КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индивидуальные особенности памяти
В жизни можно наблюдать значительные индивидуальные различия в области памяти. Закрепленные индивидуальные особенности памяти характеризуют личность, становятся ее свойствами, так как накладывают своеобразный отпечаток на деятельность и поведение личности. Выделяют различные типы памяти в зависимости от того, что успешнее запоминает человек и как он предпочитает запомнить. Во-первых, люди по-разному запоминают различный материал. Одни наиболее хорошо запоминают картины, лица, предметы, цвета, звуки. Это представители наглядно-образного типа памяти. Другие лучше запоминают мысли и словесные формулировки, понятия, формулы и т. п. Это представители словесно-логического типа памяти. Третьи одинаково хорошо запоминают и наглядно-образный, и словесно-логический материал. Это представители гармонического типа памяти. Во-вторых, люди предпочитают запоминать разными способами. С этой точки зрения различают типы памяти в зависимости от степени участия основных анализаторов в процессе запоминания: зрительный, слуховой) двигательный и смешанный (зрительнослуховой, зрительно-двигательный ислухо-двигательный) типы. Одни люди лучше запоминают зрительно, другие — на слух, третьи — при помощи двигательных ощущений, четвертые — при комбинированном способе. Наблюдая школьников, также можно видеть, что одни дети успешнее запоминают учебный материал, читая его про себя, другие — читая вслух или слушая учителя, третьи, для того чтобы запомнить, прибегают к записи. Наиболее распространен смешанный тип памяти. «Чистые» тины памяти встречаются реже. Индивидуальные различия памяти зависят от характера деятельности человека. Иначе говоря, типы памяти зависят от упражнения анализаторов, включенных в конкретную деятельность человека (учебную, профессиональную и г. д.). Определенное значение имеют и некоторые особенности высшем нервной деятельности. Например, существование иагяядвв-ображвххг» типа памяти объясняется относительным преобладанием сигнальной системы, словесно-логического типа — второй емшальной системы, гармонического типа — равновесием обеих сигнальных систем. Наконец, можно характеризовать память человека в аааиснмости от того, насколько развиты у вето отдельные процессы. памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память, если он < отличается: 1) быстротой «ажшжиания, 2) прочностью оэхраве' ния, 3) точностью воспроизведении * 4) так называемой готовностью памяти. Под готовностью памяти понимают способность припоминать (как говорят, извлекать из запасов памяти) то, что необходимо в нужный момент, т. е. быстрое «оживление» нужных связей под влиянием сигналов второй сигнальной системы (словесного побуждения со стороны других людей или внутреннего самоприказа). Далеко же часто встречаются люди, которые я быстра заиомянатот, и длительно помнят, и точно воспроизведет, и вспомн_ нают в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется Это раалично по отношению к различному материалу, в зависим>всти от интересов человека, его профессии. Одни быстро в хорошо запоминают лица, но плохо — математический материал, других характеризует хорошая музыкальная, но плохая «бытовая» память и т. д. А. С. Пушкин отличался исключительной «[«мятью на литературные тексты: страницу стихотвориого текста <©н прочно и надолго запоминая после двух-трех ирочтеиий. И. П. Павлов часто помнил точные материалы опытов лучше, чем еэтрудаяки, проводившие эти опыты. Поразительной памятью отличался Я. М. Свердлов. Он прочно и точно помнил имена, адреса, кзгачки, задания, личные характеристики нескольких тысяч нартенных работников-подпольщиков (до революции надо была ш» возможности избегать записей). Наиболее распространенная типология памяти свизажа с мошкой быстроты запоминания и прочности сохранения. Оптимально сочетание быстрого запоминания и ирвчвого сохранения. Среди школьников нередко встречаются дети, «отюрвпя для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Причем эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное легко и полно его. воспроизводят. Школьники, быстро запоминающие и длительно сохраняющие заученное, выделяются ер«ди других учащихся успехами в усвоении знаний. Учитеда& вряходится иметь дело и со школьниками, медленно запоминающими учебный материал, но зато длительное время сохраняющими загученное. Таких школьников надо побуждать заучивать учебмый материал путем активных повторений, применять различим© приемы: слушать, читать, записывать, зарисовывать, отираться на наглядные пособия и т. д. Закрепленный в результате многократных повторений материал сохраняется в памяти у Э1ях школьников так же длительно и прочно, как и у учащихся, запоминающих быстро. Среди учащихся встречаются и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, ио так же быстро забывают выученвое. Обычаю на второй-третий день они уже плохо, неполно и неточно воспроизводят закрепленный материал. У таких, школьников необходимо прежде всего воспитывать установку иа длительное запоминание, привычку еамовтояггельно повторять- пройденное через определенное время, их нужно постоянно проверять, конт|юлиров!ат». При усвоении нового материала учащимся надо давать индивидуальные4 задания — повторять то, что из прошлых зваягай связано е новым материалом. Наиболее трудами случай — медленное запоминание и быстрое за@*1шан>ие учебы0*"0 материала. Отдельные дети, затрачивая многш времени и сил на заучивание материала, воспроизводят его неточно и быстро забывают. Слабая гародуктивнветь их памяти шбт.яежжтея разными причинами. Как правило, плохое запоминание наблюдается у школьников, которые часто пропускают закипая, веенств'матически выполняют учебные задания, не владеют ири-емами гаиюминавия. Этим детям надо регулярно помогать, те-ргаелгаво учить- приемам рационального заучивания. При соответствующей работе процессы запоминания и воспроизведения у них знатетельв© улучшаются. .Слабая продуктеваоетъ иамяти иногда является следствием заболеваний, сильвого переутомления. Для таких детей, кроме индивидуального обучения и непосредственной помощи в заучивания, необходим «медиальный режим: чередование учебной деятельности и отдыха, разумна» дозировка учебных заданий и т. д. Очень чает© идазначда'етьные результаты запоминания зависят не \от плохой памяти, а от плохого внимания учащихся. Если учвдшк рассеян н* уроке нши я® привык сосредоточенно работать, он нлахо воеюрщишает учебный материал, а следовательно, ему нечете» запоминать. Отсутствие внимания или недостаточное внима-нич* учшв(е«>ся на уроке — одна иа важнейших причин плохого запоминания.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |