Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение человека




ТЕМА 22 ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Темы докладов и рефератов

1. Генная инженерия, ее возможности и перспективы.

2. Евгеника - возможное будущее человечества?

3. Научная фантастика о проблеме изменения сущности человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М. 1986.

2. Дарвинизм: история и современность. Л., 1988.

3.Дубинин Н.П. Очерки о генетике. М., 1985.

4. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология: общие закономерности. М., 1996.

5. История биологии с начала XX века до наших дней. М. 1975.

6. Кивенко Н.В. Принципы познания живого. Киев, 1991.

7. Кузнецов В.И., ИдлисГ.М.. ГутинаВ.И. Естествознание. М., 1996.

8. Райт Р.Т. Биология сквозь призму веры. М., 1994.

9. Рьюз М. Философия биологии. М., 1997.

10. Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоко» А.В. Краткий очерк теории эволюции. М., 1969.

11. Философские проблемы естествознания. М., 1985.

12. Югай Г.А. Общая теория жизни. М., 1985.



С давних времен многие мыслители пытались понять природу человека. Ее исследовали еще представители различных школ античной философии. Так, киники видели ее в естественном образе жизни и ограничении желаний и материальных потребностей; Эпикур - в чувствах, общих у человека и животных; Сенека и стоики - в разуме и т.д. Современная наука рассматривает человека как сложную целостную систему, соединяющую в себе биологические и социальные компоненты. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, человек принадлежит природе, а с другой - социальному миру. А в целом он является предметом изучения различных наук. В нашем случае речь пойдет о человеке как предмете естествознания.

Первый вопрос, на который следует ответить в таком аспекте, заключается в том, как биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, превращается в человека - существо не только биологическое, но и социальное, в создателя и носителя культуры.



С XIX века в науке господствует вытекающая из теории Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Эта концепция в XX веке получила генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому сходству ближе всего к человеку оказались шимпанзе. Поэтому вопрос о происхождении человека необходимо начинать рассматривать с определения сходных и отличительных признаков человека и животных.

Сходство человека с животными состоит в том, что, во-первых, у них одинаковый вещественный состав, строение и поведение организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, а многие структуры и функции нашего тела такие же, как у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция животного. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя уже не нужны ему.

Однако и отличия человека от животных носят фундаментальный характер. Во-первых, даже высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, то есть к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом вообще можно говорить, всегда конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логическим.

Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Опять-таки, у животных может быть очень развита система общения с помощью сигналов. Но только у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой -общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от сообщества других животных.

Третье фундаментальное отличие человека от животных -способность к труду. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки как орудие для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять, создавать орудия труда. Именно с этим отличием связано утверждение, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что труд создал человека.

Эти фундаментальные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь, труд - стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.

Рассматривая вопрос о появлении жизни на Земле, мы установили, что это стало возможным благодаря грандиозному скачку материи в эволюции Вселенной. Отмечалось также, что жизнь на нашей планете появилась в форме примитивной биосферы, развитие которой идет от ступени к ступени, скачкообразно переходя в качественно новые состояния. В целом при этом образовывались все более сложные и упорядоченные формы живого вещества. В истории биосферы бывали зигзаги, временные остановки прогрессивного развития, но они никогда не переходили в стадию деградации, поворота движения вспять. Достаточно взглянуть на перечень важнейших вех в истории биосферы, чтобы убедиться в этом. После первой глобальной бифуркации в истории биосферы, какой стало само зарождение жизни, появились простейшие прокариоты (организмы, лишенные оформленного ядра). Затем настал черед значительно более высокоорганизованных эукариотов (все высшие организмы, клетки которых содержат оформленное ядро), в том числе и аэробных (кислорододышащих) организмов. Их появление было связано с большим локальным снижением энтропии, но ценой этому было уменьшение стабильности отдельного организма и появление индивидуальной смертности, закодированной в генетическом аппарате, отсутствующей ранее. Это стало еще одной точкой бифуркации в развитии биосферы Земли, как и появление гетеротрофных организмов, обладающих способностью максимального усвоения энергии. Это привело к увеличению эффективности в использовании внешней энергии и материи, резко интенсифицировало естественный отбор.

Следующими точками бифуркации стали: появление многоклеточных организмов и функциональной дифференциации клеток внутри организмов; появление организмов с твердыми скелетами, открывшее путь к образованию высших животных; и, наконец, возникновение у высших животных развитой нервной системы и формирование мозга как центра сбора, переработки, хранения информации и управления на ее основе функционированием и поведением организмов.

Появление разума стало второй фундаментальной бифуркацией в истории биосферы. После этого проявилась способность материи познавать себя, что стало возможным с рождением человека и человечества.

Палеоантропологические исследования и открытия последних лет дали дополнительные доказательства того, что человек своими корнями прочно уходит в биосферу и является одним из ее многочисленных естественных созданий. Основные черты строения и эмбрионального развития человека четко определяют его как вид Homo sapiens в типе хордовых, подтипе позвоночных, классе млекопитающих, отряде приматов, подотряде человекообразных обезьян. Вместе с тем человек имеет специфические, присущие только ему особенности: прямохождение, мощно развитую мускулатуру нижних конечностей, сводчатую стопу с сильно развитым первым пальцем, подвижную кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60 градусов к горизонтали, очень большой и объемный мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченную плодовитость и некоторые другие.

Происхождение человека от обезьян, ведущих древесный образ жизни, предопределило ряд особенностей его строения, которые в свою очередь явились анатомической основой его способности к труду и дальнейшей социальной эволюции. Для животных, обитающих на ветвях деревьев, лазающих и прыгающих с помощью хватательных движений, необходимо было соответствующее строение органов: в кисти первый палец противопоставлен остальным, развитый плечевой пояс, позволяющий совершать движения с размахом 180 градусов, грудная клетка становится широкой и уплощенной в спиннобрюшном направлении. Передвижение на деревьях в самых разных направлениях с меняющейся скоростью, непрерывно меняющимися расстояниями, новой ориентировкой и новым прицелом перед прыжком привело к чрезвычайно высокому развитию двигательных отделов мозга. Необходимость точного определения расстояния при прыжках обусловило сближение глазниц в одной плоскости и появление бинокулярного зрения. В то же время жизнь на деревьях способствовала ограничению плодовитости. Уменьшение численности потомства компенсировалось тщательностью ухода за ним, а жизнь в стаде обеспечивала защиту от врагов.

После наступления ледникового периода обезьянам, не отступившим к экватору вместе с тропическими лесами и перешедшим к жизни на земле, пришлось приспосабливаться к новым суровым условиям и вести тяжелую борьбу за существование. Беззащитные против хищников, неспособные быстро бегать -настигать добычу или спасаться от врагов, лишенные густой шерсти, помогающей сохранять тепло, они могли выжить только благодаря стадному образу жизни и использованию освободившихся от передвижения рук. Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку явилось прямохождение.

Древнейший предок человека и высших обезьян, известный науке, - рамапитек - жил на территории от Индии до Африки примерно 14 млн. лет назад. Около 10 млн. лет назад от него отделился предок орангутанга - сивапитек. Он остался в Азии, где и сейчас живут его потомки. А общий предок гориллы, шимпанзе и человека, по-видимому, укоренился на Африканском континенте. Именно там обнаружены древнейшие орудия труда (возраст 2,5 млн. лет) и древнейшие остатки жилищ (возраст 1,75 млн. лет). Там же найдены останки Homo faber (человека умелого) - зинджантропа, жившего 2 млн. лет назад. Он обладал такими чисто человеческими признаками, как прямохождение, заметная развитость кисти руки. Приставка «умелый» дана ему за умение изготавливать и применять каменные орудия труда.

Естественный отбор шел в направлении сохранения признаков, содействовавших развитию стадности, что в свою очередь влияло на совершенствование руки и на развитие высшей нервной деятельности, прежде всего способности к обучению. Все эти особенности обеспечили победу обезьянолюдей в борьбе за существование и привели 1,5-2 млн. лет назад к широкому расселению их по Африке, Средиземноморью и Азии. Использование орудий, стадный образ жизни активно способствовали развитию мозга и возникновению речи.

Признаком, отделяющим человекообразных обезьян от людей, считается масса мозга, равная 750 г. Именно при такой массе мозга овладевает речью ребенок. Речь древних людей была очень примитивной, но она выражала качественное отличие высшей нервной деятельности человека от высшей нервной деятельности животных. Слово, обозначающее действие, трудовые операции, предметы, а затем и общие понятия, стало важнейшим средством общения между людьми.

Речь способствовала более эффективному взаимодействию членов первобытного стада в трудовых процессах, передаче накопленного опыта от поколения к поколению, то есть обучению. В борьбе за существование получили преимущество те первобытные стада древних людей, которые стали заботиться о стариках и поддерживать особей, ослабевших физически, но обладающих опытом и выделяющихся своими умственными способностями. Бесполезные ранее старики, съедаемые соплеменниками при нехватке пищи, стали ценными членами общества как носители знаний. Речь также содействовала развитию процесса мышления, совершенствованию трудовых процессов, эволюции общественных отношений.

Считают, что древнейшие люди появились около 1 млн. лет назад и прошли эволюцию от питекантропа к неандертальцам (появившимся около 200 тыс. лет назад) и далее к кроманьонцу - современному человеку, возникшему 40 - 50 тыс. лет назад. Хорошо развитый мозг, общественный характер труда привели к резкому уменьшению зависимости кроманьонца от внешней среды, к появлению абстрактного мышления и попыткам отражения окружающей действительности в художественных образах - наскальных рисунках, резьбе по дереву и кости, а также к появлению примитивных религий. После этого эволюция человека вышла из-под определяющего влияния биологических факторов и приобрела социальный характер.

Вышеперечисленные доказательства родства человека с животным миром нашей планеты считаются достаточными для того, чтобы перестать обсуждать вопрос об инопланетянах -предках человека или каких-то иных возможностях появления разума на Земле. Можно также сказать, что данные генетики также дают доказательства преемственности между низкоорганизованными и высокоорганизованными формами жизни. Так, установлено, что в генотипе человека примерно 95 процентов генов унаследовано от наших обезьяноподобных предков, 60 - 70 процентов генов принадлежат примитивным насекомоядным млекопитающим, послужившим исходной группой для эволюции всех приматов. В генотипе человека есть также гены, переданные через длинный ряд промежуточных форм от рыбообразных предков и т.п. Эти современные данные убедительно подтверждают биогенетический закон, говорящий о повторении в индивидуальном развитии организма всего предшествующего хода эволюции и объясняющий ряд примитивных признаков в эмбриональном развитии высших форм их происхождением от низших.

Таким образом, появление человека стало закономерным результатом развития биосферы Земли. Более того, как говорил В.И. Вернадский, человек не есть случайное, независимое от окружающего явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет. Именно столько времени в биосфере шел процесс цефализации (развития мозга), и он никогда не обнаруживал движения вспять. В ходе этого процесса сформировался мозг, материальная основа разума. Элементы разумного поведения обнаруживают высшие животные и некоторые птицы. Но полноценное проявление разума в биосфере присуще только человеку, так как лишь в его социальном развитии сформировалась, а затем ускоренно развивалась коллективная память - независимый от отдельного человека коллективный аппарат сбора, накопления, обобщения и хранения знания. Человек использует его для решения своих практических проблем, превратив его в сочетании с трудовой деятельностью в величайшую геологическую силу современности, активно преобразующую биосферу. При этом, считал Вернадский, раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, разум не может быть обратимым явлением, не может исчезнуть и несет в себе возможность неограниченного развития.

Преимущество человека перед другими высшими животными должно быть закреплено в материальном носителе разума - мозге.Чем же мозг человека отличается, например, от мозга его ближайших родственников - приматов? Как это ни покажется странным, но сравнительно недавно специалисты еще не могли обнаружить принципиальных различий в строении мозга человека и шимпанзе. Выделить такие отличия удалось только на новом уровне понимания строения и функционирования мозга, достигнутом в последние 30 - 40 лет. Выяснено, что простейшей структурной единицей мозга служит не нервная клетка (нейрон), как считалось раньше, а структурный ансамбль таких клеток со сложными, но фиксированными разветвлениями взаимосвязей. Один ансамбль обычно управляет или одним процессом, или одной функцией организма.

Эволюция мозга, его усложнение идет не только и не столько за счет количественного роста нервных клеток, хотя такой рост имеет место, сколько за счет растущей организованности, упорядоченности как отдельных структурных ансамблей, так и центров, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие реакции. Структурные единицы мозга развиваются в форме вертикальных колонок, включающих как клетки древних отделов мозга, расположенных в нижних пластах, так и клетки более молодых образований, располагающихся над этими пластами. Количественное увеличение ансамблей происходит главным образом за счет перестройки старых отделов и использования освобождающихся нервных клеток, а качественные изменения инициируются усложнением связей, увеличением их числа и широтой охвата связями клеток всего структурного ансамбля.

Структурные ансамбли мозга человека и приматов, ведающие такими функциями, как зрение, слух, двигательные реакции ног и тела, и многими другими, практически не различаются между собой. Существенные отличия выявлены в размерах и связях структурных ансамблей, ведающих у человека речью и двигательными реакциями рук, особенно кистей, чем определяется способность человека к трудовой деятельности. Выделяются у человека лобные доли, которые, согласно сложившимся представлениям, осуществляют интеграцию различных функций мозга в целенаправленные поведенческие реакции, а также участвуют в ассоциативных и обобщающих мыслительных процессах. У человека рекордная для животного мира относительная площадь лобных долей мозга, она достигает 25 процентов.

Важно отметить еще одно характерное обстоятельство. Строение ансамблей нервных клеток, их связи в мозгу программируются генетическим аппаратом. Развитость речевых и двигательно-трудовых структурных ансамблей мозга человека наследуется детьми от родителей. Но наследуется не речь и не трудовые навыки как таковые, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения. Генетические возможности реализуются- только при условии, что с раннего детства ребенок воспитывается и обучается в сообществе людей, в постоянном общении с ними. Редкие случаи, когда дети бывают воспитаны животными, а затем их находят и возвращают к людям, показывают, что они никогда в полной мере не смогут овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки, необходимые для сознательной деятельности. Поэтому история про Маугли - не более, чем красивая сказка. Генетический потенциал ограничен во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, потенциал гаснет, а человек остается на уровне того же примата.

В истории человечества немало примеров, показывающих, что не только отдельная личность, но и целые сообщества людей обязаны вести непрекращающуюся борьбу за овладение, сохранение и приумножение того, что выделяет людей из животного мира. Малейшее ослабление усилий или, что еще хуже, сознательное пробуждение в людях низменных начал в ущерб разуму с поразительной быстротой ведут к потере культурных завоеваний, к возрождению дикости и агрессивности даже в условиях технической развитости.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.138 сек.