Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о темпераменте. Вопросы для повторения




Вопросы для повторения

 

1. Что такое воля?

2. На примере, взятом из жизни (или на литературном примере), дайте анализ волевого действия.

3. Охарактеризуйте основные волевые качества.

4. Каковы важнейшие пути и условия воспитания воли у школьников?

5. В чем проявляются негативизм, внушаемость и упрямство школьников? Укажите причины появления этих недостатков и пути их преодоления.

6. Что означает морально воспитанная воля и в чем она проявляется?

 

Практические задания

 

1. Организуйте наблюдения за волевыми проявлениями одного из уче­ников I — 1!! класса. Дайте развернутую характеристику воли этого ученика.

2. Понаблюдайте за тем, как учитель создает условия для тренировки волевого усилия, организованности, настойчивости учащихся на уроках.

Раздел пятый. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

 

Глава XIV. ТЕМПЕРАМЕНТ

 

Еще в глубокой древности ученые, наблюдая внешние осо­бенности поведения людей, обратили внимание на большие инди­видуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спо­койны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в кон­такты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрыт­ны. Причем имелись в виду чисто внешние проявления, безотно­сительно к тому, умен человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т. д.

Например, два человека делают одну и ту же работу и де­лают ее одинаково хорошо, но один трудится со страстью, ув­леченно, нетерпеливо, проявляет инициативу, другой — нето­ропливо, зато методично, основательно, деловито, строго по инст­рукции. Такие индивидуальные особенности были названы темпе­раментом (от латинского слова «темпераментум»— соотношение, пропорция).

Такого рода различия действительно существуют. Наблюдая за поведением детей и взрослых, за тем, как они трудятся, учатся, играют, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обратим внима­ние на большие индивидуальные различия между ними в отно­шении активности, подвижности, эмоциональности, т. е. различия их темпераментов.

Темпераментэто индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведе­ния.

В настоящее время выделяют два основных показателя дина­мики психических процессов и поведения: активность и эмоцио­нальность. Активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, проявлять себя в разнообразной деятельности, в различной быстроте и силе протекания психических процессов, в различной степени двигательной (или моторной) подвижно­сти, быстроте или замедленности реакций. Проявление активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, большая энергия, страстность и стремительность в психической деятельности, движениях и речи, а с другой — пассивность, инертность, медлительность, вялость психичес­кой деятельности, движений и речи. Второй показатель дина­мичности — эмоциональность — выражается в различной степени эмоциональной возбудимости, в быстроте возникновения и сило эмоций человека, в эмоциональной впечатлительности (воспри­имчивости к эмоциональным воздействиям).

С древнейших времен различали четыре основных типа тем­перамента, которые получили следующие названия: сангвиничес­кий (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный) и меланхолический (замкну­тый, склонный к глубоким переживаниям). Отсутствие необходи­мых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах. Древнегреческий врач Гиппократ (V—IV вв. до н. э.) считал, что темпераменты объясняются различным соотношением основных видов жидкости в организме и тем, какая из них преобладает: кровь (по-латински «саигвис»), слизь (по-гречески «флегма»), красно желтая желчь (по-гречески «холе») или черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Теперь ясно, откудавзялись и названия темпераментов, и сам термин «темперамент».

Если вы понаблюдаете за школьниками на занятиях или на перемене, во время игры, в мастерских на уроках труда, то вы ясно увидите различные проявления их активности и эмоцио­нальности. Одни очень подвижны, на уроке или в мастерской работают нетерпеливо и порывисто, моментально реагируют на изменения обстановки, эмоции их (радость, досада, обида) прояв­ляются ярко и несдержанно. Другие спокойны и деловиты, темп работы у них замедленный, речь тягучая и однообразная, эмоции почти не проявляются, дети внешне безразлично относятся ксвоим успехам и неудачам.

Выделите вы и школьников, живых, жизнерадостных, очень общительных, но несколько беззаботных и беспечных, подвижных, но без резкости, легко поддающихся чувствам, но не сильным и не глубоким. Наконец, обратят на себя ваше внимание и застен­чивые, замкнутые, малообщительные ученики с тихой, робкой речью, эмоционально уязвимые, обидчивые. Это и будет значить, что вы выделили школьников — представителей разных темпера­ментов — холерического, флегматического, сангвинического и меланхолического.

Темперамент характеризует динамичность (подвижность) лич­ности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или со способностями). Люди самого различного темперамента мо­гут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Если взять крупнейших писателей, то А. И. Герцен был типичным сангвиником, И. А. Крылов — флегматиком, А. С. Пушкин — холериком, а Н. В. Гоголь — меланхо­ликом. - Примерно в одно и то же время прославили себя на военном поприще великие русские полководцы — холерик А. В. Суворов и флегматик М. И. Кутузов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.