Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VIII масляные краски




VII.11. ТЕРМОФОСФАТНЫЙ ГРУНТ № 2 (63. С. 46)

VII.10. ТЕРМОФОСФАТНЫЙ ГРУНТ № 1 (63. С. 46)

 

Бланфикс.......................................................... 0,8—1,0

Окись цинка..................................................... 0,2—0,4

Кремнезем............................................................... 0,02

Тальк................................................................. 0,1—0,2

Окись магния................................................ 0,04—0,1

Каолин............................................................. 1,2 —1,7

Алюмоборфосфатная связка....................... 1,0—1,2

Вода (дистиллированная)............................ 1,8—2,0

 

 

Двуокись титана............................................. 1,0—1,3

Пемза (молотая)............................................. 0,3—0,5

Гидроокись алюминия............................. 0,04—0,08

Алюмоборфосфатная связка....................... 0,9—1,2

Вода (дистиллированная)............................ 1,7—2,0

 

Сухие компоненты грунта (грунты № 1 и № 2) смешать и затереть на водном растворе связующего до консистенции жидкой сметаны. Если необходимо получить цветной грунт, в него следует ввести пигмент (пигменты).

На металлические основы грунт следует наносить в два приема: первый слой (очень тоненький) тщательно растирая кистью по поверхности. Просушить и обжечь.

На шероховатые и гигроскопичные поверхности грунт наносить в несколько тонких слоев, каждый слой, просушивая и подвергая обжигу перед нанесением последующего.

Технология обжига термофосфатных грунтов и проверка их закрепленности после обжига идентичны обжигу и проверке закрепленности красочного слоя термофосфатных художественных красок (VII.5).


 

В настоящее время масляные краски, связующим в которых служат высыхающие жирные масла, в изобразительном искусстве (главным образом в станковой живописи) — самый распространенный художественный материал. Благодаря специфике масла как связующего масляными красками можно писать все произведение сразу, постепенно настраивая его в цвете и тоне, прорабатывая детали, обобщая их и переписывая, пока не будет достигнут удовлетворяющий результат. Такой возможности художникам не представлял ни один из существовавших до них материал. Это стало возможным только потому, что краски, затертые на масле, относительно долго не сохнут, их можно вписывать друг в друга, лессировать ранее написанное, а то и вовсе переписать неудавшееся место, но главное, они не изменяют цвет и тон по высыхании. Все эти качества и обеспечили им то, что, начиная с XVII века, масляные краски прочно вошли в художественную практику, в том числе и в стенопись, отодвинув на второй план все материалы, имевшие распространение в этих видах изобразительного искусства до них (фреска — в стенописи, яичная темпера — в станковой живописи).

Масляные краски как материал упоминались еще в X веке. В XII веке ими выполнялись, но довольно редко, небольшие работы по росписи стен. В начале XV века фламандский художник Ян ван Эйк сумел получить быстросохнущее масло и написал красками, затертыми на нем, голову Иоанна Крестителя. С этого времени масляные краски как материал живописи начали свое триумфальное шествие в изобразительном искусстве.

Первую большую работу масляными красками на стене выполнил гениальный художник и мыслитель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, создав в трапезной монастыря Санта Мария делла Грациа в Милане знаменитую картину «Тайная вечеря» (1495—1497).

В XVII и в последующие века вплоть до XX масляными красками в архитектуре писали много, но главным образом все же не непосредственно по плоскостям стен, а на холстах, приклеивая последние прямо на штукатурку или натягивая их на подрамники и затем уже монтируя произведение на место в архитектуре. Это было вызвано главным образом тем, что масляные краски, этот великолепный материал для станковой живописи, оказался недолговечным на стенах: масла разлагаются едкой известью и щелочными солями, содержащимися в штукатурке. На ровных поверхностях стен и потолков использовали подрамники, на криволинейных (куполах, апсидах, конхах и т. д.) это было невозможно. Применяли разнообразные изолирующие слои (главным образом битумно-смоляные) с целью не допустить пагубного воздействия щелочи штукатурки на масло. Масляные краски, имеющие блестящую поверхность красочного слоя, особенно на криволинейных поверхностях, давали ненужные блики и отсветы, мешавшие обозрению произведений. Во избежание этого были разработаны специальные составы красок, дающих матовую поверхность красочного слоя, которые широко применялись главным образом в декоративных и отделочных работах. Так как такие краски несколько изменяли цвет и тон по высыхании, то это, естественно, осложняло работу ими. Кроме того, они формировали красочные слои, в большей степени подверженные разрушению, чем слои с блестящей поверхностью.

В малоосвещенных местах интерьеров как те так и другие краски темнели и желтели. На их красочный слой пагубно действовали как конденсат, так и прямые солнечные лучи. Изолированный от стены воздухо- и паронепроницаемыми грунтами и сам, обладая этими же свойствами, масляный красочный слой нередко вспучивался и отслаивался от поверхности стены. На открытом воздухе масло довольно скоро разрушалось, следовательно, и в экстерьере архитектуры этот материал был недолговечен.

Ко второй половине XIX века художники, работавшие в стенописи, окончательно пришли к заключению о непригодности масляных красок для росписей

стен, для создания в этом материале серьезных произведений, требующих больших духовных сил и материальных затрат, рассчитанных на многовековое существование.

Несмотря на все вышеперечисленные недостатки масляных красок, ими еще долго и много писали, и именно непосредственно по штукатурным поверхностям, как в интерьерах, так и в экстерьерах архитектуры. И это объясняется тем, что их атмосферостойкость в целом не ниже, а выше как известковых, так и клеевых красок. Кроме того, они удобны в работе, так как обладают плотным цветом и тоном, не изменяют их по высыхании, позволяют работать над всем произведением сразу. То есть этот материал имеет целый ряд существенных положительных качеств, что и определило широкое распространение масляных красок в стенописи XVII—XX веков.

Конечно, нет никакого смысла в наше время художнику самому тереть краски на масле, разумнее пользоваться красками промышленного производства как художественными для работ, небольших по размеру, так и декоративными и малярными — для выполнения крупных. Эти краски отличаются друг от друга более всего только качеством связующего (масла)[191]. Колеры, грунты и другие составы, необходимые для выполнения работ масляными красками в стенописи, промышленность не выпускает[192]. Вопросы выбора материалов и приготовление составов (отчего зависят в большой степени качество и долговечность работ) — это компетенция автора-художника. Естественно, не всегда он может сам участвовать во всех подготовительных операциях, но знать и контролировать их грамотное и добросовестное выполнение — это его обязанность.

Самый простой способ использования масляных красок для выполнения той или иной работы на стене — приготовление нужных колеров из художественных масляных красок промышленного производства[193]. Для этого необходимые по цвету краски следует развести одной олифой или олифой в смеси со скипидаром до консистенции сметаны и из этих красок составить колеры. Затем довести их растворителем до рабочей консистенции. Однако такие краски дают блестящую поверхность красочного слоя, что часто мешает воспринимать работу. Поэтому, как мы уже отмечали выше, для выполнения ответственных и высококачественных работ были разработаны различные составы, дающие возможность ликвидировать этот недостаток масляных красок. Одним из них является эмульсия, которой пользуются как разбавителем во время письма масляными красками с палитры. Используя эту эмульсию как разбавитель, можно составить колеры и из густотертых масляных красок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.