КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Печатные и электронные источники знаний для преподавания психологии 2 страница
9.4. Технология разработки учебного курса 203 психологии представляет наибольший интерес и ценность для учащихся школ. Однако изучением психологии как науки при этом также не следует пренебрегать. При отборе содержания курса необходимо учитывать межпредметные связи психологии с другими науками и учебными дисциплинами. Смежные с психологией вопросы рассматриваются как в вузах, так и в школах в рамках других предметов. Например, в рамках биологических курсов часто изучаются свойства и типы нервной системы, тесно связанные с темпераментом. Некоторые темы социальной психологии могут рассматриваться в курсах социологии. Межпредметные связи могут реализовываться путем согласования того, как и в каком объеме связанные вопросы будут рассматриваться преподавателями соответствующих дисциплин. Отбор содержания курса психологии в школе должен осуществляться с учетом возраста учащихся. Наиболее распространенный вариант программ, используемый в настоящее время, — программы для старших классов средних школ, гимназий, лицеев, рассчитанные чаще всего на изучение психологии в течение одного года или двух лет. В этом случае психология может преподаваться как «введение в психологию» (аналогично курсу психологии для студентов младших курсов университетов). Поскольку объем учебного времени, отводимого на изучение психологии в старших классах, примерно такой же, как в университете, то специфика содержания такой программы может заключаться в большей связи изучаемого материала с жизнью и практической ориентированностью курса. Однако в этой связи возникает важный вопрос: как можно избежать дублирования задач и соответственно содержания учебного материала в том случае, когда учащийся изучает психологию и в школе, и в вузе. Этот вопрос касается различия целей психологического образования в школе и вузе, а эта тема выходит за рамки данного пособия. Относительно школы важно отметить, что психология как учебный предмет может преподаваться (и порой уже преподается) также в средних и младших классах. Уже существуют отдельные экспериментальные программы такого рода. Специфика программ для средних и старших классов заключается в том, что психология в этом случае преподается как система знаний о психических явлениях и путях практического применения этих знаний в жизни в целях познания других людей, самопознания и саморазвития. Вопросы о предмете, методах психологии, психологических школах в таких программах вообще не затрагиваются. В том случае, если есть возможность преподавания психологии на разных ступенях школы, эти аспекты также можно учесть при разработке обучающих программ. Возрастные особенности и интересы учащихся должны быть главным ориентиром при построении таких программ. Основным типом деятельности младшего школьника является учение. Поэтому темы психологии познавательной деятельности могли бы стать важнейшими при изучении психологии в начальной школе. В подростковом возрасте особую значимость приобретают проблемы межличностного общения. Поэтому этим темам полезно было бы уделить большее внимание при изучении психологии подростками. В юношеском возрасте особый интерес вызывают проблемы личности и профессионального выбора. Поэтому при изучении психологии в старших классах этим проблемам необходимо уделить основное внимание. Такой могла бы быть ориентировочная специфика программ обучения психологии на разных ступенях школы. Речь идет о целесообразности преобладания отдельных тем, а не о разделении их по возрастным ступеням обучения. 204 Глава 9. Разработка учеОного курса по психологии 3. Постановка учебных целей Какие цели ставятся при изучении курса? Исходя из целей разных образовательных программ, о которых шла речь в предыдущих главах, преподаватель ставит цели своего учебного курса, определяет его функции в структуре данной программы. Эти цели должны быть определенным образом соотнесены также с субъективными ожиданиями студентов (Левченко, 1991). Более конкретные цели определяются содержанием курса: что, по вашему мнению, студенты должны узнать об учебном материале? Это касается как всего курса, так и отдельных его тем. В отношении многих тем существуют разные критерии, которые могут быть приняты за основу для представления учебного материала и соответственно выбора того, что студенты должны изучить. Рассмотрим, например, тему «Память» в курсе общей психологии. Вопрос, связанный с целью курса, звучит следующим образом: «Что я хочу, чтобы студенты узнали о памяти?» Приведем некоторые возможные ответы: ♦ Основные понятия и термины, касающиеся памяти. ♦ Основные теории памяти и умение сравнивать их друг с другом. ♦ Наиболее важные и надежные эмпирические данные, касающиеся памяти. ♦ Насколько хорошо разные теории объясняют основные эмпирические данные. ♦ Примеры процессов памяти из исследований и повседневной жизни. ♦ Механизмы памяти. ♦ Возможности использования знаний о психологии памяти для совершенствования познавательной деятельности. Важно подчеркнуть, что аналогичные цели могут быть поставлены в отношении других тем курса психологии. Выдвижение па первый план одной из этих целей или нескольких — дело выбора преподавателя. Формулировка соответствующих целей обычно начинается со слов: «Изучить», «Научиться». «Дать представление», «Овладеть», «Усвоить» и т. п. Разные цели предполагают использование различных обучающих методов. Существуют многочисленные виды и приемы учебной деятельности, которые могут варьировать даже в рамках относительно ограниченного объема материала. Изучение основных терминов, сравнение понятий, приведение новых примеров и решение новых проблем — это различные типы учения, которые требуют применения разных обучающих стратегий. Их формы будут рассмотрены более подробно в следующих главах. Различные цели и соответственно результаты учения требуют разных форм оценивания. Преподаватель может использовать один тип оценивающей процедуры (например, тест с множественным выбором) для одних целей и другой тип (например, написание сочинения) — для другой цели. Разные типы и процедуры оценивания будут подробно рассмотрены в следующих главах. Таким образом, при планировании курса с самого начала полезно подумать о том, каким разделам вашего учебного курса вы хотели бы уделить особое внимание. 4. Разработка рабочей программы курса В процессе подготовки учебного курса по дисциплине преподаватель составляет его рабочую программу и тематический план проведения занятий. Это могут 9.4. Технология разработки учебного курса 205 быть отдельные документы, или же тематический план может быть частью рабочей программы. Рабочая программа разрабатывается на основе государственного образовательного стандарта и учебного плана образовательной программы и является единой для всех форм обучения, осуществляемых в учебном заведении: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната. Предварительные наброски рабочей программы делаются во время планирования курса, но окончательный вариант оформляется перед началом занятий. Рабочая программа обычно содержит: 1) титульный лист; 2) объяснительную записку; 3) содержание учебной дисциплины; 4) список литературы, 5) тематический план учебных занятий, 6) систему и критерии оценки знаний и умений. Титульный лист содержит:
♦ наименование учебного заведения и кафедры, на которой осуществляется преподавание дисциплины; ♦ наименование учебной дисциплины (например, «Психология», «Введение в психологию», «психология общения» и т. п.); ♦ категорию обучающихся, для которых она предназначена (для школы — ступень обучения и тип учебного заведения, для вуза — ступень обучения и специальность); ♦ информацию о преподавателе (фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание, должность), адрес и телефон кафедры, год и семестр, в котором проводится курс. В объяснительной записке: ♦ дается краткое описание назначения учебной дисциплины, ее значимости в рамках образовательной программы; ♦ отражаются ее связи с другими учебными дисциплинами (межпредметные связи); ♦ описываются цели и задачи, на решение которых направлено изучение курса; ♦ приводится обоснование структуры учебной дисциплины; ♦ характеризуются методы, которыми пользуется преподаватель в процессе обучения; ♦ характеризуются требования к знаниям и умениям студентов, которыми они должны овладеть; ♦ характеризуются формы, методы контроля и оценки успешности изучения студентами учебной дисциплины. В разделе «Содержание учебной дисциплины» определяются знания и умения, которыми должен овладеть студент. Последовательно (по порядку номеров) приводятся названия тем (разделов) учебной дисциплины. После номера и названия темы кратко описывается ее содержание — дидактические единицы. Содержание излагает-
206 Глава 9. Разработка учебного курса по психологии ся обычно в следующем виде: феномены, эмпирические факты, теории, понятия, связи, закономерности, умения, которыми должны овладеть студенты. Список литературы содержит источники, на которые преподаватель опирается при раскрытии учебного материала. Эти источники приводятся в соответствии с правилами библиографического описания. В рабочей программе приводится также список литературы, который рекомендуется студентам для самостоятельного чтения по курсу. Рекомендованная литература может быть разделена на основную и дополнительную. Этот список должен быть небольшим и учитывать реальные возможности студентов в его изучении. Принцип «чем больше, тем лучше» в данном случае нецелесообразен. Основательное, глубокое, критическое, творческое изучение одного учебника с привлечением отдельных дополнительных источников может быть полезнее, чем поверхностное прочитывание большого количества текстов. Рабочая программа — это комплексный документ, который требует творческой разработки. Перечисленные пункты являются наиболее типичными для него, однако преподаватель может развивать и дополнять их. 5. Подготовка тематического плана занятий, планирование учебных занятий и самостоятельной работы студентов Разработайте тематический план аудиторных занятий, распределите темы и материал, которые будут изучаться на лекциях, семинарских или практических занятиях. Спланируйте задания студентам для самостоятельного чтения. Определите, какая взаимосвязь будет между содержанием аудиторных занятий и учебным материалом для самостоятельного изучения студентов (будет ли иметь место наложение материала и в какой степени). Набросайте план по неделям для изучения каждой темы, выполнения студентами заданий по самостоятельному чтению, установите сроки сдачи письменных заданий и выполнения проверочных работ. Типичной является следующая практика: студентам дается для чтения одна стандартная глава на неделю, хотя преподаватели часто требуют изучения большего объема материала. Следует иметь в виду, что объяснение студентам заданий, их обсуждение, а также необходимость получения обратной связи о результатах также требуют времени в рамках учебных занятий. Тематический план строится на основе учебной программы и представляет собой конкретизацию форм учебной деятельности учащихся или студентов, направленной на освоение предмета, а также уточнение объема учебного времени, форм контроля и оценки успеваемости. Тематический план: ♦ раскрывает последовательность изучения разделов и тем программы; ♦ демонстрирует распределение учебных часов по разделам, темам и формам. учебных занятий (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа); ♦ определяет сроки выполнения заданий по самостоятельному изучению материала студентами; ♦ определяет сроки выполнения письменных заданий студентами; ♦ определяет сроки и формы контроля и оценки усвоения учебного материала. 9.4. Технология разработки учебного курса 207 Тематический план часто оформляется в виде таблицы. Форма ее, однако, различается в средних и высших учебных заведениях в силу специфики организации учебного процесса. Школьный тематический план содержит как минимум четыре столбца: 1) тема, 2) количество уроков, 3) домашние задания, 4) формы контроля и оценки.
При составлении учебно-тематического плана необходимо предусмотреть, какое количество уроков необходимо для изучения каждой темы, какие темы требуют закрепления в виде домашних заданий, а какие нет, какие темы могут быть оставлены только на самостоятельное изучение в виде домашних заданий, какие формы контроля и оценки будут использоваться. При этом вовсе необязательно частое использование домашних заданий по психологии, поскольку они не должны создавать дополнительную учебную нагрузку для учащихся. Формы контроля и оценки могут быть периодическими (по завершении очередной темы). Текущие оценки на уроках психологии лучше не использовать. Вузовский тематический план выглядит несколько иначе, поскольку в вузе существует больше разнообразных видов учебных занятий.
В качестве приложений в рабочую программу рекомендуется включать также планы семинарских и лабораторных занятий, необходимое методическое обеспечение, задания для самостоятельной работы студентов, формы контроля и аттестации знаний и умений студентов. Такая детальная методическая проработка программы учебных занятий способствует повышению их качества. 6. Разработка формата проведения курса Формат проведения курса в значительной степени определяется формами учебных занятий, контроля и оценки, предусмотренными учебным планом. Однако возможны различные процедуры проведения занятий и оценивания. Основной вопрос заключается в том, как будет структурирован курс: каковы будут его организация, порядок и темп прохождения, количество, характер и временные рамки проведения тестов, использование оценивающих техник, выбор лекционных и семинарских форм проведения занятий. Все это зависит от содержания и целей курса. При разработке формата курса важно достичь ясности по следующим вопросам: 208 Глава 9. Разработка учебного курса по психологии 1. Какие правила вы установите относительно посещения лекций, семинаров, практических занятий, выполнения домашних заданий (если они предусмотрены)? 2. Какое количество тестов, контрольных работ и других оценочных процедур, включая экзамен или зачет, предусматривается и когда планируются их проведение? 3. Какой объем учебного материала для проверки планируется на каждую оценочную процедуру (один раздел курса или несколько)? Или же предусмотрен один экзамен по всему курсу? Какое значение будет придаваться участию в аудиторных занятиях, а какое — самостоятельной работе учащихся? 4. Вопросы какого типа планируется использовать. Будут ли экзаменационные процедуры включать вопросы открытого или закрытого типа. Будут ли использоваться какие-либо экзаменационные процедуры, выполняемые студентами дома? 5. Каков порядок пересдачи или компенсации неуспешного прохождения оценочных процедур? 6. Какие другие задания по курсу должны будут выполнить студенты (письменные работы и др.)? Особого внимания заслуживают проблемы учета индивидуальных различий студентов при овладении учебным материалом. В какой степени, по Вашему мнению, студенты должны овладеть материалом курса? Вполне естественно стремление преподавателя к тому, чтобы студенты изучили все содержание курса, достигли высокого уровня знаний и умений. В то же время следует решить, какой уровень знаний и умений будет достаточным. Например, преподаватель задал студентам ознакомиться с определенным материалом по теме. Само собой разумеется, что преподаватель должен точно определять оптимальный объем материала для чтения и его конкретную цель. В идеале все студенты должны знать по теме все. Но такой вариант нереален. Что делать, если некоторые студенты не усвоили материал? Если из 50 человек только 5 студентов достигли необходимого уровня усвоения материала, то, вероятно, нет смысла переходить к следующей теме. И наоборот, если только 1 человек не понял материал, будет несправедливо в отношении других студентов далее задерживаться на изучении данной темы. В первом случае курс ориентирован на самых сильных студентов, во втором — на самых слабых. Большинство учебных курсов по темпам занятий находятся в промежз'тке между двумя данными крайностями. Какой бы темп продвижения ни выбрал преподаватель, всегда найдутся студенты, для которых этот темп будет слишком быстрым или слишком медленным. Найти соответствующий темп и уровень трудно, однако не следует игнорировать эту проблему. Индивидуальные консультации преподавателя во внеучебное время или использование в качестве консультантов помощников из числа хорошо успевающих студентов могут помочь в ее решении. Преподаватель должен решить, как часто следует проверять достижения студентов в процессе изучения курса. Регулярность проверок позволит вовремя предпринять что-либо для корректировки плана занятий. Необходимо решить, при каком минимуме усвоения студентами учебного материала можно продвигаться в изучении курса далее, а в каком случае нужно повторить материал. Это зависит, в частности, от того, насколько изучение последующей темы зависит от 9.4. Технология разработки учебного курса 209 усвоения предыдущей. Содержание курса может быть более или менее связанным. Если это курс обзорного типа, то темы могут быть относительно независимы друг от друга. С другой стороны, например, в курсе математической статистики непонимание материала одной темы может привести к значительным трудностям в изучении следующих тем. Необходимо решить вопрос об относительной значимости разных аспектов знаний по теме. Например, преподаватель может больше заботиться о том, чтобы студенты усвоили базовые понятия, нежели умели объяснять теорию. Преподаватель определяет, как много времени потребует изучение определенного материала. Тесты и письменные задания необходимо включить в курс таким образом, чтобы его изучение проходило достаточно равномерно, без учебных перегрузок. 7. Разработка системы критериев опенки знаний и умений по дисциплине Разработка контрольных заданий, зачетных и экзаменационных вопросов, заданий для тестирования — важная часть работы преподавателя по разработке учебного курса. Содержание и характер этих заданий определяются программой учебного курса, целями и задачами, которые ставит преподаватель. В процессе этой работы может оказаться полезным уже существующий опыт других преподавателей (Турусова, 1994; Полякова, 1995; Контрольные работы по психологии, 1998; Климов, 1999; Каган, 1999). При подготовке курса важно заранее спланировать некоторые аспекты оценочной системы. 1. Общий принцип оценивания: 1) по «кривой нормального распределения» или 2) в соответствии с определенными заранее заданными критериями. 2. Из каких проверочных процедур (тестов, контрольных заданий, письменных самостоятельных работ, зачета, экзамена) будет складываться общая оценка успешности изучения студентами курса. 3. Значение, которое будет придаваться различным заданиям и экзаменационным процедурам в оценивании успешности освоения студентом курса в целом. 4. Критерии в оценке успешности выполнения проверочных заданий и сдачи экзамена. 5. Какие «премиальные» и «штрафные» баллы будут начисляться в процессе учебных занятий, выполнения самостоятельных заданий, при сдаче экзамена. 6. Какие «штрафы» будут предусмотрены за более позднюю сдачу заданий, тестов? 7. Каковы минимальные критерии для получения удовлетворительной отметки по курсу? 8. Какие требования существуют в отношении сроков и способов пересдачи неудовлетворительно выполненных заданий? Подробнее о разработке оценочной системы, проверке и оценке знаний по психологии мы говорили выше. Рабочая программа, тематический план, критерии оценки знаний студентов необходимы для методического обеспечения работы преподавателя. Однако не
210 Глава 9. Разработка учебного курса по психологии менее важно, чтобы они были известны студентам с самого начала учебного курса (желательно с первого дня занятий). В этом случае они будут служить им руководством в изучении курса, напоминанием об основных сроках и заданиях, которые они должны выполнить. Общий обзор целей, содержания и организации учебного курса, детальное разъяснение рабочей программы, ответы на вопросы студентов дают им отличное введение в курс и обычно занимают значительную часть времени на первом занятии. 8. Планирование отдельных учебных занятий и составление конспектов Следующей задачей преподавателя является подготовка учебных занятий — лекций, семинаров, практических занятий, уроков, атакже разработка заданий для самостоятельной работы. Методика проведения каждого из перечисленных видов занятий имеет свою специфику, что, естественно, отражается и на подготовке к ним. Об этом речь шла в предыдущих главах. Здесь мы остановимся на некоторых общих моментах. Задачами подготовительной работы преподавателя к занятию являются: 1) определение целей занятия; 2) выбор знаний и умений, которые должны быть изучены в ходе занятия; 3) подбор методов и приемов обучения; 4) разработка методов контроля и оценки успешности занятия; 5) планирование этапов занятия; 6) подготовка конспекта (плана) занятия. При этом важно обратить внимание на следующие вопросы: 1. Какие цели ставятся на занятии? Что должны узнать студенты (учащиеся), что изучить, какими знаниями овладеть, какие умения приобрести? Какие ценности, личностные (или профессиональные) качества будут развиваться благодаря участию в занятии? 2. Какие знания приобретут студенты (учащиеся)? Какие психологические феномены, эмпирические факты, теории, понятия, связи, закономерности будут изучаться на занятии? 3. Какие примеры и иллюстрации будут использоваться для объяснения данного учебного материала? Будут ли это данные эмпирических исследований, практической психологической работы или примеры из жизни? 4. Каким образом будут демонстрироваться возможности практического применения психологических знаний? 5. Какие умения оперирования психологическими знаниями будут формироваться на занятии? 6. Какие методы учебной работы наиболее подходят для достижения поставленных целей занятия? 7. Какие методические приемы будут способствовать усвоению определенных знаний и умений? 8. Какие раздаточные и демонстрационные материалы потребуются? 9.4. Технология разработки учебного курса 211 9. Какие критерии и процедуры будут использоваться для контроля и оценки успешности занятия? 10. Какие основные этапы будет включать занятие? Каковы цели каждого этапа? Какова их ориентировочная длительность? Какие виды деятельности преподавателя, с одной стороны, и студентов (учащихся), с другой стороны, планируются на каждом этапе? Заключительным этапом подготовки к занятию является составление его конспекта, в котором обычно отражаются ответы на все вышеперечисленные вопросы. Его полезно писать (или печатать) достаточно четким и крупным шрифтом, чтобы он был читабельным и удобным в использовании в любых условиях учебного занятия. Оформление конспекта может быть разным в зависимости от вида занятий (лекция, семинар, практическое занятие, урок), однако его расположение на листе бумаги должно помогать преподавателю быстро и четко выделять наиболее важные методические аспекты занятия. Важными задачами при разработке преподавателем заданий для самостоятельной работы студента являются: 1) формулировка цели задания, а также знаний и умений, которые должны быть усвоены при его выполнении; 2) постановка задач, которые должны быть решены при выполнении задания; 3) характеристика средств выполнения задания; 4) характеристика источников, которыми можно пользоваться при выполнении задания; 5) примерная оценка времени, которое потребуется для выполнения задания; 6) определение срока, к которому задание должно быть выполнено, и места, куда оно должно быть сдано; 7) формулировка штрафных санкций за сдачу задания позже назначенного срока; 8) разработка и формулировка критериев оценки выполненного задания. В соответствии с вышеперечисленными задачами должна быть подготовлена четкая (желательно письменная) методическая разработка указаний по выполнению задания для студентов. 9. Разработка опросного листа для опенки курса студентами Преподавателю полезно разработать опросный лист для оценки курса студентами, которая будет дана ими в конце семестра. Можно попросить студентов высказывать свои мнения также в ходе курса с помощью коротких экспресс-процедур или записок, содержащих ответы на вопросы об их отношении к содержанию и методике проведения занятий. Конечно, такая оценка должна быть анонимной. Главная задача таких опросов — получение обратной связи от студентов относительно того, насколько они удовлетворены содержанием и методикой проведения курса, какие замечания и пожелания у них есть. Регулярная практика оценивания курса студентами поможет преподавателю совершенствовать методические аспекты преподавания психологии. 212 Глава 9. Разработка учебного курса по психологии Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте особенности научной психологии и возможности ее использования в преподавании психологии. 2. Охарактеризуйте особенности практической психологии и возможности ее использования в преподавании психологии. 3. Охарактеризуйте особенности житейских психологических знаний и возможности их использования в преподавании психологии. 4. Охарактеризуйте особенности психологических знаний в искусстве и возможности их использования в преподавании психологии. 5. Охарактеризуйте особенности иррациональной психологии и возможности ее использования в преподавании психологии. 6. Что такое поп-психология? 7. Перечислите основные типы печатных и электронных источников, используемых при подготовке учебного курса по психологии. 8. Назовите важнейшие дидактические критерии учебника по психологии. 9. В чем заключается особенность научной литературы, достоинства и недостатки ее использования в преподавании психологии?
10. В чем заключается особенность словарей И справочников, каковы достоинства и недостатки их использования в преподавании психологии? 11. В чем заключается особенность научно-популярной литературы, каковы достоинства и недостатки ее использования в преподавании психологии? 12. В чем заключается особенность электронных ресурсов для преподавания психологии, каковы достоинства и недостатки их использования? 13. Охарактеризуйте основные технологические этапы разработки учебного курса по психологии. 14. На какие критерии необходимо ориентироваться при выборе учебника и учебных пособий? 15. Какие критерии отбора содержания учебного курса могут быть взяты за основу? 16. Приведите примеры постановки учебных целей при изучении психологии. 17. На какие вопросы следует обратить внимание при разработке формата проведения учебного курса? 18. На какие вопросы важно обратить внимание при разработке оценочной системы, которая будет использоваться в процессе проведения курса? 19. Как следует планировать учебные занятия и самостоятельную работу студентов? 20. Что должна содержать рабочая программа учебного курса? 21. Что представляет собой тематический план занятий и как он оформляется? 22. На что важно обратить внимание при разработке критериев оценки знаний и умений по дисциплине? 23. На что важно обратить внимание при подготовке к отдельным занятиям? 24. Какие задачи решаются преподавателем при составлении конспекта занятий? 25. Как следует завершать проведение учебного курса? Глава 10
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |