Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Громница-Перуница




Ведунья Лада

Громница

Хоровод

Великая Темь

Коло-Кол

Утро Нового Года

Нощные радения

Прославление Хорса и Обновление Огня

Заклички Коляды

Оберег на Корочун

 

19. Дабы очиститься от иншего после хождения в Ино, творили во черёд свой люди обрядиво обережное: особливый жрец возвеличил словами вещими Бога Кощного — Корочуна, старому году окорот давшему; кланялся Тёмным Богам, во Уделе Зимнем владычествующим, приносил Им тайные требы спустя рукава (не касаясь их голыми руками); рёк словеса обережные, обходя коло сородичей, сымал окруту с иных. После — славили люди Предков-Дедов своих, кормили Мороз кашей, заплечь ложкой кутью размётывая, да простирали руки к Огню, Чистой Силе Его повинуясь, внутрь ся Её с благодарностью принимая. Слава Родным Богам! Мир Всемирью!

 

 

 

20. Яро горел Огнь в Вещей Нощи, до Неба кудри златые вздымая. И виделся многим в языках пламени Мост Златой, Явь и Навь единящий. И вышел на перёд волхв, и рёк Кощуны Колядные: про Гору высокую, в Центре Мира стоящую, про Старцев Старых, Древнюю Веду хранящих, про Огни Ярые да котлы кипучие, а тако же — про Сварожью Силу Могучую, что Коло Великое вертит в жизни всякой да в смерти... Слава Родным Богам! Мир Всемирью!

 

21. И рёк волхв в заключение: «Дубовы ворота, седая борода! Кликать ли Коляду?» — «Кликать!» — был ответ. И встали люди во честной хоровод, и закружились посолонь, закликая Коляду: «Ко-ля-да! Приходи-ка Ты сюда! Подавай пиво-медок! Мы пойдём на мосток — в позвонцы стучать, Овсеня сречать! Овсень едет на Свинье — к Самому Коляде! Гой, Коляда! Слава!» Слава Родным Богам! Мир Всемирью!

 

 

 

22. И встречали люди Коляду, и рекли Ему превеликие славы! И запалили Огненный Коловрат, и особливо прославили Хорса Зимодара — Зимнее Солнце! А пока пылал Коловрат, жрецы особым Тайнодейством творили Обновление — Возрождение Огня, рекли: «Разгони, Сварог, потемь! Верни на Русь красный день! Гой, Коляда! Слава!» Слава Родным Богам! Мир Всемирью!

 

 

 

23. Всю нощь горел на Капище Священный Огнь, воспевали люди Колядные колославы (краткие славления, повторяемые многократно), купались в снегу, ярились, ходили по углям, споро дышали, простерев длани к Огню, и совершали иные радения... Слава Родным Богам! Мир Всемирью!

 

 

 

24. Поутру — встречали Новорождённое Солнце. И Родные Боги — будто тысячами Очей — отовсюду глядели на нас. И рекли сородичи: Слава Родным Богам! Мир Всемирью! И Боги слышали нас. И были с нами.

 

 

Слава Роду!

 

Писано Велеславом — волхвом Русско-Славянской Родноверческой Общины «Родолюбие» на Родной Земле на Коляду лета 4412 от Основания Словенска Великого [227] (лета 2003 от н.х.л.) — во славу Родных Богов!

 

Коляда: Врата Н о ва К о ла

 

 

 

КОЛ есть Родовой Столб Всемирья и Сам Род — Великий Отец всех душ.

КОЛО есть Лоно Великой Матери.

КОЛОКОЛ ВСЕМИРЬЯ — Единство Отца и Матери, порождающих всё сущее.

 

КОЛЯДА есть Врата Нова Кола — Нового Кологода, Нового Света, Нового Солнца.

КОЛОГОД есть един Годовой Оборот в Вечном Коловращении Великого Сварожьего Кола.

КОЛОВРАЩЕНИЕ есть Вечный Закон Бытия всего сущего.

 

 

 

Из Великой Теми рождается Свет. Река Жизни течёт из Света во Тьму и обратно. Великая Темь неподвижна, но с точки зрения плывущего по Реке — Свет и Тьма сменяют друг друга в неизменном постоянстве.

Другое название Реки Жизни — Река Времён.

Кала на санскрите значит — «время». Махакала — «Великое Время». Но кала тако же означает чёрный цвет — символ Непознаваемого, Сокрытого, Глубинного. Великая Мать Кали (Чёй образ близок образу нашей Мары) — Чёрная: Непостижимая, Тайная, Неисчерпаемая. Предвечное Предбытие — Великая Темь, Время над временем, То Недвижимое, Что неподвластно Коловращению, То, Что не может быть ограничено Кругами Времён.

 

 

3. Велесов Свитень [228]

 

Велесов Свитень — Великий Змей, обвивающий Родовой Столб.

Велесов Свитень — Река Жизни, Река Времён, несущая души живых существ от зарода к роднику-колороду.

Велесов Свитень — Великая Маята и Великое Прозрение. Путь во Ино и Вечное Возвращение.

Ведающему — достаточно.

 

 

 

Велес Рогий — Сам Ясен Месяц.

Даждьбог Трисветлый — Красно Солнышко.

Велес — Пастырь Звёздный, Небесный Велерогий Пастух (Месяц), гонящий по Небосводу Своё стадо (часты звёзды) к Небесному Водопою (Велесову Пути, Млечной Дороге Предков — разлитому по Небу Молоку Небесной Коровы Земун — Молочной Реке с Кисельными берегами, несущей свои воды меж Явью и Навью). Воды Небесной Реки — В о ды Забвения для одних и Напиток Мудрости, раскрывающий Родовую Память, для других.

Даждьбог — Солнечное КОЛО/ХОРО. Движение Солнца по Небесному Кругу — Божественный ХОРОВОД/КОРОГОД. Испечённый в печи коровай — священная треба Даждьбогу — жертвенная Лунная Корова, вспоившая Своим Молоком Юных Богов на Заре Мира.

Рекут в народе: «Сивка на горку, Бурка под горку; Бурка на горку, Сивка под горку».

Бурка — Бурый-Рудяной (руда — «кровь») — Кроваво Красный — Трисветлый Даждь.

Сивка — Сивый-Волохатый — Велес Рогий.

Но Ведический Рудра (Рудяной — «Красный») — одно из Имён Шивы Махадевы (Великого Бога), Трйамбакешвары, Трилочаны, Триакши — Трёхокого Владыки, Чьи Очи суть: Солнце, Луна и Огонь.

Шива МахадеваКалагнирудра — Олицетворение Чёрного Пламени — Огня Времени, Огня Вечности; и Он же — Трикагникала — Олицетворение Трёх Огней Времени (Прошлого, Настоящего и Будущего) — Владыка Вечности.

 

 

5. Хорос/Хорс

 

ХОРОС/ХОРС — Солнечное Коло на Небе, но тако же: Ледяной-Вещий Волк-Оборотень, держащий Солнце в Своей пасти. Но Вещий Волк — это одна из личин Волхва-КОЛдуна — Вещего Бога — Велеса.

КОЛядное КОЛдовство — Волшба Вещего, творимая в Его Время: от Корочуна до конца Велесовых Святок. На протяжении всего этого времени в Священном Огне на Высокой Горе горит-сгорает Большой Бадняк-Веселяк — Свято Древо, коим «починяется» Калинов (Чёрный) мост меж Явью и Навью, «расшатавшийся» за прошлый год. Малый же Бадняк (олицетворение наступающего года) — святится в очаге во честном Дому, во Княжьем Терему.

Когда Солнышко красное на Небо ясное выкатается — Даждь Трисветлый во Ледяном Чертоге Марином от мёртвого сна просыпается, с весною в Явь возвращается — Новолетием на Масленицу/Комоедицу прославляется.

А Вещий Бог шкуру Сивую снимает — в бороду Свою усмехается, по весне Самим Яром — Сыном Своим — воплощается, со Стара во Млада сходит. Вещих людей испытует: «Узнаёте ли Меня?» И те, Сердца свои к Нему обращая, а длани горе свои воздымая, рекут:

 

ВЕЛЕСЕ БОЖЕ ВО НЕБЕ ХОЖЕ

ВО СЛОВЕ ТАЕН ВО МИРЕ СЛАВЕН

ВО ХМЕЛЕ ЯРЕН ВО СВЯТЕ СТАВЛЕН

В ГУДЬБЕ ВО ПЛЯСЕ ВО ВСЯКОЙ КРАСЕ

ВО ЗВЕЗДНЫХ ВЕСЯХ В ДИВЬЕМ КУДЕСЬЕ

ВОЛХОВЕ ЕСЕ ЯВИСЯ ДНЕСЕ

ВОЗГРЯДИ СЕДЫЙ КАК ПРЕЖДЕ ДЕДАМ

ОТВЕДИ БЕДЫ ВЕДИ ПО ВЕДЕ

ОТ ЗЕМИ К НЕБУ ОТ ТЕМИ К СВЕТУ

ОТ СИХ ПОРОГОВ ДО РОДНЫХ БОГОВ

КАЖИ ДОРОГУ ДО ИХ ЧЕРТОГОВ

ПРЕЖДЬ ЯВИ [И] НАВИ ВО ЛАДУ ПРАВИ

ВСЕМУ ВО ГЛАВЕ ВЕЛЕСЕ СТАНИ!

ВЕЛЕСУ СЛАВА! ГОЙ!

 

 

Слава Роду!

 

[2004]

 

 

ПЕРУНЕ ГРОМЕ МАРУ БОРОНЕ

ВО СВЕТЕ РЕЧЕ А НАВИ СЕЧЕ

В МОЛОНЬЯХ ГРЯДЫЙ НЕБЕСНЫЙ РАТАЙ

СТА РЯДУ ВЕК А НАМ ОБЕРЕГ!

ГОЙ!

 

 

...Рекут, есть в начале месяца лютеня день[229], когда единственный раз в зимнее время можно услышать раскаты Перунова грома в небесах. А происходит это потому, рекут, что о сию пору встречается где-то далеко на мироколице Яви старуха Зима с юной Весной[230], и происходит меж Ними великая битва — бой тьмы и хлада со светом и теплом.

И бьются-ратаются Светлые Боги, предводительствуемые Перуном, супротив Навьих сил — Морениных сродников, Кощных потворников, и дрожат небеса от ударов громовой палицы Перуновой, и люди внимают Гласам Богов, и жрец, затеплив громовую свечу [231] на Капище Перуновом, речёт слово вещее:

 

РЕКУ НА ГРОМЬЕ В ЗИМНЕ УКРОМЬЕ:

ПЕРУНЕ ЗИМЕ О ЯРЕ СИЛЕ

ВО ГРОМЕХ ГРЯДЫЙ НЕБЕСНЫЙ РАДАРЬ

ОГНИ ВСПОЛЫМИ А ИНО ОТРИНИ

ЗИМУ ПРЕЛОМИ ВЕСНУ ОТВОРИ

СТА ДНЕСЕ СРЕЧА ТВОЕГО МЕЧА

ВО НОЧИ ГОДА ОБЕРЕГ РОДА!

ГОЙ!

 

А внизу, под горой, у Капища Чернобогова, где за четырёхугольной оградой лежит чёрный камень, Кощному Богу посвящённый, творятся обереги Именем Грозного Бога — Перуна Навегонителя:

 

ПЕРУНЕ БОЖЕ САМ ТЬМЫ ПРЕМОЖЕ

СТАВЬ КОЛО НЫ ВЫСОКИ ТЫНЫ

ЧТОБ КОЩНЫ РАТИ НЕ МОГЛИ ЯТИ

ВО ЛЮДЯХ ЖИВУ А В РОДАХ СИЛУ!

ГОЙ!

 

Затем жрец, беря в рукавицы (никак не голой рукой!..) глиняный горшок с комьями сухой земли, поднимает его над головой и с размаху бьёт о каменну твердь, дабы взяли Навьи Боги своё — кощное, отжившее, но не замаяли живого, и уходит, не оглядываясь, прочь...

 

 

Слава Роду!

 

[2003]

 

 

 

2 лютеня/февраля славяне празднуют день Громницы-Перуницы, Небесной Богини, воплощения Блискавки-Молнии. Казалось бы, с чего празднику Молнии быть зимой? Но в традиции всё закономерно. Сей день ещё называют Сретеньем, то есть Встречей: считается, что в этой точке Сварожьего Годового К о ла встречаются Зима и Лето (кстати, многие европейские народы, в том числе и славяне, в древности разделяли год на 2 сезона, а не на 4). По поверьям, это единственный день зимы, когда можно услышать гром и увидеть молнию.

Как маленькие «отражения» Небесного Пламени, народ всюду запаливал великие и малые огни на Земле. Среди всех этих огней наиболее известны «громовые свечи», или «громницы», дошедшие до нас через века двоеверия. На Украине эти свечки изготовляли только женщины, и особенно — девушки. Причём громницы часто делались из трёх свечек, переплетённых в косу и расходящихся кверху маленьким Трезубом — символом триединства Нави, Яви и Прави, то есть Всемирья. Эти священные свечи всячески украшались лентами и другими девичьими прикрасами.

В Белоруссии все ритуалы на Громницу были связаны с «грамнічнай» свечой. Воск для неё готовили заранее. Каждый хозяин выплавлял свечу самостоятельно в последний шесток (субботу) перед праздником. Известно, что она была примерно 10 вершков (44 см.) в длину, а толщина — две четверти вершка. Такие размеры позволяли в случае необходимости носить свечу на груди или засунуть в рукав, чтобы никто не мог о ней догадаться.

 

Громовые свечи — сильное средство народной магии. С их помощью можно отвести молнию и вообще грозу от избы, села или поля. Либо наоборот — закликать во время засухи грозу с дождём. Громничная свеча помогала и во время важных хозяйственных работ: при первом весеннем выгоне скота, распашке поля, сборе урожая и заготовке зерна.

Её брали с собой, когда шли свататься или когда бабка-повитуха принимала новорожденного, ставили её в Красный угол на Осенних Дедов (21 – 27 листопада/октября) и Радуницу (Весенние Деды, 1 – 7 травеня/мая), давали человеку при смерти, чтобы легче было отойти в мир иной. Свечой обкуривали дом умершего, чтобы душа его успокоилась и, чтобы духи были милосердны к ней.

Тяжко хворающим дают в руки запалённую свечу-громницу, прося при этом Богиню прогнать Своей очищающей и целительной силой духов болезни. Воск её принимался больными, как лекарство.

В Белоруссии на Громницу проводили обряд «агнистага крыжавання» («огненного крещения»). Сначала хозяин крест н а крест поджигал (совсем чуть-чуть) у себя на голове волосы, потом — жене, потом всем остальным членам семьи по старшинству. После этого семья шла выжигать крестики на шерсти домашних животных. Потом простукивали свечой все стены, перекрытия и двери своего дома, хлевов и хозяйственных построек. Эти действа должны были уберечь семью от удара молнии и вообще любых разрушительных воздействий. После этого свечку прятали в укромный уголок дома, либо клали в Красный угол среди других святынь.

 

Существует также очень много примет, связанных с громничной свечой. Во время обряда наблюдали, как горят свечи: частое потрескивание указывает на большое количество гроз в году.

Когда человек тяжело умирал, зажигали громничную свечу и смотрели, в какую сторону пойдёт от неё дым: если за двери, то больной скоро умрет, если расходится по дому — будет ёще некоторое время жить.

 

Но вернёмся к Богине.

У южных славян эту Богиню зовут Громовицей. На Украине бытует ещё одно Имя — Паляница (так же называют ритуальный хлеб, что хозяйки пекут в честь особых праздников). Во многих песнях и сказах — это образ Дивчины-Воительницы.

Перуница — это волевая, сильная сторона Женского начала. История древних славян знает женщин- богатырш, их так и звали — девы-поляницы (паляницы). Это название, вероятно, происходит от слова «поле» — ведь сражения проходили на просторных открытых полях, ср. выражения: «поле битвы», «поле брани». Эти девы бились против врагов наравне с мужчинами своего племени, что вызывало удивление и восторг чужеземцев.

Традиция подчёркивает девственность Перуницы, Она — именно Девушка-Воин, дочь Перуна, Его первейшая помощница и соратница. Здесь можно провести параллель с древнегреческой традицией. Афина — Дева- Воительница, дочь Громовика-Зевса. Причём, не просто дочка: Зевс самостоятельно породил Её из Своей головы. Таким образом, Она — часть Его сущности, Его «Женская анима», «Зевс в платье». Независимая сильная женщина, идущая своим путём. И это знаменует не только силу, но и храбрость, и острый разум. Афина — ещё и Покровительница мудрости, Она часто изображалась с совою — символом этого достоинства. Atheneum — «храм Афины» — так с античности до сего дня называют «святилища мудрости» — библиотеки, музеи, научные учреждения.

Атрибутом Афины является копьё — скорее всего, символ молнии. Дева Перуница также изображается с золотым «громовым» копьём.

 

Ещё одна параллель традиций наблюдается с кельтами. 1 лютеня/февраля они празднуют Имболк — древний языческий праздник, сохранившийся в кельтском двоеверии как «день святой Бригиты». До того, как стать христианской «святой», Бригита была кельтской Богиней, Покровительницей поэзии и ремёсел (как и Афина), а особенно — кузнечного дела. А уж эта стезя во все времена и во всех мифологиях связана с Огнём, а равно с Громовыми Божествами.

У славян, проживающих в относительно тёплом климате (Украина и южнее), со дня Перуницы начинаются закликания Весны. В условиях средней полосы России это делается позже. Первые заклички бывают на Сороки — 9 березня/марта.

Громница — значимый день для женской волошбы. Особенно для дев, которые на данном этапе ценят Силу и Волю, идут стезёй Перуницы — это наилучший день для свершения важных шагов.

 

 

Слава Роду!

 

[2008]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.