Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базовое психологическое образование




Традиционные типы базового психологического образования, развивавшиеся в течение XX в., существуют в ряде европейских стран, таких как Великобритания, Германия, Франция, Швейцария, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Россия, а также


3.2. Базовое психологическое образование 47

в США и Канаде. В этих странах имеется длительный опыт научной и преподава­тельской деятельности психологов, исторически сложившиеся системы высшего образования. В других европейских странах, в Австралии, в странах Азии, Афри­ки, Южной Америки за образец обычно берется какая-либо из уже существующих моделей высшего психологического образования, которая кажется наиболее при­емлемой. Ее статус и структура в отдельных странах в значительной степени опре­деляются национальными традициями высшего образования, а содержание изучае­мых учебных дисциплин — достижениями психологии как науки и практической деятельности.

Психология и преподаватели психологии имеют разный статус в системе выс­шего образования в разных странах, а иногда и в рамках одной страны. Различные наименования учебных заведений и их структурных подразделений представля­ют определенную трудность для понимания.

В России традиционно высшее образование приобретается в институтах, уни­верситетах или академиях. Основными составными частями этих учебных заве­дений являются факультеты (в последнее время, правда, для обозначения основ­ных учебных подразделений университета стал использоваться термин «инсти­тут»). Кафедры представляют собой административные подразделения факуль­тетов (институтов), в рамках которых преподаватели выполняют свою научную, методическую и педагогическую работу.

В большинстве европейских стран высшее образование осуществляется в уни­верситетах, которые состоят из факультетов, которые в свою очередь состоят из институтов (например, в Германии и Норвегии).

В США основным учебным заведением (или подразделением), осуществляю­щим программы высшего образования, является колледж. Он может быть состав­ной частью университета или иметь самостоятельный статус. В свою очередь кол­леджи состоят из школ, которые представляют собой крупные административные единицы, объединяющие преподавателей. Более мелкие по численности подраз­деления называются департаментами (Department). Американские школы психо­логии в некотором роде (по численности и статусу) сходны с европейскими ин­ститутами или департаментами.

Даже в рамках одной страны в разных университетах психология может отно­ситься к факультетам (институтам или школам) естественных, социальных или гуманитарных наук. В некоторых случаях изучение психологии находится в веде­нии педагогических факультетов. Этот статус порой определяет цели, задачи и со­держание преподаваемых психологических дисциплин.

В настоящее время уже накоплен определенный опыт сравнительных исследо­ваний систем базового психологического образования в разных странах (New-stead, Makinen, 1997; Karandashev, 2000; Карандашев, 2001; International Confe­rence on Psychology Education, 2002).

Рассмотрим основные характеристики базового психологического образова­ния в разных странах.

Длительность базового психологического образования. В Европе период психологического образования составляет обычно от 3 до 5 лет. В Англии базовое психологическое образование предполагает 3 года обучения. В Германии, Фран­ции — 5 лет. В некоторых странах, например в Норвегии, после первого вводного курса, в ходе которого изучаются основы философии и введение в психологию,


48 Глава 3. Современное психологическое образование

студенты на конкурсной основе могут быть зачислены на 5-летний курс профес­сионального психологического образования. В Шотландии длительность базово­го психологического образования составляет 4 года.

Во многих странах для реального завершения психологического образования требуется больше времени. Это связано прежде всего с тем, что в этих странах сту­денты имеют возможность самостоятельно регулировать учебную нагрузку и тем­пы изучения психологии. Например, в Германии для полного выполнения програм­мы при условии интенсивной учебной нагрузки студенту необходимо 9 семестров, т. е. 4,5 года. Но большинству студентов для этого требуется 12 семестров, т. е. 6 лет.

Психологическое образование в США включает три основных уровня, дающих определенные возможности для продолжения обучения и при устройстве на рабо­ту. Первый уровень —(обучение в двухгодичных колледжах (Community colleges), которое осуществляется на базе школьного образования. Учебные заведения пер­вого уровня обеспечивают общеобразовательную и некоторую профессиональ­ную подготовку специалистов, что дает им возможность вести практическую ра­боту в учреждениях или клиниках в качестве вспомогательного персонала, при­нимающего участие в психологическом обслуживании под наблюдением квали­фицированного специалиста. Это учебные заведения в некотором отношении сходны с российскими средними профессиональными училищами и техникума­ми. Их выпускники получают степень младшего специалиста. Предполагается, что успешное завершение такой учебной программы дает будущему специалисту возможность эффективно общаться, понимать и оценивать основные области че­ловеческого знания, своих коллег и окружающую обстановку, а также сосредото­читься на главной теме изучения и подготовиться к продолжению учебы в четы­рехгодичном колледже (Володарская, Лизунова, 1990, с. 57-58). Подготовка психо­логов на этом уровне не осуществляется, и психологической специализации нет.

Второй уровень —j базовое психологическое образование {Undergraduate) — предполагает обучение в университетах и колледжах по 1-летним программам и получение степени бакалавра {Bachelor degree). Оно также осуществляется на базе школьного образования (но возможно зачисление и после двухгодичных коллед­жей). Степень бакалавра считается в США вполне приемлемой для начала само­стоятельной профессиональной деятельности и достаточной для выполнения функций помощника психолога. По программам бакалавриата осуществляется обучение специалистов в области психологии, которые под руководством квали­фицированного психолога могут заниматься тестированием, проводить работу не­посредственно с клиентами и их семьями, помогать отдельным людям или группам в решении стоящих перед ними проблем. Специалисты такого рода трудятся в центрах психического здоровья, в профессиональных реабилитационных учреж­дениях или преподают психологию в средних школах. Работают они обычно под руководством опытного психолога.

Последующее образование обычно называется послевузовским {Graduate
или Postgraduate) (см. рис). Для большинства студентов четырехгодичные кол­
леджи и получение степени бакалавра служат всего лишь подготовкой для про­
должения учебы в магистратуре {Master program) или профессиональной школе
Professional school). Магистратура обымно больше ориентирована на подготовку к
научной работе, профессиональная школа
— н а подготовку к практической психо­
логической работе.


3.2. Базовое психологическое образование 49


Для России традиционной является 5-лет­няя модель подготовки специалистов, которая в соответствии с приведенной выше междуна­родной типологией может быть охарактеризо­вана как «непрерывное пятилетнее общее» об­разование.

В 1990-х гг. в российское психологическое образование была внедрена многоуровневая система подготовки психологов, аналогич­ная американской.

В соответствии с ней первый уровень образования предполагает присвоение степени бакалавра (при получении студен­том образования по 4-летней программе по определенному направлению). В ряде вузов России осуществляется подготовка психологов по программам бакалавриа­та в области психологии. Получение степени бакалавра обеспечивает общее пси­хологическое образование.

Второй уровень такой многоуровневой системы психологического образова­ния — степень магистра психологии. В настоящее время подготовку по таким про­граммам проводит небольшое количество вузов России. Для получения этой степени обычно необходимо пройти 2-летний курс обучения после получения степени бакалавра или годичный курс обучения после получения диплома спе­циалиста. Магистерские программы представляют собой специализированное психологическое образование в одной из отраслей психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.