Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Крутецкий В. А




ПСИХОЛОГИЯ

Крутецкий Вадим Андреевич

МОСКВА

Для учащихся педагогических училищ

В качестве учебника

ПСИХОЛОГИЯ


Допущено Министерством просвещения СССР

 

 

«ПРОСВЕЩЕНИЕ»

 

ББК 88

К84

 

Рецензенты:

1. Доктор психологических наук, профессор П. А. Просецкий.

2. Преподаватель Истринского педагогического училища Л. К. Кикоин.

 

 

Редактор С. Д. Крекова. Художник В. В. Кошмин

Художественный редактор Е. Л. Сеорина

Технические редакторы Л. Е. Пухова, Н. А, Киселева. Корректор Т. Ф. Алексина.

ИБ JVs 3583

Сдано в набор 16.04.79. Подписано к печати 24.12.79. Формат 60x90/16. Бум. типограф. № 2. Гарн. обыкн. нов. Печать высокая с фотополимерных форм. Усл. печ. л. 22,0. Уч.-изд. л. 24,45. Тираж 257 000 экз. Завда 96. Цена 80 коп. Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41. Саратовский ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат Росглавполиграфпрома Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговля. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

 

К84 Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Книга написана в соответствии с программой курса педагогии в педагогических училищах.

В учебнике раскрыты общие вопросы психологии, рассмотрены закономерности пси­хических процессов, психической деятельности, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности, освещены вопросы возрастной и педагогической психологии, содержится материал для проведения практических работ.

К 60602 — 305 _з_80 4308022100 103(03) – 80 ББК 88 15

Издательство «Просвещение», 1980 г.

Содержание


ОТ АВТОРА............................................................................................................................................. 6

Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ............................................................................. 7

Глава I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ................................................... 7

§ 1. Общее понятие о психике и психологии....................................................................................... 7

§ 2. Материалистическое понимание психики.................................................................................... 9

§ 3. Значение и задачи психологии..................................................................................................... 13

§ 4. Методы психологии....................................................................................................................... 14

Глава II. МОЗГ И ПСИХИКА............................................................................................................ 23

§ 1. Строение нервной системы........................................................................................................... 23

§ 2. Кора больших полушарий мозга................................................................................................... 26

§ 3. Работа нервной системы человека................................................................................................ 29

Глава III. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ....................................................................... 36

§ 1. Развитие психики в животном мире............................................................................................ 36

§ 2. Сознание человека и его общественная природа........................................................................ 40

Раздел второй. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.............................................................................. 44

Глава IV. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ И ПУТЯХ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ...................... 44

§ 1. Понятие о личности....................................................................................................................... 44

§ 2. Общественная природа личности и ее формирование............................................................... 45

§ 3. Направленность личности............................................................................................................. 48

§ 4. Личность и коллектив.................................................................................................................... 50

Глава V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.................................................................................................................. 53

§ 1. Понятие о деятельности................................................................................................................. 53

§ 2. Структура деятельности................................................................................................................. 54

§ 3. Виды деятельности......................................................................................................................... 55

§ 4. Умения и навыки человека............................................................................................................ 59

§ 5. Привычки........................................................................................................................................ 63

Глава VI. ВНИМАНИЕ....................................................................................................................... 66

§ 1. Внимание и его физиологические основы.................................................................................. 66

§ 2. Виды и свойства внимания........................................................................................................... 69

§ 3. Развитие и воспитание внимания школьников.......................................................................... 75

Раздел третий. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ................................................ 79

Глава VII. ОЩУЩЕНИЕ..................................................................................................................... 79

§ 1. Понятие об ощущении.................................................................................................................. 79

§ 2. Анализаторы как органы ощущений............................................................................................ 79

§ 3. Виды ощущений............................................................................................................................. 81

§ 4. Общие закономерности ощущений.............................................................................................. 85

§ 5. Развитие ощущений....................................................................................................................... 86

Глава VIII. ВОСПРИЯТИЕ................................................................................................................. 89

§ 1. Восприятие и его физиологические основы............................................................................... 89

§ 2. Основные особенности восприятия............................................................................................. 90

§ 3. Развитие восприятия и наблюдательности у детей.................................................................... 93

Глава IX.ПАМЯТЬ............................................................................................................................... 96

§ 1. Память и ее значение........................................................................ 96

§ 2. Физиологические основы памяти................................................................................................. 97

§ 3. Процессы памяти............................................................................................................................ 98

§4. Виды памяти.................................................................................................................................. 100

§ 5. Запоминание и условия его эффективности............................................................................. 104

§ 6. Забывание и борьба с ним........................................................................................................... 108

§ 7. Индивидуальные особенности памяти...................................................................................... 110

§ 8. Развитие памяти у детей.............................................................................................................. 111

Глава X. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ....................................................................................................... 114

§ 1. Понятие о мышлении.................................................................................................................. 114

§ 2. Речь и ее функция......................................................................................................................... 116

§ 3. Операции мышления.................................................................................................................... 117

§ 4. Основные формы мышления....................................................................................................... 119

§ 5. Индивидуальные особенности мышления человека................................................................ 121

§ 6. Виды речи...................................................................................................................................... 123

§ 7. Развитие мышления и речи у детей............................................................................................ 125

Г л а в а XI. ВООБРАЖЕНИЕ.......................................................................................................... 129

§ 1. Понятие о воображении............................................................................................................... 129

§ 2. Виды воображения....................................................................................................................... 130

§ 3. Развитие воображения у детей.................................................................................................... 134

Глава XII. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА................................................................................................. 136

§ 1. Общее понятие об эмоциях и чувствах...................................................................................... 136

§ 2. Особенности эмоций.................................................................................................................... 138

§ 3. Виды чувств.................................................................................................................................. 142

§ 4. Развитие эмоций и чувств у детей.............................................................................................. 144

Глава XIII. ВОЛЯ.............................................................................................................................. 146

§ 1. Общее понятие о воле.................................................................................................................. 146

§ 2. Анализ волевого действия........................................................................................................... 148

§ 3. Волевые качества личности........................................................................................................ 150

§ 4, Развитие и воспитание воли у детей.......................................................................................... 152

Раздел пятый. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ................................... 155

Глава XIV. ТЕМПЕРАМЕНТ............................................................................................................. 155

§ 1. Понятие о темпераменте.............................................................................................................. 155

§ 2. Физиологические основы темперамента................................................................................... 156

§ 3. Характеристика темпераментов.................................................................................................. 158

§ 4. Учет темпераментов детей в учебно-воспитательной работе.................................................. 160

Глава XV. ХАРАКТЕР........................................................................................................................ 163

§ 1. Понятие о характере..................................................................................................................... 163

§ 2. Черты характера............................................................................................................................ 165

§ 3. Формирование характера и пути его воспитания..................................................................... 168

Глава XVI. СПОСОБНОСТИ........................................................................................................... 171

§ 1. Понятие о способностях и их природе...................................................................................... 171

§ 2. Виды способностей...................................................................................................................... 174

§ 3. Способности и личность.............................................................................................................. 176

§ 4. Условия развития способностей у детей.................................................................................... 177

Раздел шестой. ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ...................................................... 181

Глава XVII. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ.................................................... 181

§ 1. Общие закономерности психического развития...................................................................... 181

§ 2. Понятие возраста и возрастных особенностей.......................................................................... 183

Глава XVIII. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ.................... 185

§ 1. Развитие ребенка в раннем и преддошкольном возрасте........................................................ 185

§ 2. Развитие ребенка в дошкольном возрасте................................................................................. 186

§ 3. Готовность ребенка к обучению в школе.................................................................................. 187

Глава XIX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.............. 190

§ 1. Общая характеристика возраста................................................................................................. 190

§ 2. Учебная деятельность младшего школьника............................................................................. 191

§ 3. Особенности развития познавательных процессов.................................................................. 193

§ 4. Формирование личности в младшем школьном возрасте........................................................ 196

Глава XX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА И СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА............................................................................................................................................................... 201

§ 1. Общая характеристика подросткового возраста...................................................................... 201

§ 2. Учебная деятельность и труд подростка.................................................................................... 202

§ 3. Формирование личности в подростковом возрасте................................................................. 204

§ 4. Развитие эмоционально-волевой сферы и общения................................................................. 207

§ 5. Интересы и способности подростков......................................................................................... 209

§ 6. Некоторые психологические особенности старшего школьника........................................... 210

§ 7. Трудовая деятельность и выбор профессии старшими школьниками.................................... 212

Раздел седьмой. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ......................................... 215

Глава XXI. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ..................................................................... 215

§ 1. Учение и era закономерности...................................................................................................... 215

§ 2. Формирование у школьников научных понятий...................................................................... 218

§ 3. Формирование активного, самостоятельного, творческого мышления................................. 221

§ 4. Индивидуализация обучения...................................................................................................... 223

Глава XXII. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ............................................................ 226

§ 1. Общие закономерности формирования личности школьника............................................... 226

§ 2. Психологические основы воспитательного воздействия........................................................ 229

§ 3. Роль коллектива в процессе воспитания................................................................................... 234

§ 4. Психологические основы воспитательного воздействия труда.............................................. 236

§ 5. Индивидуальный подход в воспитании.................................................................................... 239

Глава ХХIII. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УЧИТЕЛЯ........................................ 243

§ 1. Личность советского учителя..................................................................................................... 243

§ 2. Педагогические способности...................................................................................................... 244

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 248

Примерная программа изучения учащихся...................................................................................... 248

Общие сведения об учащемся............................................................................................................ 248

Направленность личности учащегося............................................................................................... 249

Воля и характер учащегося................................................................................................................. 249

Психолого-педагогическая характеристика..................................................................................... 250

Программа изучения ученического коллектива (III класс)............................................................ 251

ЛИТЕРАТУРА..................................................................................................................................... 252


ОТ АВТОРА

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой учебник по курсу «Психология» для учащихся педагогических училищ, написанный в полном соответствии с действующей программой по психологии для педагогических училищ.

В данном учебнике автор стремился реализовать принцип, на который указывается в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977),— сочетание достаточно высокого уровня научности материала с доступностью его для понимания учащимися при разгрузке от второстепенного материала.

Учебник предусматривает изучение основ общей, детской и педагогической психологии. Основная задача, которую преследовал автор,— ориентировать учащихся педагогических училищ будущих учителей — на правильное понимание сущности психических процессов и явлений и их развития в связи с формированием личности ребенка, школьника, сообщить учащимся сведения о возрастных психических особенностях детей и школьников, дать учащимся основные знания в области психологии обучения и воспитания и на этой базе обосновать важнейшие положения педагогики, помочь будущим учителям разбираться в собственной психической жизни и психической жизни детей, целенаправленно руководить их поведением и деятельностью. При изложении фактического материала автор последовательно старался исходить из принципа диалектического единства психического и физиологического (в связи с чем расширен раздел, посвященный нервной системе и мозгу), а также из принципа материалистического детерминизма — причинной обусловленности формирования и развития психических явлений условиями жизни и деятельности, обучения и воспитания. В соответствии с программой психологии для педагогических училищ в книге принята такая система изложения материала, когда рассмотрение вопросов развития у школьника тех или иных познавательных процессов и состояний (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), а также воли и характера начинается при прохождении соответствующих тем раздела общей психологии, при этом указывается лишь на общие условия и направление развития. В разделе «Основы возрастной психологии» полученные ранее данные обобщаются, систематизируются и синтезируются.

Данное учебное пособие ориентировано согласно "единой программе на все специальности, по которым осуществляют подготовку педагогические училища (учителя начальных классов, учителя черчения, рисования, труда и физкультуры в IV—VIII классах, музыкального воспитания в дошкольных учреждениях и в IV— VIII классах). Однако освещение некоторых специальных вопросов, которые не включены в единую программу и рассмотрение которых представляется на усмотрение преподавателей психологии, не входило в задачи автора.

В предлагаемом учебнике значительно расширен раздел, посвященный методам психологического исследования. Это объясняется, во-первых, тем, что в настоящее время повышаются требования к умению учителя проводить психологическое изучение школьников, а во-вторых, тем, что в учебнике в соответствии с программой предусмотрено выполнение большого количества практических заданий и наблюдений в школе; с этой же целью в учебнике имеется специальный раздел «Некоторые методические указания к выполнению практических заданий». Предлагаемый список рекомендуемой литературы поможет учащимся в выборе книг для более углубленного изучения психологии.

Автор будет благодарен всем, кто пожелает сделать критические замечания и предложения по совершенствованию учебника.

 

Автор

Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

 

Глава I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.