Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция Инновационные процессы в социальной сфере

Зарубежный опыт инклюзивного образования

235. Евтич, Б. Инклюзивное образование в Сербии / Б. Евтич// Педагогика. - 2014. - № 7. - С. 123-126.

236. Розенблюм, С. Переходный период: [инклюзивное образование в Германии] / С. Розенблюм// Здоровье детей. - Первое сентября. - 2013. - № 10. - С. 48-51.

237. Савина, А. Польша: когда особые дети идут в обычный детский сад / А. Савина// Дошкольное воспитание. - 2012. - № 5. - С. 114-123.

238. Савина, А. Польша: инклюзия в детских дошкольных учреждениях / А. Савина// Коррекционно-развивающее образование. - 2012. - № 2. - С. 16-26.

239. Солоед, К. Американский опыт: [аутизм] / К. Солоед// Здоровье детей. - 2014. - № 2. - С. 46-50.

Содержание

От составителя…………………………………………………………………………3

Нормативное регулирование образовательной инклюзии………………………….4

Подготовка специалистов для инклюзивного образования………………………..6

Готовность образовательных организаций к инклюзии……………………………..9

Инклюзивный детский сад……………………………………………………………10

Взаимодействие образовательной организации и семьи ……….………………….12

Инклюзивное образование в школе…………………………………………………14

Тьюторсткое сопровождение детей с особыми

образовательными потребностями…………………………………………………29

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми

образовательными потребностями ……………………………………………….30

Профессиональное инклюзивное образование ……………………………………31

Зарубежный опыт инклюзивного образования……………………………..……33

 

Для практики социальной работы инновационный процесс представляет собой целенаправленное (на основе использования научных знаний и практического опыта) внедрение в сложившуюся практику того или иного новшества, благодаря которому происходят позитивные изменения и достигается необходимый эффект.

Социальные инновации:

- основываются на комбинациях различных аспектов знания, как фундаментальных, так и прикладных научных исследованиях;

- связаны с использованием чего-либо принципиально нового или с использованием чего-либо в ранее недоступных областях;

- являются результатом целенаправленной деятельности;

- основаны на переносе какого-то продукта в иную область применения.

Социальные инновации обусловлены общественными потреб­ностями, требуют четкого определения стратегической и проме­жуточных целей, серьезной подготовки квалифицированных ка­дров, инноваторов — разработчиков и исполнителей.

Инновации в социальной сфере. Основной целью иннова­ционной деятельности в социальной сфере является решение со­циальных проблем современного общества, таких как:

- проблема повышения эффективности деятельности пред­приятий и организаций социальной сферы;

- проблема улучшения качества услуг социальной сферы с учетом динамики потребностей населения.

К инновациям в социальной сфере относят:

инновации, инициированные клиентами (нововведения, раз­работанные исключительно на основе учета потребностей клиен­тов целевого сегмента. Например, расширение различного вида консультативных услуг для семей, имеющих детей-инвалидов);

инновации, обусловленные действиями конкурентов на рын­ке социальных услуг (появление негосударственного соци&чьного сектора);

инновации, стимулируемые внешними агентами, к которым могут относиться органы государственной власти, местное со­общество (реализация национальных проектов, территориаль­но-социальная работа);

инновации, детерминируемые характером имеющихся ре­сурсов (омоложение персонала, улучшение материально-техниче­ской базы социального учреждения).

Инновация в социальной работе — это любая декларирован­ная идея или система идей о том, как должно быть изменено по­ведение индивидов с тем, чтобы решить существующие в орга­низации проблемы и улучшить качество ее функционирования.

По степени вовлеченности в реализацию раз­личных структурных подразделений социальной службы инновации делятся на:

локальные нововведения — изменения в отдельных направле­ниях деятельности социальных служб;

структурные нововведения — предполагают структурно-ор­ганизационные изменения в системе социального обслужива­ния;

системные нововведения — затрагивают деятельность всей службы или организации.

По механизму осуществления нововведения в социальной сфере бывают:

единичными (осуществляемые на одном объекте);

диффузными (тиражируемые по разным объектам);

завершенными и незавершенными;

успешными и неуспешными.

Особенности инновационных процессов в социальной сфере связаны с особенностями социальных систем.

Основ­ные виды социальных услуг, определенны национальным стан­дартом РФ ГОСТ Р 52143-2003 «Основные виды социальных услуг». В соответствии с ним к социальным услугам относятся: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психо­логические, социально-педагогические, социально-экономиче­ские, социально-правовые услуги.

К числу характеристик инноваций в социальной сфере можно отнести:

- тиражируемость;

- завершенность;

- результативность;

- неопределенность последствий крупных инноваций;

- сложность оценки эффекта инноваций;

- комплексность инноваций;

- некоммерческий характер;

- длительный срок отдачи.

Активизация инновационных процессов в социальной сфере современной России обусловлена следующими факторами:

- демографическими изменениями, особенно увеличением численности престарелых людей;

- миграционными процессами;

- незначительными расходами государства на социальное обеспечение;

-формированием рыночных отношений и ростом безработицы;

- изменением привычных жизненных устоев;

-необходимостью приспособление человека к изменяющимся обстоятельствам и необходимостью эффективной защиты его от негативного воздействия среды.

К особенностям инновационной деятельности в социальной сфере можно отнести:

-отсутствие достаточных ресурсных возможностей для введения в широкую практику социальной работы организационно-управленческих, технологических, экономических нововведений;

-недостаток кадров, владеющих новыми технологиями и методами стимулирования инновационных процессов;

-наличие положительной мотивации у социальных работников к нововведениям как факторам,повышающим качество социального обслуживания;

-многосубъектный и многофакторный характер содержания и развития социальной работы, вследствие чего велик риск появления непредвиденных ситуаций, которые могут существенно деформировать предлагаемые средства и поставленные цели.

Внедрение социальных инноваций. В силу сложности и ком­плексности процесса внедрения социальных инноваций, наличия большого количества заинтересованных сторон, высокого риска этого процесса возникает необходимость создания специализи­рованных структур, задача которых — объединение усилий и ре­сурсов участников взаимодействия для достижения взаимовыгод­ных целей. В числе этих структур — технологически активные комплексы с интегрированной структурой организации, специа­лизированные фирмы, научно-исследовательские центры, раз­личные поддерживающие структуры. Данные комплексы должны быть направлены на обеспечение устойчивой взаимосвязи внутри обширной инновационной инфраструктуры, иметь развитые сети неформального обмена информацией для формирования каналов внедрения социальных технологий.

Как показывает практика, одной из распространенных форм организации инновационных процессов в настоящее время вы­ступают бизнес-инкубаторы, или инкубаторы технологий. Они представляют собой элементы инновационной инфраструктуры, комплексы, предоставляющие разносторонние услуги различным инновационным площадкам, находящимся на стадии создания и становления. Эти услуги могут быть консультативными, инфор­мационными, включать предоставление в аренду оборудования, помещений и др. «Инкубационный период» для фирмы-клиента длится обычно 2 — 3 года, после чего она начинает самостоятель­ную деятельность.

На сегодня в мире существует и функционирует свыше 2000 бизнес-инкубаторов. Их деятельность позволяет ускорять реали­зацию инновационных проектов, способствует распространению передовых технологий, повышению конкурентоспособности дей­ствующих компаний, обеспечению занятости населения, развитию отстающих секторов экономики в регионах, повышению деловой культуры и этики предпринимательства и др.

Обеспечение потребностей населения в социальном обслужи­вании путем привлечения к этому процессу некоммерческих ор­ганизаций, деятельность которых основана на использовании передовых социальных технологий, может быть достигнуто путем создания особого инновационного комплекса — «социопарка». «Социопарк» — это специализированная организационная струк­тура, цели которой — разработка и внедрение в социальную прак­тику региона социальных технологий с использованием ресурсов и возможностей образовательной деятельности.

Участниками «социопарка» могут стать такие организации, как социальный или научно-исследовательский фонд; научно-ис­следовательский центр; вуз социального профиля; государствен­ное учреждение или организация; одна или группа некоммерче­ских организаций; одна или группа коммерческих организаций (рис.).

Основная деятельность «социопарка» — организация процесса трансформации социально-психологических знаний посредством разработки и внедрения передовых социальных технологий в практику деятельности социальной сферы.

В числе ведущих направлений работы «социопарка»:

- поиск и формализация перспективных социальных техно­логий, инновационных и востребованных в социальной сфере методов, методик и направлений работы;

- поиск инициаторов или создание рабочих групп по разра­ботке, проектированию и внедрению социальных технологий, стимулирование создания автономных проектных социальных организаций;

- организационная, экспертная, финансовая и материаль­но-техническая поддержка разработки и внедрения социальных технологий по средствам социальных проектов;

- поиск источников финансирования разработки и внедрения социальных технологий, развития инфраструктуры «социопарка»;

- координация деятельности различных субъектов внедрения социальной технологии и контроль этой деятельности;

- оказание научно-методической помощи специалистам, за­нимающимся внедренческой деятельностью;

- организация информационного обслуживания процесса вне­дрения социальной технологии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профессиональное инклюзивное образование | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.