Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. 4. Трехслойный грунт для фрески с матовой поверхностью (XV В. ) (20. С. 344—357)




 

Первый слой (грубый грунт — rinciffato)

Известковое тесто (жирное).................................. 1,0

Песок кварцевый (крупный).................................. 3,0

Вода (до рабочей консистенции)............... 0,3—0,5

 

Этот слой, предназначающийся для выравнивания плоскости стены, может быть нанесен и не в один прием, и не в один слой, а в два и три приема (слоя). Общая толщина rinciffato в пределах 1—3 см. Ему следует дать полностью высохнуть. (О целесообразности этого см. III.3.)

 

Второй слой (средний — arriciato)

Известковое тесто (жирное).................................. 1,0

Песок кварцевый (средний или мелкий)............ 2,0

Вода (до рабочей консистенции)............... 0,3—0,5

 

И этот слой может быть нанесен не в один прием — не в один слой. Общая толщина arriciato — в пределах 1 —1,5 см.

Каждому слою arriciato перед нанесением на него последующего надо дать несколько подсохнуть (чтобы нажим большим пальцем не оставлял следа). Так же надо дать подсохнуть и последнему его слою перед нанесением на него intonaco.

 

Третий слой (накрывка— intonaco)

Известковое тесто (жирное).................................. 1,0

Песок кварцевый (мелкий) или мраморная пудра, мелкотолченый фарфор и т. д..................... 0,5—0,7

Вода (до рабочей консистенции)............... 0,1—0,2

 

Толщина intonaco — 0,3—0,5 см. Наносить лопаткой (шпателем) на 1 день работы. Можно затереть теркой. Поверхность intonaco слегка шероховатая, матовая.

Методика наложения слоев грунта идентична описанной выше (III.3).

Во второй половине и особенно в конце XV века грунты многослойные все чаще вытесняются из практики стенописи грунтами двухслойными, причем нередко слоем arriciato покрывали всю стену (архитектурную поверхность) в один прием сразу, нередко его шершавили для лучшего сцепления с intonaco в последующем.

 

III.5. ДВУХСЛОЙНЫЙ ГРУНТ ДЛЯ ФРЕСКИ С ЧИСТО ИЗВЕСТКОВЫМ INTONACO (XV В.) (20. С. 335—355, 81. § 67)

Первый слой (arriciato)

Известковое тесто (жирное).................................. 1,0

Песок кварцевый (любой фракции)........... 2,0—3,0

Вода (до рабочей консистенции)............... 0,3—0,5

 

Хорошо перемешанный известково-песчаный раствор держать в творильном ящике в течение нескольких дней, затем еще раз тщательно перемешать и приступить к нанесению грунта. Заготавливать раствор можно из расчета работы им в течение 15—20 дней.

Толщина слоя в пределах 1 см, на сводах и потолках — 4—5 мм.

Иногда в силу больших перепадов плоскости arriciato следует класть и не в один слой, и не в один прием, и, следовательно, в целом большей толщины, но этим слоем следует плоскость выровнять[96]. Поверхность arriciato надо сделать «зернистой и немного шершавой». Дать высохнуть. Перед нанесением intonaco промочить и слегка перетереть для лучшего сцепления слоев.

Второй слой (intonaco) чисто известковый.

Известковое тесто — протертое, промытое, хорошо умятое и промешанное, в общем как масло или густая сметана.

По просохшему arriciato, но обильно увлажненному, нанести лопаткой слой intonaco толщиной в 1,5—2 мм на 1 день работы. Если необходим блеск, натереть (заполировать) поверхность intonaco стальной лопаткой (шпателем).

Этот тип грунта (с чисто известковым intonaco) получил широкое распространение в XVI веке, но как показало время — это не лучшие грунты.

Грунты XVI века. В это время в Италии работали такие выдающиеся мастера, как Рафаэль (1483—1520) и Микеланджело (1475—1564). Именно в это время в технике фрески были созданы наиболее выдающиеся произведения стенописи. И среди них «Афинская школа» (1510—1511) Рафаэля в станцах Ватикана, плафон Сикстинской капеллы (1508—1512) и «Страшный суд» (1536—1541) Микеланджело (ил. 39, 42, 44).

Из практики стенописи окончательно ушли многослойные грунты с заглаженным до блеска intonaco. Широкое распространение получили грунты двухслойные: известково-песчаные и реже известково-пуццолановые в нижних слоях, а в верхних — чисто известковые (иногда с добавлением незначительного количества мелкого кварцевого песка). Intonaco этих грунтов не полируется, имеет матовую и реже полуматовую поверхность. Кладется только на 1 день работы и нередко по уже давно высохшему arriciato, а то и просто по старой штукатурке. Пишут фрески небольшими фрагментами, стремясь их закончить bouone fresco и избежать ретуши, так как последнее не считалось мастерством высшего класса (ил. 40, 43, 45).

Краски фресок, в основном кроющие, нередко с известковыми белилами в своем составе, письмо широкое, иногда довольно пастозное, применяются лессировки и письмо с полусухой кисти. Но имеют место многочисленные ретуши цельнояичной темперой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.