Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Печатные и электронные источники знаний для преподавания психологии 2 страница





9.4. Технология разработки учебного курса 203

психологии представляет наибольший интерес и ценность для учащихся школ. Однако изучением психологии как науки при этом также не следует пренебрегать.

При отборе содержания курса необходимо учитывать межпредметные связи психологии с другими науками и учебными дисциплинами. Смежные с психоло­гией вопросы рассматриваются как в вузах, так и в школах в рамках других пред­метов. Например, в рамках биологических курсов часто изучаются свойства и типы нервной системы, тесно связанные с темпераментом. Некоторые темы социальной психологии могут рассматриваться в курсах социологии. Межпредметные связи могут реализовываться путем согласования того, как и в каком объеме связанные вопросы будут рассматриваться преподавателями соответствующих дисциплин.

Отбор содержания курса психологии в школе должен осуществляться с учетом возраста учащихся. Наиболее распространенный вариант программ, используе­мый в настоящее время, — программы для старших классов средних школ, гимна­зий, лицеев, рассчитанные чаще всего на изучение психологии в течение одного года или двух лет. В этом случае психология может преподаваться как «введение в психологию» (аналогично курсу психологии для студентов младших курсов уни­верситетов). Поскольку объем учебного времени, отводимого на изучение психо­логии в старших классах, примерно такой же, как в университете, то специфика содержания такой программы может заключаться в большей связи изучаемого ма­териала с жизнью и практической ориентированностью курса. Однако в этой свя­зи возникает важный вопрос: как можно избежать дублирования задач и соответ­ственно содержания учебного материала в том случае, когда учащийся изучает психологию и в школе, и в вузе. Этот вопрос касается различия целей психологи­ческого образования в школе и вузе, а эта тема выходит за рамки данного пособия.

Относительно школы важно отметить, что психология как учебный предмет может преподаваться (и порой уже преподается) также в средних и младших клас­сах. Уже существуют отдельные экспериментальные программы такого рода. Спе­цифика программ для средних и старших классов заключается в том, что психоло­гия в этом случае преподается как система знаний о психических явлениях и путях практического применения этих знаний в жизни в целях познания других людей, самопознания и саморазвития. Вопросы о предмете, методах психологии, психологических школах в таких программах вообще не затрагиваются. В том слу­чае, если есть возможность преподавания психологии на разных ступенях школы, эти аспекты также можно учесть при разработке обучающих программ. Возрастные особенности и интересы учащихся должны быть главным ориентиром при построе­нии таких программ. Основным типом деятельности младшего школьника явля­ется учение. Поэтому темы психологии познавательной деятельности могли бы стать важнейшими при изучении психологии в начальной школе. В подростковом возрасте особую значимость приобретают проблемы межличностного общения. Поэтому этим темам полезно было бы уделить большее внимание при изучении психологии подростками. В юношеском возрасте особый интерес вызывают про­блемы личности и профессионального выбора. Поэтому при изучении психоло­гии в старших классах этим проблемам необходимо уделить основное внимание. Такой могла бы быть ориентировочная специфика программ обучения психоло­гии на разных ступенях школы. Речь идет о целесообразности преобладания от­дельных тем, а не о разделении их по возрастным ступеням обучения.


204 Глава 9. Разработка учеОного курса по психологии

3. Постановка учебных целей

Какие цели ставятся при изучении курса? Исходя из целей разных образователь­ных программ, о которых шла речь в предыдущих главах, преподаватель ставит цели своего учебного курса, определяет его функции в структуре данной програм­мы. Эти цели должны быть определенным образом соотнесены также с субъектив­ными ожиданиями студентов (Левченко, 1991).

Более конкретные цели определяются содержанием курса: что, по вашему мне­нию, студенты должны узнать об учебном материале? Это касается как всего кур­са, так и отдельных его тем. В отношении многих тем существуют разные критерии, которые могут быть приняты за основу для представления учебного материала и соответственно выбора того, что студенты должны изучить. Рассмотрим, напри­мер, тему «Память» в курсе общей психологии. Вопрос, связанный с целью курса, звучит следующим образом: «Что я хочу, чтобы студенты узнали о памяти?» При­ведем некоторые возможные ответы:

♦ Основные понятия и термины, касающиеся памяти.

♦ Основные теории памяти и умение сравнивать их друг с другом.

♦ Наиболее важные и надежные эмпирические данные, касающиеся памяти.

♦ Насколько хорошо разные теории объясняют основные эмпирические данные.

♦ Примеры процессов памяти из исследований и повседневной жизни.

♦ Механизмы памяти.

♦ Возможности использования знаний о психологии памяти для совершенство­вания познавательной деятельности.

Важно подчеркнуть, что аналогичные цели могут быть поставлены в отношении других тем курса психологии. Выдвижение па первый план одной из этих целей или нескольких — дело выбора преподавателя. Формулировка соответствующих целей обычно начинается со слов: «Изучить», «Научиться». «Дать представление», «Овладеть», «Усвоить» и т. п.

Разные цели предполагают использование различных обучающих методов. Су­ществуют многочисленные виды и приемы учебной деятельности, которые могут варьировать даже в рамках относительно ограниченного объема материала. Изуче­ние основных терминов, сравнение понятий, приведение новых примеров и реше­ние новых проблем — это различные типы учения, которые требуют применения разных обучающих стратегий. Их формы будут рассмотрены более подробно в сле­дующих главах.

Различные цели и соответственно результаты учения требуют разных форм оценивания. Преподаватель может использовать один тип оценивающей процеду­ры (например, тест с множественным выбором) для одних целей и другой тип (на­пример, написание сочинения) — для другой цели. Разные типы и процедуры оце­нивания будут подробно рассмотрены в следующих главах.

Таким образом, при планировании курса с самого начала полезно подумать о том, каким разделам вашего учебного курса вы хотели бы уделить особое внимание.

4. Разработка рабочей программы курса

В процессе подготовки учебного курса по дисциплине преподаватель составляет его рабочую программу и тематический план проведения занятий. Это могут


9.4. Технология разработки учебного курса 205

быть отдельные документы, или же тематический план может быть частью рабо­чей программы.

Рабочая программа разрабатывается на основе государственного образова­тельного стандарта и учебного плана образовательной программы и является еди­ной для всех форм обучения, осуществляемых в учебном заведении: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната. Предварительные наброски рабочей программы делаются во время планирования курса, но окончательный вариант оформляется перед началом занятий.

Рабочая программа обычно содержит:

1) титульный лист;

2) объяснительную записку;

3) содержание учебной дисциплины;

4) список литературы,

5) тематический план учебных занятий,

6) систему и критерии оценки знаний и умений. Титульный лист содержит:

 

♦ наименование учебного заведения и кафедры, на которой осуществляется пре­подавание дисциплины;

♦ наименование учебной дисциплины (например, «Психология», «Введение в пси­хологию», «психология общения» и т. п.);

♦ категорию обучающихся, для которых она предназначена (для школы — сту­пень обучения и тип учебного заведения, для вуза — ступень обучения и специ­альность);

♦ информацию о преподавателе (фамилия, имя, отчество, ученая степень и зва­ние, должность), адрес и телефон кафедры, год и семестр, в котором проводит­ся курс.

В объяснительной записке:

♦ дается краткое описание назначения учебной дисциплины, ее значимости в рамках образовательной программы;

♦ отражаются ее связи с другими учебными дисциплинами (межпредметные связи);

♦ описываются цели и задачи, на решение которых направлено изучение курса;

♦ приводится обоснование структуры учебной дисциплины;

♦ характеризуются методы, которыми пользуется преподаватель в процессе обу­чения;

♦ характеризуются требования к знаниям и умениям студентов, которыми они должны овладеть;

♦ характеризуются формы, методы контроля и оценки успешности изучения студентами учебной дисциплины.

В разделе «Содержание учебной дисциплины» определяются знания и умения, которыми должен овладеть студент. Последовательно (по порядку номеров) приво­дятся названия тем (разделов) учебной дисциплины. После номера и названия темы кратко описывается ее содержание — дидактические единицы. Содержание излагает-

 


206 Глава 9. Разработка учебного курса по психологии

ся обычно в следующем виде: феномены, эмпирические факты, теории, понятия, связи, закономерности, умения, которыми должны овладеть студенты.

Список литературы содержит источники, на которые преподаватель опирает­ся при раскрытии учебного материала. Эти источники приводятся в соответствии с правилами библиографического описания. В рабочей программе приводится также список литературы, который рекомендуется студентам для самостоятель­ного чтения по курсу. Рекомендованная литература может быть разделена на ос­новную и дополнительную. Этот список должен быть небольшим и учитывать ре­альные возможности студентов в его изучении. Принцип «чем больше, тем лучше» в данном случае нецелесообразен. Основательное, глубокое, критическое, твор­ческое изучение одного учебника с привлечением отдельных дополнительных ис­точников может быть полезнее, чем поверхностное прочитывание большого коли­чества текстов.

Рабочая программа — это комплексный документ, который требует творческой разработки. Перечисленные пункты являются наиболее типичными для него, од­нако преподаватель может развивать и дополнять их.

5. Подготовка тематического плана занятий, планирование учебных занятий и самостоятельной работы студентов

Разработайте тематический план аудиторных занятий, распределите темы и мате­риал, которые будут изучаться на лекциях, семинарских или практических заня­тиях. Спланируйте задания студентам для самостоятельного чтения. Определите, какая взаимосвязь будет между содержанием аудиторных занятий и учебным ма­териалом для самостоятельного изучения студентов (будет ли иметь место нало­жение материала и в какой степени). Набросайте план по неделям для изучения каждой темы, выполнения студентами заданий по самостоятельному чтению, ус­тановите сроки сдачи письменных заданий и выполнения проверочных работ. Ти­пичной является следующая практика: студентам дается для чтения одна стан­дартная глава на неделю, хотя преподаватели часто требуют изучения большего объема материала. Следует иметь в виду, что объяснение студентам заданий, их обсуждение, а также необходимость получения обратной связи о результатах так­же требуют времени в рамках учебных занятий.

Тематический план строится на основе учебной программы и представляет со­бой конкретизацию форм учебной деятельности учащихся или студентов, направ­ленной на освоение предмета, а также уточнение объема учебного времени, форм контроля и оценки успеваемости.

Тематический план:

♦ раскрывает последовательность изучения разделов и тем программы;

♦ демонстрирует распределение учебных часов по разделам, темам и формам. учебных занятий (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия,

самостоятельная работа);

♦ определяет сроки выполнения заданий по самостоятельному изучению мате­риала студентами;

♦ определяет сроки выполнения письменных заданий студентами;

♦ определяет сроки и формы контроля и оценки усвоения учебного материала.


9.4. Технология разработки учебного курса 207

Тематический план часто оформляется в виде таблицы. Форма ее, однако, раз­личается в средних и высших учебных заведениях в силу специфики организации учебного процесса.

Школьный тематический план содержит как минимум четыре столбца: 1) те­ма, 2) количество уроков, 3) домашние задания, 4) формы контроля и оценки.

 

Тема Количество уроков Домашние задания Формы контроля и оценки
       
       
       

При составлении учебно-тематического плана необходимо предусмотреть, ка­кое количество уроков необходимо для изучения каждой темы, какие темы требу­ют закрепления в виде домашних заданий, а какие нет, какие темы могут быть ос­тавлены только на самостоятельное изучение в виде домашних заданий, какие формы контроля и оценки будут использоваться. При этом вовсе необязательно частое использование домашних заданий по психологии, поскольку они не долж­ны создавать дополнительную учебную нагрузку для учащихся. Формы контроля и оценки могут быть периодическими (по завершении очередной темы). Текущие оценки на уроках психологии лучше не использовать.

Вузовский тематический план выглядит несколько иначе, поскольку в вузе су­ществует больше разнообразных видов учебных занятий.

 

Тема Лекции (кол-во часов) Семинары (кол-во часов) Лабораторные работы (кол-во часов) Самостоятельная работа (кол-во часов или страниц)
         
         
         

В качестве приложений в рабочую программу рекомендуется включать также планы семинарских и лабораторных занятий, необходимое методическое обеспе­чение, задания для самостоятельной работы студентов, формы контроля и атте­стации знаний и умений студентов. Такая детальная методическая проработка программы учебных занятий способствует повышению их качества.

6. Разработка формата проведения курса

Формат проведения курса в значительной степени определяется формами учеб­ных занятий, контроля и оценки, предусмотренными учебным планом. Однако возможны различные процедуры проведения занятий и оценивания.

Основной вопрос заключается в том, как будет структурирован курс: каковы будут его организация, порядок и темп прохождения, количество, характер и вре­менные рамки проведения тестов, использование оценивающих техник, выбор лекционных и семинарских форм проведения занятий. Все это зависит от содер­жания и целей курса. При разработке формата курса важно достичь ясности по следующим вопросам:


208 Глава 9. Разработка учебного курса по психологии

1. Какие правила вы установите относительно посещения лекций, семинаров, практических занятий, выполнения домашних заданий (если они предусмот­рены)?

2. Какое количество тестов, контрольных работ и других оценочных процедур, включая экзамен или зачет, предусматривается и когда планируются их прове­дение?

3. Какой объем учебного материала для проверки планируется на каждую оце­ночную процедуру (один раздел курса или несколько)? Или же предусмотрен один экзамен по всему курсу? Какое значение будет придаваться участию в ауди­торных занятиях, а какое — самостоятельной работе учащихся?

4. Вопросы какого типа планируется использовать. Будут ли экзаменационные процедуры включать вопросы открытого или закрытого типа. Будут ли ис­пользоваться какие-либо экзаменационные процедуры, выполняемые студен­тами дома?

5. Каков порядок пересдачи или компенсации неуспешного прохождения оце­ночных процедур?

6. Какие другие задания по курсу должны будут выполнить студенты (письмен­ные работы и др.)?

Особого внимания заслуживают проблемы учета индивидуальных различий студентов при овладении учебным материалом. В какой степени, по Вашему мне­нию, студенты должны овладеть материалом курса? Вполне естественно стремле­ние преподавателя к тому, чтобы студенты изучили все содержание курса, достигли высокого уровня знаний и умений. В то же время следует решить, какой уровень знаний и умений будет достаточным. Например, преподаватель задал студентам ознакомиться с определенным материалом по теме. Само собой разумеется, что преподаватель должен точно определять оптимальный объем материала для чте­ния и его конкретную цель. В идеале все студенты должны знать по теме все. Но такой вариант нереален. Что делать, если некоторые студенты не усвоили матери­ал? Если из 50 человек только 5 студентов достигли необходимого уровня усвое­ния материала, то, вероятно, нет смысла переходить к следующей теме. И наобо­рот, если только 1 человек не понял материал, будет несправедливо в отношении других студентов далее задерживаться на изучении данной темы. В первом случае курс ориентирован на самых сильных студентов, во втором — на самых слабых. Большинство учебных курсов по темпам занятий находятся в промежз'тке между двумя данными крайностями. Какой бы темп продвижения ни выбрал преподава­тель, всегда найдутся студенты, для которых этот темп будет слишком быстрым или слишком медленным. Найти соответствующий темп и уровень трудно, однако не следует игнорировать эту проблему. Индивидуальные консультации препода­вателя во внеучебное время или использование в качестве консультантов помощ­ников из числа хорошо успевающих студентов могут помочь в ее решении.

Преподаватель должен решить, как часто следует проверять достижения сту­дентов в процессе изучения курса. Регулярность проверок позволит вовремя предпринять что-либо для корректировки плана занятий. Необходимо решить, при каком минимуме усвоения студентами учебного материала можно продви­гаться в изучении курса далее, а в каком случае нужно повторить материал. Это зависит, в частности, от того, насколько изучение последующей темы зависит от


9.4. Технология разработки учебного курса 209

усвоения предыдущей. Содержание курса может быть более или менее связан­ным. Если это курс обзорного типа, то темы могут быть относительно независимы друг от друга. С другой стороны, например, в курсе математической статистики непонимание материала одной темы может привести к значительным трудностям в изучении следующих тем.

Необходимо решить вопрос об относительной значимости разных аспектов знаний по теме. Например, преподаватель может больше заботиться о том, чтобы студенты усвоили базовые понятия, нежели умели объяснять теорию.

Преподаватель определяет, как много времени потребует изучение определен­ного материала. Тесты и письменные задания необходимо включить в курс таким образом, чтобы его изучение проходило достаточно равномерно, без учебных пе­регрузок.

7. Разработка системы критериев опенки знаний и умений по дисциплине

Разработка контрольных заданий, зачетных и экзаменационных вопросов, зада­ний для тестирования — важная часть работы преподавателя по разработке учеб­ного курса. Содержание и характер этих заданий определяются программой учеб­ного курса, целями и задачами, которые ставит преподаватель. В процессе этой работы может оказаться полезным уже существующий опыт других преподавате­лей (Турусова, 1994; Полякова, 1995; Контрольные работы по психологии, 1998; Климов, 1999; Каган, 1999).

При подготовке курса важно заранее спланировать некоторые аспекты оценоч­ной системы.

1. Общий принцип оценивания: 1) по «кривой нормального распределения» или 2) в соответствии с определенными заранее заданными критериями.

2. Из каких проверочных процедур (тестов, контрольных заданий, письменных самостоятельных работ, зачета, экзамена) будет складываться общая оценка успешности изучения студентами курса.

3. Значение, которое будет придаваться различным заданиям и экзаменацион­ным процедурам в оценивании успешности освоения студентом курса в целом.

4. Критерии в оценке успешности выполнения проверочных заданий и сдачи эк­замена.

5. Какие «премиальные» и «штрафные» баллы будут начисляться в процессе учеб­ных занятий, выполнения самостоятельных заданий, при сдаче экзамена.

6. Какие «штрафы» будут предусмотрены за более позднюю сдачу заданий, тестов?

7. Каковы минимальные критерии для получения удовлетворительной отметки по курсу?

8. Какие требования существуют в отношении сроков и способов пересдачи не­удовлетворительно выполненных заданий?

Подробнее о разработке оценочной системы, проверке и оценке знаний по пси­хологии мы говорили выше.

Рабочая программа, тематический план, критерии оценки знаний студентов необходимы для методического обеспечения работы преподавателя. Однако не


 


210 Глава 9. Разработка учебного курса по психологии

менее важно, чтобы они были известны студентам с самого начала учебного курса (желательно с первого дня занятий). В этом случае они будут служить им руковод­ством в изучении курса, напоминанием об основных сроках и заданиях, которые они должны выполнить.

Общий обзор целей, содержания и организации учебного курса, детальное разъ­яснение рабочей программы, ответы на вопросы студентов дают им отличное введе­ние в курс и обычно занимают значительную часть времени на первом занятии.

8. Планирование отдельных учебных занятий и составление конспектов

Следующей задачей преподавателя является подготовка учебных занятий — лек­ций, семинаров, практических занятий, уроков, атакже разработка заданий для са­мостоятельной работы. Методика проведения каждого из перечисленных видов занятий имеет свою специфику, что, естественно, отражается и на подготовке к ним. Об этом речь шла в предыдущих главах.

Здесь мы остановимся на некоторых общих моментах. Задачами подготови­тельной работы преподавателя к занятию являются:

1) определение целей занятия;

2) выбор знаний и умений, которые должны быть изучены в ходе занятия;

3) подбор методов и приемов обучения;

4) разработка методов контроля и оценки успешности занятия;

5) планирование этапов занятия;

6) подготовка конспекта (плана) занятия.

При этом важно обратить внимание на следующие вопросы:

1. Какие цели ставятся на занятии? Что должны узнать студенты (учащиеся), что изучить, какими знаниями овладеть, какие умения приобрести? Какие ценно­сти, личностные (или профессиональные) качества будут развиваться благо­даря участию в занятии?

2. Какие знания приобретут студенты (учащиеся)? Какие психологические фе­номены, эмпирические факты, теории, понятия, связи, закономерности будут изучаться на занятии?

3. Какие примеры и иллюстрации будут использоваться для объяснения данного учебного материала? Будут ли это данные эмпирических исследований, прак­тической психологической работы или примеры из жизни?

4. Каким образом будут демонстрироваться возможности практического приме­нения психологических знаний?

5. Какие умения оперирования психологическими знаниями будут формиро­ваться на занятии?

6. Какие методы учебной работы наиболее подходят для достижения поставлен­ных целей занятия?

7. Какие методические приемы будут способствовать усвоению определенных знаний и умений?

8. Какие раздаточные и демонстрационные материалы потребуются?


9.4. Технология разработки учебного курса 211

9. Какие критерии и процедуры будут использоваться для контроля и оценки ус­пешности занятия? 10. Какие основные этапы будет включать занятие? Каковы цели каждого этапа? Какова их ориентировочная длительность? Какие виды деятельности препода­вателя, с одной стороны, и студентов (учащихся), с другой стороны, планиру­ются на каждом этапе?

Заключительным этапом подготовки к занятию является составление его кон­спекта, в котором обычно отражаются ответы на все вышеперечисленные вопро­сы. Его полезно писать (или печатать) достаточно четким и крупным шрифтом, чтобы он был читабельным и удобным в использовании в любых условиях учеб­ного занятия. Оформление конспекта может быть разным в зависимости от вида занятий (лекция, семинар, практическое занятие, урок), однако его расположение на листе бумаги должно помогать преподавателю быстро и четко выделять наибо­лее важные методические аспекты занятия.

Важными задачами при разработке преподавателем заданий для самостоятель­ной работы студента являются:

1) формулировка цели задания, а также знаний и умений, которые должны быть усвоены при его выполнении;

2) постановка задач, которые должны быть решены при выполнении задания;

3) характеристика средств выполнения задания;

4) характеристика источников, которыми можно пользоваться при выполнении задания;

5) примерная оценка времени, которое потребуется для выполнения задания;

6) определение срока, к которому задание должно быть выполнено, и места, куда оно должно быть сдано;

7) формулировка штрафных санкций за сдачу задания позже назначенного срока;

8) разработка и формулировка критериев оценки выполненного задания.

В соответствии с вышеперечисленными задачами должна быть подготовлена четкая (желательно письменная) методическая разработка указаний по выполне­нию задания для студентов.

9. Разработка опросного листа для опенки курса студентами

Преподавателю полезно разработать опросный лист для оценки курса студента­ми, которая будет дана ими в конце семестра. Можно попросить студентов выска­зывать свои мнения также в ходе курса с помощью коротких экспресс-процедур или записок, содержащих ответы на вопросы об их отношении к содержанию и ме­тодике проведения занятий. Конечно, такая оценка должна быть анонимной. Главная задача таких опросов — получение обратной связи от студентов относи­тельно того, насколько они удовлетворены содержанием и методикой проведения курса, какие замечания и пожелания у них есть. Регулярная практика оценивания курса студентами поможет преподавателю совершенствовать методические ас­пекты преподавания психологии.


212 Глава 9. Разработка учебного курса по психологии

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте особенности научной психологии и возможности ее исполь­зования в преподавании психологии.

2. Охарактеризуйте особенности практической психологии и возможности ее ис­пользования в преподавании психологии.

3. Охарактеризуйте особенности житейских психологических знаний и возмож­ности их использования в преподавании психологии.

4. Охарактеризуйте особенности психологических знаний в искусстве и возмож­ности их использования в преподавании психологии.

5. Охарактеризуйте особенности иррациональной психологии и возможности ее использования в преподавании психологии.

6. Что такое поп-психология?

7. Перечислите основные типы печатных и электронных источников, используе­мых при подготовке учебного курса по психологии.

8. Назовите важнейшие дидактические критерии учебника по психологии.

9. В чем заключается особенность научной литературы, достоинства и недостат­ки ее использования в преподавании психологии?

 

10. В чем заключается особенность словарей И справочников, каковы достоинства и недостатки их использования в преподавании психологии?

11. В чем заключается особенность научно-популярной литературы, каковы до­стоинства и недостатки ее использования в преподавании психологии?

12. В чем заключается особенность электронных ресурсов для преподавания пси­хологии, каковы достоинства и недостатки их использования?

13. Охарактеризуйте основные технологические этапы разработки учебного курса по психологии.

14. На какие критерии необходимо ориентироваться при выборе учебника и учеб­ных пособий?

15. Какие критерии отбора содержания учебного курса могут быть взяты за основу?

16. Приведите примеры постановки учебных целей при изучении психологии.

17. На какие вопросы следует обратить внимание при разработке формата прове­дения учебного курса?

18. На какие вопросы важно обратить внимание при разработке оценочной систе­мы, которая будет использоваться в процессе проведения курса?

19. Как следует планировать учебные занятия и самостоятельную работу студентов?

20. Что должна содержать рабочая программа учебного курса?

21. Что представляет собой тематический план занятий и как он оформляется?

22. На что важно обратить внимание при разработке критериев оценки знаний и умений по дисциплине?

23. На что важно обратить внимание при подготовке к отдельным занятиям?

24. Какие задачи решаются преподавателем при составлении конспекта занятий?

25. Как следует завершать проведение учебного курса?


Глава 10




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.