Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологические уклады




В современной экономической теории чередование деловых циклов связывается со сменой технологических укладов в общественном производстве. Понятие "уклад" означает обустройство, установившийся порядок чего-либо.

Технологический уклад (волна) - совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным. Технологический уклад характеризуется единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы, общий научно-технический потенциал и др.

Жизненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом примерно в сто лет. Первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике предшествующего технологического уклада. Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада в течение пятидесяти лет. Третья фаза приходится на отмирание устаревающего технологического уклада. При этом период доминирования технологического уклада характеризуется наиболее крупным всплеском в его развитии.

Согласно теории длинных волн Кондратьева научно-техническая революция развивается волнообразно, с циклами протяженностью примерно в пятьдесят лет.

Известно пять технологических укладов (волн):

· Первая волна (1785-1835 гг.) сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды.

· Вторая волна (1830-1890 гг.) - ускоренное развитие транспорта (строительство железных дорог, паровое судоходство), возникновение механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.

· Третья волна (1880-1940 гг.) базируется на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на основе использования стального проката, новых открытий в области химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобили. Появились крупные фирмы, картели, синдикаты, тресты. На рынке господствовали монополии. Началась концентрация банковского и финансового капитала.

· Четвертая волна (1930-1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Появились и широко распространились компьютеры и программные продукты для них, радары. Атом используется в военных и затем в мирных целях. Организовано массовое производство на ОСНОЕС конвейерной технологии. На рынке господствует олигопольная конкуренция. Появились транснациональные и межнациональные компании, которые осуществляли прямые инвестиции в рынки различных стран.

· Пятая волна (1985-2035 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций. К элементам пятого (ныне действующего) технологического уклада относят следующие отрасли: электронную промышленность,, вычислительную технику, программное обеспечение, авиационную промышленность, телекоммуникации, информационные услуги, производство и потребление газа. Ядром формирования нового уклада можно назвать биотехнологии, космическую технику, тонкую химию, микроэлектронные компоненты. Основными преимуществами данного технологического уклада по сравнению с предыдущим (четвертым) укладом являются: индивидуализация производства и потребления, преобладание экологических ограничений на энерго- и материалопотребление на основе автоматизации производства, размещение производства и населения в малых городах на основе новых транспортных и телекоммуникационных технологий и др.

 

 

7. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НТД– систематическая деятельность, тесно связанная с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники. Включает три вида деятельности: 1) научные исследования и разработки; 2) научно-техническое образование и подготовку кадров; 3) научно-технические услуги. Инновационный процесс заключается в научно-технической деятельности и генерировании новых идей для последующей их реализации в виде новых технологий, продуктов и услуг, коммерциализация которых обеспечивает удовлетворение рыночного спроса в рамках единого научно-воспроизводственного цикла.

Инновационный процесс осуществляется по следующим основным этапам: поиск идей новых продуктов и услуг; предварительный отбор новых идей; поиск инвестора; проведение НИОКР и разработка нового продукта или услуги; защита авторских прав; опытное производство продукта или услуги; проверка их конкурентоспособности; продвижение новых продуктов или услуг на рынки. Сложный путь от возникновения и разработки исходной идеи до создания новой техники и технологии с обеспечением юридической защиты авторских прав и переходом к промышленному выпуску продукции, востребованной рынком, называется процессом коммерциализации инноваций.

Инновационная инфраструктура обеспечивает всестороннюю поддержку научно-технической деятельности и включает: технологические инкубаторы, технопарки, информационные сети, экспертные и консультационные бюро, патентные службы, институты финансовой поддержки, развитый фондовый рынок, систему страхования рисков и др. специализированные организации. Значительная часть отраслевых инноваций в рыночной экономике реализуется за счет частного капитала, готового идти на осознанный риск в целях получения сверхнормативной прибыли. Такая форма капиталовложения в мировой практике определяется как «венчурное финансирование», связанное с высоким риском.

Базисные инновации межотраслевого характера, имеющие стратегическое значение для дальнейшего социально-экономического развития страны требуют крупных государственных капиталовложений. Инновационная политика предполагает наличие долговременной стратегии НТП, с указанием важнейших приоритетов, ориентированных на разработку и реализацию целевых программ, обеспечивающих ускоренное развитие национальной экономики и повышение её международной конкурентоспособности.

Таким образом, инновационный путь, состоящий из множества стадий, от первоначальной разработки идеи до успешной реализации нового продукта на рынке, потребует привлечения научно-технических, юридических, производственных, финансовых и организационных ресурсов, масштабы которых авторам идеи малоизвестны, а способы и возможности их привлечения недоступны.

Инновационный путь от идеи до рыночной реализации продукции может быть описан следующими восемью наиболее важными этапами:

1. Разработка концепции инновационной идеи (изобретения, процесса, продукта или услуги), чётко и ясно изложенной простым языком, понятным неспециалисту, каким обычно и является возможный инвестор.

2. Анализ и оценка концепции с предварительными расчетами, эскизами и схемами, которые демонстрируют теоретическую возможность реализации изобретения. Эта стадия завершается эскизным проектом и требует много времени при небольших финансовых затратах.

3. На основе эскизного проекта создается рабочая модель, которая должна доказать реалистичность идей и позволяет проверить достижимость важнейших параметров будущего продукта и служит основой для последующего создания технического прототипа. Кроме того, на этой стадии осуществляется прогнозная оценка затрат для возможной коммерческой реализации инновации.

4. Затем производится маркетинговый анализ для оценки возможного покупательского спроса и возможность его удовлетворения при коммерциализации нововведения. Если такая оценка не сулит достаточного масштаба продаж нового продукта по цене, обеспечивающей весомую прибыль, то не будет смысла тратить время и деньги на эту разработку. На этом основании принимается решение о прекращении работ или об их продолжении.

5. При положительном решении осуществляется дальнейшая разработка проекта, включающая создание технического прототипа, являющегося рабочим вариантом изделия, аппарата, или процесса, осуществляющим все необходимые функции с требуемыми параметрами. Этот прототип служит для сбора и оценки данных по эксплуатационным технологическим характеристикам, необходимым для создания промышленного прототипа. На этом этапе принимаются необходимые меры по защите авторских прав.

6. Затем следует создание промышленного, полностью функционирующего прототипа, который служит основой для разработки технико-экономических условий для обеспечения полномасштабного промышленного производства. На этом этапе определяются действительные ресурсные потребности для создания промышленного образца и намечаются ориентиры для будущей рыночной экспансии.

7. Создание промышленного образца со всеми эксплуатационными характеристиками свидетельствует о готовности к серийному производству. Эти образцы передаются специализированным независимым организациям для тестирования и сертификации с последующим вынесением экспертного заключения о полезности и рыночной привлекательности нового продукта.

8. Затем наступает заключительный этап коммерциализации инновационной разработки, связанный с организацией промышленного производства и с выходом на рынок.

8. Основные положения государственной инновационной политики России

Российская Федерация, встав на путь рыночной экономики, должна интегрироваться в мировое экономическое сообщество, в его рынки, в том числе и в рынок инноваций. Общеизвестно, что инновации позволяют быть первыми в жесткой экономической конкуренции на мировых товарных рынках и получать солидные финансовые дивиденды на базе новых технологий.

Научно-техническая деятельность в Российской Федерации характеризуется резким спадом на фоне развития инноваций в мировом сообществе. Вклад российской инновационной продукции в мировую копилку инноваций составляет всего 0,3% и имеет тенденцию к дальнейшему уменьшению.

Россия, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в имеющемся научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12% от числа ученых во всем мире), на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет долю лишь в 0,3%, в то время как доля США составляет 36%, Японии - 30%. Анализ государственной научно-технической политики этих и ряда других стран, проводящих активную инновационную политику, показывает, что одним из ключевых моментов является поддержка малого инновационного бизнеса.

Ориентируясь на приоритетные направления развития науки и техники, Минпромнауки РФ провело отбор и сформировало перечень инновационных проектов, имеющих особо важное государственное значение. Экспертным советом, куда были включены руководящие работники министерств и ведомств, представители крупных предпринимательских структур и ведущие ученые страны, выбраны следующие направления:

- информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;

- космические и авиационные технологии;

- новые материалы и химические технологии;

- новые транспортные технологи;

- перспективные вооружения, военная и специальная техника, производственные технологии;

- технологии живых систем;

- экология и рациональное природопользование;

- энергосберегающие технологии.

Существенную роль в финансировании науки играют РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) и РГНФ (Российский гуманитарный научный фонд). Через эти два фонда проходит около 9% всех расходов на науку.

Переход на инновационное развитие России требует восприимчивости всего общества к инновациям и наличия достаточного количества кадров, способных управлять инновационным процессом и осуществлять реализацию инноваций. Такое развитие не возможно без массового появления новой для России категории специалистов – менеджеров по коммерциализации результатов НИОКР. Эти специалисты должны профессионально владеть деловыми принципами коммерциализации технологий, основами маркетинга, владеть теорией и практикой правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, уметь управлять инновационными проектами и высокотехнологичными. В конечном итоге, успех проекта определяется уровнем менеджмента, и инвесторов привлекает не красота и уникальность проекта, а квалификация людей, которым они доверяют управление вложенными средствами.

Безусловно, сами ученые и разработчики также должны получить необходимые навыки в области инновационной деятельности. Прежде всего по вопросам охраны, защиты оценки и использования интеллектуальной собственности понимать механизмы формирования и реализации инновационных проектов, уметь оценивать коммерциализуемость научных результатов, владеть основами патентного права.

При определении форм и методов государственного участия в процессе коммерциализации технологий Миннауки России исходило из следующих принципов:

* государственные чиновники не должны вмешиваться в процесс коммерциализации. Основная функция государственных органов заключается не в руководстве ходом реализации инновационного проекта, а в оказании содействия его участникам в достижении успеха;

* государственная финансовая поддержка оказывается для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, и при этом Миннауки России не претендует на интеллектуальную собственность, создаваемую в процессе реализации инновационного проекта;

* государственные финансовые средства играют роль катализатора для привлечения негосударственных инвестиций в проект;

* инновационные проекты, претендующие на получение государственной финансовой поддержки, проходят конкурсный отбор.

9. ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Средства на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее четырех процентов расходной части федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации организует разработку и исполнение федерального бюджета в части расходов на научные исследования и экспериментальные разработки, определяет порядок создания государственных фондов поддержки научной и (или) научно - технической деятельности, утверждает распределение предусмотренных федеральным бюджетом средств на эти цели между государственными заказчиками федеральных целевых программ, федеральными органами исполнительной власти, научными организациями и указанными государственными фондами.

3. Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. В целях содействия инициативным проектам фундаментальных научных исследований, отбираемым на основе конкурса, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, создаются фонды поддержки научной и (или) научно - технической деятельности.

4. Федеральные научно - технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно - технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке долевого участия могут финансироваться также научно - технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно - технических соглашений, научно - технические программы создания новых техники и технологии двойного применения.

5. Работы регионального значения могут финансироваться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, региональных фондов поддержки научной и (или) научно - технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.

За счет средств федерального бюджета могут финансироваться, в том числе в порядке долевого участия, наиболее важные региональные научные и научно - технические программы и проекты, результаты осуществления которых могут быть использованы и в других регионах.

Совместное использование средств, выделенных из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на финансирование научных исследований федерального значения, осуществляется на долевых началах по согласованию между соответствующими органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

6. Финансирование научной и (или) научно - технической деятельности осуществляется государством на основе сочетания финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и научно - технических программ и проектов.

7. В Российской Федерации действуют государственные, негосударственные и международные фонды поддержки научной и (или) научно - технической деятельности.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создают государственные фонды поддержки научной и (или) научно - технической деятельности как некоммерческие организации, деятельность которых финансируется за счет средств соответствующего бюджета или иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Государственный фонд поддержки научной и (или) научно - технической деятельности является самоуправляемой организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом.

Государственные фонды поддержки научной и (или) научно - технической деятельности организуют независимую экспертизу научных и научно - технических программ и проектов, представляемых субъектами научной и (или) научно - технической деятельности, и на основе конкурса выделяют средства на финансирование указанных программ и проектов. Государственные фонды поддержки научной и (или) научно - технической деятельности ведут раздельный учет средств, выделяемых на реализацию деятельности, предусмотренной их уставами, и на иные цели.

8. В органах государственной власти Российской Федерации (министерствах и ведомствах), коммерческих организациях, а также в органах государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке могут создаваться внебюджетные фонды за счет относимых на себестоимость производимой продукции отчислений организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок.

9. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных из соответствующих бюджетов или внебюджетных фондов на научную и (или) научно - техническую деятельность, определяют формы и способы использования ее результатов.

10. Научная и (или) научно - техническая деятельность может осуществляться за счет грантов.

Гранты передаются научным работникам, научным организациям, образовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим юридическим лицам и гражданам.

Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации или в случае их использования на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.