкции типа «Покажи, где (на

1 Каждый из нас может попасть в чуждую языковую среду, на- какои картинке) карандаш, а где карандаши...», «Покажи,

пример во время туристической поездки в которой мы испыты- на какой картинке бегут> а на какои бежит...», «Дай куби-

ваем коммуникативные ограничения, обусловленные уровнем _ „

ки. Дай кубик...» и т. д.
владения иностранным языком, но это не значит, что данная си- ^ ^ „

туация автоматически выводит нас в разряд лиц с речевой пато- В хоДе исследования лексико-грамматическои стороны

логией. речи мы рекомендуем вести протокол обследования, куда за-


носятся данные о предъявленном материале, о том, с каким * в самостоятельной (спонтанной) речи;

материалом ребенок справляется успешно, и фиксируются * на специально отобранном материале (в словах, слогах)

ошибки ребенка. Это необходимо делать по следующим при- под контРолсм сознания;

чинам* * изолированное произнесение.

1. У специалиста формируется представление об индивиду- Выявление уровня владения звуком позволяет логопеду альной картине дефекта речи. ' в дальнейшем избегать лишней ненужной работы. Например,

2. Анализ протокольных записей позволяет выявить харак- если У Ребенка звук недостаточно автоматизирован (отмечает-тер ошибок на данном этапе обследования и наметить пути ся Дефектное произношение только в самостоятельном выс-дальнейшего обследования. казывании), то ни к чему заниматься вызыванием звука и

3. Это, в свою очередь, позволяет спланировать адресную кор- первичной его автоматизацией.

рекционную помощь ребенку с учетом его проблем. При- Обследование звукопроизношения проводится в процессе

чем эта помощь будет строиться на сочетании фронталь- деятельности ребенка и в совместной деятельности с логопедом.

, - До недавнего времени считалось, что обследовать звуко-

ных и индивидуальных форм обучения. " *,

произношение, так же как и говорить о его дефектности, мож­но только после пяти лет — контрольного времени для фор-

^ мирования звуковой стороны речи. В настоящее время воз-

Звукопроизношение раст пяти лет как рубеж для становления звукопроизношения

_> подвергается сомнению. Кроме того, большое внимание уде-

Обследование звукопроизношения проводится только в „ - „

Z -- ляется ранней диагностики развития речи детей,

том случае, если у ребенка в процессе беседы с ним, обследова- т, -

* ^„ „ _ В ряде случаев наличие патологических тенденции в раз­
нил связной речи или по жалобам родителей обнаруживают-

* витии звукопроизношения можно уверенно диагностировать

ся недостатки звукопроизношения. в м(шент становления ра3вернутой фразовой речи, различая

В качестве дефектов звукопроизношения рассматрива- патологию и физиологическую дислалию, т. е. несовершенства

ются: звукопроизношения, обусловленные особенностями становле-*

• отсутствие звука* ния эт°й системы в онтогенезе. К показателям дефектности

• искажение звука* звукопроизношения можно отнести;, прежде всего, различного

• замены звуков (устойчивые или неустойчивые); Р°Да искажения, свидетельствующие о формировании заведо-. смешения звуков (устойчивые и неустойчивые). мо неверного артикуляционного уклада: боковые звуки, ве­лярные звуки, межзубные согласные.

Логопед отмечает в протоколе, какие звуки имеют дефек- Иногда дефекты этого рода являются результатом завы-

ты. При наличии пропусков звуков, их замен или смешений шенных требований к ребенку со стороны родителей. Скажем,

обязательно проводится углубленное обследование фонемораз- родители любыми способами пытаются добиться от трехлет-

личения. Причем дефектные звуки включаются в языковой него малыша правильного произнесения звука «р». Посколь-

материал в обязательном порядке! ку его артикуляционный аппарат в этом возрасте не готов к

Для оценки качества звукопроизношения и определения устойчивой артикуляции сложного звука, а ребенку хочется

направлений коррекции определяется уровень, на котором угодить родителям, то в результате он производит велярно-

звукопроизношение сформировано недостаточно: увулярный звук, который обрадованные родители успешно


закрепляют в речи малыша1. В подавляющем большинстве тей с менее грубой речевой патологией предлагаются слова

случаев причиной аномалий формирования звукопроизноси- сложной слоговой структуры.

тельных навыков является несовершенство строения и дви- При обследовании отмечается*

гательных функций артикуляционного аппарата. л. какими слоговыми структурами владеет ребенок;

Обследование проводится в игровой форме. В качестве. какими слоговыми структурами он не владеет (многослож-
усложненного материала для выявления звуков группы рис- ными, со стечением согласных)-

ка в области замен и смешений (особенно неустойчивых вари-. отмечается характер типичных ошибок,
антов) детям среднего дошкольного возраста можно предъяв­
лять отраженное проговаривание коротких стихотворений, в слоговую структуру слова входит не только количество

насыщенных этими звуками, а детям старшего дошкольного слогов в слове, их характер, но и акцентный контур слова, по-

возраста — доступные по содержанию скороговорки. этому в обследование включаются задания по определению

количества слогов в слове и ударного слога. Конечно, эти зада­ния можно давать только детям старшего дошкольного возра-

11 Слоговая Структура слова СТа' пР°шеДшим специальное обучение. В остальных случаях

Р можно ограничиться заданиями на восприятие акцентного

Если у дошкольника обнаруживаются проблемы с исполь- контура: ребенку можно дать для различения слова, отличаю-

зованием в самостоятельной речи слов различной слоговой щиеся ударением, типа: замок — замок, глазкиглазки,

структуры, обследование проводится как при самостоятель- кружки,кружки.

ном назывании предметов, в том числе, по картинкам, так и в При наличии у ребенка проблем в воспроизведении слов

отраженном проговаривании отдельных слов, словосочетаний различной слоговой структуры и восприятия акцентного кон-

или предложений. В ряде случаев еще при обследовании зву- тура слова, необходимо провести обследование ритмико-мело-

копроизношения вербальный материал отбирается таким об- дических структур на невербальном уровне,
разом, чтобы он представлял разнообразные слоговые структу- При наличии у ребенка проблем звукопроизносительного

Ры- характера процедура обследования далее разворачивается по

При отборе языкового материала необходимо соблюдать двум направлениям:
принцип его доступности для детей с точки зрения семантики

и возрастных особенностей произношения. 1' Обследование строения и двигательных функций артику-

Для детей с грубым речевым недоразвитием создаются ляционного аппарата,

специальные альбомы, в которых слова расположены в соот- 2- Обследование состояния фонематического восприятия,
ветствии с классами, выделенными А. К. Марковой. Для де-

1 Необходимо отметить, что наиболее частая причина обращения Ш Отроение И фунКЦИИ

к логопеду со стороны родителей до сих пор остается та же, что w арТИКуЛЯЦИОННОГО аппарата

и лет двадцать назад: «Ребенок не произносит звук "р"». И хотя

на самом деле у ребенка могут отмечаться другие более серьез- Построение системы коррекционной работы по восполне-

ные проблемы в развитии речи, родители замечают только звук - л.,-

у v A * нию пробелов в формировании зиукопроизношения требует,

на обследование чтобы логопед достаточно четко представлял себе причину


появления этих проблем — клиническую форму речевой па- ем эти тесты на тот период, когда между ребенком и специ-

тологии: дислалию, дизартрию, ринолалию, моторную алалию. алистом установятся доверительные отношения1. Обследо-

При каждой из них звуковая сторона речи страдает специфи- вание лучше проводить, не прибегая к зондам и шпателям,

ческим образом. Перед тем как осмотреть ротовую полость ребенка, руки не-

Определить клиническую форму патологии возможно обходимо тщательно продезинфицировать, завершив дезин-

только при обнаружении конкретных диагностических при- фекцию протиранием рук спиртом. Разумеется, у логопеда

знаков, обуславливающих появление недостатков звукопро- должны быть коротко подстрижены ногти, отсутствовать на

изношения. них лак.

Одной из причин могут быть отклонения или дефекты в В первую очередь необходимо изучить состояние двигатель-

строении артикуляционного аппарата. Строение органов ных функций артикуляционного аппарата. Детям предъявля-

артикуляции имеет достаточно высокую вариабельность в ется небольшое количество упражнений, направленных на

пределах физиологической нормы. Ребенок, овладевая фо- принятие позы, переключения с одной позы на другую, удер-

нематической системой языка в онтогенезе, ориентируется, жание позы и многократное ее повторение. Нагрузка дается

прежде всего, на акустическое соответствие своей речи ре- на все подвижные органы артикуляционного аппарата: губы,

чевому социуму. Высокий уровень компенсаторных возмож- щеки, язык, нижнюю челюсть, мягкое небо. Особое внимание

ностей в раннем дошкольном возрасте позволяет это еде- уделяется тем органам и тем мышцам, которые участвуют в

лать достаточно успешно независимо от индивидуальных произнесении дефектного звука и не участвуют в произнесе-

особенностей строения органов артикуляции. Однако неко- нии сохранных звуков.

торые отклонения в строении артикуляционного аппарата Сначала упражнения проводятся в игровой форме на уровне

могут препятствовать формированию правильного звукопро- непроизвольных движений — имитации витальных артику-

изношения. ляционных позиций: «Покажи, как ты целуешь маму, как

Другой причиной может быть нарушение двигательных кошка язычком лакает молоко, оближи ложку с вареньем,
функций артикуляционного аппарата. Наличие неврологи- дотянись языком до носа». Далее ребенку предлагается вы­
ческой симптоматики служит одним из показателей наличия полнить аналогичные упражнения на основе имитации дви-
недоетаточности звукопроизношения центрального генеза. жений логопеда («делай как я») с привлечением зеркала, по

Некоторые данные о возможных причинах недостаточно- инструкции, т. е. на осознанном уровне. Полученные данные

сти звукопроизносительной стороны речи логопед получает в выполнения движений сопоставляются,
процессе изучения анамнеза, в беседе с родителями, наблюдая Продолжительность выполнения упражнений — не более

за ребенком. Наличие рубцов губы после операции, усиленной 5-7 минут одноразово. При этом упражнения на удержание

саливации или снижение тонуса мышц, своеобразное выраже- выполняется не дольше 10 секунд (каждая поза), а количество

ние лица ребенка и др. — это признаки, которые могут послу- повторений упражнения при его многократном воспроизведе-

жить пусковым моментом для углубленного исследования нии составляет 4-6 раз.
звуковой стороны речи, а также строения и двигательных

функции артикуляционного аппарата. i Расположение стакана с зондами и шпателями непосредственно

Немногие дошкольники позволят вам при первом зна- перед глазами дошкольника приводит к развитию у него чув-

комстве осмотреть их ротовую полость (эта процедура напо- ства тревоги. Поэтому данный инструментарий производит хо-

минает им о визите к стоматологу), поэтому мы откладыва- рошее впечатление на родителей и плохое — на дошкольника.


Кроме упражнений, позволяющих наблюдать за работой Как правило, обследование начинается с того, что детям

артикуляционных мышц при различных нагрузках, для уточ- предъявляются для отраженного проговаривания ряды сло-

нения заключения логопед должен предложить ребенку уп- гов, содержащие оппозиционные согласные, которые они уме-

ражнения для выявления состояния двигательных функций ют произносить. Для детей младше 5-5,5 лет предлагается

мимических мышц: «Покажи, какой ты сердитый, какой кис- прослушать и воспроизвести 2 слога, детей старше 5,5 лет —

лый лимон, ты удивлен» и др. три. Количество слогов в каждом случае зависит от уровня

В ходе выполнения этих упражнений можно осмотреть развития речи ребенка,

строение органов артикуляции. В эти слоги включаются согласные, которые наиболее ча-

Для этого попросите ребенка широко открыть рот. Ребе- ст0 страдают на письме, противопоставленные по признакам:
нок в этот момент должен располагаться так, чтобы его рото­
вая полость была хорошо освещена. В случае необходимости * звонкость - глухость (на примере взрывных губных со-
можно пальпировать твердое небо (при подозрении на нали- гласных «п»«б»);

чие субмукозной расщелины или для обследования послеопе- * мягкость - твердость (на примере носовых согласных «м'»,

рационного шва при открытой ринолалии). В ряде случаев «м»),

могут потребоваться дополнительные клинические данные * место образования (на примере взрывных «б», «д»);

специалистов (ортодонта, отоларинголога, рентгенолога и др.). * место и осо6 образования (на примере аффрикат «ц»,

Порекомендуйте родителям пройти консультации врачей, «ч»,щ»).

прежде чем вы сможете сделать окончательное заключение о В обследование включаются прямые слоги, в которых пред-
природе речевого дефекта, ставлено чередование этих согласных, причем чередование

пары дается несколько раз, каждый раз в ряду слогов меняет­ся порядок их следования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.156 сек.