Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I.16. ГРУНТ —ЛЕВКАС (35. С. 55—56)




I.13. ЦЕЛЬНОЯИЧНАЯ ТЕМПЕРА

 

Пигмент (пигментная водная паста).................... 1,0

Эмульсия (цельнояичная)[21]......................... 0,5—1,0

 

Эта темпера в средние века и в эпоху Возрождения использовалась главным образом для дописывания фресок, а также и для росписей по сухой штукатурке. В настоящее время в стенописи не употребляется в силу очень малой атмосферостойкости соз­даваемого ею красочного слоя.

 

I.14. ЦЕЛЬНОЯИЧНАЯ ЭМУЛЬСИЯ[22] (27. С. 236; 35. С. 46—47, 51—52)

 

Яйцо (желток и белок)............................................ 1,0

Уксус столовый, винный (3%-ный водный раствор),

или

Молодое вино, пиво, сок фигового дерева, разбавленные наполовину водой,

или

Хлебный квас............................................................ 1,0

 

На объем яйца обязательно доба­вить 1 же объем (не менее) указан­ных в рецептуре разбавителей эмуль­сии (они же консерванты ее) или воды.

Вода и другие разбавители вводятся в яйцо потому, что клеящая сила эмульсии яйца из-за присутствия в ней белка очень велика. Но и сам клей по этой же причине очень хрупок по высыхании, что и приводит, как пра­вило, к растрескиванию и шелушению красочного слоя, если в красках на­ходится излишнее количество и осо­бенно крепкого (большой концентра­ции) связующего.

Как подготовка досок, так и сами составы грунтов, и способы их нанесе­ния на доски для работы по ним яич­ными темперами мало, в чем измени­лись со средних веков, с эпохи Возрождения. Методика подготовки досок русскими иконописцами мало, чем отличалась от западноевропейской технологии.

Так, во всех источниках (см., например, 77 и 81), как правило, рекомендуется брать только сухие, ровной текстуры, без сучков и трещин, выстоявшиеся доски мягких, лучше несмолистых пород липы, ивы, ольхи, кипариса (но и ели)[23].

Подобрав соответствующую доску (или доски, если работа была крупноформатная)[24], вырезали из нее сучки (если таковые все же на ней были) на 1/2 толщины доски и вклеивали туда деревянные же вкладыши[25]. Лицевую сторону шершавили рубанком с зубчатой железкой или рашпилем.

Доску несколько раз проклеивали горячей проклейкой, давая клею предыдущего покрытия просохнуть перед нанесением последующего. Затем с лицевой стороны наклеивали на все стыки досок (места их сочленения друг с другом) и трещины полоски тонкого холста. После просушки зачищали неровности и наклеивали уже по всей лицевой стороне доски полоски или куски холста (как это рекомендовал Ч. Ченнини), закрывая ими всю плоскость, или заклеивали целым куском (паволокой), как это делали русские мастера.

Ч. Ченнини рекомендовал проклеивать и грунтовать доски со всех сторон (лицевую, обратную стороны, торцы и бока). Русские иконописцы это делали только с лицевой стороны.

Иногда верхние слои грунта для прочности и эластичности делались эмульсионными. В их состав кроме клея входили еще масло и мыло (35, 77, 81).

Мастера XVII—XIX веков (и современные) часто делали верхние слои грунта эмульсионными (27, 35, 77). Этот процесс заключается в следующем: выровняв выбранную для работы доску и зашершавив лицевую ее сторону, проклеить раза три-четыре довольно горячей (60—70 °С) 10—15%-ной проклейкой из животного клея, каждый раз просушивая доску после проклейки (перед следующей).

Смочить марлю (или тонкий холст) в этой же горячей проклейке, слегка ее отжать и, легко растянув, наклеить на лицевую сторону доски. Пригладить рукой (разровнять морщинки). Просушить хорошо. Легко прочистить наждачной бумагой.

I.15. 10— 15%-НАЯ ПРОКЛЕЙКА — ВОДНЫЙ РАСТВОР ЖИВОТНОГО КЛЕЯ[26]

 

Клей животный (столярный плиточный или в гранулах)...................................................... 1,0—1,5[27]

Вода............................................................................ 9,0

Антисептик (формалин, фенол, нафтол)[28]... 0,02—0,05

 

В металлической посуде в 2—3 объемах воды замочить мелкодробленый клей. После того, как он набухнет (через 12—16 часов), добавить в посуду еще 2—3 объема воды и поставить ее на огонь. Не давая клею пригореть (периодически его промешивая), не доводя содержимое посуды до кипения, растворить клей в воде. Снять посуду с огня, добавить в раствор клея остальное расчетное количество воды и все хорошенько перемешать. Процедить полученную проклейку через мелкое сито или через два-три слоя марли.

Для предотвращения загнивания клея (его протухания и потери им клеящей способности) добавить в проклейку 2—5%формалина или другого антисептика.

Собственно грунта, как его понимают в настоящее время, для яичных темпер при работе на досках не делают, то есть не покрывают, как это делают с холстом, бумагой, штукатуркой, специальным, в достаточной степени жидким составом, выравнивая, но главным образом уменьшая тянущую способность их поверхности, придавая ей определенный цвет и тон.

Грунт для этих темпер, по современной терминологии,— это, скорее, шпатлевка, слой, выравнивающий изъяны основания (доски), обладающий определенными качествами (прочностью и одинаковой тянущей способностью поверхности), по которому уже непосредственно работали красками [29].

Русские мастера, как правило, делали левкасы чисто меловые, нередко добавляя в них немного сырого льняного масла или вареного (олифы), иногда и меда (для эластичности). Первый слой нередко наносили кистью, последующие — шпателем.

 

 

Мел (сухой, неплавленый)[30]................................. 1,0

Проклейка (15%-ный водный раствор животного клея) до консистенции шпатлевки[31].......... 0,5—0,7

 

Сухую выдержанную доску (ольховую, липовую и др.) проклеить горячей 15%-ной проклейкой. Просушить. Замочить в этой же проклейке серпянку (редкий холст, лучше неновый), слегка отжать и растянуть на доске. Разровнять ладонью. Просушить и слегка прошкурить.

В противне (или другой посуде) шпателем на основе горячей 15%-ной проклейки из сухого мела замешать (затереть) шпатлевку консистенции густой сметаны (или жидкой — для первого слоя, если его наносить кистью). Этим грунтом, применяя шпатель, нанести на лицевую сторону доски три-пять слоев, давая немного подсохнуть каждому предыдущему перед нанесением последующего. Дать подсохнуть. После просушки, смочив его слегка водой, шлифовать пемзой. Дать просохнуть и далее шлифовать наждачной бумагой наиболее тонких номеров.

Грунт-левкас следует готовить только на основе проклейки из высокосортного животного (столярного) клея. Плитки такого клея — тонкие (толщиной в пределах 0,5 см), жесткие на слом (ломаются с хрустом), на просвет прозрачные, имеют золотистый оттенок. Использование проклейки из низкосортного клея приводит, как правило, к растрескиванию грунта по высыхании (грунт покрывается сетью тонких трещин). Но наиболее часто растрескивание грунта-левкаса, даже приготовленного на проклейке из высокосортного клея, происходит от избытка в нем клея (грунты переклеенные, с недостатком в них наполнителя). Однако растрескивание грунта может быть и от избытка в нем наполнителя (грунты недоклеенные, рыхлые). К растрескиванию грунта-левкаса может привести и излишне толстый его слой, положенный за один прием, а также просушивание залевкашенной доски на сквозняке или, наоборот, в излишне теплом помещении.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.