Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История педологии в России




Психологическая школа, ориентированная на философию

До начала 30-х годов была предпринята попытка сформировать школу, ориентированную на философию, дореволюционные традиции развития культуры и ее роли в развитии личности. Эта школа стала альтернативой марксистской психологии и науке о поведении. Создателем ее стал

 

Густав Густавович Шпет (1879 – 1937)

Шпет был учеником Челпанова в Киевском университете, А также Гуссерля в Геттингенском университете. Он познакомил русских читателей с феноменологией Гуссерля. Работая в Московском университете, Шпет организовал этнографический кабинет, который стал центром развития новой психологической отрасли – этнопсихологии. Эмоции Шпет считал важнейшим инструментом в процессе присвоения культуры. Шпетом было дано одно из самых блестящих описаний психологических причин образования «русской интеллигенции». Шпет был также председателем философского отделения Гос. академии художественных наук.

Шпет стремился к созданию универсальных научных методологических принципов, объясняющих данные не только гуманитарных, но и естественных наук. Это привело его к герменевтике, основы которой в отечественной науке были заложены именно Шпетом.

Одной из центральных в психологических исследованиях Шпета была проблема языка в его соотношении с мышлением и с самосознанием субъекта. Он развивал тенденции, заложенные А.А.Потебней, о необходимости анализа внутренней формы слова, т.к. именно она лежит в основе присвоения и интериоризации культуры, т.к. в основе формирования сознания – как индивидуального, так и сознания народа.

 

Педология, возникнув в конце XIX века на Западе (С.Холл, Ж.Болдуин и др.), в начале ХХ века распространяется в России. Основоположником отечественной психологии явился Александр Петрович Нечаев (1870 – 1948).

Все педагоги, врачи, психологи, физиологи, работавшие над изучением ребенка, рассматривались как идеологические кадры. «Сейчас каждого изучающего детей считают педологом, и всякое изучение ребенка называют педологией» - писал в 1930 году П.П.Блонский.

 

Можно выделить несколько этапов развития педологии в России.

I. 1900 – 1907 – зарождение детской психологии и педологии, появление первых теорий и исследований, организация курсов и специальных лабораторий (в 1904 году открыли педологические курсы для учителей и родителей при лаборатории экспериментальной педагогической психологии. Возглавляли курсы Н.Е.Румянцев и А.П.Нечаев).

II. 1907 – 1917 – разработка методологических принципов построения детской психологии и педологии; появление первых психологических центров, соединяющих теоретическую и экспериментальную (диагностическую) деятельность.

Важнейшие принципы:

1. Отказ от изучения ребенка «по частям, когда что-то выявляет возрастная физиология, что-то психология, что-то детская невропатология и т.д.». Педологи пытались получить «синтез» знаний о детях, а не «винегрет» разрозненных, нестыкующихся сведений.

2. Генетические ориентиры. Ребенок – существо развивающееся, поэтому понять его можно только принимая во внимание динамику и тенденции развития.

3. Рассматривать ребенка в связи с социальным контекстом, в котором он живет и развивается.

4. Сделать науку о ребенке практически значимой, перейти от познания мира ребенка к его изменению.

III. 1917 – 1924 – период становления педологии, ревизии старой «дооктябрьской» науки. Поиск новых методов обучения и воспитания, многообразие школ и детских садов, появление работ Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого и др. педагогов.

IV. 1925 – 1928 – выработка единой платформы и концепции развития психики, усиление связи теории и практики, решение конкретных задач по развитию и усовершенствованию работы в школах и детских садах.

V. 1928 – 1931- появление теорий, раскрывающих закономерности и механизмы развития психики (М.Я.Басов, С.Л.Выготский). Начались нападки на педологию, связанные с изменением социальной обстановки, введением единообразия и авторитарности в школьную жизнь.

VI. 1932 – 1936 – ликвидация интереса к личности ребенка, к творческому началу привела к большому отрыву теории от практики. Педологию обвиняют в игнорировании требований школы. Как результат – запрет в 1936 году, как педологии, так и детской психологии.

 

Традиционным считается представление о том, что в 20 – 30-е годы в советской психологии существовало 2 направления – социогенетическое и биогенетическое, которые по-разному подходили к вопросу о развитии психики. Однако разница во взглядах представителей этих двух направлений весьма неточно отражена в их названиях. Ученые, прежде всего, пытались ответить на вопрос, что является условием, а что источником, движущей силой развития.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.