КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Базовое психологическое образование
Традиционные типы базового психологического образования, развивавшиеся в течение XX в., существуют в ряде европейских стран, таких как Великобритания, Германия, Франция, Швейцария, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Россия, а также 3.2. Базовое психологическое образование 47 в США и Канаде. В этих странах имеется длительный опыт научной и преподавательской деятельности психологов, исторически сложившиеся системы высшего образования. В других европейских странах, в Австралии, в странах Азии, Африки, Южной Америки за образец обычно берется какая-либо из уже существующих моделей высшего психологического образования, которая кажется наиболее приемлемой. Ее статус и структура в отдельных странах в значительной степени определяются национальными традициями высшего образования, а содержание изучаемых учебных дисциплин — достижениями психологии как науки и практической деятельности. Психология и преподаватели психологии имеют разный статус в системе высшего образования в разных странах, а иногда и в рамках одной страны. Различные наименования учебных заведений и их структурных подразделений представляют определенную трудность для понимания. В России традиционно высшее образование приобретается в институтах, университетах или академиях. Основными составными частями этих учебных заведений являются факультеты (в последнее время, правда, для обозначения основных учебных подразделений университета стал использоваться термин «институт»). Кафедры представляют собой административные подразделения факультетов (институтов), в рамках которых преподаватели выполняют свою научную, методическую и педагогическую работу. В большинстве европейских стран высшее образование осуществляется в университетах, которые состоят из факультетов, которые в свою очередь состоят из институтов (например, в Германии и Норвегии). В США основным учебным заведением (или подразделением), осуществляющим программы высшего образования, является колледж. Он может быть составной частью университета или иметь самостоятельный статус. В свою очередь колледжи состоят из школ, которые представляют собой крупные административные единицы, объединяющие преподавателей. Более мелкие по численности подразделения называются департаментами (Department). Американские школы психологии в некотором роде (по численности и статусу) сходны с европейскими институтами или департаментами. Даже в рамках одной страны в разных университетах психология может относиться к факультетам (институтам или школам) естественных, социальных или гуманитарных наук. В некоторых случаях изучение психологии находится в ведении педагогических факультетов. Этот статус порой определяет цели, задачи и содержание преподаваемых психологических дисциплин. В настоящее время уже накоплен определенный опыт сравнительных исследований систем базового психологического образования в разных странах (New-stead, Makinen, 1997; Karandashev, 2000; Карандашев, 2001; International Conference on Psychology Education, 2002). Рассмотрим основные характеристики базового психологического образования в разных странах. Длительность базового психологического образования. В Европе период психологического образования составляет обычно от 3 до 5 лет. В Англии базовое психологическое образование предполагает 3 года обучения. В Германии, Франции — 5 лет. В некоторых странах, например в Норвегии, после первого вводного курса, в ходе которого изучаются основы философии и введение в психологию, 48 Глава 3. Современное психологическое образование студенты на конкурсной основе могут быть зачислены на 5-летний курс профессионального психологического образования. В Шотландии длительность базового психологического образования составляет 4 года. Во многих странах для реального завершения психологического образования требуется больше времени. Это связано прежде всего с тем, что в этих странах студенты имеют возможность самостоятельно регулировать учебную нагрузку и темпы изучения психологии. Например, в Германии для полного выполнения программы при условии интенсивной учебной нагрузки студенту необходимо 9 семестров, т. е. 4,5 года. Но большинству студентов для этого требуется 12 семестров, т. е. 6 лет. Психологическое образование в США включает три основных уровня, дающих определенные возможности для продолжения обучения и при устройстве на работу. Первый уровень —(обучение в двухгодичных колледжах (Community colleges), которое осуществляется на базе школьного образования. Учебные заведения первого уровня обеспечивают общеобразовательную и некоторую профессиональную подготовку специалистов, что дает им возможность вести практическую работу в учреждениях или клиниках в качестве вспомогательного персонала, принимающего участие в психологическом обслуживании под наблюдением квалифицированного специалиста. Это учебные заведения в некотором отношении сходны с российскими средними профессиональными училищами и техникумами. Их выпускники получают степень младшего специалиста. Предполагается, что успешное завершение такой учебной программы дает будущему специалисту возможность эффективно общаться, понимать и оценивать основные области человеческого знания, своих коллег и окружающую обстановку, а также сосредоточиться на главной теме изучения и подготовиться к продолжению учебы в четырехгодичном колледже (Володарская, Лизунова, 1990, с. 57-58). Подготовка психологов на этом уровне не осуществляется, и психологической специализации нет. Второй уровень —j базовое психологическое образование {Undergraduate) — предполагает обучение в университетах и колледжах по 1-летним программам и получение степени бакалавра {Bachelor degree). Оно также осуществляется на базе школьного образования (но возможно зачисление и после двухгодичных колледжей). Степень бакалавра считается в США вполне приемлемой для начала самостоятельной профессиональной деятельности и достаточной для выполнения функций помощника психолога. По программам бакалавриата осуществляется обучение специалистов в области психологии, которые под руководством квалифицированного психолога могут заниматься тестированием, проводить работу непосредственно с клиентами и их семьями, помогать отдельным людям или группам в решении стоящих перед ними проблем. Специалисты такого рода трудятся в центрах психического здоровья, в профессиональных реабилитационных учреждениях или преподают психологию в средних школах. Работают они обычно под руководством опытного психолога. Последующее образование обычно называется послевузовским {Graduate 3.2. Базовое психологическое образование 49 Для России традиционной является 5-летняя модель подготовки специалистов, которая в соответствии с приведенной выше международной типологией может быть охарактеризована как «непрерывное пятилетнее общее» образование. В 1990-х гг. в российское психологическое образование была внедрена многоуровневая система подготовки психологов, аналогичная американской. В соответствии с ней первый уровень образования предполагает присвоение степени бакалавра (при получении студентом образования по 4-летней программе по определенному направлению). В ряде вузов России осуществляется подготовка психологов по программам бакалавриата в области психологии. Получение степени бакалавра обеспечивает общее психологическое образование. Второй уровень такой многоуровневой системы психологического образования — степень магистра психологии. В настоящее время подготовку по таким программам проводит небольшое количество вузов России. Для получения этой степени обычно необходимо пройти 2-летний курс обучения после получения степени бакалавра или годичный курс обучения после получения диплома специалиста. Магистерские программы представляют собой специализированное психологическое образование в одной из отраслей психологии.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |